07.03.2024
Трудовые гарантии и семейно-ориентированные рабочие места. Ирина Костевич о поддержке женщин
Роль женщин в обществе с каждом годом меняется – они все чаще выбирают помимо традиционной роли матери и хранительницы семейного очага путь профессиональной реализации. Две эти ролевые модели в Беларуси успешно сосуществуют и получили особое развитие в суверенной истории страны. Что помогает белорускам быть успешными в разных сферах жизни, какие меры и гарантии для женщин еще планируются, рассказала корреспонденту
БЕЛТА Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.
– Ирина Анатольевна, женщины в Беларуси смело уходят в отпуск по уходу за ребенком, понимая, что государство дает им своего рода защиту. Насколько сегодняшняя ситуация отличается от ситуации начала становления нашего государства?
– На днях Глава государства на встрече с активом БСЖ отметил, что «баланс трудовых, семейных обязанностей, создание максимально комфортных условий для реализации себя и в карьере, и в почетном статусе мамы - одна из приоритетных задач». И это не просто слова. Это реальные действия, которые принимаются с самых первых шагов становления нашего государства. Отмечу главные.
В числе самых первых мер по поддержке материнства стало увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с полутора до 3 лет и введение пособия для женщин, ставших на учет до 12 недель беременности. Это был 1992 год.
Далее шло поступательное реформирование системы государственных пособий. С 2013 года мы исчисляем размер пособия по уходу за ребенком до 3 лет исходя из среднемесячной заработной платы по стране. Это позволило практически в два раза увеличить размер пособия по уходу за детьми до 3 лет для всех получателей. Причем выплачивается оно независимо от стажа работы и уплаты страховых взносов. И его получателем может быть как мама, так и папа.
Во все времена весьма важным для семей с детьми является жилищный вопрос. Поэтому были приняты меры по развитию жилищно-кредитной сферы. В 2000 году введены льготные кредиты на строительство жилья (10 % годовых, а в сельской местности – 5 % годовых) и одноразовые субсидии.
Затем поэтапно снижалась ставка за пользование такими льготными кредитами: сегодня она составляет 5 % годовых для молодых семей с двумя детьми, 1 % – для многодетных.
Увеличивались объемы финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям с двумя детьми в погашении задолженности по льготным и не льготным кредитам на строительство жилья, создан новый механизм – субсидии на погашение основного долга по кредитам на строительство жилья и процентов за пользование такими кредитами.
В 2015 году система поддержки многодетных семей дополнена принципиально новым для нашей страны элементом – семейный капитал при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей. А для поддержки семей при рождении второго ребенка введено новое пособие – на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка до 3 лет.
В 2020 году усилена адресная поддержка многодетных семей, введены дополнительные пенсионные гарантии многодетным матерям. Для отцов установлен новый вид отпуска при рождении ребенка: 14 дней в первые 6 месяцев после рождения ребенка.
В 2022 году повышен статус ордена Матери и авторитет отцовства, внесены изменения в Конституцию по вопросам семьи и брака.
Уже в этом году вступили в силу очередные новации Трудового кодекса, которые также расширили гарантии работающих родителей. В их числе – предоставление матери или отцу, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или троих и более детей до 16 лет альтернативного варианта: вместо одного свободного дня в неделю сократить продолжительность ежедневной работы на один час с сохранением заработной платы.
Как видим, развитие мер по поддержке семей с детьми, созданию условий для материнства – процесс постоянный. И он остается приоритетным независимо от внутренних и внешних условий. В настоящее время мы работаем над развитием системы государственных пособий с целью повышения уровня социальной защищенности отдельных категорий семей, усиления адресности выплат.
– Для Беларуси характерен высокий уровень занятости женщин. При этом семья и дети остаются у них на первых местах. Какие механизмы помогают им выстроить баланс?
– Наши белорусские женщины – большие труженицы. Женщины реализуют себя во всех отраслях, но преимущественно женскими сферами остаются образование, здравоохранение и сфера услуг.
Получая образование и делая карьеру, наши женщины успешно совмещают это с материнством. Почти 60 % работающих женщин в возрасте 20–49 лет имеют несовершеннолетних детей, каждая третья – двоих и почти 10 % – троих и более детей.
Выделю три основные направления нашей работы, которые помогают обеспечить баланс между трудовыми и семейными обязанностями.
Первое – предоставление трудовых гарантий, начиная с заключения, расторжения трудового договора, продления контракта. Далее – возможность работать неполное рабочее время или по гибкому графику, выполнять работу при необходимости дистанционно.
Дополнительный свободный от работы день в месяц, если в семье двое детей до 16 лет. А если их трое либо ребенок имеет инвалидность – дополнительный выходной в неделю либо сокращение рабочего дня на один час с сохранением заработка.
Предоставление оплачиваемых социальных отпусков (по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет) и без сохранения заработной платы.
Второе – мы работаем с нанимателями по созданию семейно-ориентированных рабочих мест. Рассказываем и показываем реальные инструменты трансформации рабочей среды в интересах сотрудников-родителей.
Сегодня социально ответственные наниматели предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах дополнительные гарантии для работающих родителей, сверх установленных законодательством. И это не только материальные выплаты.
Забота нанимателя также может выражаться через поддержку мам, находящихся в «декретном» отпуске. Например, через приглашение на обучающие семинары и тренинги, чтобы поддерживать их квалификацию. Это и организация мероприятий с участием членов семьи. Тут хорошо зарекомендовали себя экскурсии для детей на производство, что может стать первой ступенькой в выборе будущего трудового пути, то есть послужить своего рода профориентацией.
Третье – содействие усилению роли отца в воспитании детей и благополучии семьи. Для каждой женщины важна поддержка. Говоря о семье, конечно, мы говорим о муже – отце детей. Современная роль мужчины – не только материальное обеспечение семьи. Ведь сегодня женщины вносят значительный вклад в бюджет семьи, нередко их заработная плата выше, чем у мужчин.
Мужчина в семье – это, прежде всего, надежное плечо в домашних обязанностях, это ежедневное участие в жизни ребенка и семьи. Приведу цитату из детских уст, которую я слышала неоднократно: «Время, проведенное с отцом, – это самое ценное». Подарки забываются, вещи теряются, а воспоминания остаются навсегда и согревают сердце.
Поэтому мы усилили работу по продвижению этой важной роли отца, по повышению авторитета отцовства и, прежде всего, среди самих мужчин. Введен специальный отцовский отпуск при рождении ребенка, предоставление которого для нанимателя является не правом, а обязанностью.
Установлен праздничный день – День отца (21 октября), призванный подчеркнуть особую значимость роли мужчин в семье, в воспитании детей. Этот день стал еще одним поводом для наших мужчин гордиться званием «Папа» и продолжать свой род.
В этом году проходит шестой республиканский конкурс «Семья года», в ходе которого папы из любого региона страны могут показать личный пример достойного воспитания детей, уважительного отношения к женщине-матери, обеспечения благополучия семьи. Областной этап конкурса пройдет в мае, финал конкурса состоится 11 октября в Минске.
– Многие девушки задаются вопросом: стоит ли планировать семью, рождение детей, если еще не получила диплом либо только выпустилась и впереди несколько лет отработки? На ваш взгляд, быть студенткой или молодым специалистом – значит отложить эти планы на потом?
– Семья и дети – это про любовь и счастье, а эти категории, на мой взгляд, не зависят от диплома или отработки. Замечательно, что молодежь думает и берет ответственность за свою семью. И в помощь им – государственная поддержка, которая предусмотрена для будущих и молодых родителей: бесплатное медицинское сопровождение женщины во время беременности и родов, предоставление отпуска по беременности и родам по месту учебы или по месту работу с выплатой пособия за весь период, поощрительное пособие маме за постановку на учет в женской консультации в ранние сроки беременности – до 12 недель.
Внушительная помощь – пособие в связи с рождением ребенка, которое выплачивается единовременно и позволяет покрыть расходы семьи на обустройство малыша дома. Сегодня сумма к выплате при рождении первого ребенка составляет более Br4 тыс., на второго и последующих – Br5,7 тыс. Обеспечивает своего рода подушку безопасности ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Тут важно учитывать длительный срок его предоставления – до исполнения ребенку возраста 3 лет. Размер пособия выше минимальной заработной платы в стране, например, за март Br723 на первого ребенка.
Если семья приняла правильное решение и в ней родился второй ребенок, то ежемесячно выплачивается сразу два пособия, суммарно – более Br1 тыс.
С третьим, четвертым и последующими детьми поддержка становится в разы более весомая. Давайте вместе посчитаем, сколько составит государственная помощь для многодетной семьи: за период больничного по беременности и родам – а это 126 календарных дней – сохраняется среднедневной заработок. Плюс Br5,7 тыс. единовременного пособия. Еще более Br1 тыс. ежемесячных пособий. Плюс Br31, 5 тыс. – семейный капитал. Итого уже на старте почти Br50 тыс. Как видим, финансовая поддержка для семьи немалая. При этом в масштабах государства это значительные расходы – около Br4 млрд ежегодно.
– Ирина Анатольевна, как по-вашему, чего все же хотят женщины?
– Мира и любви. Мать, домохозяйка, учитель или врач, строитель или ученый, космонавт – в любой сфере женщина чувствует себя счастливой, если присутствуют в жизни эти две составляющие.
Желаю всем женщинам Беларуси здоровья, семейного благополучия и успехов в работе. Проявляйте себя, открывайте в себе новые грани и новые возможности. Государство всегда будет верным помощником в любом деле, а крепкая и любящая семья – надежным тылом. С праздником вас, дорогие!
По информации
БЕЛТА
Андрей Иванец – о создании образовательного хаба, внедрении электронного дневника и новом учебном эксперименте
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, «
Рэспубліка», 21 марта 2025 г.
С 1 апреля вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 122 (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с процессами производства пищевой продукции на объектах промышленности по производству пищевой продукции (далее – объект).
Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых производством пищевой продукции, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производство пищевой продукции на объекте.
Правила содержат два раздела:
в первом разделе устанавливаются общие требования по охране труда при производстве пищевой продукции – требования при организации производства пищевой продукции, размещении оборудования и организации рабочих мест, эксплуатации оборудования, требования к электробезопасности, монтажу (демонтажу), ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производственным процессам, выполнению работ по сульфитации (десульфитации) пищевых полуфабрикатов и продукции, окуриванию помещений и другие;
во втором разделе – требования при производстве отдельных видов пищевой продукции (производство сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Одновременно с вступлением в силу Правил постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 123 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление № 123) признаются утратившими силу 12 межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Постановление № 123 вступает в силу с 1 апреля 2025 года.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Постановлением Минтруда и соцзащиты утверждены 9 профстандартов в сфере строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2024 г. № 112, которым утверждены 9 профессиональных стандартов, относящихся к деятельности в области строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг:
-
каменщик;
-
машинист бурильной и бурильно-крановой машины;
-
машинист крана автомобильного;
-
машинист крана башенного;
-
монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства;
-
монтажник наружных трубопроводов;
-
монтажник строительных конструкций;
-
монтажник фасадных систем;
-
производство кровельных работ.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций при Министерстве архитектуры и строительства.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для 10 профессий рабочих:
-
каменщик (3-7 разряды) (код профессии рабочего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 7112-001);
-
машинист бурильной и бурильно-крановой машины (5-7 разряды) (код профессии рабочего – 8342-008);
-
машинист крана автомобильного (4-8 разряды) (код профессии рабочего – 8343-012);
-
машинист крана башенного (4-8 разряды) (код новой профессии рабочего – 8343-038);
-
монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства (3-6 разряды) (код профессии рабочего – 7123-004);
-
монтажник наружных трубопроводов (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7126-004);
-
монтажник строительных конструкций (2-7 разряды) (код профессии рабочего – 7214-003);
-
монтажник фасадных систем (3-5 разряды) (код профессии рабочего – 7214-015);
-
кровельщик по металлическим кровлям (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7121-001);
-
кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов (2-5 разряды) (код профессии рабочего – 7121-002).
Одновременно постановлением исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих«Каменщик», «Кровельщик по металлическим кровлям», «Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов», «Монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства», «Монтажник наружных трубопроводов», «Монтажник строительных конструкций», содержащиеся в выпуске 3 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом тарифно-квалификационной характеристики.
Также в связи с тем, что работы по управлению бурильными и бурильно-крановыми машинами, кранами автомобильными, башенными передвижными и стационарными кранами включены в профессиональные стандарты «Машинист бурильной и бурильно-крановой машины», «Машинист крана автомобильного», «Машинист крана башенного», то данные работы соответственно исключены изтарифно-квалификационной характеристики «Машинист (общестроительные машины)», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС, тарифно-квалификационной характеристики «Машинист крана (крановщик)», содержащейся в выпуске 3 ЕТКС.
Постановление вступило в силу с 16 марта 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Индустрия впечатлений. Как привлекают туристов в Беларусь
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту
БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Исполнение обязанностей или совмещение должностей. Нюансы дополнительной работы разъяснили в Минтруда
Нюансы организации дополнительной работы разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда отметили, что существует три вида дополнительной работы. Один из вариантов – совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – работа по другой вакантной профессии/должности. Например, каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще один вид – расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работа по такой же вакантной профессии/должности. Например, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка).
Также дополнительной работой считается исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – работа как по другой, так и по такой же профессии/должности, при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В пресс-службе отметили, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня. За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА