21.03.2024
Алексей Богданов: Механизм рассмотрения антимонопольных дел станет более оперативным и прозрачным
Сенаторы на заседании 11-й сессии Совета Республики седьмого созыва одобрили проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В январе документ был рассмотрен на заседании Экспертного совета при Совете Республики, а 28 февраля – принят во втором чтении Палатой представителей. О его новациях на заседании 11-й сессии Совета Республики рассказал Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, сообщает
БЕЛТА.
«Антимонопольное право в нашей стране развивается уже более 30 лет. Сегодня с учетом наработанного опыта мы в очередной раз совершенствуем основной документ в этой сфере, – рассказал Алексей Богданов. – Предыдущие существенные изменения в закон вступили в силу в августе 2018 года. За прошедшие 5 лет антимонопольным органом наработано достаточное количество правоприменительной практики проведения антимонопольных расследований, анализов товарных рынков, а также осуществления административных процедур в рамках контроля за экономической концентрацией. Целесообразность принятия законопроекта обусловлена необходимостью устранить существующие пробелы и коллизии норм действующего законодательства, сократить административную нагрузку на бизнес-среду, а также повысить эффективность защиты нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов».
По его словам, предлагаемые проектом изменения сводятся к трем основным блокам. Первый касается совершенствования процедуры проведения антимонопольных расследований. «В настоящее время законом регламентирован процессуальный порядок проведения расследований, начатых по заявлениям о нарушении. При проведении разбирательств по иным основаниям, таким как поступившие материалы от государственных органов или инициативные расследования, специальный порядок действующей редакцией не предусмотрен. В целях устранения данного пробела законопроектом предлагается расследования, начатые по материалам государственных органов или по самостоятельной инициативе антимонопольного органа, осуществлять по аналогии с процедурой рассмотрения заявлений. То есть с применением тех же сроков, порядка продления и ознакомления, прекращения и приостановления, выдачи предупреждений и предписания, – уточнил Министр. – Вводится возможность отзыва поданного заявления по делам о недобросовестной конкуренции. Это позволит прекращать рассмотрение дел в случае примирения и самостоятельного урегулирования конфликта между конкурентами. Следует отметить, что данное изменение сформировано нами с учетом поступающих обращений от хозяйствующих субъектов с соответствующей просьбой».
Значительно сокращаются сроки проведения расследований в целях своевременного устранения ограничений на товарных рынках. В настоящее время срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца с возможностью его продления. «При этом количество продлений не ограничено. Законом только установлено, что по истечении трех лет со дня совершения или обнаружения такого нарушения антимонопольного законодательства факт его наличия (отсутствия) не устанавливается, а разбирательство должно быть прекращено. В свою очередь законопроектом предлагается закрепить, что трехмесячный срок расследований может быть продлен не более, чем один раз на 6 месяцев. Таким образом, срок разбирательства, с учетом продлений, не будет превышать 9 месяцев. Данное нововведение направлено на обеспечение защиты прав и законных интересов обратившихся за защитой лиц, которым антиконкурентными действиями причиняется вред, а также на более оперативное восстановление здоровой конкуренции на товарных рынках», – отметил Алексей Богданов.
Второй блок изменений направлен на совершенствование подходов в части проводимого антимонопольным органом контроля за сделками и иными действиями, относящимися к экономической концентрации. Так, проектом закона расширяется перечень действий, которые не являются экономической концентрацией, в связи с тем, что такие действия являются обязательными в силу требований законодательства или не оказывают решающего влияния на конкуренцию на товарных рынках. Например, экономической концентрацией больше не будут признаваться создание и реорганизация субъектов, приобретение акций (долей в уставных фондах), если они будут совершаться на основании законодательного акта. «Как показала практика, нередки случаи осуществления таких действий на основании указа Президента, который определяет государственную антимонопольную политику в нашей стране. В этой связи дополнительное согласование таких действий антимонопольным органом, после вступления в силу указа Президента, видится излишним и, как следствие, нецелесообразным. Кроме того, рассматриваемый перечень исключений дополняется действиями по приобретению имущества в рамках исполнительного производства и процедур несостоятельности или банкротства, а также переходом права собственности в порядке наследования», – подчеркнул Министр.
Предусматривается двукратное увеличение пороговых значений, определяющих необходимость согласования с МАРТ сделок по экономической концентрации. Сегодня согласие антимонопольного органа на совершение экономической концентрации требуется, если балансовая стоимость или выручка ее участников превышает 200 тыс. и 400 тыс. базовых величин соответственно. Законопроектом эти показатели повышаются до 400 тыс. и 800 тыс. базовых величин соответственно.
«Третий блок касается корректировки общих положений антимонопольного закона. Совершенствуются подходы к установлению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках. В закон вводится норма, согласно которой государственные органы, осуществляющие наряду с государственно-властными полномочиями приносящую доход деятельность, не могут быть признаны хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке. Законопроект позволяет четко разграничить статус таких субъектов (либо субъект рынка, либо орган-регулятор) и не допускает признание занимающими доминирующее положение на рынке государственных органов. Ранее такая позиция была отражена только в разъяснениях нашего министерства, теперь мы переносим ее в закон», – дополнил Министр.
Кроме того, предусматривается уточнение понятийного аппарата, используемого в законе. В частности, изменения коснулись терминов: «государственные органы», «закупка товаров», «конкуренты» и «недобросовестная конкуренция».
«Предлагаемые изменения позволят сделать механизм рассмотрения антимонопольных дел более оперативным, единообразным и прозрачным», – констатировал Алексей Богданов.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Президент подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Документ предусматривает административную ответственность поставщиков и торговых сетей за невыполнение обязанностей по поставке плодоовощной продукции.
За непоставку (недопоставку) такой продукции по соответствующему договору из стабилизационных фондов товаров для республиканских нужд, за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период предусматривается штраф в размере от 5 до 200 базовых величин.
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА