Админпроцедуры по управлению открытыми лицензиями на промышленную собственность доступны онлайн
Новые административные процедуры по управлению открытыми лицензиями на промышленную собственность доступны онлайн на портале «Е-Паслуга», сообщили БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
В частности, на портале стала доступна админпроцедура 548.20.4.1 «Официальное опубликование заявления о предоставлении любому лицу права на использование объекта права промышленной собственности (открытая лицензия)». «Теперь вы можете публично объявить о готовности предоставить открытую лицензию на ваши объекты промышленной собственности, что значительно упростит процесс поиска заинтересованных лиц», – отметили в НЦЭУ.
Кроме того, теперь онлайн доступны процедуры 548.20.4.2 «Официальное опубликование заявления о прекращении действия открытой лицензии», 200.19.19 «Подача для официального опубликования заявления о предоставлении любому лицу права на использование объекта права промышленной собственности (открытая лицензия)», 200.19.20 «Подача для официального опубликования заявления о прекращении действия открытой лицензии».
Административные процедуры доступны для заказа после прохождения строгой аутентификации.
По информации БЕЛТА
Комфортные тарифы на роуминг в Евразийском экономическом союзе планируют установить с 1 января 2028 г., сообщили БЕЛТА в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.
«8 июля 2025 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утвержден новый срок реализации плана по внедрению справедливых тарифов в роуминге – IV квартал 2027 года. До этого в комиссии рассчитывают принять все необходимые решения и отменить роуминг с 1 января 2028 года», – сказали в пресс-службе.
«Инициатива по отмене роуминга (внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге) поддерживается всеми странами Евразийского экономического союза», – заявили в ЕЭК.
Ранее планировалось внедрить комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС в 2025 году. «Но в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса нивелирования финансовых потерь операторов сотовой связи, а также для предотвращения мошеннического (фродового) трафика и настройки биллинговых систем стороны перенесли срок отмены. Это позволит Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами дополнительно проанализировать уровни ставок международного интерконнекта, межоператорские роуминговые тарифы и выработать оптимальный вариант тарифа, учитывающий интересы как абонентов, так и операторов связи», – разъяснили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА
БРИКС необходимо создать справедливое и равноправное управление технологиями искусственного интеллекта. Об этом Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков заявил БЕЛТА по итогам участия в саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро.
По словам Министра, Беларусь, являясь страной с высоко развитыми информационными технологиями, заинтересована в обсуждении в рамках БРИКС тематики искусственного интеллекта и связанных с ним этических, социальных и экономических проблем. Это вопрос был поднят на саммите бразильской стороной.
«БРИКС необходимо взять на себя задачу по созданию справедливого и равноправного управления технологиями искусственного интеллекта. Эту позицию бразильского председательства мы также полностью разделяем», – заявил Максим Рыженков.
По информации БЕЛТА
Опубликованный Индекс развития ИКТ МСЭ (IDI) 2025 года подтверждает устойчивый прогресс на пути к универсальному и эффективному подключению, определяемому как возможность равного доступа в Интернет для каждого, по доступной цене, в любом месте и в любое время с минимальными затратами.
Республика Беларусь улучшает свои позиции третий год подряд. Так, итоговый результат за 2025 составил 90,7 баллов против 88,5 баллов в минувшем году. Укреплены позиции по семи показателям из девяти, при этом, по двум показателям – стоимости корзины фиксированного широкополосного доступа в Интернет (в % от ВНД на душу населения) и количеству лиц, имеющих мобильный телефон (%) – наша страна получила максимальное значение (100 %).
Отдельные значения показателей в области электросвязи
Доступность интернета: 91,5 % населения Беларуси пользуются интернетом и 92,5 % домохозяйств имеют дома доступ к сети.
Мобильная связь: Беларусь имеет высокое покрытие 3G (99,9 %) и 4G/LTE сетей (98,4 %), а количество мобильных широкополосных подписок на 100 жителей достигло 103,7.
Трафик интернета: Средний трафик мобильного широкополосного интернета на одну подписку в Беларуси составляет 166,0 ГБ, а фиксированного широкополосного – 2005,3 ГБ.
Стоимость услуг: Беларусь показывает низкую стоимость доступа к мобильной связи и широкополосному интернету, цены на корзину мобильной связи и голосовой связи составляют 1,2 % от ВНД на душу населения, а на фиксированный широкополосный интернет – 0,7 %.
Эти цифры в очередной раз демонстрируют, что Беларусь уверенно движется к построению общества, где информационные технологии доступны каждому, создавая условия для дальнейшего развития и процветания.
Ознакомиться с полным докладом МСЭ по Индексу развития ИКТ за 2025 год можно по ссылке.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации БЕЛТА