Как определяют размер доплаты и какие условия совмещения? Минтруда пояснило нюансы дополнительной работы
Условия дополнительной работы, размер доплаты и другие нюансы разъяснило Министерство труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Беларуси выделяют три вида дополнительной работы: совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – речь о работах по другой вакантной профессии или должности; расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работы по такой же вакантной профессии или должности; исполнение обязанностей работника, который временно отсутствует, – работы как по другой, так и по такой же профессии или должности.
За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Ее размер определяется нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Дополнительная работа должна производиться в течение установленной продолжительности рабочего дня работника. Она выполняется наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией).
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, а также размер доплаты. При этом дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Отказаться от дополнительной работы можно в любой момент: работник имеет право сделать это досрочно, а наниматель – досрочно отменить поручение о выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
Новации в госсоцстраховании и пенсионном обеспечении: Минтруда разъяснило на конкретных примерах
Министерство труда и социальной защиты на конкретных примерах пояснило основные нововведения закона по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Согласно закону для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) предусмотрено право (при изъявлении желания) доплатить взносы в бюджет Фонда социальной защиты населения для формирования пенсионных гарантий.
Например, доход плательщика с 1 января 2025 года составляет Br20 тыс. В ФСЗН уплачено Br1,2 тыс., то есть 60 % от налога. При этом минимальный взнос для стажа должен составлять Br2 526,48 (29 % от 12 МЗП = 726 х 12 х 29 %). В итоге будет предложено доплатить Br1 326,48 (2 526,48 – 1200).
Для индивидуальных предпринимателей (ИП) – плательщиков подоходного налога законом вводится дифференцированный порядок уплаты взносов в ФСЗН (35 %) в зависимости от размера годового чистого дохода ИП (доход минус расходы).
Так, для ИП с доходом до 12 МЗП (Br8712) взносы рассчитываются с фактического чистого дохода. Например, годовой доход – Br6 тыс. Взносы составят Br2,1 тыс. (Br6 тыс. х 35 %).
Для ИП с доходом от 12 МЗП и выше взносы рассчитываются с суммы 12 МЗП (Br8712). Допустим, чистый доход – Br25 тыс. Взносы равны Br3049,2 (Br8 712 х 35 %).
В Минтруда уточнили, что для ИП – плательщиков единого налога сохраняется действующий порядок: взносы уплачиваются в размере 35 % от МЗП за каждый месяц, в котором уплачивался единый налог. Например, за 12 месяцев это будет Br3049,2 (Br726 х 12 х 35 %).
Кроме того, по новому законодательству упрощается взаимодействие ИП с ФСЗН. Фонд самостоятельно рассчитывает взносы на основе данных МНС. ИП получают готовый платеж, а фонд вносит данные в персонифицированный учет. Заполнение формы ПУ-3 фонд берет на себя.
При установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН. Для работодателя уплата взносов будет производиться из фактических сумм выплат заработной платы в конвертах, но не ниже 1/30 пятикратной величины средней заработной платы за каждый день выплаты заработной платы в конвертах. Для работника в страховой стаж засчитывается доход в размере минимальной заработной платы (Br726), а не фактический.
Закон вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
С 15 июля запущен в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Беларуси
Министерство труда и соцзащиты сегодня запускает в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Республики Беларусь – psz.gov.by. Теперь это единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах соцсферы.
Любой запрос под ваши нужды
Портал социальной защиты работает уже более 10 лет. За это время потребности и запросы граждан расширились, а технологии и уровень сервисов усовершенствовались. Настало время предоставить пользователям информацию в более качественном виде, адаптировав ее под жизненные ситуации или статус гражданина, рассказывает заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова.
Обновленный портал адаптирован для всех возрастных категорий населения. Здесь содержится актуальная и исчерпывающая информация об административных процедурах, выплатах, пособиях, пенсиях, государственной адресной социальной помощи, порядке рассмотрения вопросов и т.д., координаты и контакты профильных учреждений и организаций. Важно: на главной странице есть интерактивный помощник, с помощью которого можно выбрать свою социальную категорию (юрлицо, госслужащий, человек с инвалидностью, иждивенец, безработный, семья с детьми, человек пенсионного возраста и т.п.) либо жизненную ситуацию (утрата кормильца, рождение и воспитание ребенка, достижение пенсионного возраста, беременность и роды, установление группы инвалидности и др.). Портал автоматически подберет спектр услуг, которыми можно воспользоваться на данном жизненном этапе, в том числе в привязке к месту проживания.
В считаные секунды
Одно из главных изменений, произошедших на портале, – появление новых онлайн-сервисов. О некоторых из них подробнее.
Онлайн-заявки на оказание социальных услуг
Сегодня в республике функционирует 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), и все они оказывают широкий спектр услуг: например, сиделки, социального работника, няни. Все это можно на договорной основе заказать в ТЦСОН при личном визите, а с середины июля – и в онлайн-режиме, отмечает Юлия Бердникова:
– Нужно войти в личный кабинет, выбрать ТЦСОН в соответствии с местом своего проживания, перечень услуг, оставить контактные данные и отправить заявку. Она будет обработана в течение двух рабочих дней, после чего с гражданином свяжется специалист и приступит к оформлению договора. Еще одно ноу-хау – человек сможет заказать услугу как в отношении себя, так и в отношении третьих лиц – родителей или соседей: мы понимаем, что не каждый владеет современными технологиями и может воспользоваться личным кабинетом.
Запись на прием
В онлайн-режиме можно записаться на прием к профильным специалистам в любом ТЦСОН, управлении либо отделе по труду, занятости и социальной защите, органах Фонда социальной защиты населения, Департамента государственной инспекции труда – словом, во всех учреждениях системы соцзащиты.
Можно выбрать удобные дату и время, а также необходимого специалиста. В министерстве убеждены, что сервис будет очень востребован и расширит зону комфорта по организации коммуникаций с гражданами.
Чат-бот для экстренных сообщений о невыплатах пособий и зарплаты
В Министерстве расширяют каналы информационного взаимодействия для оперативного решения острых проблем. В новой версии портала предусмотрен чат-бот для информирования органов Департамента госинспекции труда либо органов ФСЗН по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и пособий.
– Если работодатель не выполняет свои обязательства по выплате зарплаты или не вовремя выплачивает, допустим, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, не оплачивает больничный лист, в чат-боте нужно указать наименование организации, что именно не выплачено, за какой период, а также оставить свои контактные данные. Специалисты, получив сообщение, оперативно свяжутся с гражданином, выяснят необходимые детали и приступят к взаимодействию с субъектом хозяйствования.
ВАЖНО
Вход в личный кабинет на портале социальной защиты осуществляется через межбанковскую систему идентификации (МСИ). Это привычный инструмент для большинства белорусов – тех, кто дистанционно взаимодействует с банковской системой.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 15 июля 2025 г.
Главой государства подписан Закон об изменениях в вопросах соцстрахования и пенсионного обеспечения
В целях совершенствования законов по вопросам государственного социального страхования с учетом практики их применения Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения».
Законом предусматривается предоставление плательщикам налога на профессиональный доход права самостоятельно доплачивать в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения взносы на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных гарантий.
Для индивидуальных предпринимателей устанавливается дифференцированный порядок уплаты взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в зависимости от полученных ими доходов. Также предусматривается продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процессов взаимодействия с ФСЗН.
Законом ужесточаются меры ответственности для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, с одновременным снижением социальных гарантий для получателей данной заработной платы. Органам Фонда социальной защиты населения предоставляется право выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности с субъектов хозяйствования в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
Минтруда: доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов
Доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов. Таким мнением в пресс-центре
БЕЛТА поделилась начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
Виктория Гречиха подчеркнула, что проблемы людей с инвалидностью находятся в постоянном поле внимания государства. «Ключевая цель – интегрировать людей с инвалидностью в общество. Необходимый аспект их социальной интеграции и активной жизни – независимый образ жизни. Инклюзия начинается прежде всего с доступной среды», – отметила она.
Работа по созданию доступной среды ведется с 2007 года. «Ратифицировав в 2016 году Конвенцию о правах инвалидов, наша страна взяла на себя обязательства по созданию для людей с инвалидностью условий, равных со всеми. Ведется планомерная работа по воплощению положений этого документа в жизнь. Ежегодно утверждается национальный план действий по реализации и мероприятия, закрепленные в нем, предусматривают работу по совершенствованию законодательства, принятию организационных мер по обеспечению реализации прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности», – рассказала Виктория Гречиха.
Создание условий для инвалидов невозможно без их непосредственного участия. В стране также существует Республиканский межведомственный совет по правам инвалидов, полноправными участниками которого являются председатели общественных объединений инвалидов, поднимающие проблемные вопросы для рассмотрения на совете. «С 2020 года аналогичные советы созданы во всех регионах, и в их составы в обязательном порядке включены представители общественных объединений инвалидов. Создание доступной среды на местах также входит в круг рассматриваемых на советах вопросов», – отметила начальник управления.
Многие из поднимаемых вопросов были учтены в обновленном в 2023 году Законе о правах инвалидов и их социальной интеграции. «Новации закона охватили различные аспекты жизнедеятельности инвалидов. В нем закреплены основополагающие направления конвенции – это в первую очередь обеспечение равенства прав инвалидов и защита от дискриминации по признаку инвалидности, создание условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества, включая расширение доступности для инвалидов среды обитания, услуг и информации. Также закон охватывает получение образования, реализацию права на труд, уважения к правам, свободам и достоинству инвалидов. Отдельные положения закона направлены на организацию окружающего пространства, чтобы люди с инвалидностью могли беспрепятственно получать доступ к услугам, объектам и информации, а также свободно перемещаться по выбранному маршруту», – поделилась Виктория Гречиха.
Касательно результатов она отметила, что на данный момент около 65 % общественного транспорта в Беларуси уже адаптировано для людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц. А к 2030 году в Беларуси планируется создать доступную среду на 41 тыс. объектов. И это только часть результатов.
По информации
БЕЛТА