15.03.2024
МНС о вступлении в силу порядка взимания в ЕАЭС НДС при оказании услуг в электронной форме
Министерство по налогам и сборам информирует о том, что Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме, подписанный 9 декабря 2022 г. (далее –
Протокол) вступил в силу 4 марта 2024 г. и его положения начинают применяться с 1 апреля 2024 г.
Под услугами в электронной форме согласно абзацу пятому статьи 1 Протокола понимаются услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через сеть Интернет, оказание которых невозможно без использования информационных технологий.
Перечень услуг в электронной форме утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 27.09.2023 № 97, которое также применяется с 1 апреля 2024 г.
Из положений Протокола следует, что при оказании услуг в электронной форме субъектом хозяйствования одного государства – члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) покупателю другого государства – члена ЕАЭС налог на добавленную стоимость (далее – НДС) взимается в государстве – члене ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель таких услуг.
Критерии определения места осуществления деятельности покупателя услуг в электронной форме (места реализации услуг) установлены пунктами 5-8 Порядка взимания НДС при оказании услуг в электронной форме, являющегося приложением к Протоколу (далее – Порядок).
В целях обеспечения уплаты НДС пунктами 9 и 10 Порядка закреплена обязанность продавца государства – члена ЕАЭС, оказывающего услуги в электронной форме покупателю, местом реализации которых признается территория другого государства – члена ЕАЭС, встать на учет в налоговом органе этого другого государства – члена ЕАЭС.
Соответственно, белорусские организации, белорусские индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги покупателям, местом осуществления деятельности которых является иное государство – член ЕАЭС, обязаны встать на учет в налоговом органе этого другого государства – члена ЕАЭС и производить исчисление и уплату НДС в бюджет этого другого государства – члена ЕАЭС.
В свою очередь иностранные организации и индивидуальные предприниматели (государств – членов ЕАЭС) в отношении услуг в электронной форме, оказываемых физическим лицам (в т.ч. индивидуальным предпринимателям), местом реализации которых является Республика Беларусь, обязаны:
-
встать на учет в инспекции МНС по г. Минску (в соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК);
-
ежеквартально производить исчисление и уплату НДС в бюджет Республики Беларусь (в соответствии с положениями ст. 141 НК);
-
ежеквартально представлять налоговую декларацию (расчет) по НДС при оказании услуг в электронной форме в инспекцию МНС по г. Минску (в соответствии с положениями ст. 141 НК).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Владимир Караник наделен полномочиями представлять интересы Беларуси в органах ЕАЭС и СНГ
Глава государства Александр Лукашенко 12 марта подписал Указ № 105, в соответствии с которым Заместитель Премьер-министра Владимир Караник наделен полномочиями по вопросам деятельности Беларуси в рамках ЕАЭС, определен представителем от Беларуси в Совете ЕЭК и назначен Национальным координатором Беларуси по вопросам СНГ. Документ принят в целях обеспечения представительства и защиты интересов страны в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств, реализации государственной политики в соответствующих сферах.
В качестве Национального координатора Беларуси по вопросам СНГ Владимир Караник будет совместно с заинтересованными государственными органами и организациями координировать выработку механизмов реализации приоритетных направлений развития сотрудничества нашей страны в СНГ. Он также имеет полномочия вносить предложения в Исполнительный комитет СНГ по вопросам совершенствования деятельности Содружества для последующего рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ. Кроме того, Национальный координатор осуществляет контроль за реализацией в Беларуси документов, принятых в рамках СНГ.
Вице-премьер наделен полномочиями по вопросам деятельности Беларуси в рамках ЕАЭС и определен представителем от нашей страны в Совете ЕЭК – органе, который осуществляет общее руководство деятельностью ЕЭК и регулирование интеграционных процессов в ЕАЭС, в том числе организует работу по совершенствованию правового регулирования в ЕАЭС, рассматривает результаты мониторинга и контроля исполнения актов Союза.
Учитывая, что Беларусь в этом году председательствует в органах ЕАЭС, Владимир Караник будет выполнять функции Председателя Совета ЕЭК, а также осуществлять координацию и контроль за реализацией государственными органами приоритетных направлений сотрудничества в рамках ЕАЭС, указанных в обращении Президента Беларуси Александра Лукашенко к главам государств – членов ЕАЭС.
Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства госорганы могут получить онлайн
С 10 марта на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» доступны к заказу новые электронные услуги Министерства по налогам и сборам, сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
Так, теперь доступны для заказа услуги 3.21.05 «Сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства», 3.21.06 «Список субъектов малого и среднего предпринимательства (полная форма)» и 3.21.07 «Список субъектов малого и среднего предпринимательства (краткая форма)».
Потребителями являются государственные органы и организации. Электронная услуга 3.21.07 доступна также юридическим лицам, банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям.
Услуги предоставляются в автоматическом режиме по технологии «система – система».
По информации
БЕЛТА
Парламентарии актуализировали модельный Налоговый кодекс для стран СНГ
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по экономике и финансам. Об этом
БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Участники встречи одобрили проекты глав «Налог на имущество», «Земельный налог» и «Транспортный налог» специальной части модельного Налогового кодекса для государств СНГ. Разработчиками были учтены национальные особенности государств Содружества в сфере налогообложения. Правовое сближение налоговых систем и механизмов их реализации позволит создать благоприятные условия для бизнеса и развития общего внутреннего рынка.
«При работе над документами поступало очень много предложений и комментариев, что говорит об актуальности и востребованности проекта. Мы старались, чтобы он не только отвечал современным запросам, но и был нацелен на будущее, так как сфера налогообложения стремительно развивается», – отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин.
Одобренные главы модельного Налогового кодекса будут представлены на заседании Совета МПА СНГ.
На заседании представили информацию о работе над проектом модельного закона «О стандартизации» в новой редакции. Закон направлен на устойчивое развитие экономик государств СНГ, повышение качества жизни населения через безопасную продукцию и минимизацию экологического воздействия. Он также будет способствовать развитию научно-производственной кооперации и укреплению конкурентных позиций на мировых рынках.
Парламентарии также рассмотрели проект модельного закона «О лицензировании». Принятие модельного закона позволит выработать единые подходы к правовому регулированию лицензирования в государствах СНГ, обеспечить информационную открытость, эффективное расходование средств, развитие конкуренции, а также противодействовать недобросовестным практикам в сфере лицензирования и установить ответственность за нарушения в данной сфере.
Парламентариям и экспертам рассказали, как используются модельные законодательные акты, разработанные комиссией, в законодательстве Российской Федерации.
Участников встречи проинформировали о деятельности рабочей группы МПА СНГ по подготовке модельного закона «О платформенной занятости». В новой версии документа убрали раздел о самозанятых, обязали платформы взаимодействовать с государством по вопросам работы трудовых мигрантов, разработчики уточнили права работников на отдых, достойную зарплату и социальные гарантии по национальному законодательству.
По информации
БЕЛТА
Новые инициативы в ЕАЭС и внедрение ИИ. Моргунова о векторах работы Госстандарта в 2025 году
В числе ключевых векторов работы Госстандарта в текущем году – поиск новых инициатив и предложений по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС, цифровизация всех аспектов работы комитета, внедрение искусственного интеллекта и не только. Такое заявление сделала Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
(фото – БЕЛТА)
Итоги работы Госстандарта в прошлом году анализировались по всем векторам, в том числе в области энергоэффективности. «Государственная программа «Энергосбережение» на 2021–2025 годы будет выполнена. Предпосылок к недостижению установленных показателей на сегодня не отмечается», – прогнозирует заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий.
Программой установлены задания по снижению энергоемкости ВВП, доле использования местных энергоресурсов и возобновляемых источников в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов, их экономии. К слову, увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов является наиважнейшим направлением, которое в том числе отражено в Концепции национальной безопасности Беларуси.
«Использование пеллет в экономике и населением – отдельная задача, поставленная правительством. Здесь есть результаты, но имеющиеся показатели необходимо увеличить в четыре раза», – ориентировал Виталий Крецкий.
В числе задач и разработка стратегии развития местных видов топлива на 2026–2030 годы, а в первом полугодии 2025 года должен быть сформулирован проект программы «Энергосбережение» на 2026–2030 годы.
В свою очередь начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта Ольга Бобко отметила, что утверждение дорожной карты по внедрению принципов бережливого производства на государственных предприятиях – один из значимых результатов реализации республиканского плана мероприятий по проведению Года качества. Данный документ утвержден Госстандартом совместно с Министерством экономики.
Ольга Бобко напомнила, что республиканский план предусматривал 69 мероприятий и привела целый ряд показательных итогов в развитии законодательной базы, экономики, социальной сферы, мотивации труда. Результаты программы «Качество 2021–2025» за 2024 год показали, что все ее мероприятия выполнены эффективно и результативно.
Было отмечено также, что в рамках пятилетки качества Госстандарт видит свою миссию в реализации стратегии своего развития до 2030 года. «Передовая инфраструктура качества – фундамент устойчивого национального развития», – резюмировала Ольга Бобко. Проект документа находится в высокой степени готовности.
Елена Моргунова обозначила ключевые векторы работы на 2025 год. В их числе новые инициативы и предложения по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС в год председательства Беларуси, утверждение стратегии развития Госстандарта до 2030 года и дорожной карты по ее реализации в рамках совершенствования инфраструктуры качества, цифровизация всех аспектов деятельности комитета, внедрение искусственного интеллекта.
«Решение этих и других актуальных задач потребует от нас высоких компетенций, креативности, активного участия, энергии, целеустремленности, преданности Госстандарту и стране», – заключила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
Учитываются ли страховые выплаты при расчете налога на сверхдоходы, рассказали в МНС
Министерство по налогам и сборам разъяснило применение ставки 25 % к доходам в виде страхового возмещения и страхового взноса, сообщили
БЕЛТА в МНС.
В Налоговом кодексе с 1 января 2024 года введены нормы налогообложения так называемых сверхдоходов по ставке 25 %. Это совокупность доходов, которые получили граждане от источников в Беларуси по трем основаниям: по трудовому договору, в виде дивидендов и по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. Словом, анализируются только три вида доходов. Их общая сумма должна за год превысить Br200 тыс.
Согласно п. 1 ст. 817 Гражданского кодекса страхование осуществляется в добровольном порядке на основании договоров. По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленный договором страховой взнос (страховую премию) выплачивать единовременно или периодически страховое обеспечение в пределах обусловленной договором суммы в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или иного застрахованного лица либо достижения ими определенного возраста или наступления в их жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Таким образом, предметом договора личного страхования является не выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, а страховая защита имущественных интересов.
В связи с этим ставка подоходного налога в размере 25 % не распространяется на начисленные физическому лицу в течение 2024 года белорусской страховой организацией доходы в виде страхового возмещения и (или) страхового обеспечения в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам добровольного страхования жизни и добровольного страхования дополнительной пенсии, независимо от срока, на который такие договоры заключались, и того, кем (налоговым агентом, физическим лицом, заключившим договор, иным лицом) осуществлялась уплата взносов по этим договорам.
Также ставка 25 % не распространяется на страховые взносы, уплаченные физическим лицом по договору добровольного страхования и возвращенные ему в связи с досрочным расторжением такого договора.
В отношении доходов, получаемых работниками от нанимателей в виде оплаты страховых услуг, согласно ст. 7 Трудового кодекса источниками правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений в организации являются акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения и иные локальные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством, трудовые договоры. Таким образом, при наличии трудовых отношений между организацией-нанимателем и физическим лицом-работником доходы, начисляемые такому работнику как в соответствии с трудовым договором, так и с принятым в установленном порядке локальным правовым актом (коллективным договором, соглашением), относятся к доходам в рамках трудовых отношений.
Соответственно, доходы в виде оплаты нанимателем в пользу работников страховых услуг страховых организаций Беларуси по договорам добровольного страхования относятся к доходам, начисленным в рамках трудовых отношений, и подлежат включению в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)