12.11.2024
Минобразования: образовательное пространство СНГ – диалоговая площадка для обмена опытом с друзьями
Беларусь рассматривает образовательное пространство СНГ как важную диалоговую площадку для обмена опытом с друзьями и партнерами. Об этом заявил первый заместитель Министра образования Александр Баханович на заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, которое проходит в Бишкеке, сообщили
БЕЛТА в Министерстве образования.
На заседании речь шла о ходе выполнения плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ и о подготовке и проведении в Беларуси IX Съезда учителей и работников образования государств – участников СНГ в 2026 году.
«В своем выступлении сопредседатель Совета, первый заместитель Министра образования Александр Баханович отметил, что Беларусь рассматривает образовательное пространство СНГ как важную диалоговую площадку с нашими друзьями и ключевыми партнерами. Учреждениями образования заключены более 3,5 тыс. договоров о сотрудничестве с учреждениями образования и организациями государств – участников СНГ. В рамках заключенных договоров в адрес партнерских учреждений стран Содружества на постоянной основе направляются приглашения к участию в мероприятиях в области науки, образования и молодежной политики, образовательных программах стажировок и повышения квалификации в областях, представляющих взаимный интерес. С начала года представители учреждений высшего образования государств – участников СНГ приняли участие более чем в 350 знаковых научно-практических и образовательных мероприятиях, организованных в Беларуси. На регулярной основе осуществляется обмен информацией в области развития систем образования, научных исследований, реализации совместных научно-образовательных проектов посредством участия в стажировках, семинарах, круглых столах, иных образовательных мероприятиях. В частности, на базе белорусских учреждений образования с начала текущего года были организованы стажировки для представителей порядка 100 учреждений образования государств-участников СНГ», – проинформировали в ведомстве.
В состав белорусской делегации вошли также представители Высшей аттестационной комиссии, БГТУ и РИПО. Стороны обсуждали вопросы укрепления белорусско-кыргызского взаимодействия в сфере профессионального образования и обучения в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве между Республиканским институтом профессионального образования и учреждениями образования Кыргызстана.
Эксперты говорили о развитии образовательных систем, внедрении современных технологий и инноваций в учебный процесс, перспективах реализации совместных образовательных программ.
Особое внимание участники диалога уделили вопросам цифровизации образования, повышения качества школьного и высшего образования, а также профессиональной подготовки и переподготовки кадров, возможности для расширения академической мобильности и поддержки молодежных инициатив в странах СНГ.
«Достигнута главная цель встречи – укрепление сотрудничества между государствами – участниками СНГ в сфере образования. Страны Содружества стремятся к консолидации усилий в решении общих задач в области образования и дальнейшему развитию образовательных связей между странами региона. По итогам встречи приняты конкретные решения в отношении важных вопросов развития образовательного пространства Содружества. Среди них – деятельность организаций государств – участников СНГ по высшему техническому образованию и подготовке кадров в области государственного управления, реализация соглашения об учреждении и функционировании Сетевого университета СНГ, разработка общих подходов к обеспечению качества высшего образования, подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, развитие национальных систем аттестации научных и научно-педагогических кадров», – рассказали в Министерстве образования.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
Утверждено решение совета специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов
Глава государства Александр Лукашенко подписал распоряжение, которым утверждено решение совета специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
На эти цели из республиканского бюджета за счет средств резервного фонда будет направлено около Br560 тыс.
Стипендии Президента Беларуси назначены 185 студентам вузов.
Гранд-премий с присвоением звания лауреата специального фонда удостоены 11 победителей международных олимпиад и конкурсов.
Поощрены специальными премиями 92 учащихся, курсанта и студента.
Оказана материальная поддержка студенческой научной лаборатории «Геоинформационные системы и территориальное управление» Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина для дальнейшего развития научных исследований в области геоинформатики и разработки учебных и прикладных географических информационных систем.
Принятие распоряжения будет способствовать мотивации представителей одаренной молодежи, создаст условия для их дальнейшей успешной учебы и профессионального роста, а также будет служить дополнительным стимулом для педагогов.
В детском технопарке изменились условия выдачи рекомендаций на поступление без экзаменов
Директор Национального детского технопарка Сергей Сачко рассказал корреспонденту
БЕЛТА об изменениях в порядке выдачи рекомендаций наблюдательного совета на поступление без экзаменов.
(фото – БЕЛТА)
Министерством образования принято постановление от 9 июня 2025 года «О порядке выдачи рекомендаций наблюдательного совета учреждения образования «Национальный детский технопарк». Правовым актом утверждена новая инструкция о порядке выдачи документа.
«Внесены изменения в критерии определения лиц, рекомендуемых наблюдательным советом к зачислению в учреждения высшего образования без вступительных испытаний при поступлении на специальности общего высшего и специального высшего образования, и приему (зачислению) в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения без вступительных испытаний. В критерии, касающемся результатов учебы и поведения молодого человека в школе, средний балл успеваемости кандидата на получение рекомендации повышается на 0,5 пункта во всех количественных показателях. Раньше, чтобы поступить в столичные вузы, нужно было иметь средний балл не ниже 8, сейчас он определен не ниже 8,5. В другие учреждения высшего образования нижний порог повысился с 7,5 баллов до 8. Что касается показателей успеваемости для зачисления в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования, то ранее установленный показатель для лицеев, университетов, расположенных на территории Минска (за исключением Минского государственного областного лицея), предусматривал не ниже 8 баллов, сейчас – не ниже 8,5 баллов. В другие лицеи, университеты соответственно – с 7,5 до 8 баллов», – проинформировал Сергей Сачко.
Он отметил, что в остальном порядок не изменился и остается прежним.
«Изменение количественных показателей успеваемости учащихся связано с тем, что основной задачей при работе с одаренной молодежью является построение успешной образовательной и профессиональной траектории. Получение качественного высшего образования в сочетании с осуществлением научно-исследовательской деятельности, начатой в детском технопарке, требует от учащихся высокого уровня знаний по учебным предметам школьной программы», – добавил руководитель детского технопарка.
Изменения станут актуальны с 1 сентября.
По информации
БЕЛТА
Встреча Президента Беларуси с ректором Пекинского университета Гун Цихуаном
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 июля встретился с ректором Пекинского университета Гун Цихуаном.
«Между Пекинским университетом и нашим ведущим вузом сложились добрые отношения. Я очень надеюсь, что оно так и будет. Мы на это рассчитывали, что это сотрудничество будет примером и для других вузов. Тем более у нас существует ассоциация ректоров, где мы можем решать общие вопросы», – сказал Александр Лукашенко.
Он особо отметил, что Пекинский университет пошел на беспрецедентные шаги по созданию отдельной программы для обучения особо продвинутых белорусских студентов по специальности «биотехнологии». Эта программа предусматривает углубленное изучение связанных с этим направлением дисциплин.
Александр Лукашенко отметил, что в том числе с китайской стороны есть большая заинтересованность по подобным программам изучать физику, математику, химию, другие науки. «Это хороший пример для изучения этих наук. Думаю, что мы на этом в ближайшее время сосредоточимся. Но мы рассчитываем на более глубокое сотрудничество с КНР», – заявил белорусский лидер.
Несколько тысяч китайских и белорусских студентов, которые обучаются соответственно в вузах Беларуси и Китая, Президент назвал будущим двусторонних отношений.
«Словом, у нас большое поле деятельности. Двери для вас открыты в любое учреждение, в любую компанию, на любое государственное предприятие. Тайн и секретов у нас от Китая нет», – подчеркнул Глава государства.
В свою очередь Гун Цихуан отметил, что это первый его визит в Минск. «У меня ощущение, что это гармоничный мирный город, где люди очень счастливы», – сказал он.
Ректор Пекинского университета отметил, что в прошлом месяце Александр Лукашенко посетил с визитом КНР, состоялась встреча с лидером страны Си Цзиньпином. «Мы хорошие партнеры, хорошие друзья. Ваше высокое руководство и Си Цзиньпина ведет нас к углубленному сотрудничеству, всепогодному стратегическому партнерству. И мы, как Пекинский университет, активно принимаем участие во всех мероприятиях», – подчеркнул ректор вуза.
Постановлением Минздрава уточнен перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний
В связи с изменениями
в Кодексе об образовании, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 г., постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 июня 2025 г. № 57 внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 июня 2022 г. № 51 «Об определении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний».
Ранее по медицинским основаниям от итоговых испытаний могли быть освобождены учащиеся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. С 1 сентября 2025 г. данный перечень заболеваний будет применяться и при решении вопроса освобождения учащихся по медицинским основаниям от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
Также постановлением внесены изменения в перечень с учетом практики его применения.
Какие изменения в самом перечне?
Как следует из документа, пересмотрены критерии для освобождения по нескольким группам заболеваний.
При эпилепсии. Ранее основанием для постоянного освобождения являлись частые, не контролируемые лекарствами припадки. По новым правилам, освобождение предоставляется «до 6 месяцев после последнего эпилептического приступа».
При заболеваниях крови. Изменен порог для освобождения при некоторых видах тромбоцитопении. Если раньше для постоянного освобождения требовался уровень тромбоцитов 80*10⁹/л и менее, то теперь этот показатель составляет 50*10⁹/л и менее.
При тиреотоксикозе (повышенной функции щитовидной железы). Теперь основанием для освобождения является постоянный статус заболевания, в то время как ранее освобождение было временным, до достижения компенсации.
При нарушениях ритма сердца. Перечень был дополнен. Теперь освобождение могут получить пациенты, состоящие в листе ожидания на проведение таких операций, как радиочастотная абляция или имплантация кардиостимулятора.
Ознакомиться с полным текстом постановления Министерства здравоохранения № 57 от 23 июня 2025 г. можно здесь.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Жаркие дискуссии и заседания рабочих групп. Как обсуждали изменения в Кодекс об образовании
Заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Вячеслав Данилович в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, как обсуждались изменения в Кодекс об образовании, которые вступят в силу с 1 сентября.
По мнению Вячеслава Даниловича, изменения, предложенные Министерством образования, шли от жизни. «Мы в Палате представителей внимательнейшим образом отнеслись к предложенным изменениям. Было проведено пять заседаний рабочих групп, два выездных заседания в регионах, чтобы педагоги, представители местной власти высказали свое мнение по предлагаемым новациям. Рабочие совещания также провели с начальниками главных управлений по образованию облисполкомов и комитета Минского городского исполнительного комитета. По итогу также было проведено расширенное заседание комиссии под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко, – рассказал Вячеслав Данилович. – Мы максимально ответственно подошли к этому вопросу».
И председатель палаты, и представители глубоко убеждены, что кодекс – документ основательный, подчеркнул депутат. «Если туда вносятся какие-то изменения, то они должны быть действительно обоснованы. Нужно как можно реже подобные изменения вносить в кодекс, потому что образование – это очень чувствительная сфера, важная для любого государства. Это неоднократно подчеркивал наш Президент», – сказал он.
При этом Постоянная комиссия постаралась сработать максимально оперативно: 20 июня 2024 года предложения об изменении кодекса поступили, уже 18 ноября Палата представителей приняла их во втором чтении и 10 декабря Глава государства подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам образования».
По словам парламентария, на местах были жаркие дискуссии по поводу установления стоимости питания в учебных учреждениях. Сошлись на том, чтобы оставить ее централизованной, а не делегировать на места. «Это не значит, что мы одобряем все, что предложено. Прошел диалог, и на рабочих группах, как правило, в Палате представителей всегда идут дискуссии. Потому что любые изменения в законодательство затрагивают различные сферы деятельности. У разных ведомств разное видение, как и на местах. Для этого и проводятся рабочие группы, которые согласовывают позиции, и в итоге получается взвешенный документ», – пояснил Вячеслав Данилович.
В целом изменения направлены на улучшение системы образования в Беларуси, учет необходимых изменений и обеспечение справедливой возможности для каждого молодого человека получить образование вплоть до высшего. Это главные критерии, которые были важны в Палате представителей для внесения изменений в Кодекс об образовании, подчеркнул депутат.
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер.
По информации
БЕЛТА