Более 30 тыс. заявок поступило на участие в республиканском правовом турнире «Сила закона»
На участие в IV Республиканском правовом турнире «Сила закона» поступило более 30 тыс. заявок. Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА официальный представитель Центрального комитета БРСМ Ольга Кандыбо.
«Первичные организации БРСМ по всей стране до 12 ноября принимали заявки от учащихся 9–11-х классов школ и гимназий. Теперь им предстоит принять участие в первом туре проекта, который пройдет во время классных и информационных часов в учреждениях образования в единый день – 14 ноября», – рассказала Ольга Кандыбо.
«Учащимся будет предложено ответить на 40 вопросов в форме теста по теме «Президент – гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека», – отметила представитель ЦК БРСМ. – Право представлять свой район в областных (Минском городском) турах, проведение которых запланировано на 21 ноября в онлайн-формате на площадке Детского правового сайта, будет предоставлено победителям в трех категориях – среди 9-х, 10-х и 11-х классов. Ими станут те, кто ответил правильно на наибольшее количество вопросов, при равном количестве будет учитываться время, затраченное на прохождение тестовых заданий».
Организаторами республиканского правового турнира «Сила закона» выступают Министерство образования, Национальный центр законодательства и правовой информации и Белорусский республиканский союз молодежи при поддержке Белорусского государственного университета, Белорусского республиканского союза юристов, Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета, Белорусской республиканской коллегии адвокатов. Его целями являются правовое просвещение старшеклассников, повышение их интереса к законодательству, пропаганда правовой культуры, углубление знаний и умений, касающихся прав и обязанностей несовершеннолетних, активизация общественности к деятельности по правовому просвещению, развитие навыков использования современных технологий.
По информации БЕЛТА
Перебирая варианты отдыха, многие волнуются: даже если воспользуешься помощью профессионалов, радость от поездки и отдыха может быть омрачена ошибкой туроператора или прочими внешними факторами. О том, как минимизировать риски, мы узнали во время вебинара, проведенного Национальным центром законодательства и правовой информации.
Все на бумаге
Отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на основе договора. Исполнитель – юридическое лицо – туроператор, подчеркивает консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов:
– При этом отношения с потребителем могут быть построены как напрямую, так и через турагентов. Заключение договора необходимо в любом случае, но при этом важно обратить внимание на содержание документа. Правительством утверждена типовая форма, и все предлагаемые туроператором договоры должны ей соответствовать. Условия, предусмотренные в образце, исключению не подлежат. Дополнения же возможны, поскольку каждый из туров имеет свои особенности.
По полной программе
При покупке тура все услуги, которые вы хотите приобрести, должны быть обязательно прописаны в договоре. Программа туристического путешествия – одно из приложений к договору оказания услуг, и она должна быть максимально подробной. Но если клиенту что-то навязывают дополнительно, он вправе от этого отказаться.
– Когда говорят, что необходимо оплатить некую дополнительную услугу, задайтесь вопросом: а что это такое? – советует Александр Кречетов. – Часто пишут, например, что весь комплекс составляет некую сумму в долларах или евро (в белорусском эквиваленте) плюс туруслуга в рублях. А в программе путешествия ее нет! Однако все услуги должны быть отражены в программе.
Оплата: возможны варианты
С одной стороны, порядок оплаты туристических услуг регулируется договором. С другой – возможны лишь два варианта: деньги получает либо туроператор, либо турагент.
– Вариант, когда часть оплаты нужно внести сейчас, а часть необходимо передать принимающей стороне либо отдать в автобусе, не допускается по законодательству, – отмечает Александр Кречетов. – Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения также определяется договором. Полная предоплата либо оплата в несколько этапов – все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор.
И еще: оплата допускается в любой форме. Вам говорят, что только через ЕРИП? Это ограничивает права потребителей и, соответственно, не имеет юридической силы. Вариантов на самом деле два: безнал и наличка через кассу с предоставлением платежного документа.
Время на составление претензии
В случае некачественного оказания туруслуг потребитель может подать претензию исполнителю. Рассмотрение не должно превышать 7 дней, если заказчик – физлицо, и 30 дней, если заказчик – организация или ИП.
– Зачастую в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или более короткого срока, – замечает представитель Минспорта. – Но это не так, поскольку законодательно установлена подача претензий в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре.
Предупрежден – вооружен
До путешественника должна заблаговременно доводиться полная информация об особенностях пограничного, визового, таможенного и другого контроля, уплате дополнительных сборов и т. п. При выезде за рубеж также должны быть доведены данные о месте нахождения представительства Беларуси – на тот случай, если произойдет несчастье.
– Если турист путешествует в составе группы, то ответственность на себя берет ее руководитель: он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, либо в посольство, – уточняет Александр Кречетов.
ВАЖНО
Исполнитель обязан заблаговременно предупреждать туриста об изменениях даты и времени отправки. По законодательству – за сутки, если до начала тура есть время, либо непосредственно в день заключения договора, если речь идет о так называемом горящем туре.
Односторонний отказ от путешествия – это право заказчика, а не утверждение факта ненадлежащего исполнения договора. Штрафы, неустойки, пени взыскиваются, например, в том случае, если заказчик допускает просрочку с оплатой туристических услуг, и то в определенном процентном соотношении и если это определено договором.
При оказании услуг в сфере международного выездного туризма оператор должен иметь финансовые гарантии по обеспечению исполнения условий договора. Способов три: страхование ответственности, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие в формировании фонда ответственности туроператоров. В договоре должны быть указаны сам способ обеспечения и реквизиты организации, обеспечивающей ответственность туроператора.
Понятие растяжимое?
Что советуют юристы тем, кто недоволен предоставленным для путешествия автобусом
Чем отличаются туристический автобус, автобус туристического класса и комфортабельный автобус? Законодательство не дает определения этим терминам, говорит юрисконсульт Мария Толстик. При возникновении споров ответчик в суде настаивает на том, что это субъективное понятие и он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным. Но важно, чтобы в автобусе все корректно работало: кондиционер, кресло, подставки для ног, полки для вещей.
Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 7 июня 2025 г.
Белорусы находятся буквально в паре дней от отпускного сезона. Как и в любых жизненных ситуациях, вы можете столкнуться с проблемами, о которых в предвкушении отдыха даже не могли предположить. Вылет перенесли на 15 часов? Развернули в аэропорту, потому что нет визы? Нет кондиционера в автобусе в плюс 35 градусов? Специалисты Министерства спорта и туризма и ОО «Региональное общество защиты потребителей» рассказали на вебинаре НЦЗПИ об основных аспектах оказания туристических услуг и на примерах пояснили, почему важно смотреть, что подписываете, сообщает БЕЛТА.
Что говорит законодательство
Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов рассказал, что отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на договорной основе. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, который предусматривает, что исполнителем является туроператор, исключительно юрлицо, имеющее право формировать туры и оказывать туристические услуги.
«Отношения между туроператором и туристом могут строиться опосредованно, поскольку туроператоры могут оказывать услуги как напрямую, так и через своих турагентов. Поэтому при заключении договора оказания туристических услуг следует обратить внимание на ряд определенных моментов, – отметил он. – Во-первых, для договора оказания туруслуг существует типовая форма, утвержденная правительством. Все договоры, которые предлагаются туроператором, должны отвечать этой типовой форме. Условия, предусмотренные в ней, исключениям не подлежат. Но договор, который строится на основании этой формы, можно дополнять, потому что бывают некоторые особенности туров».
Очень важным является вопрос оплаты туристических услуг. С одной стороны, порядок оплаты регулируется договором, но с другой стороны – есть императивная норма, согласно которой услуги оплачиваются либо туроператору, либо турагенту, и третьего варианта не дано. «Когда вам говорят, что вы сейчас нам оплачиваете, а потом часть денег вы вносите либо принимающей стороне, либо, допустим, оплата производится в автобусе, – такой вариант не допускается по законодательству. Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения денежных средств также определяется договором. Возможно ли внесение предоплаты, оплаты в несколько этапов – это все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор», – пояснил консультант.
Второй важный момент, связанный с оплатой, – она допускается в любой форме. «Если вам говорят, что оплата только через ЕРИП, то это ограничивает права потребителей, соответственно, такое условие не имеет юридической силы. Оплата туристических услуг возможна как безналичным способом, так и наличными денежными средствами в кассу с предоставлением платежного документа», – подчеркнул специалист.
Среди очень важных аспектов Александр Кречетов выделил то, что с 1 января 2023 года действует норма о том, что в договорах на оказание услуг в сфере международного выездного туризма применяются нормы о наличии у туроператора определенной гарантии (способа обеспечения) в договоре. «Таких способов у нас три – страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие туроператоров в формировании фонда ответственности. Если мы имеем дело с договором в сфере международного выездного туризма, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны способ обеспечения (гарантии), какая организация за это отвечает и ее ответственность, порядок обращения», – рассказал он.
Важно отметить, что способ обеспечения применяется в тех случаях, когда оператор не может исполнить свои обязательства. Законом о туризме предусмотрен исчерпывающий перечень таких случаев, начиная от форс-мажоров, которые подтверждаются официальным госорганом страны, где произошли данные обстоятельства, до объективных обстоятельств, связанных с работой оператора, – его ликвидация, признание банкротом, назначение конкурсного производства и тому подобное. Если возникает вопрос, связанный с некачественным оказанием услуг, то эти способы не применяются. Здесь уже действует порядок подачи претензий.
Порядок работы с претензиями, к слову, тоже является обязательным в договоре. «Законодатель устанавливает, что рассмотрение претензий осуществляется в течение семидневного срока, если заказчик является обычным юридическим лицом. Если это организация или индивидуальный предприниматель, то в течение 30 дней. Зачастую бывают случаи, когда в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или даже меньше. Такое условие является незаконным, поскольку подача претензий в соответствии с законодательством может осуществляться в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре. Поскольку речь идет об услугах, то зачастую применяются общие сроки подачи претензий», – обратил внимание консультант.
Одним из очень важных условий для оказания услуги является программа туристического путешествия, которая идет приложением к договору. «Когда вы приобретаете тур, обращайте внимание, чтобы все услуги, которые вам предоставляют, были прописаны в договоре. Все услуги, которые включены в программу туристического путешествия, являются туристическими услугами. Если вам говорят, что еще необходимо заплатить за некую услугу, то всегда задавайтесь вопросом, а что это такое? Зачастую пишется: комплекс услуг, который составляет энную сумму долларов или евро в эквиваленте, а определенная услуга – столько-то рублей. Но в этой программе ее нет. Вам могут быть оказаны только те услуги, которые вы сами заказали, и они обязательно должны быть отражены в программе путешествия. Если какой-то услуги там нет, а вам ее навязывают, вы вправе от нее отказаться», – предупредил он.
Также при оказании туруслуг существует такое понятие, как соблюдение правил личной безопасности. До человека должна доводиться информация о том, какие есть особенности пограничного, визового, таможенного и другого контроля. «Требуется ли виза? Требуется ли прохождение еще каких-то формальностей при пересечении государственной границы? Требуется ли уплата дополнительных сборов консульских, туристических? Об этом туроператор должен рассказать заранее. Конечно, необходимо сообщить туристу о месте нахождения представительства в случае, если, не дай бог, произойдет какое-то несчастье. Если турист путешествует в составе группы, то это бремя на себя берет руководитель туристической группы, поскольку он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, находясь в стране нахождения, либо в посольство», – заметил Александр Кречетов.
А что для вас «комфортабельный автобус»? Возможные проблемы рассмотрим на примерах
Юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Мария Толстик обратила внимание, что в своей практике сталкивается с тремя категориями споров: о нарушениях прав потребителей на качество оказываемых услуг, на информацию и об одностороннем отказе от исполнения обязательства по договору.
Начать стоит с того, что договор об оказании туруслуг состоит из основного его текста с описанием прав, обязанностей, предмета договора, стоимости туристических услуг, а также двух приложений к нему. Первое приложение – это программа туристического путешествия. «Зачастую мы сталкиваемся с такой проблемой, как невнесение в программу туристического путешествия каких-то условий, которые устно были согласованы при заключении договора. Чем больше в договоре условий, тем сложнее туроператору его исполнить и проще затем потребителю предъявить претензии в случае, если будут какие-то отступления. Это все характеристики качества оказываемых услуг», – пояснила она.
При рассмотрении споров о качестве услуг специалисты часто сталкиваются с отсутствием точечного правового регулирования. «Приведу пример с автобусными турами. Очень часто, если заключен договор на автобусный тур, то прописывается, что это «туристический автобус», «автобус туристического класса» или еще более расплывчатая формулировка «комфортабельный автобус». Законодательство не дает определения всем этим понятиям. Соответственно когда потребитель приходит в суд и говорит о том, что ему обещали комфортабельный автобус, суд задает абсолютно логичный вопрос: а что в вашем понимании комфортабельный автобус? Ответчик, конечно же, говорит о том, что это все субъективное понятие, что он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным», – рассказала Мария Толстик.
Поэтому есть такое понятие, как «предъявляемые требования», – это условия договора, которые не вносятся в него, однако они предполагаются из характера обязательств. «Были неоднократные споры, связанные с тем, что в автобусе что-то некорректно работает, например, сломан кондиционер, сломаны подставки для ног, отсутствуют полки для вещей, хотя предполагается их наличие, сломаны кресла. В этой ситуации мы исходим из того, что если автобус чем-то оснащен, значит, оно должно работать», – отметила юрисконсульт.
Она добавила, что зачастую также бывают отступления от условий договора, которые заблаговременно не согласовываются с потребителем, как, например, перенос времени вылета при услугах раннего бронирования. «Эти вопросы должны быть надлежащим образом согласованы путем подписания дополнительного соглашения к договору, но, как правило, такое соглашение не подписывается. Потребителя просто ставят в известность о том, что вылет перенесен на 15 часов например или что вылет состоится раньше – позже, без объяснения причины. Потребитель, который рассчитывает на конкретное время и количество дней отдыха, естественно, чувствует себя обманутым в этой ситуации. Подписание дополнительного соглашения об изменении программы туристического путешествия дает ему право обратиться в дальнейшем к исполнителю за возмещением соответствующего морального вреда», – пояснила она.
Наиболее актуальный вопрос – визовое сопровождение. Важно: когда потребитель обращается к туроператору, то в договоре обязательно прописывается услуга оказания визовой поддержки либо предоставляется информация о том, что туристическое путешествие может состояться только при наличии, например, шенгенской визы. «По этой теме у нас было уже два спора. Первый спор был связан с тем, что потребителю не была предоставлена полная достоверная информация о программе туристического путешествия и о том, что для осуществления путешествия ей потребуется шенгенская мультивиза. Соответственно уже ближе к концу туристического путешествия ее просто высадили на границе в иностранном государстве и сказали, что дальше она не поедет, потому что у нее нет права на пересечение границы зоны Шенгенского соглашения повторно», – привела пример Мария Толстик.
Также в объединении рассматривали спор о вьетнамской визе, когда потребителю сообщили, что виза ей вообще не нужна, но устно было сообщено о том, что если вдруг окажется так, что нужна, то ее прямо в аэропорту и поставят. «Закончилось все тем, что потребитель прилетела и благополучно улетела в этот же день назад, потому что дальше ее просто во Вьетнам не пропустили. Денежные средства за туристическую поездку были в полном объеме возмещены, в том числе и убытки, которые были понесены для того, чтобы вернуться обратно в Беларусь. И компенсация морального вреда также была выплачена», – резюмировала специалист.
В объединение поступает также много вопросов касательно одностороннего отказа. Потребители обращаются с вопросами о том, сколько денежных средств можно возместить, являются ли правомерными штрафы за отели, является ли правомерным условие перевозчика о том, что стоимость авиаперелета не возвращается и иные.
«У нас есть достаточно интересная судебная практика, когда при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик не смог предоставить документацию, которая подтверждает, что денежные средства были уплачены непосредственно за эти услуги, непосредственно за этот тур и непосредственно за этого туриста, потому что односторонний отказ производился не по всему договору, а в рамках одного конкретного лица. Также не были предоставлены достаточно достоверные доказательства о том, что были приняты все меры по минимизации фактически понесенных расходов, – отсутствовали обращения к отелю о том, что нужно заменить или отменить номер, информация о том, что авиабилеты невозвратные. Если туроператор не позаботился о том, чтобы минимизировать расходы потребителя, то почему потребитель должен все эти необоснованные убытки нести? Ведь это обязанность туроператора перед потребителем – принять все меры и вернуть ему денежные средства. Суд исходит из того, что потребитель в данной ситуации прав», – рассказала Мария Толстик.
Потребители при нарушении их прав на качество и информацию могут потребовать соразмерное уменьшение стоимости. «На практике мы именно его и запрашиваем. Сумма выбирается произвольно либо, если, например, некачественно оказана услуга по проживанию в отеле, можно запросить стоимость проживания в отеле. Если пропущены какие-то дни отдыха, можно часть денежных средств тоже вернуть, скалькулировать по стоимости одной ночи. Расторжение договора запрашивается крайне редко, потому что все-таки мы исходим из того, что все участники правоотношений должны быть добросовестными и не злоупотреблять своими правами. В исключительных случаях, конечно, да, расторжение договора возможно», – пояснила юрисконсульт.
Кроме того, за нарушение права потребителя можно потребовать компенсацию понесенного морального вреда, неустойку и убытки.
По информации БЕЛТА
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
Как с 2025 года изменился порядок назначения пособий на детей, на вебинаре в Национальном центре законодательства и правовой информации (НЦЗПИ) рассказала заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана Коваль, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Общий порядок назначения пособия таков: все государственные пособия назначаются по месту работы матери. Если мать не работает и не является индивидуальным предпринимателем, нотариусом или адвокатом, то пособие назначается по месту работы отца. Однако есть исключение: если отец работает в организации, где численность работников меньше 15 человек, тогда пособие назначается в органах по труду, занятости и социальной защите», – рассказала она.
Светлана Коваль отметила, что изменениями было конкретизировано место назначения пособий на детей для физических лиц, которые самостоятельно осуществляют деятельность. С 1 января 2025 г. в полной семье, если отец работает, а мать является индивидуальным предпринимателем, нотариусом или адвокатом, пособие назначается в органах по труду, занятости и социальной защите. Если мать осуществляет иную самостоятельную деятельность, например, ремесленную или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, то пособие назначается по месту работы отца. Светлана Коваль пояснила, что ранее назначенные пособия продолжат выплачиваться на тех же местах, а новые назначения будут проходить по новому порядку.
Также предоставлена возможность выплаты пособия другому родителю в полной семье без изменения места выплаты. «Если получатель пособия признан ограниченно дееспособным или имеет заболевание, при котором не может выполнять родительские обязанности, то пособие выплачивается второму родителю без изменения выплаты и без пересмотра права на пособие по тому же месту», – рассказала она.
По информации БЕЛТА
Белорусы, которые сдают жилые или иные помещения иностранцам, должны проинформировать об этом ОВД не позднее трех часов после фактической сдачи. Об этом на вебинаре в НЦЗПИ рассказала старший инспектор по особым поручениям отдела по работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства Департамента по гражданству и миграции МВД Татьяна Хотько, передает корреспондент БЕЛТА.
Как пояснила Татьяна Хотько, следует проинформировать органы внутренних дел по месту нахождения жилого или иного помещения, предоставленного иностранцу для проживания. Информировать ОВД об этом должны как юридические, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Сроки информирования – не позднее трех часов после фактического предоставления жилых или иных помещений для проживания на сутки и больше.
«Что предоставляют для проживания? Это жилые помещения, жилые комнаты в агроэкоусадьбах, садовые домики и дачи, многофункциональные помещения, а также средства размещения по перечню, определяемому Советом Министров, – сказала Татьяна Хотько. – Основаниями для предоставления жилых или иных помещений являются договор найма жилого помещения, договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, аренды и возмездного оказания услуг».
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует определить работника, который будет информировать ОВД о том, что временно пребывающим в Беларуси иностранцам предоставлено помещение. Информировать следует о таких категориях иностранцев, как временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.
Сами иностранцы, прибывшие в Беларусь, обязаны зарегистрироваться в течение десяти суток, включая дату въезда в нашу страну. Это можно сделать в подразделении по гражданству и миграции по месту пребывания в Беларуси. Зарегистрироваться также можно на едином портале электронных услуг.
Самостоятельной регистрации не подлежат те иностранцы, которые прибыли в нашу страну на срок, не превышающий десять суток. Это касается также иностранцев, которым оказаны услуги по размещению в средствах размещения на основании договоров возмездного оказания услуг. Кроме того, самостоятельной регистрации не подлежат иностранцы, которые временно пребывают в Беларуси на основании договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных с физическими лицами и сельскохозяйственными организациями, оказывающими такие услуги, и проживают в комнатах в агроэкоусадьбах.
Проинформировать органы внутренних дел о предоставлении иностранцу помещения для проживания можно несколькими способами. Это можно сделать, например, на едином портале электронных услуг или через приложение «Е-Паслуга». Можно также обратиться непосредственно в орган внутренних дел. Если жилье было предоставлено ночью, а подразделение по гражданству и миграции уже не работает, можно передать уведомление в дежурную часть ОВД.
Административная ответственность в случае, если органы внутренних дел не были проинформированы в сроки, установленные законодательными актами, предусматривает штраф до 20 базовых величин.
По информации БЕЛТА