Минобразования: образовательное пространство СНГ – диалоговая площадка для обмена опытом с друзьями
Беларусь рассматривает образовательное пространство СНГ как важную диалоговую площадку для обмена опытом с друзьями и партнерами. Об этом заявил первый заместитель Министра образования Александр Баханович на заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, которое проходит в Бишкеке, сообщили БЕЛТА в Министерстве образования.
На заседании речь шла о ходе выполнения плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ и о подготовке и проведении в Беларуси IX Съезда учителей и работников образования государств – участников СНГ в 2026 году.
«В своем выступлении сопредседатель Совета, первый заместитель Министра образования Александр Баханович отметил, что Беларусь рассматривает образовательное пространство СНГ как важную диалоговую площадку с нашими друзьями и ключевыми партнерами. Учреждениями образования заключены более 3,5 тыс. договоров о сотрудничестве с учреждениями образования и организациями государств – участников СНГ. В рамках заключенных договоров в адрес партнерских учреждений стран Содружества на постоянной основе направляются приглашения к участию в мероприятиях в области науки, образования и молодежной политики, образовательных программах стажировок и повышения квалификации в областях, представляющих взаимный интерес. С начала года представители учреждений высшего образования государств – участников СНГ приняли участие более чем в 350 знаковых научно-практических и образовательных мероприятиях, организованных в Беларуси. На регулярной основе осуществляется обмен информацией в области развития систем образования, научных исследований, реализации совместных научно-образовательных проектов посредством участия в стажировках, семинарах, круглых столах, иных образовательных мероприятиях. В частности, на базе белорусских учреждений образования с начала текущего года были организованы стажировки для представителей порядка 100 учреждений образования государств-участников СНГ», – проинформировали в ведомстве.
В состав белорусской делегации вошли также представители Высшей аттестационной комиссии, БГТУ и РИПО. Стороны обсуждали вопросы укрепления белорусско-кыргызского взаимодействия в сфере профессионального образования и обучения в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве между Республиканским институтом профессионального образования и учреждениями образования Кыргызстана.
Эксперты говорили о развитии образовательных систем, внедрении современных технологий и инноваций в учебный процесс, перспективах реализации совместных образовательных программ.
Особое внимание участники диалога уделили вопросам цифровизации образования, повышения качества школьного и высшего образования, а также профессиональной подготовки и переподготовки кадров, возможности для расширения академической мобильности и поддержки молодежных инициатив в странах СНГ.
«Достигнута главная цель встречи – укрепление сотрудничества между государствами – участниками СНГ в сфере образования. Страны Содружества стремятся к консолидации усилий в решении общих задач в области образования и дальнейшему развитию образовательных связей между странами региона. По итогам встречи приняты конкретные решения в отношении важных вопросов развития образовательного пространства Содружества. Среди них – деятельность организаций государств – участников СНГ по высшему техническому образованию и подготовке кадров в области государственного управления, реализация соглашения об учреждении и функционировании Сетевого университета СНГ, разработка общих подходов к обеспечению качества высшего образования, подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, развитие национальных систем аттестации научных и научно-педагогических кадров», – рассказали в Министерстве образования.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
В Москве, в офисе Регионального содружества в области связи (РСС), состоялось 29-е заседание Экспертного совета Межпарламентской ассамблеи СНГ и Регионального содружества в области связи. Совет поддержал предложения разработать в СНГ рекомендации по правовому регулирования метавселенных, по формированию справедливых цен на услуги связи в роуминге и по развитию низкоорбитальных систем космической связи в государствах Содружества. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Обсуждены проблемы законодательного регулирования метавселенных и подходы к их решению. По итогам обсуждения экспертный совет постановил предложить разработать в МПА СНГ рекомендации по вопросам правового регулирования метавселенных.
Оживленная и обстоятельная дискуссия сопровождала обсуждение проекта модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Положительно оценив проделанную работу, совет подчеркнул необходимость по дальнейшему развитию правового регулирования в этой быстро прогрессирующей области и постановил разработать соответствующие предложения.
Экспертами была обозначена необходимость создать модельные документы о критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры и обеспечении технологической независимости в этой области, а также предложено разработать Рекомендации по формированию справедливых цен на услуги связи в роуминге для использования государствами СНГ. Была озвучена инициатива о подготовке рекомендаций по развитию и обеспечению доступа к низкоорбитальным системам космической связи в странах Содружества.
Экспертный совет принял решение обратиться в Совет МПА СНГ с просьбой рассмотреть вопрос о создании профильной постоянной комиссии по вопросам в области связи, информационных технологий и цифрового развития.
Как ожидается, в Таврическом дворце в июне 2025 года состоится международный форум по вопросам развития инновационных технологий. Экспертов также проинформировали о Международном научно-образовательном конгрессе государств – участников СНГ, который пройдет в штаб-квартире МПА СНГ осенью 2025 года.
Совет принял приглашение провести очередное, 30-е заседание 11–13 октября 2025 г. в Минске в рамках очередного форума «Искусственный интеллект в Беларуси».
По информации БЕЛТА
Заседание экспертной группы по разработке проектов плана мероприятий по проведению в Содружестве Независимых Государств в 2026-м Года охраны здоровья и решения Совета глав правительств СНГ по этому вопросу состоялось 20 марта. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
Участие в мероприятии приняли эксперты из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также представители базовых организаций Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, Секретариата Межпарламентской ассамблеи государств СНГ и Исполнительного комитета СНГ.
Решение об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2026 года Годом охраны здоровья было принято Советом глав государств СНГ 14 октября 2022 года. Тогда же Совет глав государств СНГ дал поручение правительствам, соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ предусмотреть в установленном порядке мероприятия по подготовке и проведению этого тематического года, объединив их в специальный план мероприятий.
С учетом сложившейся практики проведения в Содружестве тематических годов в проект плана включаются мероприятия, носящие межгосударственный характер, и важнейшие мероприятия, проводимые на национальном уровне.
На сегодняшний день проект документа включает в себя 10 разделов, которые объединяют более 120 мероприятий. Среди них – совершенствование нормативной правовой базы Содружества в области здравоохранения, взаимодействие со Всемирной организацией здравоохранения. Большой блок мероприятий посвящен проведению совместных конференций, съездов и форумов.
Особое внимание в проекте документа уделено теме молодых специалистов: в 2026 году планируется проведение Международного конкурса молодых лидеров – организаторов здравоохранения и реализация ряда международных научно-образовательных проектов для молодых исследователей государств СНГ.
Ожидается также, что в Год охраны здоровья в странах Содружества пройдут выставки новых технологий в сфере охраны здоровья, программы телемедицины, дистанционной диагностики и ряд других мероприятий.
В ходе обсуждения и с учетом замечаний и предложений участники заседания решили продолжить работу над проектом документа. Следующую встречу решено провести 3 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
13 марта 2025 года состоялось заседание Рабочей группы Совета министров юстиции государств – участников СНГ по разработке проекта Плана мероприятий по подготовке и проведению в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения.
В мероприятии, прошедшем в формате видеоконференции, приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов от Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, базовых организаций государств – участников СНГ в сфере нотариальной и адвокатской деятельности, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Проведение тематического года в СНГ традиционно предполагает разработку плана мероприятий, который в данном случае будет направлен на повышение уровня правовой культуры населения, широкое разъяснение гражданам их прав и обязанностей.
Участники заседания Рабочей группы рассмотрели и в целом согласовали предложения Совета министров юстиции государств – участников СНГ для включения в План мероприятий по подготовке и проведению в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения.
Планируется, что на протяжении 2027 года будут проведены многочисленные международные конференции, диалоговые площадки по актуальным вопросам права, благотворительные акции по бесплатному разъяснению правовых вопросов (правовая помощь), дни правового просвещения и правовой культуры, многие другие мероприятия.
Проведение данных мероприятий в рамках Года правового просвещения в СНГ позволит оказать содействие гражданам в решении их житейских вопросов, что позволит сформировать определенные условия для защиты их прав и законных интересов, а также будет способствовать развитию правовой сферы правовых отношений на пространстве Содружества.
Участники заседания обсудили также возможность установления Единого дня правового просвещения (правовой помощи) в СНГ – 8 октября – дата принятия в 2024 году Советом глав государств СНГ Решения «Об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2027 года Годом правового просвещения».
Разработанные Рабочей группой предложения по подготовке в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится в июне 2025 года в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Е.И.Коваленко.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Правовое просвещение играет важную роль в создании атмосферы постоянного присутствия права в жизни людей и включенности населения в правовую жизнь. Воспитание правовой культуры граждан – серьезная и ответственная работа для всех субъектов, вовлеченных в этот процесс.
Одним из важных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в правовой сфере является взаимодействие заинтересованных государственных органов и обмен опытом по вопросам развития правосознания граждан, распространения правовых знаний и обеспечения их широкого применения в повседневных правоотношениях. О том, что этой проблематике в рамках Содружества придается большое значение, свидетельствует принятие Советом глав государств СНГ Решения от 8 октября 2024 года «Об объявлении в Содружестве Независимых Государств 2027 года Годом правового просвещения».
Указанная инициатива была выдвинута Министерством юстиции Республики Беларусь и поддержана на семнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств, прошедшем 22 сентября 2023 года в Душанбе.
Проведение тематического года в СНГ традиционно предполагает разработку плана мероприятий, который в данном случае будет направлен на повышение уровня правовой культуры населения, широкое разъяснение гражданам их прав и обязанностей и в целом на дальнейшее развитие правовой сферы на пространстве Содружества. В этих целях на протяжении года будут проведены многочисленные международные конференции, диалоговые площадки по актуальным вопросам права, благотворительные акции по бесплатному разъяснению правовых вопросов (правовая помощь), дни правового просвещения и правовой культуры, многие другие мероприятия.
Совет министров юстиции государств – участников СНГ 17 октября 2024 года в Ташкенте рассмотрел широкий круг вопросов, охватывающий различные аспекты правового просвещения, по результатам которого приняты следующие решения:
- о создании Рабочей группы Совета министров юстиции государств – участников СНГ по разработке проекта Плана мероприятий по подготовке и проведению в Содружестве Независимых Государств в 2027 году Года правового просвещения;
- о подготовке информационно-аналитического материала «Правовое просвещение в государствах – участниках Содружества Независимых Государств как важный механизм повышения качества жизни».
В государствах Содружества сформирован богатый и разнообразный опыт поощрения и распространения правовых знаний. Страны активно делятся друг с другом этим опытом, внедряя доказавшие свою эффективность формы работы с населением, а также адаптируя к местным условиям инновации в этой сфере.
В Республике Беларусь правовому просвещению традиционно уделяется немалое внимание. Это направление работы рассматривается в качестве залога успеха в развитии гражданского общества и построении правового государства.
В Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196, правовые воспитание и просвещение включены в число основных направлений реализации данной политики. При этом формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан отмечены в качестве необходимого условия совершенствования национальной правовой системы.
Министерству юстиции Республики Беларусь, кроме исполнительной, отведена и координирующая роль в сфере правового просвещения. Совместно с заинтересованными государственными органами и организациями Министерством разработан план соответствующих мероприятий, рассчитанный на 2024–2029 годы, который утвержден постановлением белорусского Правительства. В этом документе определены как концептуальные направления деятельности по правовому воспитанию и просвещению граждан, так и конкретные меры по ее осуществлению. В круг исполнителей мероприятий включены государственные органы, учреждения образования, отдельные общественные объединения, Федерация профсоюзов Беларуси, Белорусская нотариальная палата, Белорусская республиканская коллегия адвокатов. Координация работы по выполнению плана возложена на Министерство юстиции.
В развитие указанного документа был принят Механизм реализации Министерством юстиции, органами и организациями, входящими в его систему, Плана мероприятий по правовому воспитанию и просвещению граждан в 2024–2029 годах.
Большой отклик у граждан находит проведение акций по бесплатному консультированию, которое проводят работники органов юстиции на местах, нотариусы и адвокаты страны. Такие акции, как правило, приурочены к государственным праздникам – День Конституции, День Победы, День Независимости и другим праздничным дням, например, Дню семьи, Дню пожилых людней, Дню юриста.
Для разъяснения актов законодательства проводятся беседы в трудовых коллективах, осуществляются выступления в теле- и радиопрограммах, выходят публикации в средствах массовой информации, а также на интернет-ресурсах, в том числе в мессенджерах и социальных сетях.
Среди интересных инициатив можно отдельно выделить созданный на сайте Белорусской нотариальной палаты новый информационный ресурс «Нотариус для вас». Это уникальный сборник актуальной информации о нотариальных услугах и алгоритмах действий в различных жизненных ситуациях, когда может помочь нотариус. Данный ресурс содержит около 100 статей, более 150 записей подкастов нотариусов (на радио и телевидении), а также экспертные ответы на вопросы граждан.
В Республике Беларусь функционирует веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР), ведение которого осуществляется Министерством юстиции. Это – не только система, позволяющая непосредственно подготовить и направить документы для государственной регистрации и ликвидации субъекта хозяйствования, но и ресурс, вобравший в себя всю необходимую заявителям информацию для создания и ведения бизнеса. На нем, в частности, размещены подборка законодательства по данному вопросу, рубрика «вопрос-ответ», сервис по подготовке документов для последующего их представления в регистрирующий орган, пошаговая инструкция по регистрации и ликвидации, проверка статуса субъектов хозяйствования.
Особое внимание в стране уделяется работе с детьми и молодежью. В ее рамках представителями Министерства юстиции проводятся встречи, занятия, лекции, семинары для учащейся молодежи. Органами юстиции выстроено четкое взаимодействие с учреждениями общего среднего образования, организовано функционирование подшефных классов правовой направленности.
Для более широкого охвата молодежной аудитории в Белорусской республиканской коллегии адвокатов, а также в каждой территориальной коллегии созданы Советы молодых адвокатов, которые также активно участвуют в правовом просвещении, направленном на соответствующую целевую аудиторию.
В целях пропаганды становления правовой государственности, повышения правовой культуры граждан, популяризации профессии юриста Министерством юстиции организован и проводится ежегодный конкурс «Вершина права». Участие в нем принимают юристы, журналисты, медиаторы, студенты со всех уголков страны. В 2024 году на конкурс поступила 141 заявка, что свидетельствует о востребованности данной инициативы в юридическом сообществе.
Активное развитие также получают новые формы мероприятий по правовому просвещению под эгидой Министерства юстиции:
- диалоговые площадки со студентами высших учебных заведений с участием представителей руководства Министерства юстиции и приглашенных экспертов, приуроченные к важным общественно-политическим событиям. В частности, такой формат использовался при обсуждении проекта обновленной Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, проведении электоральной кампании единого дня голосования, праздновании 30-летия Конституции Республики Беларусь;
- информационные встречи в формате «молодежь для молодежи» молодых работников Министерства юстиции со студентами высших учебных заведений, обучающимися по правовым специальностям;
- интеллектуальные игры, такие как тематические квизы, включающие вопросы правовой направленности, для работников республиканских органов государственного управления, приуроченные ко Дню Конституции и Дню народного единства.
С учетом пристального внимания, которое уделяется в Республике Беларусь правовому воспитанию и просвещению, данный опыт может быть интересен для других государств СНГ. В рамках подготовки к проведению в 2027 году Года правового просвещения в Содружестве Независимых Государств совместными усилиями будет сгенерировано много новых идей и подходов к развитию концепции «правового просвещения».
В Кыргызской Республике в ходе реализации правовой политики исходят из того, что в условиях глобализации и стремительных изменений в социальной и экономической сферах, повышение правовой грамотности населения становится не просто необходимостью, но и важным фактором для обеспечения эффективной защиты прав и интересов граждан, укрепления правопорядка.
Правовое просвещение – это не только передача знаний о правах и обязанностях, но и создание условий, в которых каждый человек может воспользоваться своими правами на практике. Это – средство, которое помогает людям ориентироваться в сложных правовых вопросах, принимать обоснованные решения и защищаться от правонарушений и несправедливости.
Заинтересованными государственными органами учитывается, что недостаточный уровень правовой грамотности населения может быть связан со слабым уровнем работы по развитию правового обучения и воспитания в образовательных организациях, с ограниченностью доступа к получению правовой информации, со слабой организацией работы по предоставлению правовой помощи (особенно для жителей отдаленных местностей).
Для эффективного выполнения задач по информированию и правовому просвещению населения Министерство юстиции Кыргызской Республики активно использует различные онлайн-инструменты с участием сотрудников ведомства.
Одним из ключевых проектов является онлайн-акция «Юстиция на связи», которая регулярно проводится в социальных сетях. В рамках этих акций граждане могут в прямом эфире задать вопросы, внести предложения и получить важную информацию по правовым вопросам. В ходе трансляций обсуждаются темы, касающиеся получения адвокатских и нотариальных услуг, открытия бизнеса, проведения судебных экспертиз и прочего.
Особое внимание уделяется вопросам оказания бесплатной юридической помощи в виде предоставления консультационно-правовой помощи населению. Так, Службой юридической помощи при Министерстве юстиции Кыргызской Республики оказывается консультационно-правовая помощь населению в самых различных формах:
1) функционируют 43 районных офиса по оказанию юридической помощи;
2) работает постоянная горячая линия 114;
3) сотрудники Службы и адвокаты системы гарантированной государством юридической помощи каждый понедельник выходят в прямом эфире телепередачи «Бесплатный адвокат»;
4) на плановой основе осуществляются выезды «Автобуса солидарности», в состав которого входят сотрудники Службы, специалисты министерств и ведомств Кыргызской Республики;
5) организовываются различные акции и декады.
Отдельно целесообразно остановиться на внедрении чат-бота, основанного на технологиях искусственного интеллекта для расширения охвата консультационно-правовой помощи населению. Министерством юстиции пилотируется прототип чат-бота, построенного на базе модели ChatGPT 4 в формате «No Code» с использованием готовых возможностей без дополнительного программирования. На текущий момент проводится пополнение базы данных чат-бота законодательством Кыргызской Республики.
Правовое просвещения ведется также непосредственно в системе образования. Министерство юстиции совместно с Министерством образования и науки Кыргызской Республики, а также международными организациями планирует провести следующие мероприятия по повышению правовой грамотности населения через образование:
- разработка программы курсов повышения квалификации и методических материалов, онлайн-курсов для учителей школ на правовые темы;
- разработка правовых материалов, которые будут интегрированы в школьные учебные программы по предмету «Человек и общество»;
- содействие в проведении и подведении итогов Олимпиады для школьников по правовым вопросам «Человек и Общество»;
- внедрение спецкурсов «Правосудие, ориентированное на людей» для студентов юридических вузов Кыргызской Республики.
В Кыргызстане справедливо полагают, что правовое просвещение играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития общества и повышении качества жизни каждого гражданина. Правовое просвещение – это инвестиция в будущее, которая приносит дивиденды в виде сильного, справедливого и защищенного общества.
Одной из социально значимых задач, возложенных на Министерство юстиции Российской Федерации, является проведение правового информирования и правового просвещения населения, в рамках развития института бесплатной юридической помощи.
Министерство юстиции России с 2013 года выполняет координирующие функции по подготовке и проведению Всероссийского дня правовой помощи детям, который ежегодно проводится в ноябре на территории всех субъектов Российской Федерации.
Ежегодно 20 ноября проводится Всероссийский день правовой помощи детям, в рамках которого усыновители и опекуны сирот, дети, а также граждане, планирующие стать опекунами, во всех субъектах Российской Федерации могут обратиться в консультативные пункты за получением бесплатной юридической помощи, получить необходимую информацию по вопросам реализации прав и защиты охраняемых законом интересов детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из малообеспеченных или находящихся в трудной жизненной ситуации семей.
В 2023 году на территории страны функционировало более 80 тыс. консультационных пунктов, где детям, их родителям, усыновителям и опекунам, а также гражданам, планирующим стать опекунами, была оказана квалифицированная правовая помощь. Общее количество обращений, по которым была оказана консультационная помощь, превысило 225 тыс. случаев.
В 2024 году, помимо Всероссийского дня правовой помощи детям, Министерством юстиции совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период с 8 по 17 июля 2024 года обеспечено проведение Всероссийской недели правовой помощи по вопросам защиты интересов семьи. Указанный комплекс мероприятий был включен в План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи.
Дата проведения Недели правовой помощи приурочена ко Дню любви, семьи и верности, установленному Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2022 году. В рамках Недели правовой помощи было проведено более 39 тыс. мероприятий, участниками которых стали более 1,4 млн граждан.
Активное участие в проведении комплекса мероприятий приняли государственные юридические бюро, адвокатское и нотариальное сообщество, органы записи актов гражданского состояния, участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также социально ориентированные некоммерческие организации.
Более чем 140 тыс. граждан, в число которых вошли многодетные семьи, семьи, имеющие ребенка инвалида, семьи, оба или один из родителей которой являются участниками специальной военной операции, усыновители, опекуны, попечители, патронатные воспитатели, получили необходимые правовые консультации по интересующим их вопросам.
В проведении Недели правовой помощи были задействованы закупленные и переданные в регионы по инициативе Минюста России мобильные офисы оказания бесплатной юридической помощи, которые осуществляют выездные консультации в отдаленных регионах субъектов Российской Федерации, с использованием которых оказано более 2 тыс. правовых консультаций.
Помимо этих мероприятий ведется активная работа по цифровизации процесса оказания бесплатной юридической помощи, правового информирования и правового просвещения.
В декабре 2022 года Министерством юстиции Российской Федерации введена в опытную эксплуатацию информационная система «Правовая помощь», включающая в себя подсистему «Единый государственный портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи».
Портал предназначен для доступа граждан к актуальной и достоверной правовой информации по вопросам реализации и защиты их прав и законных интересов. Информация изложена в удобной для восприятия и использования форме, сгруппирована по определенным жизненным ситуациям, с возможностью доступа к необходимым нормативным правовым актам, а также для доступа к получению бесплатной юридической помощи.
Постоянно растет количество размещенных на портале жизненных ситуаций в форме понятных для граждан пошаговых инструкций по вопросам пенсионного обеспечения, оформления наследства, регистрации брака, утраты близкого человека, получения различных выплат, жилищно-коммунального хозяйства и многих других.
Описание последовательности действий в каждой жизненной ситуации снабжено формами необходимых документов, доступными для скачивания и заполнения, а также ссылками на нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие сферы общественных отношений.
В Республике Таджикистан отмечают, что в современном мире важным индикатором высокого уровня правовой культуры является просвещенность граждан и их способность прибегать к правовым мерам при урегулировании конфликтов. Общеизвестно, что правовое просвещение эффективно только в том случае, если субъекты правовой защиты хорошо осведомлены о правовых, экономических, социальных и иных изменениях, произошедших в обществе и государстве. Высокий уровень юридического образования и правового просвещения позволяет гражданам знать о своих правах, нести ответственность и иметь равные возможности, включая правовые возможности, благодаря верховенству закона.
В связи с этим одним из основных направлений правовой политики Республики Таджикистан является повышение уровня культуры и правосознания населения, правовое воспитание и обучение граждан, а также развитие системы правового просвещения для населения.
В Таджикистане государственная политика в области правовой грамотности и правового просвещения граждан основывается на ряде ключевых нормативно-правовых актов, в частности на указах Президента Республики Таджикистан «О правовой политике и правовом воспитании граждан Республики Таджикистан», «О Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018–2028 годы» и Программе правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан на 2020–2030 годы.
Важным шагом для страны являлось принятие Указа Президента от 30 декабря 2023 года об объявлении 2024 года «Годом правового просвещения», целью которого является повышение уровня правового просвещения граждан, пропаганда демократических ценностей, укрепление института прав человека, уважительное отношение к нему, повышение статуса закона, воспитание граждан в духе уважения к нему и обеспечение верховенства закона, формирование устойчивой системы правового поведения, непримиримости к любым правонарушениям и неизбежности юридической ответственности, координация деятельности всех субъектов правовой защиты и поощрения правового поведения, организация эффективного механизма взаимодействия государства и институтов гражданского общества в направлении правового просвещения граждан.
Республика Таджикистан, пройдя сложные этапы первых лет государственной независимости, избавившись от навязанной гражданской войны и успешно преодолев ее последствия, перейдя на этап развития и созидания, занимая устойчивое положение во влиятельных международных сообществах и создав весомую правовую базу, отвечающую международным стандартам, знает цену мира, спокойствия и процветания.
В связи с этим инициатива Президента Республики Таджикистан об объявлении 2024 года Годом правового просвещения являлась весьма своевременной и обоснованной. Для реализации данной инициативы распоряжением Главы государства был утвержден план мероприятий, в рамках которого Министерством юстиции были проведены: круглые столы (2), конференции (2), ознакомительные семинары (3), выступления по телевидению (76), просветительские мероприятия (8424) с широким освещением посредством интернет-ресурсов и других социальных платформ.
В 2024 году в честь тридцатой годовщины принятия Конституции Министерство юстиции организовало юбилейный десятый национальный Форум по верховенству закона на международном уровне, где тематика правового просвещения также была включена в повестку дня.
Как известно, система правового образования и воспитания состоит из правового информирования, правового консультирования и правовой помощи, правового обучения, правовой агитации и пропаганды, вовлечения граждан в процесс принятия нормативных правовых актов, популяризации правовых механизмов в повседневной жизни общества.
С 2016 года при Министерстве юстиции Республики Таджикистан функционирует Государственное учреждение «Центр правовой помощи», деятельность которого направлена на оказание бесплатной правовой помощи целевым группам, которые находятся в уязвимом положении, в силу низкого уровня правового просвещения или отсутствия возможности получения правовой информации. На данном этапе жителям 52 городов и районов из 69 предоставляется бесплатная первичная юридическая помощь со стороны государственных юристов.
За 8 лет своей деятельности Центр предоставил бесплатную первичную и вторичную юридическую помощь более 125 тыс. граждан по всей республике.
Следует отметить, что к мероприятиям по правовому просвещению населения активно привлекается также гражданское общество. В последние годы между Министерством юстиции и представителями гражданского общества ведется постоянный диалог по вопросам совершенствования законодательства, правоприменительной практики и правового просвещения граждан.
Также немаловажной является роль средств массовой информации в повышении правосознания граждан и правовой защиты, потенциал которых в сегодняшнем быстро развивающемся информационном и технологическом мире весьма высок.
Сложная и тревожная ситуация в регионе и мире, угрозы и опасности, в том числе нарастающий процесс передела мира, гонки вооружения, терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков, оружия, киберпреступность и транснациональная организованная преступность ставят перед министерствами юстиции неотложные задачи, направленные на совершенствование законодательства, обеспечение верховенства права и своевременное просвещение граждан в целях формирования устойчивой системы правового поведения, непримиримости к любым правонарушениям и неизбежности юридической ответственности.
Повышение правосознания граждан, которое напрямую связано с качеством и доступностью правовой информации, может повысить уважение к законам и другим правовым актам как ключевому инструменту регулирования общественных отношений, а также снизить уровень личного нигилизма, формированию ответственности за соблюдение норм правовых актов, а также к тому, чтобы гражданин чувствовал себя полностью свободным и безопасным в обществе.
В Республике Узбекистан правовое просвещение признается одним из ключевых инструментов в создании правового государства и обеспечении высокого уровня качества жизни граждан. В условиях современного общества и развития цифрового пространства необходимость в новых механизмах правового просвещения приобретает особую актуальность.
На сегодняшний день количество активных пользователей Интернета в Узбекистане составляет около 27 млн. В этой связи Министерством юстиции Республики Узбекистан уделяется особое внимание передаче правовой информации через социальные сети.
Для подготовки качественного информационного контента запущена деятельность Инновационного медиацентра при Министерстве юстиции. Данным Центром было подготовлено и выпущено в эфир более 4 300 единиц видеопродукции в виде телешоу, ток-шоу, анимационных роликов, репортажей, телевизионных викторин и других.
В настоящее время, исходя из современных требований, осуществлен переход к созданию коротких видеороликов (shorts) и анимационных видеоматериалов с использованием возможностей искусственного интеллекта.
Кроме того, в Интернете запущено 12 электронных правовых порталов. Эти платформы предназначены для передачи правовой информации в простом и доступном для населения формате.
В частности, платформа Advice.uz тематизирована по более чем 40 направлениям, где граждане могут получать бесплатные юридические консультации.
Кurslar.huquqiyportal.uz предлагает онлайн-курсы по бесплатному повышению правовых знаний, а через test.adliya.uz можно бесплатно проверить свои юридические знания.
Telegram-канал «Ҳуқуқий ахборот» (правовая информация) имеет более 400 тыс. подписчиков в узбекской, русской, английской и каракалпакской версиях.
Вместе с тем особое внимание также уделяется и традиционным формам правового просвещения. Повышение правосознания и правовой культуры населения в Узбекистане организуется системно по принципу «личность – семья – махалля – образовательное учреждение – организация – общество».
Каждая среда в махаллях объявлена «Днем правовой пропаганды». В этот день районными отделениями органов юстиции с выездом на места организуются массовые приемы граждан, где наряду с решением их насущных проблем, проводится также широкое разъяснение законодательных актов.
Адресно доводится правовая информация по льготам и преференциям, установленным для различных слоев населения. Особое внимание уделяется вопросам правового просвещения в школах. Создаются классы с углубленным изучением правовых дисциплин. Популяризируется проект «Street Law», направленный на обучение молодежи практическим механизмам защиты своих прав.
Системная работа ведется в сфере повышения правового сознания государственных служащих. Отдельным решением Правительства была создана система повышения правовой грамотности государственных служащих, посредством которой прошли обучение более 24 тыс. сотрудников. При этом все принимаемые акты законодательства доводятся Министерством юстиции до низовых звеньев государственных органов через Единую систему обмена правовой информацией с использованием функции «одной кнопки».
Стоит особо отметить, что по результатам изучения уровня правовой грамотности населения с привлечением юристов, педагогов, психологов и социологов разработаны минимальные требования к правовым знаниям населения, которые состоят из 5 возрастных категорий. Определено, что ребенок должен знать в 4 года, в 15 лет, в 18 лет и т.д., и это отражено в минимальных требованиях, с учетом которых создаются разработанные Министерством юстиции материалы правовой пропаганды.
Бесспорно, правовое просвещение является важным механизмом повышения качества жизни граждан. Оно не только защищает права и свободы, но и способствует формированию ответственного и активного общества. Для достижения максимального эффекта признается необходимым продолжать развивать образовательные программы, проводить информационные кампании и поддерживать сотрудничество между различными институтами общества.
В стремительно меняющемся мире, под влиянием глобализации и цифровизации, роль правового просвещения становится как никогда значимой. Оно является ключевым инструментом в построении правового государства, обеспечении социальной справедливости и стимулировании экономического роста.
Новые вызовы – киберпреступность, защита персональных данных, этические аспекты применения искусственного интеллекта требуют нового подхода к правовому образованию и просвещению.
На этом фоне в сфере юридического образования в Узбекистане проводятся реформы, в рамках которых:
- принято более 20 законодательных актов, укрепляющих правовую основу образования в этой области;
- Ташкентский государственный юридический университет при Министерстве юстиции определен базовым учреждением по подготовке юридических кадров;
- создана система конкуренции в области подготовки юридических кадров (в настоящее время юридическое образование предоставляется в 22 государственных и 3 негосударственных вузах);
- создан Институт государства и права Академии наук Республики Узбекистан для развития фундаментальных и прикладных исследований;
- учебный процесс в Ташкентском государственном юридическом университете полностью оцифрован и внедрена собственная электронная система управления процессом обучения;
- внедрена система подготовки юридических кадров «школа – лицей – техникум – университет», в соответствии с которой в более чем 200 школах созданы специализированные «Классы права», разработаны новые учебники и образовательный контент, образованы и действуют 3 академических лицея, специализированных по юриспруденции, и 14 юридических техникумов;
- разработана мобильная программа «Huquq maktabi» («Школа права») для школьников и студентов.
Кроме того, на специальной электронной платформе Министерства юстиции запущена Система непрерывного повышения профессиональных знаний и навыков преподавателей права (mk.uzmarkaz.uz). Внедрен республиканский конкурс «Лучший преподаватель права», а среди преподавателей правовых дисциплин проводится ежегодная олимпиада для школьников по предмету «Основы государства и права».
Особое внимание уделяется также международному сотрудничеству.
Ташкентский государственный юридический университет сотрудничает более чем с 100 зарубежными вузами, из них около 40 – из стран СНГ. В рамках переподготовки и повышения квалификации юридических кадров установлено тесное сотрудничество с Азербайджанской Республикой.
Это взаимодействие включает в себя программы обмена преподавателями, академический обмен студентами, совместные программы обучения с получением двух дипломов, совместные научные исследования и публикации научных статей.
Краткосрочные программы академического обмена для студентов бакалавриата также имеют большое значение в юридическом образовании. Только, в 2024 году в рамках программ академической мобильности 157 студентов Ташкентского государственного юридического университета были отправлены на учебу в университеты ЕС, СНГ и Японии.
Достижению значимых целей способствует партнерство между министерствами юстиции государств – участников СНГ. В его рамках узбекской стороной предложено организовать реализацию ряда инициатив:
- создание совместного научного объединения с единой электронной платформой для обмена опытом между преподавателями стран СНГ, которая включит в себя единую базу профессоров, юридической литературы, научных статьей и позволит быстро и эффективно находить нужных партнеров и сотрудничать более эффективно;
- разработка совместных грантовых программ для магистратуры и докторантуры с акцентом на исследования в области кибербезопасности и правового регулирования искусственного интеллекта, а также фундаментальных научных исследований для всего региона;
- увеличение количества совместных образовательных программ с получением двух дипломов;
- создание региональной ассоциации юридических вузов для разработки и реализации фундаментальных, прикладных и инновационных проектов;
- внедрение программ по изучению сравнительного правоведения стран СНГ для углубления интеграционных процессов;
- развитие системы межгосударственного образования для повышения качества правового образования в условиях цифрового общества и развития искусственного интеллекта;
- организация ежегодного международного форума молодых юристов стран СНГ. Данное мероприятие может стать площадкой для обмена идеями, установления профессиональных связей и обсуждения актуальных правовых вопросов среди будущих лидеров юридической профессии.
Сегодня, как отмечают в Узбекистане, стоит важная задача – подготовить новое поколение юристов, способных эффективно работать в условиях цифровой экономики и глобальных вызовов, а совместными усилиями можно создать прочную основу для развития правового государства и укрепления законности в странах Содружества.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ