14.03.2024
МАРТ работает над концепцией развития торговли в сельской местности
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова на заседании круглого стола «Развитие торговой сферы на современном этапе: вызовы, угрозы, предложения» рассказала о недавно принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах в сфере торговли, передает корреспондент
БЕЛТА.
В частности, на днях опубликован Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания», который вступит в силу с 11 июля. Он предусматривает ряд мер по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности на территории Беларуси и Российской Федерации, а также направлен на создание дополнительных условий для развития отечественного производства и насыщения потребительского рынка качественными отечественными товарами, совершенствование правового регулирования отношений в области интернет-торговли и др.
Документ готовился несколько лет. «Далее будем работать над подзаконными актами, в том числе по регулированию интернет-торговли», – отметила Нина Емельянова.
Еще одно новшество – для индивидуальных предпринимателей и субъектов хозяйствования, осуществляющих на территории сельской местности розничную торговлю, общественное питание, оказание бытовых услуг, с 1 января 2024 года по 31 декабря 2028 года возобновляется действие отдельных льгот. Это предусмотрено Указом № 42, который Президент подписал 2 февраля.
«Сейчас по поручению Президента и Правительства работаем над концепцией развития торговли в сельской местности», – рассказала Нина Емельянова, добавив, что по этому вопросу проводятся встречи с представителями облисполкомов, Белкоопсоюза, чтобы определить основные направления, меры поддержки.
Говоря о применении постановления Совета Министров № 713 о системе регулирования цен, замминистра подчеркнула, что такой документ нужен, но вместе с тем он корректируется с учетом правоприменительной практики. Субъекты малого и среднего бизнеса видят, какие есть проблемы, и МАРТ призывает их проявлять большую активность при обсуждении документов. «Но предложения должны иметь четкое экономическое обоснование», – отметила Нина Емельянова.
Круглый стол организован Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей при участии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства Министерства экономики.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
ЕАЭС упрощает процедуру ввоза высокотехнологичных медицинских устройств
Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение, направленное на упрощение процедуры ввоза в Евразийский экономический союз высокотехнологичных медицинских устройств, в том числе современных систем магнитно-резонансной томографии.
С этой целью был расширен список полос радиочастот продукции, при ввозе которой на таможенную территорию ЕАЭС не требуется предоставление лицензии, заключения (разрешительного документа) или сведений из единого реестра.
«Соответствующие системы имеют ряд преимуществ с точки зрения высокого качества визуализации, установки и эксплуатации. Их технические характеристики не приводят к возникновению электромагнитных помех», – отметил директор Департамента таможенного тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.
Принятое решение позволит сократить финансовые и временные затраты организаций при ввозе указанных товаров.
Документ вступит в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказали в МНС
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказала журналистам заместитель начальника управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам (МНС) Ольга Тараканова, сообщает
БЕЛТА.
Правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Принятое постановление позволит минимизировать возникшие с 1 июля 2025 г. сложности в торговых объектах, связанные с необходимостью одновременного сканирования при продаже товаров наносимых на них идентификационных знаков в виде линейного штрихового кода (GTIN) и QR-кода (наносится в рамках действующей в стране системы маркировки товаров).
«Скорректированы требования по маркировке товаров. На сегодняшний день в соответствии с национальным законодательством большинство товаров маркируется унифицированными контрольными знаками. В то же время с учетом принимаемых решений Евразийской экономической комиссии национальная маркировка унифицированными контрольными знаками будет трансформирована в маркировку средствами идентификации. Это связано с тем, что средство идентификации может закодировать в себе больше информации о товарах, которые подлежат маркировке», – рассказала Ольга Тараканова.
Специалист пояснила, что большинство кассового оборудования позволяет из средств идентификации извлекать штрих-код – так называемый GTIN. «Если покупатель на кассе самообслуживания покупает товар, который подлежит маркировке средством идентификации, то ему достаточно считать только код маркировки. Если покупатель пробивает свой товар не на кассе самообслуживания, а за обыкновенной кассой, то в данном случае продавец на товаре, который подлежит маркировке средством идентификации, тоже может считать только код маркировки, который содержится в средстве идентификации», – проинформировала Ольга Тараканова.
Постановление позволит исключить необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN.
Ольга Тараканова подчеркнула, что изменения вызваны необходимостью унификацией законодательства Беларуси с законодательством ЕАЭС в сфере маркировки товаров.
По информации
БЕЛТА
МАРТ ужесточает требования к торговым организациям за реализацию просроченной продукции
Министерство антимонопольного регулирования и торговли ужесточает требования к торговым организациям за реализацию просроченной продукции. Об этом
БЕЛТА
сообщили в пресс-службе ведомства.

«В последнее время участились случаи формального подхода торговых организаций к исполнению решений МАРТ. После выявления нарушения контрольным органом субъект его устраняет и, зачастую, продолжает дальше нарушать. Так, за январь–июнь по результатам проведенных контрольно–аналитических мероприятий направлено более 1,1 тыс. рекомендаций по устранению нарушений, выдано порядка 230 предписаний о запрете реализации продукции, в том числе с истекшими сроками годности (реализации), к административной ответственности привлечено более 350 виновных лиц», – отметили в ведомстве.
Для повышения ответственности предпринимателей перед потребителями МАРТ ужесточает требования к торговым организациям за реализацию просроченной продукции, несоблюдение обязательного перечня товаров и завышение цен. «В случае выявления подобных фактов, решения о приостановлении работы торговых объектов будут приниматься по более жестким критериям. Соответствующий приказ подписан 1 июля 2025 года», – проинформировали в пресс-службе.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
Беларусь переходит на использование нового кассового оборудования
Беларусь с 1 июля переходит на использование нового кассового оборудования, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
С этого дня субъекты хозяйствования должны пользоваться кассовыми суммирующими аппаратами и программными кассами, которые соответствуют новым требованиям.
На замену касс отводилось 2,5 года. Свыше 100 тыс. торговых субъектов уже обновили оборудование.
За использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, с 1 июля 2025 г. предусмотрена административная ответственность.
По информации
БЕЛТА
МНС ответило на вопросы малого бизнеса по учету данных о подлежащих маркировке товарах
Министерство по налогам и сборам ответило на вопросы от субъектов малого бизнеса в части обеспечения с 1 июля 2025 г. дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, сообщили
БЕЛТА в МНС.
С 1 июля юрлица и ИП, которые продают подлежащие маркировке товары, используют кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие считывание кода маркировки либо уникальной последовательности, дифференцированный учет данных о реализуемых товарах и передачу информации в систему контроля кассового оборудования.
При этом определено, что дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, выполняется с использованием международного идентификационного номера товара. Это глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN), наносимый на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров».
Дифференцированный учет данных о реализации товаров может быть обеспечен в кассовом оборудовании двумя способами. Первый – использование внутренней базы товаров, второй – взаимодействие с внешней базой. В первом случае субъекту хозяйствования необходимо на кассовом оборудовании (памяти кассового аппарата, программном обеспечении программной кассы или других носителях информации) создать базу товаров и включить в нее следующие сведения: количество предлагаемых к реализации товаров, наименование, стоимость (цена), GTIN. При втором способе кассовое оборудование обеспечивает дифференцированный учет в составе кассовой компьютерной системы (в отношении кассовых аппаратов) либо взаимодействует с товарно-учетной системой субъекта торговли (в отношении программных касс) и должно обеспечивать передачу в такие системы следующий сведений: о проданных и возвращенных товарах, их количестве, наименованиях, стоимости (цене), а также GTIN. При этом субъект хозяйствования должен обеспечить загрузку информации в свою учетную систему о реализованных товарах (внешнюю базу данных). Загрузка может быть выполнена как вручную, так и автоматизированным способом, в том числе путем информационного обмена с другими информационными системами.
Постановлением Совета Министров и Национального банка от 6 июля 2011 г. № 924/16 не предусмотрена обязанность проведения инвентаризации товаров, подлежащих маркировке, по состоянию на 1 июля 2025 г., а также внесение не позднее 1 июля 2025 г. данных о таких товарах в товароучетную систему, интегрированную с кассовым оборудованием, либо во внутреннюю базу товаров. «Внесение соответствующей информации должно быть обеспечено субъектом хозяйствования в установленные им сроки, но не позднее фактической даты реализации таких товаров», – обратили внимание в МНС.
По информации
БЕЛТА