Применение межгосударственных стандартов (ГОСТ) обеспечивает государствам Содружества единое техническое пространство
Об этом заявила Председатель Госстандарта, председатель Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) стран СНГ Елена Моргунова.
12 ноября она приняла онлайн-участие в сессии «Межгосударственная стандартизация: основные тренды для обеспечения качества продукции», организованной Роскачеством в рамках Международного форума «Всемирный день качества – 2024».
В настоящее время ни одна экономика не функционирует без инфраструктуры качества, направленной на стимулирование экспортного потенциала и устранение технических барьеров в торговле. В этом контексте применение ГОСТ играет ключевую роль для Евразийского региона.
«Сегодня фонд таких стандартов насчитывает более 26 тыс. документов. Программа межгосударственной стандартизации на 2024–2025 годы содержит 1 369 тем, из которых более 40 % будут гармонизированы с международными и европейскими стандартами. Разработка ГОСТ ведется по 12 приоритетным направлениям: устранение технических барьеров в торговле, топливно-энергетический комплекс, мирные ядерные технологии, транспорт и его инфраструктура, исследование и использование космического пространства, цифровизация и технологическое развитие, аграрная промышленность, лесное хозяйство, ресурсо- и энергосбережение, строительство, туристская индустрия и спорт», – пояснила Елена Моргунова.
Вместе с тем спикер отметила недостаточное внимание, уделяемое разработке ГОСТ в области менеджмента качества и системного менеджмента. «Эти работы, к сожалению, пробуксовывают. В настоящее время у каждой из стран имеются свои стандарты в данной сфере, а межгосударственные стандарты, даже если и разрабатываются, применяются крайне редко», – констатировала Елена Моргунова, отметив как пример успешного сотрудничества ГОСТ ISO 50001-2021 на системы энергетического менеджмента, а также наработки Беларуси в области техник качества и эффективного менеджмента, инноваций и менеджмента человеческих ресурсов на основе современных международных стандартов.
Учитывая роль ГОСТ не только для обеспечения безбарьерной торговли на постсоветском пространстве, но и в рамках ЕАЭС, постоянно совершенствуются основы межгосударственной стандартизации. К слову, Беларусь разработала изменение в основополагающий стандарт, которое позволяет сократить сроки разработки ГОСТ и установить единые подходы к проверке научно-технического уровня действующих стандартов.
В качестве одной из инициатив Елена Моргунова также обозначила целесообразность рассмотрения вопроса о введении форм оценки соответствия для подтверждения статуса эксперта по стандартизации на национальном и межгосударственном уровне. Ведь качество стандарта во многом зависит от компетентности его разработчика. В МГС уделяется большое внимание вопросам обучения экспертов, занимающихся разработкой ГОСТ.
Кроме того, Беларусь первой из стран СНГ внедрила новую модель критериев для оценки белорусских организаций в рамках национального конкурса в области качества. «Разработка обновленного подхода в рамках Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг ведется на основе нашей стандартизированной модели. Мы активно делимся своим накопленным опытом, – отметила Елена Моргунова. – Очень важно, чтобы сотрудничество в области конкурсного движения принесло пользу всем странам СНГ, была создана общая стандартизированная модель, которую можно было бы применять трансгранично».
Отмечая достигнутые за 32 года функционирования МГС результаты, председатель Совета обозначила актуальность обсуждения вопроса изменения действующего соглашения о проведении согласованной политики с учетом сегодняшних торгово-экономических, да и политических условий. Это позволит МГС не только сохранить имеющиеся достижения, но и эффективно встроиться в современную структуру геополитической картины евразийского континента.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Государственный комитет по стандартизации разработал и принял программу стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе комитета.
(фото – БЕЛТА)
Документ направлен на совершенствование государственной политики в области технического регулирования, поддержание и постоянное улучшение национальной инфраструктуры качества для инновационного развития страны, улучшения ее глобальной конкурентоспособности и обеспечения технологического суверенитета, повышения качества жизни.
Программа содержит цели, приоритеты, ключевые задачи и условия их реализации по следующим направлениям: обеспечение единства измерений, техническое нормирование и стандартизация, аккредитация в Национальной системе аккредитации, оценка соответствия техническим требованиям, повышение качества продукции и эффективный менеджмент, конкурсное движение. Документ также учитывает вектор государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов и технических нормативных правовых актов, законодательства об оценке соответствия и государственного метрологического надзора и направление международного сотрудничества в сферах стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации.
«Созданная в Беларуси инфраструктура качества и система технического регулирования является ключевым элементом, направленным на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и снятие технических барьеров при ее допуске на внешние рынки, – прокомментировали в Госстандарте. – Постоянное системное и целостное развитие данной инфраструктуры, проводимое под эгидой Госстандарта, доказало ее востребованность в решении актуальных задач социально-экономического развития».
Было замечено, что в нынешних условиях для формирования эффективной национальной инновационной системы, повышения экспортного потенциала производителей и импортонезависимости страны использование возможностей технического регулирования должно быть усилено. Это, как подчеркнули в Госстандарте, и потребовало определения стратегических приоритетов развития на ближайшую перспективу с активным применением инициатив по интеллектуализации и цифровизации национальной структуры качества и технического регулирования.
«Задачи, поставленные в стратегии, в полной мере соответствуют тенденциям экономического и социального развития Беларуси и позволяют сформировать благоприятную правовую среду, стимулирующую производство качественной конкурентоспособной продукции, с современными требованиями к продукции, услугам, системам менеджмента, соответствующим новому технологическому укладу глобальной экономики», – заверили в Госстандарте.
Специалисты рассчитывают на то, что реализация обозначенных задач позволит к 2030 году обеспечить эффективное развитие национальной инфраструктуры качества, поспособствует созданию системы цифровизации технического регулирования, станет причиной повышения эффективности контроля качества через внедрение принципов и практики менеджмента качества в процесс цифровой трансформации производства «Качество 6.0».
«Национальная инфраструктура качества и технического регулирования призвана вовлечь отрасли экономики в приоритетное внедрение опережающей стандартизации, эффективного комплаенса, результативного энергосбережения, оптимальной цифровизации для повышения качества жизни», – подытожили в Госстандарте.
Изучить пункты программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года можно на сайте Госстандарта в разделе «О комитете».
По информации БЕЛТА
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
15 апреля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрена информация об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленная Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года (с изменениями от 30 октября 2015 года и 8 июня 2023 года). По итогам проведенного анализа отмечено, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) государств – участников СНГ в 2024 году, по предварительной оценке, возрос в реальном исчислении на 4,5 % (в 2023 году – увеличился на 4,3 %). Общая численность безработных в государствах – участниках СНГ в 2024 году снизилась по сравнению с 2023 годом на 14 % и составила 3,1 млн человек, или 3,1 % численности рабочей силы (уровень безработицы). Сальдо торгового баланса государств – участников СНГ в 2024 году сложилось положительным в размере 134,5 млрд долларов США, что на 0,1 % выше уровня 2023 года.
Результаты анализа предполагается использовать при подготовке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение положительных темпов экономического роста, устойчивости государственных финансов и финансовых рынков в рамках Содружества, а также укрепление внешнеторговых связей.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, разработанный Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Кроме того, были рассмотрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Членами Комиссии рассмотрены проекты документов по проведению Международного конкурса «Лучший молодой метролог СНГ».
Проведение Конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, обмену данными о результатах исследований, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Членам Комиссии также была предложена для рассмотрения информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года. Задачи, определенные Комплексом совместных действий, успешно реализовываются. В государствах – участниках СНГ разрабатываются программы по профилактике и борьбе с бешенством, проводятся диагностические исследования диких и домашних животных, оценка эпизоотической ситуации, осуществляются профилактическая иммунизация животных и мониторинг иммунного статуса, проводится оценка эффективности действующих мероприятий.
Рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств – участников СНГ, рекомендаций международных организаций и опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на ликвидацию бешенства, передаваемого собаками, и распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2025 года. В Информации отмечено, что в государствах проводится оценка состояния ветеринарных служб, имеются национальные нормативные базы, регламентирующие перечень мероприятий, направленных на борьбу с ящуром, национальные планы по проведению мониторинговых исследований касательно распространения ящура, а также система профилактических мероприятий, которые успешно реализуются.
Члены Комиссии одобрили проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях. Выполнение запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий ящура, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Членами Комиссии одобрены проекты решений Экономического совета СНГ, касающиеся придания статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств:
- по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур частному учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация). Эта компания имеет зарубежные офисы в пяти государствах – участниках СНГ, что позволит обеспечить оперативное содействие решению консультативных и практических задач в данной сфере, и обладает необходимыми компетенциями для поддержки институциональной, правовой, организационной, научно-технической и информационной поддержки для эффективной реализации программ по развитию мирных ядерных технологий;
- по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров хлебопекарной отрасли федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация). Институт является ведущим научным отраслевым центром, проводит научные исследования, создает и совершенствует методическую и нормативно-техническую базу, распространяет знания в области биотехнологии, микробиологии, биохимии, техники, экономики, экологии и реологии хлебопекарного производства.
В рамках заседания рассмотрена информация о выполнении в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. План охватывает 28 направлений сотрудничества и насчитывает 286 мероприятий, которые направлены на развитие и углубление экономического сотрудничества стран Содружества.
Согласно представленным материалам от государств – участников СНГ все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о повышении активности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестиции, промышленность, транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные услуги и связь, цифровизация экономики.
Вниманию членов Комиссии представлен Обзор торговой политики Республики Армения. Обзор содержит информацию о режиме торговой политики и мерах регулирования экспорта и импорта, развитии важнейших секторов экономики, товарно-денежной политике, финансово-кредитной сфере, а также статистическую информацию об основных социально-экономических показателях экономики Республики Армения в 2024 году.
Членами Комиссии одобрен проект повестки дня 106-го заседания Экономического совета СНГ.
Очередного заседание Комиссии состоится 20 мая 2025 г.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств и внедрению бережливого менеджмента, должны лежать в основе сотрудничества Госстандарта и бизнеса. На этом во время круглого стола в Молодечненском центре стандартизации, метрологии и сертификации сделал акцент первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили БЕЛТА в комитете.
Знать потребности регионов, слышать друг друга, открыто говорить о проблемах и решать их сообща, видеть перспективу – основные задачи круглых столов, которые проводятся Госстандартом. Очередное такое мероприятие прошло на площадке Молодечненского центра стандартизации, метрологии и сертификации и собрало более 60 представителей организаций промышленности и бизнеса региона.
«Госстандарт чутко реагирует на запросы предприятий, совершенствуя техническую нормативную базу, которая затрагивает сферы технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, и готов к активному диалогу с промышленностью для работы на результат», – подчеркнул Александр Бурак.
Так, уже утверждена дорожная карта по стандартизации, направленная на разработку новых современных требований к продукции, услугам, инструментам стандартизации в целях содействия экспорту и обеспечению импортозамещения до 2030 года, и завершена разработка программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, где отражены приоритеты развития инфраструктуры качества по всем направлениям. В прошлом году были, кроме того, утверждены концепции развития государственной метрологической службы и эталонной базы Беларуси до 2030-го. Эти концептуальные документы в сфере метрологического обеспечения разработаны с учетом текущих вызовов и потребностей экономики.
Вместе с тем одна из глобальных задач, которая поставлена перед Госстандартом в рамках пятилетки качества, – организация подготовки проекта программы «Качество» до 2030 года. В этой связи важный посыл первого заместителя председателя Госстандарта бизнесу – инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств, внедрению бережливого менеджмента.
При этом Александр Бурак отметил достойную инфраструктуру испытательных и измерительных возможностей Молодечненского ЦСМС, подчеркнув ее значимость для региона с учетом его экспортно ориентированного и инновационного развития.
По информации БЕЛТА
11 апреля в рамках работы Базовой организации Содружества Независимых Государств в сфере нотариальной деятельности состоялся вебинар, посвященный вопросам обеспечения доказательств нотариусами, особенностям регулирования в национальных законодательствах. В мероприятии приняли участие представители нотариальных сообществ Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Беларуси.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко, подчеркнув практический интерес нотариусов к предложенной нотариатом Республики Узбекистан теме.
Пользуясь случаем, Наталья Борисенко поблагодарила всех участников Седьмых цивилистических чтений памяти профессора М.Г. Прониной, прошедших 3 апреля 2025 г. в г. Минске на площадке Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обратив внимание на значимость обмена опытом между коллегами по актуальным вопросам внесудебной защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений в странах СНГ.
Белорусский нотариат представила председатель комиссии Белорусской нотариальной палаты по информатизации нотариата, нотариус Минского городского нотариального округа Юлия Божко. Отметив общие вопросы обеспечения доказательств нотариусами Беларуси, спикер ознакомила участников вебинара со вступлением в силу с 1 января 2026 г. Кодекса гражданского судопроизводства, которым расширена компетенция нотариуса по обеспечению доказательств, а именно предусмотрена возможность обеспечения как письменных, так и электронных доказательств как до, так и после возбуждения производства по делу в суде.
Председатель Дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты, нотариус г. Астана Олег Полумордвинов в рамках своего выступления указал, что нотариусы Казахстана в порядке обеспечения доказательств опрашивают граждан, назначают экспертизу, производят осмотр вещественных, письменных и электронных доказательств. Олег Полумордвинов привел участникам вебинара для ознакомления статистические данные, отметив, что более чем 80 % случаев обращений приходятся именно на обеспечение электронных доказательств.
Российский нотариат в рамках мероприятия представили:
Наталья Ситникова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Челябинска;
Анна Кленикова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Тулы;
Елена Глушкова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Екатеринбурга, кандидат юридических наук, доцент.
Наталья Ситникова посвятила свое выступление общим вопросам обеспечения доказательств в нотариальной практике нотариусов Российской Федерации, подробнее остановившись на осмотре вещественных доказательств. Наталья Ситникова обратила внимание участников вебинара, что с января 2015 года у нотариусов России появилась возможность обеспечивать доказательства как до возбуждения дела в суде, так и вне зависимости от того, на какой стадии находится дело в суде. За 2024 год установлено свыше 45 тыс. обращений за обеспечением доказательств к нотариусам России.
Анна Кленикова ознакомила участников вебинара с темой «Обеспечение доказательств нотариусами – протокол допроса свидетеля и назначение экспертизы». В частности, она рассказала об особенностях допроса нотариусом свидетеля в случаях наличия оснований полагать, что впоследствии вызов свидетеля в суд будет невозможен или затруднителен, а также о назначении нотариусом экспертизы по запросу заявителя.
Елена Глушкова в своем докладе осветила теоретические и практические аспекты обеспечения нотариусами России доказательств в сети Интернет. Она отметила ежегодный рост количества нотариальных действий по всем видам обеспечения доказательств, указав что 2/3 из них – фиксация информации, размещенной в сети Интернет, что составляет почти 31 тыс. нотариальных действий.
Элизат Сопиева, частный нотариус нотариального округа города Бишкек Кыргызской Республики, рассказала коллегам о роли нотариуса Киргизии в обеспечении доказательств в сети Интернет: правовом регулировании и правоприменительной практике. Она указала, что на сегодняшний день у нотариусов Кыргызстана есть возможность обеспечивать доказательства только до возбуждения производства по делу в суде, что приводит к повторным обращениям граждан к нотариусам после вынесения нотариусами постановления об отказе в совершении нотариального действия, а в последствии судами – судебных требований.
Член постоянной комиссии по обеспечению единой нотариальной практики и по учебно-методическим вопросам Нотариальной палаты Республики Армения Гаяне Азарян в своем докладе отметила, что в целях обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных или вещественных доказательств, назначает экспертизу, а также выполняет иные действия, направленные на обеспечение доказательств. Гаяне Азарян обратила внимание участников вебинара, что в 2016 году были внесены изменения в Закон «О нотариате», согласно которым нотариусы Армении удостоверяют факты, от которых зависят возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или юридических лиц.
Опытом решения актуальных вопросов обеспечения доказательств нотариусами Узбекистана поделилась главный специалист по нотариату Ташкентского городского управления Нотариальной палаты Республики Узбекистан Зульфие Османова. Она отметила как схожесть правового регулирования совершения такого нотариального действия, как обеспечение доказательств в законодательствах государств – участников СНГ, так и имеющиеся отличия, например, необходимость присутствия двух понятых при составлении протокола обеспечения доказательств нотариусом Узбекистана.
Мероприятие завершилось оживленной дискуссией.
По сообщению официального сайта Белорусской нотариальной палаты