Минэкономики: механизмы законодательства позволяют эффективно взыскивать просроченную задолженность
Применение механизмов по урегулированию неплатежеспособности повышает эффективность взыскания просроченной задолженности. Об этом заявила заместитель директора Департамента по санации и банкротству Мария Покало, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.
За 9 месяцев 2024 года экономическими судами возбуждено 892 дела о несостоятельности и банкротстве: 735 в отношении юридических лиц и 157 – индивидуальных предпринимателей. Около половины от их общего количества (48,8 %) возбуждено в Минске. В Брестском регионе отмечается более активное применение процедур банкротства к индивидуальным предпринимателям. Преобладающая доля возбужденных дел приходится на предприятия с продолжительностью функционирования в экономике 5 и более лет.
Более половины дел о банкротстве (53 %) открываются экономическими судами по инициативе государственных органов. В основном это налоговые органы и территориальные управления ФСЗН. «Такая активность со стороны госорганов свидетельствует о том, что механизмы законодательства об урегулировании неплатежеспособности, направленные на поиск и реализацию имущества, позволяют эффективно взыскивать просроченную задолженность должников перед государством», – отметила Мария Покало.
По информации БЕЛТА
Министр экономики Юрий Чеботарь перед началом заседания Президиума Совмина по рассмотрению концепции программы социально-экономического развития на 2026–2030 годы и программы деятельности Правительства на 2025–2029 годы рассказал о приоритетах соцэкономразвития, которые войдут в программу на ближайшие пять лет, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На заседании в первую очередь рассматривают концепцию программы социально-экономического развития, в соответствии с обновленным законом о программировании и планировании. «Концепция предусматривает определение приоритетных направлений, на которых сосредоточится страна в ближайшие пять лет. В принципе, мы при разработке документа пошли чуть дальше, конкретизировали этот документ по основным не только приоритетам, но и источникам роста, и прочему», – сказал Юрий Чеботарь.
Та версия концепции, которую сегодня представят на Президиуме Совмина, уже будет характеризовать новый облик будущей программы социально-экономического развития. «Из чего мы исходили, когда подходили к ее разработке? В первую очередь это поручения Президента, данные в предвыборной программе, в инаугурационной речи. Второе – это запросы населения. Для этого были проведены социологические исследования – чтобы понять, какой сегодня есть запрос», – пояснил Министр.
При разработке также учли долгосрочные документы, например, основные положения Национальной стратегии устойчивого развития. «Президент дал поручение при назначении экономического блока – не переписывать программу, а сделать документ обновленным. Поэтому выделили основные направления, по которым будем работать в ближайшие пять лет», – подчеркнул глава экономического ведомства.
Минэкономики выделило несколько приоритетов и просчитало источники их достижения. В первую очередь это арендное жилье. Об этом Президент говорил в инаугурационной речи, отметил Юрий Чеботарь. «Планка стоит вырасти в несколько раз по строительству арендного жилья», – добавил он.
Еще один приоритет – сильные регионы. «Здесь видим развитие как социальной инфраструктуры, так и реализации коммерческих проектов. Продолжаем наши все инициативы в этом плане», – сказал Министр.
Следующей приоритет – цифровизация и технологии. «Надо отвечать на вызовы современности и повышать конкурентоспособность нашей промышленности и реального сектора экономики», – обратил внимание он.
Четвертый приоритет – туризм. «Об этом Президент говорил тоже в инаугурационной речи. Задача – вырасти в этой отрасли», – добавил Юрий Чеботарь.
Развитие этих направлений Минэкономики выделило для себя как основных, поэтому именно на них будет сделан упор на сегодняшнем заседании Президиума Совмина при обсуждении концепции программы соцэкономразвития.
По информации БЕЛТА
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации БЕЛТА
В Беларуси последовательно совершенствуется законодательство в сфере государственных финансов и управления государственной собственностью, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Перед парламентариями сегодня выступил Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов с докладом о результатах деятельности ведомства.
«В соответствии с Конституцией Республики Беларуси палаты Национального собрания ежегодно заслушивают информацию Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля и Председателя Правления Национального банка о результатах их деятельности», – напомнила Наталья Кочанова.
Парламент и Комитет государственного контроля эффективно взаимодействуют для решения целевых задач, поставленных главой государства, и реализации национальных приоритетов развития нашей страны, отметила спикер. «Парламентарии неизменно учитывают позицию комитета в законопроектной деятельности, она всегда практико-ориентирована и обоснована», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
«Во многом благодаря нашей совместной работе с Комитетом государственного контроля в республике последовательно совершенствуется законодательство в сфере государственных финансов, управления государственной собственностью. В Год благоустройства и пятилетку качества Комитету государственного контроля отводится особая роль в реализации соответствующих решений Главы государства», – дополнила Наталья Кочанова.
По информации БЕЛТА
В Беларуси готовят документ для регулирования выпуска токенов банками. Об этом сообщил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в программе «Актуальное интервью» на «Первом информационном», сообщает БЕЛТА.
Ранее Роман Головченко заявил, что Национальным банком совместно с заинтересованными вырабатывается системный подход к регулированию сферы токенов (цифровых знаков). В частности, предлагается предоставить банкам право через резидентов ПВТ создавать и размещать собственные токены, исполнять обязательства по ним.
«В чем мы видим перспективность этого инструмента? Во-первых, это важная составляющая привлечения инвестиций. Во-вторых, полноценное использование токенов – это возможность перехода впоследствии к смарт-контрактам, в которых алгоритмически зашиты определенные действия, и они будут выполняться автоматически. Их можно использовать абсолютно в различных сферах договорных отношений», – отметил он.
Сейчас токены могут приобретать субъекты хозяйствования через структуры ПВТ, но банки этот инструмент не используют. «Национальным банком ведется работа по подготовке комплексного правого акта, который бы регулировал две вещи. Первое – формы использования токенов для банков, второе – определенное ограничение, которое мы будем использовать для работы с этим еще достаточно новым финансовым инструментом. Это сфера так называемых децентрализованных финансов, и законы, по которым обращаются токены, не должны вступать в противоречие с классическими элементами платежной инфраструктуры», – объяснил глава Нацбанка.
Роман Головченко считает, что в сфере обращения токенов надо двигаться достаточно осторожно, выверяя все шаги и смотря, каким образом на практике реализуется законодательное регулирование. «В целом я уверен, что у токенов большое будущее, и Нацбанк делает, на мой взгляд, правильные шаги для того, чтобы стать регулятором именно этой сферы», – сказал он.
По информации БЕЛТА
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации БЕЛТА