15.03.2024
Согласие и доверие между личностью, обществом и госвластью. Петр Миклашевич о значении Конституции
Основной Закон нашей страны –
Конституция Беларуси – был принят 15 марта 1994 года путем всенародного референдума. В этом году мы отмечаем 30-летие со дня этого важнейшего события в истории независимого государства. О роли Конституции в современных условиях, развитии народовластия в стране и востребованности института конституционной жалобы в интервью
БЕЛТА рассказал Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
(фото – БЕЛТА)
– Каково значение Основного Закона для страны и белорусских граждан сегодня, в условиях внешнеполитической турбулентности?
– Принятие в 1994 году Конституции независимой Республики Беларусь, определившей стратегические цели развития белорусского общества и государства, установившей основы государственного строя, гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, является, безусловно, исторически значимым событием для народа Беларуси.
Конституция не только на формальном юридическом уровне закрепила суверенитет страны. Как следует из ее преамбулы, народ Беларуси заявил о себе как о полноправном субъекте мирового сообщества, подтвердил преемственность с многовековой историей развития белорусской государственности.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что Республика Беларусь идет по эволюционному конституционному пути развития, без социальных революций и потрясений. Общественные процессы, которые мы видим в различных странах мира, убедительно свидетельствуют, что сохранение стабильности в обществе в современных условиях достигается при соблюдении приоритета в государственном и общественном развитии исторически выработанных народом ценностей и целей, аккумулированных в Конституции.
В своих посланиях Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что в современном общественном развитии первостепенное значение имеет соблюдение принципов конституционной законности, верховенства Конституции, сохранение фундаментальных конституционных основ белорусского государства, обусловливающих конституционную идентичность.
Подчеркну, что процессы глобализации, геополитические трансформации постоянно актуализируют вопросы укрепления государственного суверенитета, сохранения национальной самобытности народа, конституционной идентичности, опирающихся на богатое культурно-историческое наследие Беларуси.
В современных условиях Конституция является не только документом высшей юридической силы, но и выступает как наполненный реальным содержанием общественный договор, на основе которого достигаются согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью.
При этом динамика общественной жизни обусловливает необходимость постоянного глубокого осмысления и неукоснительного соблюдения конституционных положений, осознанного понимания необходимости жить и работать по Конституции. Такой подход выступает одним из основополагающих факторов дальнейшего устойчивого развития Республики Беларусь.
– Новым этапом в политическом и социально-экономическом развитии страны стало вступление в силу обновленной Конституции, принятой по итогам республиканского референдума 27 февраля 2022 года. Уже два года мы живем с обновленным Основным Законом. На Ваш взгляд, каким образом важнейшие изменения отразились на системе госуправления и жизни граждан Беларуси?
– Изменения и дополнения, внесенные в 2022 году в Конституцию Республики Беларусь, учитывают назревшие объективные потребности общества, отвечают стратегическим целям и задачам государства.
Обновленной Конституцией сохранена президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, парламента и правительства исходя из их конституционных функций: в определенной мере ограничены полномочия Президента в законотворческом процессе – исключено право Президента издавать декреты как законодательные акты; правительство наделено дополнительными полномочиями в сферах науки и инноваций, государственно-частного партнерства; усилена роль правительства в управлении бюджетно-финансовой сферой государства; расширены полномочия парламента в решении кадровых вопросов и осуществлении контрольных функций.
Указанные изменения уточнили закрепленные за каждым органом государственной власти полномочия для эффективного их выполнения, исключения дублирования, укрепили демократическое устройство общества и государства, систему государственной власти.
Конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав лиц с ограниченными возможностями, молодежи, государственной поддержки семьи, а также в сфере здравоохранения.
Положениями обновленной Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Такой подход базируется на традиционном для Беларуси уважительном отношении к человеку труда, создающему общественные блага.
Конституционно-правовой статус личности, закрепленный в обновленной Конституции, – совокупность прав, конституционных обязанностей и ответственности – направлен на формирование инициативной, творческой деятельности граждан в различных сферах на благо общества.
– Изменения в Конституции повлекли масштабный пересмотр и обновление законодательства. Был ли включен в эту работу Конституционный Суд Беларуси?
– Одним из основных направлений нормотворческой деятельности государственных органов после принятия в 2022 году на республиканском референдуме изменений и дополнений Конституции было приведение законодательства в соответствие с ними. Конституционный Суд также принял участие в этом процессе.
В Конституции существенно изменены компетенция, порядок формирования и деятельности Конституционного Суда. В связи с этим возникла необходимость приведения в соответствие с конституционными положениями законов, на основе которых функционирует Конституционный Суд, – Кодекса о судоустройстве и статусе судей и Закона «О конституционном судопроизводстве».
Конституционным Судом были разработаны проекты законов об изменении этих законодательных актов. Данные проекты взяты за основу для дальнейшей работы с ними рабочей группы, сформированной из представителей различных государственных органов, включая представителей Конституционного Суда.
По результатам этой работы приняты два закона, которыми внесены изменения в Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в новой редакции изложен Закон «О конституционном судопроизводстве». Одновременно для обеспечения их комплексной реализации внесены изменения в положения ряда иных кодексов и законов: Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и иные процессуальные кодексы, Налоговый кодекс, Закон «Об исполнительном производстве».
Что касается иных законодательных актов, то исходя из положений обновленной Конституции принят новый Закон «О Всебелорусском народном собрании», скорректированы нормы законов о статусе и полномочиях Президента Республики Беларусь, парламента, Совета Министров и иных законов. В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах» Конституционный Суд принимал участие в подготовке проектов этих законов на стадии их согласования в части, касающейся взаимодействия Конституционного Суда с государственными органами, для выработки и развития законодательных механизмов реализации Конституционным Судом возложенных на него конституционных полномочий.
– Нормы обновленной Конституции Беларуси стали новым шагом по пути развития народовластия. Имею в виду статус и полномочия Всебелорусского народного собрания. Этот представительный орган народовластия призван обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Как Вы оцениваете его роль как антикризисного органа?
– Установленные в Конституции полномочия Всебелорусского народного собрания направлены на реализацию стабилизационной, консолидирующей и программно-стратегической конституционных функций высшего представительного органа государства, которые нацелены на объединение общественно-политических сил в государстве, совместное решение важнейших общегосударственных задач, определение путей дальнейшего развития страны с учетом всех внешних и внутренних факторов.
Всебелорусское народное собрание как орган народовластия с широким народным представительством по сути выражает волю народа и служит дальнейшему укреплению демократических начал современного белорусского государства.
– В связи с перераспределением полномочий на Всебелорусское народное собрание возложен ряд важнейших функций. На Ваш взгляд, готово ли само общество к достойному, качественному их выполнению?
– Всебелорусское народное собрание является важнейшим современным институтом представительной демократии, который восходит по своей конституционно-правовой природе к историческим традициям белорусского народа по коллегиальному принятию важнейших для общества и государства решений.
Закрепление в обновленной Конституции статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия знаменует переход к социальной демократии, обеспечивает более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной, расширяет гарантии народного представительства, укрепляет незыблемость устоев народовластия.
Состав делегатов Всебелорусского народного собрания, порядок его формирования, определенный Законом от 7 февраля 2023 года, позволяют в рамках конституционно-правового поля учитывать голос и волю всего народа, принимать на самом высоком уровне единое решение, являющееся обязательным для исполнения всеми государственными органами.
– В развитие соответствующей нормы Конституции новой редакцией Закона «О конституционном судопроизводстве» в национальную правовую систему введен институт конституционной жалобы. Насколько востребованной видится эта форма защиты конституционных прав и свобод граждан?
– Конституционная жалоба является наиболее распространенной формой защиты конституционных прав и свобод граждан. Все страны постсоветского пространства и большинство европейских государств имеют в различных формах институт конституционной жалобы.
Конституционный Суд последовательно и принципиально занимал позицию о необходимости прямого доступа граждан к конституционному правосудию.
Установление обновленной Конституцией возможности обращения гражданина о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по мнению гражданина, нарушены его конституционные права и свободы, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси и свидетельствует о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
С момента вступления в силу с 1 октября 2023 года Закона «О конституционном судопроизводстве» в Конституционный Суд поступило более 50 обращений граждан о проверке конституционности законов, примененных в конкретном деле, которые, по их мнению, нарушают конституционные права и свободы.
Поступающие в Конституционный Суд жалобы граждан изучаются в установленном законом порядке. В случаях несоответствия конституционных жалоб положениям Закона «О конституционном судопроизводстве» граждане уведомляются о необходимости соблюдения соответствующих требований закона.
Анализ показывает, что многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Таким образом, институт конституционной жалобы является важным фактором соблюдения конституционной законности в законодательном процессе и правоприменительной практике, создает условия для непосредственного доступа граждан к конституционному правосудию, что позволяет устранять искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле. Это повышает доверие общества к публично-правовым институтам и законодательному регулированию.
Выражаю уверенность, что наши граждане будут активно использовать такой новый для нашей правовой системы механизм защиты своих конституционных прав, как конституционная жалоба.
По информации
БЕЛТА
Ставка на инновации: как в Беларуси реализуется задача по развитию науки с прицелом на практику
Государственное стимулирование инновационной деятельности – залог высоких темпов экономического роста. Об основных итогах реализации научно-технической политики в Беларуси «Р» рассказал Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков.
Инновации для результата
– Сергей Владимирович, какой, на ваш взгляд, результат инновационной деятельности в стране за минувший год?
– В Беларуси реализуется Государственная программа инновационного развития (ГПИР) на 2021–2025 годы, куда, по данным за прошлый год, входило почти сто инновационных проектов. Причем около половины из них основаны на инновациях V–VI технологических укладов. В 2024 году в рамках ГПИР внедрено 68 проектов. В этой работе задействованы практически все министерства, ведомства страны. Так, только организациями Минпрома реализовывалось 17 таких проектов, Минским облисполкомом – 12, НАН Беларуси – 5.
Об успехах применения проектов, наверное, лучше всего скажут цифры. Так, при общем объеме финансирования почти в 490 млн рублей объем реализованной продукции (работ, услуг) составил более 5,5 млрд рублей. Это 11,2 рубля на 1 рубль инвестиций. Экспорт – более 46 процентов от общего объема реализации.
Производство инновационной продукции всегда связано с вводом новых рабочих мест. Так, только в минувшем году было создано около 300 и модернизировано 65 рабочих мест. В эксплуатацию введены объекты по 12 проектам, по 19 мы вышли на проектную мощность. Речь о производствах самой разной направленности. Например, по изготовлению современных автокомпонентов, микроэлектроники, использованию инновационных технологий в выпуске обуви, ветеринарных препаратов, санитарно-керамических изделий и другого.
– Итогом такой работы стал внушительный перечень наукоемкой продукции. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, только за минувший год созданы и доведены до внедрения в гражданский оборот 660 новшеств, что в сравнении с 2023 годом больше фактически вдвое. Наибольшее их количество разработано при выполнении заданий в рамках научно-технических программ (НТП), госзаказчиком которых выступили Минобразования и Минздрав.
В рамках научно-технических программ разрабатываются десятки видов продукции, которая имеет большой потенциал для коммерциализации как внутри страны, так и за рубежом. В их числе, например, аппаратно-программный комплекс с мобильным клиентом для контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС, разработанный НИИ ТЗИ совместно с НИИ ПБ и ЧС МЧС. Комплекс предназначен для повышения мобильности и эффективности деятельности работников контрольных (надзорных) органов, подразделений и организаций системы МЧС с помощью создания отдельных автоматизированных рабочих мест, позволяющих повысить эффективность работы специалистов профильных организаций.
Институтом микробиологии НАН Беларуси совместно с Гродненским государственным аграрным университетом разработана опытно-промышленная технология получения кормовой добавки на основе продуктов метаболизма пробиотических молочнокислых бактерий, предназначенной для улучшения усвояемости кормов и повышения продуктивности животных. ИОНХ НАН Беларуси разработана уникальная грунт-эмаль для покрытия металлических и бетонных поверхностей, защищающая от атмосферной и химической коррозии и обеспечивающая изделиям срок эксплуатации не менее десяти лет.
«БЕЛДЖИ» выпустило более 15,5 тысячи автомобилей Geely Coolray и Emgrand на сумму более 900 млн рублей, холдинг «Белкоммунмаш» произвел более 40 полностью низкопольных трамвайных вагонов с низкопольными тележками на сумму более 75 млн рублей. И список таких примеров достаточно велик.
В целом объем реализованной продукции, произведенной в рамках программ, по сравнению с 2023 годом вырос на 7,5 процента, экспорта – почти на 20 процентов. Коэффициент экономической эффективности НТП (отношение стоимости реализованной продукции к бюджетным затратам) в 2024 году составил 24,1.
Проводники технологий
– В стране растет число технопарков и других инновационных организаций. Как вы оцениваете темпы развития инновационной инфраструктуры?
– Госпрограммой предусмотрена не только реализация инновационных проектов, но и выполнение мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры Беларуси. При этом на развитие материально-технической базы научно-технологических парков в 2024 году направлено около 134 млн рублей бюджетных средств.
Идет расширение филиальной сети действующих технопарков, в том числе в регионах. Так, ООО «ИнКата» обеспечено функционирование филиалов в Бобруйске и Молодечно, ЗАО «БНТП» осуществляется работа по организации филиала в Барановичах.
По данным на декабрь 2024-го, количество резидентов технопарков составило 275, что на 11 больше, чем на начало года. Общая численность работников резидентов технопарков возросла более чем на тысячу, или на 20 процентов от уровня 2023 года, и составила 6390 человек.
На более чем 20 процентов в сравнении с 2023 годом вырос объем выпуска продукции (товаров и услуг) резидентами технопарков и составил около 1 млрд рублей. На экспорт отгружено продукции (товаров и услуг) на сумму около 460 млн рублей, что составляет 46 процентов от общего объема выпущенной продукции (по сравнению с 2023 годом этот показатель вырос на 29 процентов). При этом на один рубль бюджетного финансирования приходится 7,4 рубля произведенной резидентами технопарков продукции.
– В минувшем году Президент поручил изменить подходы по регулированию деятельности технопарков. Что изменилось?
– ГКНТ успешно выполнил это поручение и разработал ряд нормативно-правовых документов. Так, разработаны Методические рекомендации по подтверждению осуществления инновационной деятельности резидентами технопарков; примерная форма договора на осуществление инновационной деятельности и форма отчета об использовании средств фонда инновационного развития.
В нынешнем году работа продолжится. В 2025-м ГКНТ планирует в соответствии с поручением Правительства ввести квартальную отчетность более чем по 20 показателям для технопарков и их резидентов, утвердить Методические рекомендации по разработке бизнес-проектов центров трансфера технологий, регулирующих их деятельность; оказывать содействие продвижению разработок резидентов технопарков на выставочных мероприятиях ГКНТ (у нас есть выработанные подходы к отбору полученных экспонатов); обеспечить организацию участия резидентов научно-технологических парков в рамках экспозиций Беларуси и сопутствующих им мероприятий в стране и за рубежом.
Будущее рождается сегодня
– Для обеспечения технологического суверенитета Беларуси, повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы перед ГКНТ стоит задача составления прогнозов на будущее. В прошлом году был разработан Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2026–2030 годы и на период до 2045 года (КП НТП). В чем его особенность?
– Это один из основных структурных документов системы государственного прогнозирования социально-экономического развития Беларуси, определяющий перспективные технологии, товарные группы и товары для первоочередной реализации и на перспективу. В минувшем году прогноз сформирован для 15 отраслей экономики с учетом их вклада в ВВП Беларуси.
На основании результатов КП НТП подготовлен перечень перспективных технологий и товаров на 2026–2030 годы в форме технологических атласов областей и Минска для их реализации. Атласы доведены до региональных властей. Подготовлен проект Указа Президента «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2026–2030 годы». В целях повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы подготовлен проект постановления Совета Министров «О Стратегии технологической безопасности Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2035 года». Проектом стратегии предусматривается комплексное вовлечение отраслевых регуляторов в научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Подготовлены и проходят согласование ряд других нормативно-правовых актов в сфере регулирования научно-технической деятельности, и самое главное – готовится новая система НТП и ГПИР.
– Какие проекты будущего уже реализуются в Беларуси?
– Их шесть: «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Точное земледелие», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». Эти проекты должны стать точками роста экономики. Они предусматривают организацию уникальных производств с высоким экономическим потенциалом, создание и развитие новых научных и инженерных школ.
В минувшем году выполнялись мероприятия, направленные на стимулирование развития электротранспорта. Итогом стал ряд результатов. Например, ОАО «БЕЛАЗ» разработало карьерный самосвал грузоподъемностью 220 тонн в дизель-троллейвозном исполнении, а также изготовило опытный образец карьерного самосвала грузоподъемностью 120 тонн на аккумуляторных батареях. ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» выпустило более 110 электробусов. Планируется выпуск грузового электромобиля грузоподъемностью до 10 тонн. ОАО «МТЗ» осуществляет поставку льдозаливочных машин «Беларус КЛ-418». ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» проведена сертификация электроскутера Green Line 051. Разработан опытный образец электромотоцикла на базе бензинового МINSK D4 125 с новой компоновкой аккумуляторных батарей. Продолжается развитие государственной зарядной инфраструктуры. Собственные зарядные сети созданы ОАО «Витязь», ООО «Энергометсистем», ООО «Е-Пауэр», ООО «Нэробелстрой».
Продолжено внедрение элементов системы точного земледелия в сельскохозяйственных организациях нашей страны. Так, в 2021–2023 годах в каждой области республики определены базовые сельскохозяйственные организации, в которых будет проведена апробация разрабатываемой информационно-аналитической системы «Цифровая платформа точного земледелия». Базовыми сельскохозяйственными организациями завершена работа по формированию цифровых карт пахотных и улучшенных луговых земель организаций с точностью от 1 м до 10 см с обозначением естественных (природных) и антропогенных преград.
В рамках проекта будущего «Инновационное здравоохранение» введен в эксплуатацию в РНПЦ «Кардиология» новый корпус гибридной кардиохирургии, благодаря чему в нашей стране станут возможными гибридные кардиохирургические вмешательства.
Многое сделано в области реализации проекта «Умный город». В частности, создана типовая региональная государственная цифровая платформа «Умный город». Ее опытная эксплуатация проводится в Минске, областных центрах и 11 городах.
Число патентов растет
– Важное место в нашей стране отводится защите интеллектуальной собственности. Увеличилось ли число патентов за последнее время?
– Мы наблюдаем устойчивый рост по целому ряду патентов. Например, в прошлом году было подано почти 300 заявок на полезные модели, что на 8,5 процента больше по сравнению с предыдущим годом. Поступило 138 заявок на промышленные образцы. Здесь мы наблюдаем увеличение на 6,2 процента в сравнении с тем же периодом. Мы имеем 47 заявок на сорта растений. Рост в этой области составил почти 70 (!) процентов. Получили 28 заявок на топологии интегральных микросхем (против 5 заявок в 2023 году).
В НЦИС как ведомство для пересылки евразийских заявок в Евразийское патентное ведомство Евразийской патентной организации подано 85 заявок на выдачу евразийского патента на изобретение (92,4 процента к 2023 году) и 33 заявки на выдачу евразийского патента на промышленные образцы (126,9 процента к 2023 году). Для пересылки заявок в бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности подано 14 заявок (140 процентов к 2023 году).
В 2024 году общее количество поступивших заявок на регистрацию товарных знаков составило 7384, что на 6,2 процента больше, чем в 2023-м.
– Возможно, таким результатам поспособствовало принятие ряда важных изменений в законодательство?
– Действительно, в минувшем году в сфере интеллектуальной собственности приняты изменения в Налоговый кодекс. В частности, они позволили обнулить пошлины по ряду административных процедур по охране и поддержанию в силе в течение первых пяти лет патентов на результаты интеллектуальной деятельности, созданных полностью или частично за счет бюджетных средств, отменены пошлины за патентование методов лечения.
К таким юридически значимым действиям относятся подача и проведение экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и топологии интегральных микросхем, регистрация указанных объектов в соответствующих государственных реестрах, продление и восстановление срока действия патентов и другие.
Кроме того, плательщики-организации, аккредитованные в соответствии с законодательством в качестве научных, и резиденты научно-технологических парков уплачивают 25 процентов от установленного размера патентных пошлин, связанных с правовой охраной объектов права промышленной собственности (за исключением товарных знаков и географических указаний).
Несмотря на снижение налогового бремени, доходы в бюджет Беларуси от этих мер только выросли. Так, НЦИС обеспечено поступление около 26 млн рублей патентных пошлин. В 2025 году планируется, что в сфере цифровизации НЦИС станет одним из первых в стране, кто завершит автоматизацию всех 55 административных процедур, связанных с охраной прав на объекты промышленной собственности.
Ставка на кооперацию
– Как сегодня строится международное сотрудничество в сфере науки и инноваций?
– В условиях санкционных мер, реализуемых отдельными государствами, ГКНТ выстраивает системную работу и координирует деятельность госорганов по развитию международного сотрудничества с акцентом на ключевые направления, обозначенные Главой государства. А это углубление взаимодействия в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, а также активизация сотрудничества со странами дальней дуги и выход на новые рынки.
Так, в минувшем году ГКНТ организовал и провел заседания межправительственных комиссий с Китаем, Сербией, Монголией и российским Санкт-Петербургом. Вопросы научно-технического взаимодействия рассмотрены на очередных заседаниях совместных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Венесуэлой, Кубой и Пакистаном.
Комитетом обеспечено финансирование и реализация 91 научно-технического проекта, выполняемого белорусскими организациями с партнерами из семи стран (Азербайджан, Индия, Китай, Сербия, Молдова, Россия и Узбекистан), по таким направлениям, как информационно-коммуникационные технологии, машиностроение, микроэлектроника, медицина и биотехнологии, новые материалы, агротехнологии и другие.
В результате работы с Минобрнауки России и другими заинтересованными постановлением Высшего государственного совета Союзного государства от 29 января 2024 года утверждена Стратегия научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Новый подход изменит роль науки и технологий, обеспечит готовность Союзного государства к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний.
– Будем ли мы выстраивать научную кооперацию со странами ШОС?
– После присоединения Беларуси к Шанхайской организации сотрудничества начато взаимодействие в рамках Соглашения между правительствами государств – членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве. Договор содержит широкий перечень направлений взаимодействия и форм его реализации. Это будет способствовать углублению кооперации государств в сфере науки и технологий в многостороннем формате. Стратегические решения, принятые на уровне высшего руководства наших стран, придали импульс взаимодействию во всех сферах – экономике, политике, социально-культурной, а также в области науки и технологий.
– Какие задачи ГКНТ ставит в работе на будущее?
– Ключевой из них является окончание подготовки к новому пятилетнему циклу. А значит, мы должны завершить рассмотрение и согласование совместно с Минэкономики отраслевых стратегий министерств и ведомств с учетом научно-технологической компоненты, сформировать систему научно-технических программ на 2026–2030 годы, а также ГПИР на этот период.
Нам необходимо продолжить формирование и актуализацию на постоянной основе перечня критических технологий и товаров, работы по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере научно-технической деятельности.
Вера Артеага, «
Рэспубліка», 26 марта 2025 г.
Андрей Иванец – о создании образовательного хаба, внедрении электронного дневника и новом учебном эксперименте
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, «
Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
Индустрия впечатлений. Как привлекают туристов в Беларусь
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту
БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Цифровизация и логистика. Глава ГТК о новшествах в таможенной сфере в год председательства Беларуси в ЕАЭС
В 2025 году Беларусь в третий раз председательствует в органах Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация действий в отраслях экономики. Значительный вклад в интеграцию вносят таможенные службы. О том, какие проекты реализованы, как налажено взаимодействие с коллегами, о приоритетах белорусского председательства в интервью
БЕЛТА рассказал Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
– Владимир Николаевич, как санкции в отношении Беларуси и России повлияли в целом на деятельность Евразийского экономического союза? Какова роль в этом деле отводится таможенным службам стран пятерки?
– Санкции, направленные на разрушение экономики Союзного государства, интеграции внутри Евразийского экономического союза, стали мощным толчком для обратных последствий. Они, наоборот, объединили страны союза, особенно в части объемов торговли. На днях в Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС с 2015 года удвоился и достиг в 2024 году почти $100 млрд. Расширяются и внешнеторговые интересы ЕАЭС с учетом новой стратегии и логики международного взаимодействия. Сотрудничество таможенных служб в таких условиях играет ведущую роль, особенно для переориентации грузопотоков.
Белорусский бизнес сегодня держит основной вектор на восток. Через Россию, Казахстан на экспорт следуют отечественные товары, на импорт – сырье и комплектующие для наших предприятий. И от слаженности наших действий, унификации совершения таможенных операций зависит скорость движения.
– В текущем году председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Беларусь. Какие приоритеты в организации единой таможенной деятельности вам видятся первоочередными?
– Приоритеты для каждой отрасли определил Глава государства в качестве председателя Высшего евразийского совета. В частности, необходимо завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции. Следует продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них.
Особенно важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать «бесшовные» и безопасные международные транспортные коридоры. В части защиты внутреннего рынка отмечена нацеленность на совершенствование таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий ведения экономической деятельности в ЕАЭС, создание контролируемых условий доступа импортных товаров, эффективное применение системы управления рисками при определении таможенной стоимости товаров.
– Один из последних подписанных документов, направленных на совершенствование логистики, – соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны. О чем речь?
– Да, подписанное в конце прошлого года соглашение позволит обеспечить максимально удобную для всех участников рынка логистику перевозок, так называемую «бесшовность», посредством снятия барьеров внутри союза и сокращения расходов бизнеса на доставку грузов. Простым языком, ускорение и удешевление перевозок, а также снижение рисков ошибок в доставке. Для этих целей будет использоваться единая транзитная декларация в виде электронного документа. Реализация соглашения позволит повысить уровень безопасности трансграничных поставок и увеличить товарооборот стран евразийской пятерки.
– Какие еще важные шаги предприняты в части развития евразийской интеграции?
– Новый импульс в работе по выстраиванию единого механизма взимания вывозных таможенных пошлин в ЕАЭС придаст реализация подписанного между странами пятерки соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории союза. Соглашение позволит создать общие нормы для определения страны происхождения товара.
Единая система предусматривает постепенный переход на электронные сертификаты, а также внедрение онлайн взаимодействия бизнеса и компетентных органов, подтверждающих страну происхождения товара. В перспективе это серьезно упростит экспорт для бизнеса из стран ЕАЭС. Решатся одновременно две задачи: упростится доступ евразийских товаров на внешние рынки, минимизируются барьеры на внутреннем рынке союза.
– Расскажите про новшества в использовании навигационных пломб, о применении которых белорусская таможня заявляла неоднократно. Ряд решений уже принят.
– В первую очередь навигационные пломбы – это еще один из основных потенциальных механизмов повышения безопасности транзита. Практическое применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок подтвердило успешность данного проекта с начала его внедрения. Область использования таких устройств мы постоянно расширяем.
С 27 января текущего года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. Устройства используются при ввозе в Беларусь и Россию из третьих стран алкогольной продукции, табачных изделий, меховых изделий, обуви, электроники, опасных грузов.
Пломба применяется при непосредственном импорте, а также при «сквозном» транзите.
Пломба, наложенная в Беларуси, действует и в России. И в обратном порядке. В таком режиме уже осуществлено около 2,7 тыс. грузоперевозок. Также по инициативе Беларуси успешно реализуется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении экспортируемых через территорию России белорусских лесоматериалов. С начала его проведения пломбы применены к 2,4 тыс. подобным грузоперевозкам.
В целом ежедневно белорусской таможней налагается более 1 тыс. навигационных пломб. А если брать с начала реализации механизма, то осуществлено более 2 млн перевозок под пломбами. Устройства помогают нам отследить перевозчиков Европейского союза и исключить недоставки товаров и транспортных средств.
– А что в части взаимодействия в области таможенной цифровой повестки, информационного взаимодействия, в том числе и для усиления позиций союза в борьбе с санкциями?
– Завершена значительная работа по определению подходов совершенствования информационного обмена электронными документами и сведениями в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Это будет отдельный общий процесс обмена информацией в таможенной сфере. Такое решение позволит унифицировать многие технологические, программные и технические процессы, обеспечивающие взаимодействие таможенных органов ЕАЭС. Переход на использование общей для всех государств – членов ЕАЭС инфраструктуры существенно сократит расходы таможенных органов на поддержку действующих сейчас нескольких интеграционных решений.
Для внедрения общего процесса информационная система таможенных органов Беларуси уже доработана. Сегодня мы активно тестируем ее с таможенными службами России и Армении. С повышением степени насыщения таможенной сферы цифровыми технологиями она становится более прозрачной. Это положительно влияет на скорость осуществления таможенных процедур, а также на эффективность деятельности таможенных органов.
– Цифровые технологии все более значимы во всех сферах нашей жизни. Электронная торговля – это уже обыденное явление. Какое развитие этой системы в Евразийском экономическом союзе?
– Электронная торговля сказывается на формировании единого экономического пространства ЕАЭС и повышении благосостояния граждан. Да, это влечет большие инвестиции в логистику и обеспечение цепочек поставок. Вместе с тем такая система оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных субъектов и государств – членов союза в целом.
Сегодня наша задача – согласовать механизм регулирования электронной торговли на всем пространстве единого рынка Евразийского экономического союза. Серьезное начало положено в декабре 2023 года – принят протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Ключевые моменты: выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и установление специального таможенного администрирования в отношении таких товаров, введение в ЕАЭС института оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами электронной торговли, а также осуществлять взаимодействие с таможенными органами. Также речь идет об обеспечении возможности реализации физическим лицам товаров электронной торговли с использованием таможенных складов.
В июне 2024 года протокол ратифицирован Республикой Беларусь. В настоящее время в развитие отсылочных норм протокола ведется работа по подготовке проектов актов ЕЭК.
– Как в целом охарактеризуете результаты взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС?
– Благодаря тесному взаимодействию ЕЭК и таможенных служб стран ЕАЭС за более чем 10 лет функционирования объединения удалось существенно продвинуться в реализации норм Договора о ЕАЭС и унификации таможенного администрирования.
Эффективная площадка для решения таможенных вопросов стран пятерки – Объединенная коллегия таможенных служб ЕАЭС. Заседания проводятся ежеквартально. На них рассматриваются вопросы, которые касаются практического применения таможенного законодательства, особенностей совершения таможенных операций, выработки единой правоприменительной практики, а также согласованного порядка совместных действий в таможенной сфере в отношении третьих стран. И это положительно сказывается на свободе движения товаров, которое невозможно без единого таможенного регулирования.
По информации
БЕЛТА
Социальная ориентированность, рассмотрение обращений: как работает Конституционный Суд в современных условиях
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, «
Рэспубліка», 15 марта 2025 г.