Беларусь и Россия будут временно обмениваться сведениями из систем электронных паспортов техники
Временное соглашение о взаимодействии между национальным оператором систем электронных паспортов техники Республики Беларусь ОАО «ЦНИИТУ» (предприятие системы Министерства промышленности) и администратором систем электронных паспортов техники Российской Федерации АО «Электронный паспорт» подписано в Минске. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе Минпрома.
Реализация временного соглашения позволит наладить двухсторонний обмен электронными паспортами между двумя системами электронных паспортов и упростить процедуру оформления электронных паспортов на технику, экспортируемую в Российскую Федерацию. До конца этого года национальный оператор и администратор должны согласовать схемы взаимодействия и провести тестирование взаимодействия своих систем.
По состоянию на октябрь 2024 года национальным оператором систем электронных паспортов техники Республики Беларусь обеспечен прием сведений электронных паспортов от администратора систем электронных паспортов техники Российской Федерации для более чем 40 тыс. единиц техники Российской Федерации.
Временное соглашение подписано в рамках реализации распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2024 года № 28 «О некоторых вопросах реализации соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 года». Полученные результаты будут учтены в ходе доработки разработанного Евразийской экономической комиссией проекта плана мероприятий по совершенствованию структуры систем электронных паспортов.
По информации БЕЛТА
15 мая 2025 года вступает в силу полноформатное Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года.
Исламская Республика Иран официально уведомила Евразийскую экономическую комиссию о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу полноформатного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанного 25 декабря 2023 года.
Евразийская экономическая комиссия в январе текущего года уведомила иранскую сторону о завершении всех процедур в Евразийском экономическом союзе.
Справочно: в Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 01.07.2024 № 18-З.
В соответствии с положениями Соглашения Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о том, что государства - члены ЕАЭС и Иран завершили свои соответствующие внутренние юридические процедуры, предусмотренные национальным законодательством.
Таким образом, соглашение вступает в силу 15 мая 2025 года.
С 27 октября 2019 года действует Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, по ограниченному количеству товаров. Полноформатное Соглашение предусматривает беспошлинный режим почти 90% всей товарной номенклатуры. Таким образом, запуск Полноформатного Соглашения позволит создать необходимые условия для существенного наращивания взаимных поставок между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран.
Справочно: перечень отдельных товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.01.2025 № 1.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
15 апреля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрена информация об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленная Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года (с изменениями от 30 октября 2015 года и 8 июня 2023 года). По итогам проведенного анализа отмечено, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) государств – участников СНГ в 2024 году, по предварительной оценке, возрос в реальном исчислении на 4,5 % (в 2023 году – увеличился на 4,3 %). Общая численность безработных в государствах – участниках СНГ в 2024 году снизилась по сравнению с 2023 годом на 14 % и составила 3,1 млн человек, или 3,1 % численности рабочей силы (уровень безработицы). Сальдо торгового баланса государств – участников СНГ в 2024 году сложилось положительным в размере 134,5 млрд долларов США, что на 0,1 % выше уровня 2023 года.
Результаты анализа предполагается использовать при подготовке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение положительных темпов экономического роста, устойчивости государственных финансов и финансовых рынков в рамках Содружества, а также укрепление внешнеторговых связей.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, разработанный Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Кроме того, были рассмотрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Членами Комиссии рассмотрены проекты документов по проведению Международного конкурса «Лучший молодой метролог СНГ».
Проведение Конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, обмену данными о результатах исследований, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Членам Комиссии также была предложена для рассмотрения информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года. Задачи, определенные Комплексом совместных действий, успешно реализовываются. В государствах – участниках СНГ разрабатываются программы по профилактике и борьбе с бешенством, проводятся диагностические исследования диких и домашних животных, оценка эпизоотической ситуации, осуществляются профилактическая иммунизация животных и мониторинг иммунного статуса, проводится оценка эффективности действующих мероприятий.
Рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств – участников СНГ, рекомендаций международных организаций и опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на ликвидацию бешенства, передаваемого собаками, и распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2025 года. В Информации отмечено, что в государствах проводится оценка состояния ветеринарных служб, имеются национальные нормативные базы, регламентирующие перечень мероприятий, направленных на борьбу с ящуром, национальные планы по проведению мониторинговых исследований касательно распространения ящура, а также система профилактических мероприятий, которые успешно реализуются.
Члены Комиссии одобрили проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях. Выполнение запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий ящура, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Членами Комиссии одобрены проекты решений Экономического совета СНГ, касающиеся придания статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств:
- по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур частному учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация). Эта компания имеет зарубежные офисы в пяти государствах – участниках СНГ, что позволит обеспечить оперативное содействие решению консультативных и практических задач в данной сфере, и обладает необходимыми компетенциями для поддержки институциональной, правовой, организационной, научно-технической и информационной поддержки для эффективной реализации программ по развитию мирных ядерных технологий;
- по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров хлебопекарной отрасли федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация). Институт является ведущим научным отраслевым центром, проводит научные исследования, создает и совершенствует методическую и нормативно-техническую базу, распространяет знания в области биотехнологии, микробиологии, биохимии, техники, экономики, экологии и реологии хлебопекарного производства.
В рамках заседания рассмотрена информация о выполнении в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. План охватывает 28 направлений сотрудничества и насчитывает 286 мероприятий, которые направлены на развитие и углубление экономического сотрудничества стран Содружества.
Согласно представленным материалам от государств – участников СНГ все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о повышении активности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестиции, промышленность, транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные услуги и связь, цифровизация экономики.
Вниманию членов Комиссии представлен Обзор торговой политики Республики Армения. Обзор содержит информацию о режиме торговой политики и мерах регулирования экспорта и импорта, развитии важнейших секторов экономики, товарно-денежной политике, финансово-кредитной сфере, а также статистическую информацию об основных социально-экономических показателях экономики Республики Армения в 2024 году.
Членами Комиссии одобрен проект повестки дня 106-го заседания Экономического совета СНГ.
Очередного заседание Комиссии состоится 20 мая 2025 г.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
На совещании у Премьер-министра Александра Турчина обсудили будущее РУП «Белпочта» – от традиционных писем до цифровых сервисов и e-commerce, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
С руководством Министерства связи и информатизации и «Белпочты» детально рассмотрены основные направления повышения эффективности функционирования национального почтового оператора, в том числе с учетом изменения подходов к оказанию ряда традиционных почтовых услуг.
Отдельное внимание уделено оказанию услуг по пересылке письменной корреспонденции и доставке средств массовой информации наряду с активным развитием цифровых услуг и сервисов.
«Каждое направление должно обеспечивать положительный результат с учетом стратегических решений по его развитию», – подчеркнул Премьер-министр.
Как отметила гендиректор «Белпочты» Светлана Юркевич, благодаря развитой инфраструктуре и логистике почтовый оператор активно участвует в сегменте электронной торговли, обеспечивая во взаимодействии с электронными площадками доставку заказов до каждого населенного пункта страны, а также развивает собственный интернет-магазин, реализуя там как почтовую продукцию, так и потребительские товары белорусских производителей.
По информации БЕЛТА
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, « Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
В Беларуси к 2027 году заработает информационный ресурс об управленческих кадрах и государственных служащих. Об этом журналистам сообщил начальник главного управления кадровой политики Администрации Президента Беларуси Алексей Гуйда перед началом республиканского семинара «Кадры 2026–2030. Прикладные аспекты», который проходит на базе Академии управления при Президенте, передает корреспондент БЕЛТА.
«В ряду приоритетных задач сегодня – цифровизация кадровой политики. Мы уже приступили к созданию автоматизированной информационной системы «Кадры», которая позволит консолидировать персональные данные кадров в едином ресурсе, оптимизировать каналы межведомственного взаимодействия, ускорить принятие кадровых решений, расширить возможности формирования кадровых резервов и постепенно уйти от бумажного производства в электронное. Начало эксплуатации ресурса – ориентировочно 2027 год», – рассказал Алексей Гуйда.
Он отметил, что в стране главой государства уделяется пристальное внимание вопросам реализации государственной кадровой политики. «Она выстроена, сформировались определенные традиции, которые апробированы временем. Но время, конечно же, не стоит на месте. И в январе 2024 года глава государства утвердил новую Концепцию государственной кадровой политики. Правительством утвержден соответствующий план по ее реализации. Администрация Президента, которая призвана осуществлять контроль за реализацией государственной кадровой политики, проводит сегодня семинар-совещание, на котором будет рассмотрен проект программы по кадровому обеспечению отраслей экономики и сфер деятельности», – проинформировал начальник главного управления.
Разработчиком проекта выступило Министерство труда и социальной защиты. «Мы обсудим положения этого проекта отраслевой программы, выработаем наиболее оптимальные пути, чтобы все государственные органы, местные исполнительные органы утвердили у себя соответствующие документы и работали по ним следующую пятилетку. Глава государства поставил четкую задачу – нужно подготовить и привести к управлению страной новое поколение людей. Это касается и системы государственного управления, и всех сфер деятельности. Помимо этого, мы затронем вопросы, касающиеся деятельности кадровых служб государственных органов, местных исполнительных органов. Мы должны сориентировать их на то, что пора уходить от кадрового делопроизводства и заниматься непосредственно кадровой политикой, то есть полноценно управлять процессами становления, подготовки и продвижения молодых кадров в управленческой сфере и в сфере экономики. Конечно же, реализация кадровой политики зависит прежде всего от исполнительской дисциплины, потому что, как и во всех сферах деятельности, здесь во главе всего человек, то есть внимание к человеку, к его развитию. Государство предоставляет все возможности для самореализации. Мы только должны взять и помочь направить определенные кадры в их самореализации», – подчеркнул Алексей Гуйда.
В семинаре принимают участие руководство главного управления кадровой политики Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, Академии управления, руководители кадровых служб республиканских органов государственного управления и областных исполнительных комитетов и Мингорисполкома.
По информации БЕЛТА