Государство строит, население может себе позволить. Минэкономики о планах по строительству жилья на пятилетку
Первый заместитель Министра экономики Андрей Картун в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, сколько и какое жилье строится в Беларуси в 2021–2025 годах.
По словам Андрея Картуна, наряду со вторичным, первичный рынок также хорошо прирастает по показателям. «Если говорить про цифры, то сфера строительства стабильно держится с приростом в районе 10 %. Это, конечно, неплохо. Мы строим и не отказываемся от социальных обязательств, несмотря на санкции и так далее. Ежегодно строится как минимум 4 млн кв.м. И уже в этом показателе мы чуть-чуть опережаем пятилетний план – уже больше 12 млн кв.м мы построили с начала пятилетки. У нас еще есть этот год и следующий – план мы точно выполним», – уверен он.
Андрей Картун добавил, что это не только коммерческий сектор. «Мы строим и арендное жилье, и для нуждающихся строим. Конечно, тоже индикатор того, что мы возвращаемся к экономическому росту. Государство может себе позволить строить больше для нуждающихся категорий граждан и арендного жилья, а население в свою очередь может себе позволить эту стройку потянуть», – подчеркнул первый замминистра.
По информации БЕЛТА
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
Система долгосрочного ухода на дому позволяет пожилым людям и инвалидам получать необходимую медицинскую и социальную помощь, не покидая привычной среды проживания. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Минтруда.
«Долгосрочный уход — это комплексная система поддержки, направленная на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями самообслуживания. В основе лежит индивидуальный подход: программа ухода разрабатывается с учетом состояния здоровья, бытовых условий и пожеланий человека», — отметили в ведомстве.
В перечень услуг входит как социальная поддержка — приготовление пищи, уборка, помощь в проведении гигиенических процедур и сопровождение на прогулках, так и медицинская помощь: перевязки, инъекции, контроль артериального давления, уход за лежачими больными. Особое внимание уделяется поддержке родственников. Как отмечают в Минтруда, благодаря системе долгосрочного ухода родственники получают профессиональную помощь, что позволяет им совмещать уход с работой и личной жизнью.
Еще одним важным преимуществом является финансовая доступность. Таким образом, средняя стоимость одного часа работы социального работника составляет 80 копеек. Долгосрочный уход может быть предоставлен пожилым людям старше 65 лет с серьезными ограничениями в передвижении и самообслуживании, инвалидам I и II групп, нуждающимся в ежедневной поддержке, семьям, в которых родственники вынуждены отказываться от работы ради ухода. Исключение составляют граждане, заключившие договор ренты или договор пожизненной ренты с иждивением.
Для постановки на учет необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН), предоставить необходимые документы, пройти врачебно-консультационную комиссию и получить заключение о необходимости длительного ухода.
По информации БЕЛТА
Стартовал прием заявок для участия в республиканском конкурсе для назначения стипендий Президента Беларуси талантливым молодым ученым на 2026 год, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
Для участия в конкурсе выдвигаются кандидатуры достигших наилучших результатов в научной, научно-технической, инновационной деятельности докторов наук в возрасте до 45 лет, кандидатов наук – до 35 лет, ученых без степени – до 30 лет на 1 января 2025 г. При этом учитываются достижения ученых в приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности, вклад в социально-экономическое развитие Беларуси.
Кандидатуры выдвигают организации по основному месту работы ученого, на собрании научных работников или научно-техническом (ученом) совете на основании рекомендации коллектива работников структурного подразделения. При выдвижении кандидатур учитываются отзывы не менее двух независимых экспертов.
Стипендии назначаются сроком на один календарный год и выплачиваются независимо от размера заработной платы. Размер стипендий определяется Президентом Беларуси на основании предложений межведомственной комиссии.
Документы на конкурс для назначения стипендий на 2026 год представляются до 1 июля 2025 г. в НАН Беларуси, Министерство образования или ГКНТ – в зависимости от того, кем рекомендованы кандидатуры.
По информации БЕЛТА
Об этом заявила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко в ходе круглого стола с представителями госорганов.
В повестке дня – подведение первых итогов реализации приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза.
По словам Алеси Абраменко, в первом квартале в ЕЭК внесены инициативные предложения Беларуси по ряду ключевых направлений – в части кооперационного взаимодействия, защиты прав инвесторов, цифровой трансформации, санитарно-эпидемиологического контроля.
«Для усиления кооперационного взаимодействия наших экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, ИИ, электротранспорте, микроэлектронике, робототехнике.
Но чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Следующие важнейшее направление – цифровая трансформация. Это вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран Союза при оцифровке обязательств и многое другое. Задача – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы, по нашему мнению, должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК.
Также считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы.
В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС», – рассказала замминистра экономики.
Участники заседания также обсудили подготовку к проведению Евразийского экономического форума, который состоится в г. Минске 26–27 июня 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Цель разрабатываемых госпрограмм – эффективное использование ресурсов. На это обратил особое внимание первый заместитель Министра экономики Андрей Картун в ходе заседаний постоянной межведомственной комиссии, где продолжился цикл обсуждений проектов государственных программ на 2026–2030 годы, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.
На заседаниях, прошедших 10–11 апреля 2025 г. с участием заинтересованных государственных органов, были рассмотрены предложения по формированию госпрограмм «Транспорт Беларуси», «Дороги Беларуси», «Жилье будущего», «Комфортное жилье и благоприятная среда», «Экономика замкнутого цикла», «Недра», «Экология», «Демография», «Общество равных возможностей», «Сбалансированный рынок труда», «Экономика данных», «Устойчивое предпринимательство» и ряда других.
Андрей Картун напомнил, что ключевая задача госпрограмм – достижение максимальных социальных и экономических эффектов при имеющихся ресурсах.
«Основной подход к формированию госпрограмм неизменен: цели - варианты реализации – финансирование. Каждое мероприятие должно способствовать решению задач, поставленных в рамках развития. Минэкономики и комиссия будут неуклонно следовать этому принципу при разработке программ на предстоящую пятилетку», – подчеркнул первый заместитель Министра.
По информации БЕЛТА