12.11.2024
Молодым ученым со следующего года начнут выделять гранты на реализацию научно-технических проектов
Молодым ученым со следующего года начнут выделять гранты на реализацию научно-технических проектов. Об этом журналистам сообщил Министр образования Андрей Иванец во время торжественного открытия Школы молодого ученного, которое прошло в Белорусском национальном техническом университете, передает корреспондент
БЕЛТА.
Школа молодого ученого продлится пять дней, слушателями станут состоявшиеся и молодые ученые ведущих вузов страны, представители НАН, РИВШ, Парка высоких технологий, БИСИ, Республиканского молодежного центра и «Первого информационного» телеканала.
«Школа соберет более 350 молодых ученых, аспирантов, студентов – тех, кто только делает первый шаг в науку со всей страны. Будет рассмотрен целый ряд тематических направлений, одно из них – это наука, инновационное развитие нашей страны. Очень важно, чтобы молодые люди, приходя в науку, понимали свои перспективы, видели будущее страны, в которое они могут внести свой вклад. Также важная тематика – коммерциализация научных результатов. Мы уделяем особое внимание развитию стартап-движения, реализации инновационных проектов. В связи с этим Министерство образования уже со следующего года начнет проводить конкурсы научно-технических проектов для молодых ученых и выделять гранты на один-два года с тем, чтобы каждый молодой человек, который занимается наукой в наших университетах, мог получить практическую реализацию своих идей и проектов», – рассказал Андрей Иванец.
Говорить будут и о подготовке кадров высшей научной квалификации. «Речь пойдет о выполнении диссертационных исследований, их защите, подготовке кадровой смены не только для вузов системы образования, но и для научной сферы и отраслевой науки. Что касается направлений, по которым работают молодые ученые, то, безусловно, молодежь, как наиболее прогрессивная часть общества, сегодня смотрит в наиболее динамично развивающиеся отрасли. В первую очередь это информационные технологии, нейросети, технологии искусственного интеллекта, биотехнологии, фармацевтика, науки о жизни в широком понимании. Молодежь сегодня хочет не просто прийти в науку, а достичь весомого результата, который получит признание как в нашей стране, так и далеко за ее пределами. Сегодня только в системе университетов Министерства образования в научных исследованиях занято более 5 тыс. молодых ученых», – проинформировал руководитель образовательного ведомства.
Организатором проекта выступает Совет молодых ученых при Министерстве образования совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям, НАН, Высшей аттестационной комиссией и Парком высоких технологий.
По информации
БЕЛТА
Владимир Караник о грантах Президента: инновационные разработки лягут в основу больших проектов
Инновационные разработки ученых, которым были предоставлены гранты Президента, лягут в основу больших проектов. Об этом заявил журналистам Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В нашей стране наука, социальная сфера всегда находятся в зоне пристального внимания. Дополнительное внимание со стороны Президента – выделение грантов по этим направлениям – позволяет поддержать молодых талантливых ученых и обеспечить им финансирование и административную поддержку для внедрения разработок. Многие инновационные разработки, выполненные по грантам, я уверен, лягут в основу больших проектов, которые позволят нам заявить о себе не только в рамках Беларуси, но и на мировой арене. Это разработки в области защиты космических аппаратов, средств связи, для системы здравоохранения, повышения эффективности оказания медицинской помощи и многие другие», – сказал Владимир Караник.
Он отметил, что разработка – это только первый шаг. Дальше необходим практический результат во всех сферах. «Если это касается медицины, то результат работы – спасенные человеческие жизни, сохраненное здоровье. Образование – это наше будущее, потому что именно от развития нации зависит движение вперед. Если мы не будем уделять внимание науке, мы очень быстро окажемся неконкурентоспособны. Ну и, конечно, направление культуры – это очень важно. Следующие поколения должны быть не только подготовленными технически, не только быть здоровыми, но и сохранить традиции, культурный код нашего народа. И не просто сохранить, а приумножить и передать следующим поколениям», – подчеркнул вице-премьер.
Под руководством Владимира Караника состоялось заседание республиканской комиссии по рассмотрению кандидатур, выдвигаемых для предоставления грантов Президента Беларуси в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики. На заседании были рассмотрены отчеты грантополучателей о результатах научных исследований, для выполнения которых предоставлены гранты Президента в 2024 году. Особое внимание уделено практической значимости и эффективности результатов научных исследований и проектов, выполненных при грантовой поддержке. Также проведен анализ эффективности данной меры государственного стимулирования труда.
Сегодня в НАН Беларуси также работала презентационная выставка проектов, для выполнения которых были предоставлены гранты Президента в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики на 2024 год.
В 2024 году такие гранты были назначены 58 специалистам. Выделенные гранты были предусмотрены на проведение исследований и разработок в различных областях науки, на разработку современных методик, учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий для повышения качества обучения учащихся и студентов. Также они направлены на создание новых методов и медицинских технологий лечения пациентов, диагностики заболеваний, на реализацию творческих проектов в области музыкального и театрального искусства, экспозиций музеев и выставок. За счет грантов предусмотрено и выполнение молодежных проектов, направленных на патриотическое воспитание, изучение исторического наследия, вовлечение молодежи в общественную деятельность, повышение ее гражданской активности. Большинство проектов уже сегодня внедрены в реальном секторе экономики. Отдельные результаты исследований получат развитие при выполнении новых заданий государственных научно-технических программ.
По информации
БЕЛТА
Акцент на 80-летии Победы. Союзные парламентарии обсудили проекты в сфере образования и науки
Заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по науке и образованию состоялось 28 февраля в Москве, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Собрания.
«Парламентариям была представлена информация об итогах реализации программ и мероприятий Союзного государства по вопросам ведения комиссии в 2024 году. Также был рассмотрен ход подготовки к реализации новых программ и мероприятий Союзного государства, предусмотренных к финансированию в 2025 году», – рассказали в пресс-службе.
Так, всего в 2024 году бюджетом Союзного государства на реализацию мероприятий по линии науки было запланировано 400 млн российских рублей, по линии образования – более 145 млн российских рублей. В 2025 году по вопросам ведения Комиссии Парламентского Собрания по науке и образованию бюджетом Союзного государства предусмотрено финансирование одной программы и семи мероприятий: программа «Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве»; премия Союзного государства в области науки и техники; Форум вузов инженерно-технологического профиля; олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»; конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века»; гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны»; форум Союзного государства «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба»; участие в культурно-образовательной патриотической акции «Поезд Памяти».
«Парламентарии отметили, что в соответствии с постановлением Высшего госсовета Союзного государства от 6 декабря 2024 года № 15 «Об организации и проведении мероприятий по празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне» все мероприятия, предусмотренные бюджетом Союзного государства, в 2025 году должны проводиться с обязательным включением в свои программы военно-патриотической тематики и гражданско-патриотических акций, посвященных 80-летию Победы», – подчеркнули в Парламентском Собрании.
Кроме того, парламентарии рекомендовали повысить эффективность белорусско-российского сотрудничества в сфере науки и образования, в первую очередь на направлениях, поддерживающих импортозамещение и развитие инновационных технологий. Также предложено считать приоритетными мероприятия, направленные на противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание и единение молодежи Союзного государства, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Помимо союзных парламентариев в заседании приняли участие представители Министерства образования Беларуси, Министерства науки и высшего образования России, Министерства просвещения РФ, Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Министерство образования вводит электронную предварительную запись на проставление апостиля
Прием документов для проставления апостиля, предварительного засвидетельствования для консульской легализации, а также выдача ранее оформленных документов осуществляется Департаментом контроля качества образования Министерства образования по адресу: г. Минск, ул. Козлова, д. 28, кабинет 201.
С 3 марта вводится электронная предварительная запись для подачи документов для проставления апостиля на официальных документах, исходящих из учреждений образования Беларуси.
Запись можно будет осуществить на официальном сайте Министерства образования.
Для предварительной записи необходимо указать вид документа и его номер. Выбор даты и времени посещения осуществляется самостоятельно из доступных дат с учетом графика приема документов. По электронной записи будут приниматься документы только от владельца документа и только те документы, которые указаны в форме предварительной записи. Несоответствие номера документа, указанного в форме предварительной записи, номеру предоставляемого документа для проставления апостиля влечет отказ в приеме документов.
До 31 марта включительно предварительная запись на проставление апостиля будет возможна и в прежнем формате – на базе Департамента в
дни и часы, определенные для предварительной записи.
Запись по телефону или электронной почте не осуществляется.о вопросам введения электронной предварительной записи для проставления апостиля с 26 февраля по 7 марта будет организована работа горячей линии с 11.00 до 13.00 по тел. +375 (17) 320 08 24.
По сообщению
официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
IV Международный конкурс научных работ по тематике разрешения экономических споров
Сообщаем о старте IV-го Международного конкурса научных работ по тематике разрешения экономических споров в номинациях «Арбитраж» и «Медиация».
Организаторами Конкурса выступают Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов», общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов», Минская областная коллегия адвокатов.
Партнерами Конкурса выступают Минская областная специализированная юридическая консультация по правовому сопровождению бизнеса, Международная юридическая группа Bureau 24, Международная юридическая фирма Grata International, юридическая фирма «Аnischenko Laptev».
Информационным партнером Конкурса выступают – РАА 25, Совет молодых арбитров, CIS Arbitration Forum и журнал «Коммерческий арбитраж».
Цель конкурса – стимулирование студентов и магистрантов к научно-исследовательской работе в сфере разрешения экономических споров.
Для участия в конкурсе участникам необходимо направить до 30 июня 2025 г. на электронный адрес: chairman@arbchamber.com курсовые, дипломные работы и магистерские диссертации, представленные в 2025 году к защите, в формате .PDF. Тема письма: «Конкурс научных работ 2025 – Номинация – [ФИО]». Конкурс проводится в категориях: «Лучшая курсовая работа»; «Лучшая дипломная работа»; «Лучшая магистерская диссертация».
Конкурс проводится в категориях: «Лучшая курсовая работа»; «Лучшая дипломная работа»; «Лучшая магистерская диссертация».
Работы участников оцениваются по критериям:
-
актуальность (обоснование необходимости исследования);
-
качество исследования (количество, авторитетность и «свежесть» источников; использование иностранных авторов и правоприменительной практики);
-
оригинальность (идентификация вопросов, относительно которых отсутствует единый подход в доктрине и/или правоприменительной практике; наличие собственных выводов, законодательных и/или иных предложений);
-
практическая применимость.
Эксперты – представители организаторов и партнеров Конкурса определят победителей, которым будет предоставлена возможность опубликовать в журнале Палаты арбитров статью, основанную на своей работе, а также вручены иные призы от партнеров Конкурса.
По сообщению
официального сайта Белорусского республиканского союза юристов
Профильные классы, экспорт услуг и учебные мастерские. Андрей Иванец о задачах системы образования на 2025 год
Министр образования Андрей Иванец во время итоговой коллегии Министерства образования рассказал о задачах, которые стоят перед системой образования в 2025 году, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
«Во-первых, в воспитании и идеологической работе с молодежью мы отходим от количества мероприятий и процента охвата общественными объединениями. Формирование гражданской позиции, результативность профилактической работы и сохранение жизни наших детей должно стать главным критерием эффективности этой работы. Во-вторых, демографические прогнозы и тенденция снижения числа воспитанников в детских садах за последние годы неминуемо приводит к необходимости оптимизации сети. Эта работа должна осуществляться не только за счет присоединения в сельской местности детских садов к близлежащим школам, организации перевозки, но и за счет объединения незаполненных групп, приведения норм наполняемости в них к верхней границе, установленной Кодексом об образовании. Органам управления образованием работу в этом направлении необходимо завершить до 1 сентября, а высвободившиеся средства направить на развитие образовательной среды и зарплаты работников», – рассказал Андрей Иванец.
Также должна быть продолжена работа по повышению эффективности профильных классов профессиональной направленности, в которых в этом учебном году обучаются уже более 28 тыс. учащихся 10-11-х классов. «В 2025 году функционирование профильных классов профессиональной направленности должно выйти на новый уровень. Мероприятия на предприятиях и региональных учреждениях высшего образования должны стать системными для учащихся. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник профессионального класса продолжил обучение по своему профилю», – добавил Министр образования.
Еще из задач – работа с детьми с особенностями развития, чтобы они смогли влиться в общество, стать полезными и найти свое призвание в жизни. Отмечено, что равный доступ к образованию для всех – один из главных столпов для системы образования страны. В связи с этим начата работа по обновлению нормативно-правовой базы с учетом реальных потребностей родителей и детей с особенностями психофизического развития. Также предстоит большая работа по изданию линейки учебных пособий для детей этой категории.
Следующая задача – чтобы система профессионального образования и в дальнейшем выступала гарантом подготовки высокопрофессионального уровня специалистов, обеспечивала ускоренную адаптацию молодых профессионалов к реальному производству, формировала у них стремление к постоянному развитию. «В 2025 году нам необходимо активно приступить к созданию учебных мастерских (участков, цехов) на базе предприятий легкой промышленности, сельского хозяйства, машиностроения, строительства, энергетики и иных организаций реального сектора экономики и социальной сферы. В 11 организациях уже действуют такие классы, до конца года необходимо обеспечить открытие не менее 50. Еще из задач – качество подготовки инженерных кадров. Оно является основополагающим фактором устойчивого экономического роста и развития нашей страны, обеспечения ее научно-технологического суверенитета. Проект концепции развития инженерного образования в Беларуси был рассмотрен на совещании у Премьер-министра Романа Головченко. Итоговый документ должен быть принят до 1 апреля, он будет отражать конкретные мероприятия, начиная с содержания учебных планов, кадрового обеспечения, заканчивая развитием материально-технической базы. Взаимодействие с предприятиями должно быть обеспечено, в том числе за счет создания центров компетенций во всех вузах, осуществляющих подготовку инженерного профиля», – отметил Андрей Иванец.
В сфере научно-технической деятельности в 2025 году вузы совместно с заинтересованными предприятиями и областными исполнительными комитетами должны принять активное участие в разработке региональных научно-технических программ на 2026–2030 годы. Это участие позволит вузам органично интегрироваться в реализацию региональной инновационной политики.
Что касается экспорта образовательных услуг, в 2024 году доведенный показатель экспорта услуг в области образования значительно перевыполнен – 124,9 %, он составил рекордные $115 млн. «Но это не позволяет нам спокойно почивать на лаврах. Для развития достигнутого уровня международной кооперации в 2025 году требуется дальнейшее расширение сотрудничества с Китаем, наращивание экспорта в страны Африки, с учетом высокого уровня политических взаимоотношений, продолжение расширения привлечения абитуриентов из стран СНГ, а также принятие мер по диверсификации экспорта в страны дальней дуги, в том числе за счет расширения англоязычной подготовки. Актуальным остается вопрос обеспеченности образовательного процесса педагогическими кадрами, особенно физико-математического профиля. Всего за период с 2020 по 2024 год было принято на работу более 24 тыс. молодых специалистов, из них продолжают работать порядка 70 %. Из этого следует, что более 7 тыс. специалистов, подготовленных только за последние пять лет, могут быть привлечены в профессию. Все необходимые меры по расширению набора на педагогические специальности уже приняты. В этом году расширяем подготовку учителей естественно-научного профиля на базе БГУ. Задача главных управлений по образованию облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома – принять меры по созданию благоприятных условий для работы молодых специалистов как с использованием нематериальных мер стимулирования (присвоение квалификационных категорий, привлечение к участию в конкурсе профмастерства), так и материальных (арендное жилье, надбавки)», – проинформировал Министр образования.
По информации
БЕЛТА