В День Конституции пройдут акции по бесплатному правовому консультированию
15 марта ежегодно в стране отмечается государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь.
В рамках мероприятий, приуроченных к этой дате, 15 марта пройдут акции по бесплатному правовому консультированию, в которых примут участие органы и организации системы Министерства юстиции.
Подробную информацию можно получить в главных управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, в нотариальных конторах, нотариальных бюро и юридических консультациях нашей страны.
Подробности акции – по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гомельского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
Белорусская республиканская коллегия адвокатов
Белорусская нотариальная палата
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Министерством юстиции во взаимодействии с риэлтерскими организациями проведена работа по оптимизации программы подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения указанного свидетельства.
По предложениям риэлтерского сообщества из программы исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной деятельности. При этом программа дополнена актуальными на сегодняшний день вопросами налогообложения, ипотеки и др.
Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки к экзамену, конкретизировать область изучаемого претендентами материала.
Обновленная программа размещена на сайте Министерства юстиции в разделе «Риэлтерская деятельность».
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с Днем Конституции.
Обновленный при участии миллионов белорусов Основной Закон стал фундаментом для построения подлинно народного государства, в котором забота о человеке является приоритетом проводимой политики.
В Беларуси создается общество равных возможностей, обеспечивается защита прав и свобод граждан, укрепляется институт семьи, действует система поддержки молодежи, активно развиваются здравоохранение, наука и образование. Государство оказывает содействие духовному возрождению, сохранению культурного наследия и межконфессионального диалога.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретают положения Конституции, направленные на сохранение исторической правды о священном подвиге белорусского народа. Эту правду о героях, отстоявших свободу Родины, должны знать и помнить наши дети и внуки.
Убежден, что патриотизм, сплоченность, верность конституционным принципам и ценностям станут залогом процветания и независимости нашей страны.
Желаю всем мира, добра, благополучия и новых свершений на благо Отечества.
Александр Лукашенко
Как повлияли изменения и дополнения в Основной Закон на жизнь страны и общества, а также их важность для законодательства обсудили сегодня во время круглого стола «Обновленная Конституция как основа совершенствования законодательства, правоприменения и развития правовой науки», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что при проведении конституционной реформы гражданам была предоставлена уникальная историческая возможность – принять участие в создании Основного закона.
«Совмещенная устная и письменная форма активности позволили получить более 16 тыс. мнений по конституционных нормах. В числе Конституционной комиссии были не только юристы, но и не осведомленные о юридических тонкостях граждане, имеющие богатый жизненный опыт, позволяющий оценить гражданские инициативы, – рассказала Ольга Чуприс. – Как показали итоги работы, наибольший интерес представляют конституционные положения, затрагивающие избирательные и гражданские права, системы органов госвласти, партийное строительство гражданского общества, а также нормы, касающиеся социальной защиты населения. Были выявлены ожидаемые народом направления развития белорусского государства или видения разрешения конкретных жизненные ситуаций. Идеи и пожелания граждан, не нашедшие отражение в скорректированном законе, были направлены в госорганы и организации для последующего учета в отраслевом законодательстве. Ряд из них уже нашел реализацию».
«В продолжении конституционной реформы был проведен масштабный мониторинг законодательства, рассматривалось его соответствие Конституции. Сложность данного вопроса не предполагала получение значительного числа мнений от населения, но даже единичные оценочные суждения имели значение. Расчет был в первую очередь на мнение профессиональных юристов, – подчеркнула Замглавы Администрации Президента. – Мониторинг показал заинтересованность в совершенствовании отраслевого законодательства, а также сферы, наиболее интересующие людей. Наибольшее внимание отдавалось социальному законодательству, а именно пенсионному обеспечению, соцзащите, здравоохранению, жилищным правоотношениям. Общество также интересовало законодательство предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Участие граждан в мониторинге подтвердило запрос на наличие актуального законодательства, соответствующего результатам конституционной реформы».
Министр юстиции Евгений Коваленко акцентировал внимание, что Основной закон не должен существовать отдельно от других. «Последовательное развитие ценностей, принципов и норм Конституции в положениях законов и подзаконных правовых актов, выступает основой к построению суверенного, демократического, социального, правового государства. Данные положения служат не только правовым, но и политическим, нравственным ориентиром. Конституция является достижением и достоянием всех государственных органов, должностных лиц и граждан», – уверен он.
Евгений Коваленко подчеркнул, что правильно интерпретировать конституционное ориентиры, инкриминировать идеи Основного закона в правовой массив, актуализировать его согласно меняющимся общественным отношениям – это одна из задач правовой экспертизы. «С ее помощью мы реализуем важнейший конституционный принцип – принцип верховенства права. Кроме того, правовая экспертиза выступает проводником основных начал Конституции в законодательстве, является инструментом реализации гарантированных прав и законных интересов граждан, общества и государства», – добавил Министр.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Валерий Калинкович в своем выступлении сказал, что на конституционном уровне установлены оптимальные и эффективные основы правовой, политической, социальной и экономической систем государства. «Получили свое дальнейшее развитие нормы, регулирующие организацию и деятельность судебной власти, сформирована прочная правовая основа для ее последовательного совершенствования, – добавил Валерий Калинкович. – Одновременно с проведением конституционной реформы наша система получила импульс для дальнейшего совершенствования судебной деятельности, чтобы возможности и инструменты судебной защиты прав и законных интересов, становились более простыми, понятными и удобоприменяемыми для граждан. Это позволит обеспечить доступность правосудия для населения».
По информации БЕЛТА