В ЕЭК презентовали пилотный проект Республики Беларусь по развитию национального механизма «единого окна»
Евразийская экономическая комиссия, Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, а также Государственный таможенный комитет Республики Беларусь провели демонстрацию пилотных проектов по развитию национального механизма «единого окна» в Республике Беларусь.
В мероприятии приняли участие представители ЕЭК, таможенных служб, органов государственной власти и бизнеса стран ЕАЭС, участвующие в реализации проекта развития национальных механизмов «единого окна».
Участникам мероприятия представили организационно-правовые аспекты проекта по формированию в Республике Беларусь электронной платформы «Одно окно ВЭД», функциональные возможности портала «Е-Паслуга» и администрируемые таможенные бизнес-процессы.
«Механизм «единого окна» – перспективный проект в ЕАЭС, который нацелен на создание необходимых условий для развития ВЭД. Он интегрирует мировой опыт создания современных моделей механизма «единого окна» с использованием прогрессивных организационно-правовых, технических и технологических решений», – рассказал министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов.
Отмечено, что реализуемый в государствах-членах проект отвечает требованиям цифровой повестки ЕАЭС, а в части реализации регулятивных функций сопряжен с развитием института «умной» таможни.
Распоряжением Совета ЕЭК от 5 апреля 2021 года № 4 «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» определены меры, механизмы и мероприятия по реализации Стратегии-2025. В их числе – мероприятия, связанные с демонстрацией пилотных проектов по внедрению национальных механизмов «единого окна» для обеспечения в дальнейшем их совместимости и возможности обмена данными.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы его формирования в странах ЕАЭС. Для ее реализации разработана программа. Эксперты отмечают, что общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. Общий рынок также позволит расширять использование собственных валют для расчетов.
В целом сумма биржевых сделок предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран – участниц Евразийского экономического союза в январе – мае 2025 года превысила 408 млн долларов, что на 10 процентов больше прошлогоднего показателя за тот же период. При этом удельный вес экспорта белорусской продукции в общем объеме биржевого товарооборота составил 85 процентов. В результате положительное сальдо биржевой торговли Беларуси со странами ЕАЭС достигло 287 млн долларов.
О перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС поговорили с председателем правления Белорусской универсальной товарной биржи Александром Осмоловским.
Общие принципы
– Александр Григорьевич, евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере биржевой торговли, сейчас в центре внимания. Какие инструменты в свете этого готова предложить Белорусская универсальная товарная биржа и как, на ваш взгляд, будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС? Если не ошибаюсь, эти вопросы совсем недавно обсуждались в Минске на Международном биржевом форуме.
– Да, вы совершенно правы: интеграционное движение в рамках ЕАЭС набирает обороты, причем не на словах, а на деле. Как известно, есть концепция формирования общего рынка ЕАЭС, утвержденная главами правительств стран союза, а для ее реализации разработана соответствующая программа, которая включает в себя план конкретных мероприятий со сроками их реализации. Ну а Белорусская универсальная товарная биржа выступает здесь как один из операторов цифровой инфраструктуры, на базе которой будет осуществляться торговля на союзном рынке.
Насчет вашего вопроса об инструментах могу сказать, что биржевой механизм, несомненно, играет существенную роль в развитии торговли на просторах ЕАЭС.
В первую очередь это прозрачность и открытость. Биржевая торговля предполагает публичность, что сводит к минимуму возможности для манипуляций и создает условия для справедливого рыночного ценообразования, отражающего реальное соотношение спроса и предложения. Открытости способствует и доступность информации, поскольку биржа предоставляет всем участникам равный доступ к данным о ценах, объемах торгов, условиях поставки и других важных параметрах.
Следующий ключевой аспект – стандартизация и унификация. Ведь предметами биржевых сделок в большинстве случаев являются стандартизированные товары, что делает процесс сравнения предложений от разных поставщиков более удобным и облегчает доступ к рынкам для новых участников. В свою очередь, унификация биржевых торговых процедур обеспечивает применение на всем пространстве ЕАЭС единых правил и схем торговли. За счет этого сокращаются транзакционные издержки и упрощается взаимодействие между участниками из разных стран.
Кроме того, биржевая торговля сокращает финансовые и временные затраты, связанные с выходом на перспективные рынки сбыта и закупок. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые зачастую не имеют собственной товаропроводящей сети за рубежом. В результате усиливается конкуренция и повышается эффективность функционирования рынков.
Также нельзя не упомянуть хеджирование рисков, так как применение биржевых инструментов позволяет участникам внешнеторговых операций страховать ценовые риски, нивелируя негативные последствия волатильности на мировом рынке.
– А каковы преимущества общего биржевого рынка ЕАЭС?
– Создание общего биржевого рынка на просторах ЕАЭС, несомненно, даст странам-участницам целый ряд преимуществ. Перечислю основные из них. В частности, будут сняты все барьеры во взаимной торговле, а взаимодействие между поставщиками и покупателями будет осуществляться по единым правилам, тем самым способствуя формированию справедливых цен. Кроме того, в условиях общего рынка активизируется движение товаров, а также существенно расширятся возможности использования национальных валют при расчетах по трансграничным сделкам. Помимо того, как уже отмечалось, важным моментом является развитие и стимулирование конкуренции, которая положительно скажется на качестве товаров и их стоимости для конечных потребителей.
– С какими странами ЕАЭС на сегодня выстроено наиболее тесное сотрудничество?
– Пожалуй, лучше меня на данный вопрос ответят цифры. Так вот, на сегодняшний день на бирже аккредитованы почти пять тысяч компаний из четырех стран ЕАЭС: Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Это плюс 390 новых участников торгов по сравнению с началом года. Особенно широко у нас представлена Российская Федерация с более чем 4600 участниками. Соответственно, именно на эту страну приходится львиная доля биржевых сделок с государствами союза.
В целом объемы биржевой торговли в рамках ЕАЭС демонстрируют положительную динамику. В частности, биржевой товарооборот Беларуси с Арменией по итогам 1-го полугодия вырос в 1,6 раза, с Казахстаном – на 33 процента, с Кыргызстаном – в 2,6 раза, а с Россией – на 20 процентов
Как видите, со всеми странами нам удалось достичь более высоких показателей взаимной торговли, что свидетельствует о заинтересованности наших зарубежных партнеров в развитии биржевого вектора сотрудничества.
Обоюдный трек
– И в продолжение союзного вектора: на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме БУТБ и Петербургская биржа заключили соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель документа?
– Стратегическая цель сотрудничества БУТБ и Петербургской биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах.
Соглашение предусматривает взаимодействие между нашими биржами по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, мы планируем объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
– Недавно стало известно, что Белорусская универсальная товарная биржа примет участие в создании нового международного биржевого объединения. Что дает нашей стране участие в этой организации и какие страны войдут в ее состав?
– Да, действительно, БУТБ присоединилась к декларации о создании Международной ассоциации товарных и фьючерсных бирж. На начальном этапе ассоциация объединит биржевые платформы Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, России и Узбекистана. Ну а цель данного интеграционного проекта – предоставить товарным и фьючерсным биржам стран ЕАЭС+, ШОС и БРИКС+ удобную площадку для взаимодействия. Это позволит проводить скоординированную политику по развитию организованных товарных рынков в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, особое внимание планируется уделять трансграничной биржевой торговле, а также реализации проекта по созданию международного ценового агентства, на базе которого будет сформирована система справедливых и независимых ценовых индикаторов на ключевые товары.
Для участников биржевых торгов из Республики Беларусь это, безусловно, открывает новые возможности. Устранение торговых барьеров, упрощенный доступ к перспективным рынкам, расширение круга деловых партнеров, дополнительные торговые и маркетинговые инструменты – вот что получат наши клиенты благодаря созданию нового межбиржевого объединения.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 8 июля 2025 г.
БРИКС необходимо создать справедливое и равноправное управление технологиями искусственного интеллекта. Об этом Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков заявил БЕЛТА по итогам участия в саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро.
По словам Министра, Беларусь, являясь страной с высоко развитыми информационными технологиями, заинтересована в обсуждении в рамках БРИКС тематики искусственного интеллекта и связанных с ним этических, социальных и экономических проблем. Это вопрос был поднят на саммите бразильской стороной.
«БРИКС необходимо взять на себя задачу по созданию справедливого и равноправного управления технологиями искусственного интеллекта. Эту позицию бразильского председательства мы также полностью разделяем», – заявил Максим Рыженков.
По информации БЕЛТА
Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение, направленное на упрощение процедуры ввоза в Евразийский экономический союз высокотехнологичных медицинских устройств, в том числе современных систем магнитно-резонансной томографии.
С этой целью был расширен список полос радиочастот продукции, при ввозе которой на таможенную территорию ЕАЭС не требуется предоставление лицензии, заключения (разрешительного документа) или сведений из единого реестра.
«Соответствующие системы имеют ряд преимуществ с точки зрения высокого качества визуализации, установки и эксплуатации. Их технические характеристики не приводят к возникновению электромагнитных помех», – отметил директор Департамента таможенного тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.
Принятое решение позволит сократить финансовые и временные затраты организаций при ввозе указанных товаров.
Документ вступит в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Опубликованный Индекс развития ИКТ МСЭ (IDI) 2025 года подтверждает устойчивый прогресс на пути к универсальному и эффективному подключению, определяемому как возможность равного доступа в Интернет для каждого, по доступной цене, в любом месте и в любое время с минимальными затратами.
Республика Беларусь улучшает свои позиции третий год подряд. Так, итоговый результат за 2025 составил 90,7 баллов против 88,5 баллов в минувшем году. Укреплены позиции по семи показателям из девяти, при этом, по двум показателям – стоимости корзины фиксированного широкополосного доступа в Интернет (в % от ВНД на душу населения) и количеству лиц, имеющих мобильный телефон (%) – наша страна получила максимальное значение (100 %).
Отдельные значения показателей в области электросвязи
Доступность интернета: 91,5 % населения Беларуси пользуются интернетом и 92,5 % домохозяйств имеют дома доступ к сети.
Мобильная связь: Беларусь имеет высокое покрытие 3G (99,9 %) и 4G/LTE сетей (98,4 %), а количество мобильных широкополосных подписок на 100 жителей достигло 103,7.
Трафик интернета: Средний трафик мобильного широкополосного интернета на одну подписку в Беларуси составляет 166,0 ГБ, а фиксированного широкополосного – 2005,3 ГБ.
Стоимость услуг: Беларусь показывает низкую стоимость доступа к мобильной связи и широкополосному интернету, цены на корзину мобильной связи и голосовой связи составляют 1,2 % от ВНД на душу населения, а на фиксированный широкополосный интернет – 0,7 %.
Эти цифры в очередной раз демонстрируют, что Беларусь уверенно движется к построению общества, где информационные технологии доступны каждому, создавая условия для дальнейшего развития и процветания.
Ознакомиться с полным докладом МСЭ по Индексу развития ИКТ за 2025 год можно по ссылке.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
В Минске прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета. Рассмотрен ряд значимых вопросов интеграционной повестки. Это такие направления, как совершенствование права ЕАЭС, реализация Стратегии развития евразийской экономической интеграции, международное сотрудничество, торговля, развитие рынка услуг, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, взаимодействие в области спорта.
Подписано два важных международных документа. Первый – соглашение об экономическом партнерстве с Объединенными Арабскими Эмиратами.
Второй – временное торговое соглашение с Монголией.
Главы государств также рассмотрели Основные направления международной деятельности ЕАЭС. За прошедшие годы позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились.
Кроме того, главам государств представлен текущий ход исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Реализация этого документа придала определенный импульс интеграции по всем ключевым направлениям.
Члены ВЕЭС подписали IV Большой Протокол, которым включены поправки в Договор о ЕАЭС. Изменения направлены на устранение пробелов в правовом регулировании и касаются, в частности, техрегулирования, электроэнергетики, конкуренции и финансовых рынков.
Лидеры стран ЕАЭС были проинформированы о развитии в Союзе маркировки товаров.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета принят Доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в рамках ЕАЭС.
В ЕАЭС определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта.
В ЕАЭС подвели итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023 – 2024 годы.
На заседании ВЕЭС представлены итоги 2024 года в сфере регулирования естественных монополий.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре 2025 года в Санкт-Петербурге.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
(фото – официальный сайт ЕЭК)