Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Как раскрыть потенциал евразийской интеграции, решали в Минске
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, «
Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.
Комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС планируют установить с 1 января 2028 г.
Комфортные тарифы на роуминг в Евразийском экономическом союзе планируют установить с 1 января 2028 г., сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.
«8 июля 2025 года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утвержден новый срок реализации плана по внедрению справедливых тарифов в роуминге – IV квартал 2027 года. До этого в комиссии рассчитывают принять все необходимые решения и отменить роуминг с 1 января 2028 года», – сказали в пресс-службе.
«Инициатива по отмене роуминга (внедрению справедливых тарифов на услуги связи в роуминге) поддерживается всеми странами Евразийского экономического союза», – заявили в ЕЭК.
Ранее планировалось внедрить комфортные тарифы на роуминг в ЕАЭС в 2025 году. «Но в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса нивелирования финансовых потерь операторов сотовой связи, а также для предотвращения мошеннического (фродового) трафика и настройки биллинговых систем стороны перенесли срок отмены. Это позволит Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами дополнительно проанализировать уровни ставок международного интерконнекта, межоператорские роуминговые тарифы и выработать оптимальный вариант тарифа, учитывающий интересы как абонентов, так и операторов связи», – разъяснили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА