14.11.2024
В Минске обсуждены инновационные меры по противодействию коррупции
13 ноября на базе центрального аппарата Следственного комитета проведен семинар, посвященный вопросам совершенствования противодействия коррупции в государственных органах и организациях, профилактики коррупционных правонарушений. Организаторами мероприятия выступили Администрация Президента Республики Беларусь, Следственный комитет и Генеральная прокуратура.
Среди участников мероприятия руководители министерств и ведущих государственных организаций.
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, общаясь с журналистами перед началом семинара отметила, что наиболее уязвимыми к коррупции остаются сферы сельского хозяйства, строительства, промышленности и государственного управления. Однако для предотвращения таких преступлений необходима не только строгая профилактика, но и постоянное внимание к формированию морального климата в коллективах.
«Системный подход, практическая профилактика и постоянное взаимодействие с подчиненными - это та «вода», которая точит камень в борьбе с коррупцией. Только совместными усилиями мы можем добиться устойчивых результатов», – подчеркнула Ольга Ивановна.
Открывая мероприятие Заместитель Главы Администрации обратила внимание присутствующих на то, что борьба с коррупцией должна быть системной и постоянной.
«Сегодняшнее мероприятие проходит в русле одной из ключевых задач, стоящих перед Администрацией Президента, которая сводится к реализации государственной кадровой политики. Особое внимание уделяется работе с кадрами и профилактике коррупционных правонарушений. Как неоднократно подчеркивает Президент, требование «не брать чужого» должно стать аксиомой для каждого человека», – отметила Ольга Чуприс.
По словам Ольги Ивановны, благодаря жесткой позиции Президента и скоординированной работе правоохранительных органов отмечается снижение уровня преступности в этой сфере. Согласно данным Генеральной прокуратуры, за 9 месяцев текущего года количество коррупционных правонарушений снизилось на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Администрация Президента инициировала проведение данного семинара для руководителей порядка 70 государственных органов и организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства. Цель – не только разобрать конкретные случаи и статистику, но и выработать практические подходы к профилактике. Борьба с коррупцией не должна ограничиваться отчетами на бумаге, важна постоянная работа с подчиненными, внимательное отношение к их деятельности», – подчеркнула Заместитель Главы Администрации.
С приветственным словом выступил Председатель Следственного комитета Дмитрий Гора, отметив актуальность поднятой тематики и ключевые направления государственной политики в области борьбы с коррупцией.
«Все сферы деятельности государства находятся под пристальным антикоррупционным контролем правоохранителей. Только за этот год Следственным комитетом передано прокурору для направления в суд более 430 коррупционных уголовных дел в отношении 590 обвиняемых», – отметил Дмитрий Юрьевич.
Глава следственного ведомства процитировал Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко: подобные деяния – это позор не только для конкретного человека и соответствующего государственного органа, «это несмываемое пятно на репутации власти в целом. Это угроза политической и экономической безопасности страны, полное разложение государственного аппарата, абсолютная потеря управления экономическим сектором и тормоз на пути становления процветающего государства».
Дмитрий Гора подчеркнул, что Следственный комитет делает основной акцент на всесторонности и полноте досудебного производства о преступлениях коррупционной направленности.
«Как правило, сначала в поле зрения правоохранителей попадают лишь отдельные факты и эпизоды коррупции, но уже к концу расследования следователем вскрывается вся преступная деятельность, разоблачаются все звенья ее участников. Принципиальная позиция Следственного комитета заключается в равном и справедливом подходе к подозреваемому в коррупции. Но при этом следует помнить, что чем выше должностное положение лица, тем больше и спрос за его преступления», – акцентировал Председатель Следственного комитета.
Дмитрий Юрьевич отметил, что особое внимание следователи обращают на установление причин и условий коррупции, выявление недостатков в организации деятельности, упущения со стороны руководителей и контролирующих органов.
Основным спикером от Генеральной прокуратуры Республики Беларусь выступил Игорь Грейбо, который рассказал о принятых мерах по противодействию коррупции. Дополнили тему практическими примерами реализации антикоррупционной политики руководители структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета Александр Агафонов и Вадим Кисель. Об основных рисках и угрозах коррупции и мерах по их устранению рассказал начальник ведомственного Института Юрий Каменецкий.
Помимо этого, Юрий Францевич рассказал журналистам о том, что важно проводить профилактическую работу, чтобы коррупционных проявлений было меньше. Он отметил, что вся система государственной власти борется с коррупцией. Следственный комитет также является значимым органом в этом вопросе.
«На наших плечах лежит компетенция по объективному и полному расследованию преступлений, связанных со всеми коррупционными рисками. Поэтому значимость сегодняшнего мероприятия позволяет взглянуть на проблему с другой стороны. Следственный комитет заинтересован не только в качественном расследовании уголовных дел, но и в том, чтобы таких дел было меньше. Руководителям государственных организаций важно знать, какие существуют факторы, риски, угрозы коррупции, как она проявляется, какие существуют индикаторы этого явления для того, чтобы предпринять соответствующие меры. Если он правильно оценивает ситуацию на предприятии, работает с кадрами, то, безусловно, фактор коррупции будет в минимальном количестве. Если же это работа проводится не будет надлежащим образом, то, соответственно уровень коррупции начнет расти. В этом и проявляется основная суть профилактической работы», – подчеркнул начальник Института Следственного комитета.
Отдельно он затронул вопрос трансформации коррупционных преступлений. Сейчас, по словам Юрия Каменецкого, они переходят в «цифру».
«Например, взятки передаются биткоинах. Используются цифровые активы и другие IT-инструменты. Отмечу, что Следственный комитет имеет свои технологии выявления, разоблачения и доказывания, а главное – привлечения виновных лиц за такие преступления. Их транспарируем через образовательный процесс», – сказал Юрий Францевич.
Он также обозначил, что коррупционные преступления скорее всего будут развиваться и дальше, поэтому, думая на будущее, какие специалисты нужны следственному ведомству, Институт Следственного комитета готовит профессиональные кадры со специальными знаниями для противодействия этому явлению.
В ходе обсуждения поднятых проблем состоялся обстоятельный обмен мнениями об опыте организации профилактики коррупции в различных отраслях экономики, а также выработаны меры по совершенствованию эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями.
По сообщению
официального сайта Следственного комитета Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Следственного комитета)
МВД о мерах по профилактике коррупции
Коррупция – одно из наиболее опасных преступлений, подрывающих доверие к государственным институтам, нарушающих принципы справедливости и препятствующих развитию общества. В Республике Беларусь борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики, реализуемым через комплекс превентивных мер и жесткие санкции для нарушителей.
Важность антикоррупционной работы обусловлена не только необходимостью соблюдения законности, но и защитой интересов граждан, бизнеса и государства. Власти предпринимают системные шаги по предотвращению коррупционных проявлений, включая совершенствование законодательства, повышение прозрачности работы государственных органов и формирование антикоррупционной культуры среди населения.
Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит ряд статей, направленных на борьбу с коррупцией. В частности:
- Статья 430 – получение взятки. Предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения или лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
- Статья 431 – дача взятки. В зависимости от суммы взятки и других обстоятельств виновному может грозить лишение свободы до 10 лет.
- Статья 432 – посредничество во взяточничестве. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы сроком до 10 лет.
- Статья 424 – злоупотребление властью или служебными полномочиями. Может повлечь наказание в виде ограничения или лишения свободы до 10 лет.
- Статья 426 – превышение власти или служебных полномочий. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.
Кроме того, существует административная ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, включая незаконное принятие подарков, конфликт интересов и несообщение о коррупционных фактах.
Борьба с коррупцией требует не только наказания виновных, но и эффективных превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупционных рисков. В Республике Беларусь реализуются следующие меры профилактики:
- Постоянно обновляются нормативные акты, направленные на повышение прозрачности работы государственных органов и снижение коррупционных рисков.
- Государственные закупки, распределение бюджетных средств и деятельность чиновников контролируются независимыми органами. Внедряются электронные системы отчетности и цифровые платформы, исключающие человеческий фактор.
- Законы и ведомственные акты проходят проверку на наличие коррупциогенных факторов, что позволяет исключить лазейки для злоупотреблений.
- В образовательных учреждениях, на предприятиях и в госструктурах проводятся лекции и тренинги по формированию правосознания и этики. Чиновники обязаны проходить курсы по антикоррупционной безопасности.
- Государство гарантирует конфиденциальность и безопасность лицам, заявившим о коррупционных правонарушениях. Действует программа поощрения добросовестных граждан, предоставляющих сведения о взяточничестве и других коррупционных проявлениях.
- Чиновники обязаны декларировать доходы и расходы, соблюдать нормы служебного поведения и избегать конфликтов интересов.
- Жители страны могут участвовать в общественных антикоррупционных инициативах, обращаться в органы власти с жалобами и предлагать меры по повышению прозрачности управления.
Профилактика коррупции – это комплексная задача, требующая участия государства, общества и каждого гражданина. Только совместными усилиями можно создать эффективную систему противодействия коррупции, основанную на принципах законности, прозрачности и ответственности.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
В Генеральной прокуратуре состоялось республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией
Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялось заседание республиканского координационного совещания, на котором рассмотрены вопросы эффективности принимаемых государственными органами и иными организациями мер по борьбе с коррупцией.
В работе совещания приняли участие Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Рахманов, руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Валерий Вакульчик, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Гора, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Алексей Волков, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский, Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Вадим Синявский, начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Андрей Павлюченко, Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Юрий Горлов, председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Геннадий Казакевич, первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь Андрей Конюшко, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, начальники областных и города Минска управлений внутренних дел, иные должностные лица.
Открывая заседание, Андрей Швед отметил, что в Республике Беларусь последовательно проводится государственная политика в сфере борьбы с коррупцией. Реализуется комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных правонарушений, устранение причин и условий, им способствующих. Принятые правоохранительными органами меры позволили вскрыть криминальные схемы в наиболее значимых сферах экономической деятельности.
Справочно. На протяжении последних лет количество регистрируемых коррупционных преступлений постепенно снижается (с 1 603 в 2015 году до 1 031 в 2024 году). К уголовной ответственности ежегодно привлекается порядка 850 должностных лиц. Не единичны случаи совершения таких преступлений лицами, занимающими ответственное положение.
В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество (48 %) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (34 %). Более 70 % таких преступлений совершены при проведении закупок, исполнении договоров, оказании покровительства коммерческим структурам, а также распоряжении республиканской и коммунальной собственностью.
Причиненный коррупцией ущерб превысил 163 млн рублей.
В ходе совещания отмечено, что высокий уровень коррупционной преступности в отдельных сферах и отраслях экономики свидетельствуют о неполноте принимаемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами мер по предупреждению коррупции и выполнению требований антикоррупционного законодательства.
Прокуроры выявляют многочисленные нарушения порядка проведения процедур закупок, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, истребования письменных обязательств, декларирования, факты нерационального расходования бюджетных средств, получения незаконных вознаграждений, несоблюдения антикоррупционных ограничений.
На заседании отмечено, что работа созданных в организациях антикоррупционных комиссий районного уровня в ряде случаев является формальной и неэффективной. Решения таких комиссий основываются преимущественно на поступающей от правоохранительных органов информации. Выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции, должного внимания не уделяется. Принимаемые меры нередко ограничиваются привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Ненадлежащим образом решаются вопросы подбора и расстановки руководящих кадров: каждое пятое коррупционное преступление совершено руководителем государственного органа или иной организации, обязанным лично принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Местными исполнительными и распорядительными органами не обеспечен должный контроль за соблюдением ограничений на трудоустройство лиц, уволенных по дискредитирующим основаниям.
Недостаточное внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств.
Не в полной мере работает механизм ограничения участия в государственных закупках юридических лиц, привлекавшихся к ответственности за подкуп.
Отсутствие правового ограничения позволяет юридическим лицам, уличенным в коррупции, иной противоправной деятельности, участвовать в государственных закупках на биржевых торгах.
В завершение Генеральный прокурор Республики Беларусь ориентировал следователей на возможность проведения с 1 сентября 2025 г. по уголовным делам криминологических экспертиз специалистами НПЦ Генеральной прокуратуры по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений в случае, если имеются признаки того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть обусловлены недостатками правового регулирования. Наряду с другими предложениями поручил изучить вопрос подготовки нормативного правового акта, устанавливающего единый порядок (механизм) информирования правоохранительных органов руководителями государственных органов и организаций о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений и иных деяний, создающих условия для коррупции, а также направления информации, связанной с фактами, свидетельствующими о коррупции.
По итогам совещания выработан комплекс конкретных организационно-практических мер, призванных повысить эффективность борьбы с коррупцией.
В рамках мероприятия Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед ответил на вопросы представителей СМИ.
По сообщению
официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь)
Александр Лукашенко провел встречу с Председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 июня встретился с Председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным.
В начале встречи Александр Бастрыкин вручил Главе белорусского государства ведомственную медаль «80 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне».
«Весь советский народ победил в этой великой войне. Белорусский народ внес огромный вклад в эту Победу», – подчеркнул Председатель Следственного комитета России.
«Вы для меня человек не просто опытный, грамотный, умный, талантливый, ученый, что немаловажно сегодня. Но и человек, с которым можно обсудить любую проблему, посоветоваться. Вы очень откровенный и искренний. Что-то, извините за нескромность, и во мне есть такое, как у Вас. Поэтому в разговорах мы не прячем какие-то проблемы и откровенно их обсуждаем, даже если кому-то, может быть, они не нравятся. Я это очень ценю», – сказал Александр Лукашенко.
Особую благодарность Президент выразил за абсолютную открытость российских следователей в сотрудничестве со Следственным комитетом Беларуси.
«Я это не для протокольной встречи говорю. Вы действительно нам помогаете по всем вопросам. По какому вопросу ни обратишься, Вы всегда откликнитесь и поможете. Это величайшая ценность. Если бы у нас со всеми ведомствами и с другими людьми в России было такое взаимодействие, у нас бы вообще проблем не было. Вы – большой пример для наших государственных служащих в России и Беларуси», – заявил Глава государства.
«Время непростое, Вы это лучше меня понимаете, чувствуете, поскольку вовлечены во многие процессы. Во все. Я смотрю, Вы и на освобожденных территориях работу нашли (или поручили Вам), не малый кусок тащите. И террористические устремленности у наших противников и врагов очень серьезные, и все это опять на Вас ложится в плане расследования тех или иных преступлений на территории России», – отметил белорусский лидер.
«Я хочу, чтобы вы понимали, что в это непростое время мы с вами. Мы не скрывали (единственное в мире государство), что мы с Россией. Мы были, есть и будем всегда с вами. На нас вы можете рассчитывать, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Естественно, мы делаем это аккуратно, осторожно. Наголо шашку не выхватываем, как казаки. Но если уже выхватили, то будем сражаться вместе с русскими людьми, защищая наше общее Отечество. От этого никуда не денешься. Оно у нас одно, другого не будет. Поэтому благодарю вас за все доброе, что вы делаете для Беларуси и для нашего единства, для интеграции наших государств».
Александр Бастрыкин пояснил, что его визит в Минск – это плановая поездка. В белорусской столице состоится рабочее совещание следственных органов Беларуси и России по актуальным уголовным делам.
«Действует наша совместная следственно-оперативная группа по расследованию геноцида белорусского и российского народов. Эта работа активно продолжается. Мы благодарны нашим белорусским коллегам за то, что они дают нам очень много материалов из архивов. Мы проводим совместные мероприятия и на территории России, и на территории Беларуси. И благодаря в том числе поддержке белорусских коллег в России состоялись уже 34 приговора, которые признали деяния фашистов геноцидом», – рассказал Председатель Следственного комитета РФ.
«Каждый 5-й ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье». Минтруда о белорусских семьях в фактах
Как выглядит белорусская семья и какие условия для нее созданы, в преддверии Дня семьи в фактах рассказала пресс-служба Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что более 95 % молодых людей страны (18–28 лет) считают семью главной ценностью в жизни. Также 41,3 % молодых белорусов считают оптимальным иметь двоих детей, 29,6 % – одного ребенка, 8,1 % – троих, 0,3 % – четверых и более, а 8,7 % не готовы к рождению детей. В 2024 году в стране было заключено 46,2 тыс. браков, но 34,9 тыс. пар развелись.
Каждый пятый ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье. В стране активно поддерживают многодетные семьи, одной из мер поддержки является программа «Семейный капитал». Размер семейного капитала для многодетных семей в 2025 году составит Br33 275 (с 2015 года им воспользовались 145 тыс. семей). Также 80,5 тыс. многодетных семей улучшили жилищные условия за последние 10 лет.
На всех детей до 3 лет семьи получают ежемесячные пособия (от Br861 на первого ребенка до Br1216 на второго). В свою очередь, родители платят за детский сад всего 13–23 % от реальной стоимости (для многодетных – скидка 50 %). Кроме того, Беларусь входит в топ-10 стран c низкой младенческой смертности.
Уже 5 % компаний (из 400 опрошенных) предоставляют «отцовский» отпуск, но спрос выше там, где есть оплата (охват в госорганизациях – 16,5 %). В планах – софинансирование (50 % – наниматель, 50 % – ФСЗН). Также 120 компаний участвуют в программе «Компании, дружественные родителям», создавая гибкие условия для работников с детьми.
По информации БЕЛТА
Как максимально эффективно применять новации Закона о занятости населения, обсуждают на республиканском семинаре
Республиканский семинар по вопросам организации работы государственной службы занятости населения собрал в Гродно представителей Министерства труда и социальной защиты, региональных органов по труду, занятости и социальной защите, нанимателей из разных регионов страны, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Недавно принят закон о занятости, ряд других важных решений в этой сфере. Поэтому мы должны выстроить работу так, чтобы все инструменты, новации применялись максимально эффективно. Самое главное, чтобы мы работали с пользой для людей, были востребованы нашими предприятиями, помогая им закрывать необходимые вакансии. Чтобы помогали трудоустраиваться гражданам, в том числе из уязвимых категорий», – так обозначила цель встречи первый заместитель Министра труда и социальной защиты Татьяна Астрейко.
Она подчеркнула, что семинар в Гродно передает эстафету очень значимому мероприятию – республиканской ярмарке вакансий, которая будет предлагать молодежи новые инструменты выбора жизненного пути.
«Сегодня идет конкуренция нанимателей за трудовые ресурсы, и самый ценный ресурс – это молодежь, – отметила первый замминистра. – Если 15 лет назад было сложно найти работу, то сейчас рынок труда изменился, и уже наниматели конкурируют за каждого работника. Сегодня мы имеем порядка 198 тыс. вакансий. Уровень обеспеченности кадрами достаточно высокий – около 95 %. Вместе с тем экономика и ее потребности очень быстро меняются. Поскольку работник по своей квалификации должен соответствовать потребностям нанимателя, важное направление в нашей работе – обучение. В том числе обучение опережающее, то есть тем профессиям, которые появятся и будут востребованы в ближайшее время. Это в первую очередь рабочие профессии». Стоит задача – популяризировать рабочие профессии, показать, что в них можно зарабатывать хорошие деньги, порой даже большие, нежели у служащих.
Как особо подчеркнула Татьяна Астрейко, уровень занятости среди трудоспособного населения в Беларуси очень высокий, уровень безработицы находится на минимально низких отметках. У нас также низкий уровень скрытой безработицы: имеющиеся в стране трудовые ресурсы задействованы максимально.
Первый день семинара прошел на площадке гродненского ОАО «Белкард». Участники обсудили практику взаимодействия службы занятости и нанимателей в рамках реализации дорожных карт сотрудничества по подбору и обучению персонала, вопросы привлечения иностранной рабочей силы, закрепления кадров. Сегодня обсуждаются пути и формы максимально эффективного применения законодательных новаций в интересах экономики страны и ее граждан.
По информации
БЕЛТА