Игорь Луцкий: государственные СМИ набрали большие обороты по работе в цифровой среде
Государственные СМИ набрали большие обороты по работе в цифровой среде, заявил журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Игорь Луцкий, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Максима Гучека, БЕЛТА)
«Я бы не разделял традиционные и новые медиа, потому как наши СМИ уже преодолели планку работы в обычных форматах. Телевидение, радио, газета - практически все СМИ набрали большие обороты по работе в цифровой среде. И надо сказать, что в том числе и региональные СМИ в 2023 году очень серьезно подтянулись. Поэтому нам нужно будет просто наращивать этот потенциал, использовать лучшие практики, самые успешные примеры для этой работы», – сказал Игорь Луцкий.
По его словам, в прошлом году много рассматривалось таких вариантов работы. «Были встречи и в Администрации Президента, где, могу как пример привести, «Минская правда» показывала свой формат работы. Мы много работаем с Гомельской областью – там неплохо поставлена работа в социальных сетях, цифровой среде, – отметил Замглавы Администрации Президента. – Поэтому мы только лишь должны наращивать обороты. В принципе, все знают, что делать. Я думаю, что на данный момент на хорошем уровне, на высоком достаточно в цифровой среде находятся наши белорусские СМИ».
Сегодня проходит заседание коллегии Мининформа «Об итогах работы отрасли в 2023 году и основных задачах Министерства информации на 2024 год». В коллегии Мининформа принимают участие представители Правительства и Администрации Президента Республики Беларусь, руководители ведущих республиканских и региональных СМИ, идеологический актив страны.
По информации БЕЛТА
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации БЕЛТА
В качестве приложения к Программе социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы будет подготовлена «инвестиционная карта». Об этом по итогам совещания у Главы государства, где обсуждалась доработка соответствующей программы, заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Важный элемент, кроме внешней торговли, – это инвестиции. Найти ресурсы на инвестиционные проекты тоже непросто с учетом необходимости погашения в следующей пятилетке наших финансовых обязательств, которые были взяты под предыдущие инвестиционные проекты. Не наращивая общий уровень и государственного, и внешнего валового долга. Сегодня была внесена идея, она поддержана – к программе пятилетки будет сделано большое инвестиционное приложение. Его можно назвать «инвестиционная карта», – сказал Глава Администрации Президента.
Дмитрий Крутой пояснил, что в этой «инвестиционной карте» будет по каждому региону информация о планируемых к реализации проектах. «Президент попросил, чтобы жители каждого района видели, какие инвестиционные и инфраструктурные проекты будут реализованы именно у них на территории. Желательно с фиксированием конкретных сумм и стоимости, которая не должна меняться на протяжении пяти лет, не взирая на какие-то «объективные» обстоятельства, – рассказал Глава Администрации. – Граждане будут видеть, какие дороги, социальные объекты или промышленные предприятия будут строиться в конкретной местности».
«Мы совершенно по-другому начнем планировать размещение наших производительных сил. И, может быть, тот негативный тренд по внутренней миграции между нашими регионами сможем переломить и создавать высокопроизводительные рабочие места равномерно по всей территории Беларуси», – добавил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Программа социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы согласована в части ключевых макроэкономических и финансовых показателей. Об этом по итогам совещания у Главы государства заявил Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент БЕЛТА.
Президенту фактически были представлены два проекта программы. Один был выработан Советом Министров, второй – рабочей группой во главе с руководителем Нацбанка.
«На совещании было отмечено, что два документа очень близки. Все-таки правительство учло много наработок рабочей группы в своей версии документа. Одним из фундаментальных базовых достижений сегодняшнего совещания стало то, что по целевым индикаторам, по показателям нет разногласий ни у кого. Это касается и валового внутреннего продукта, инвестиций, экспорта, роста реальной заработной платы, контроля за ценами и инфляцией. То есть по ключевым макроэкономическим и финансовым показателям программа, можно сказать, сбалансирована и согласована», – рассказал Глава Администрации.
По его словам, относительно приоритетов дискуссия еще будет продолжена какое-то время, но не долго. Потому что к заседанию Президиума Всебелорусского народного собрания на столе у Александра Лукашенко должен быть согласованный текст документа.
«Президент еще раз прокомментировал те направления, которые обозначены в его предвыборной программе. Это касается и арендного жилья, и туристического потенциала, темы обороноспособности Беларуси», – рассказал Дмитрий Крутой.
Он подтвердил, что требование Президента по выработке реалистичного, но напряженного сценария развития на предстоящий год применим и в целом к вырабатываемой программе пятилетки.
«Уровень роста нашей экономики заложен на уровне среднемирового роста», – сказал Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Требовательность к кадрам за реализацию программы предстоящей пятилетки 2026–2030 годов будет увеличена многократно. Об этом заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой по итогам совещания у Президента, где обсуждалась доработка соответствующей программы, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Президент еще раз сегодня это подчеркнул: требовательность к кадрам за выполнение тех мероприятий и проектов, которые будут заложены и приняты делегатами Всебелорусского народного собрания, будет увеличена многократно, – сказал Глава Администрации Президента. – Особенность следующего нашего цикла в том, что программа ежегодно, а не один раз в пять лет, будет выноситься на такой представительный форум. Поэтому ошибки, недоработки фактически будут публичными. Будут рассматриваться, можно сказать, всей страной. Поэтому здесь спрос, естественно, будет совершенно иным. По настроению и поручениям Президента вы чувствуете, что уже система начинает трансформироваться, и буквально с января будут совершенно другие подходы».
Глава Администрации Президента подчеркнул, что основа основ – это развитие регионов, о чем также на совещании напомнил Александр Лукашенко. «Вы видите, что график Главы государства непосредственно до проведения заседания ВНС строится таким образом, чтобы он лично в каждом регионе провел совещание с активом, еще раз довел мысли и свои требования, которые касаются перспектив развития на следующую пятилетку», – отметил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
