05.03.2024
ВНС – символ стремления белорусов к сохранению прочного мира на земле
На состоявшемся 1 марта заседании Центральная избирательная комиссия назначила выборы делегатов Всебелорусского народного собрания и установила нормы представительства делегатов ВНС от местных Советов депутатов и от субъектов гражданского общества.
Задействованы все
Этому предшествовало состоявшееся в тот же день совещание у Президента по вопросам организации работы Палаты представителей Национального собрания. В нем приняли участие председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко, Первый заместитель Главы Администрации Президента Максим Рыженков, заместитель Главы Администрации Ольга Чуприс, заместитель председателя Палаты представителей Валерий Мицкевич, Председатель ЦИК Игорь Карпенко и начальник секретариата Палаты представителей Андрей Наумович. Обращаясь к ним, Глава государства заметил:
– Вам также придется всем работать, помогая Правительству при формировании и подготовке Всебелорусского народного собрания, его заседания и совещания. Посмотрите, какой план должен быть, как мы будем проводить заседание. Конституционно определено по закону, когда должно состояться первое заседание. Надо делать все по закону и посмотреть, какие вопросы нам надо в первоочередном порядке рассмотреть на этом первом заседании Всебелорусского народного собрания.
Отметим, что Центризбиркомом уже утверждены и выпущены методические рекомендации по проведению выборов делегатов ВНС.
Состав собрания
Стоит отметить, что часть делегатов седьмого ВНС уже известна. Это высшие должностные лица страны, а также депутаты Палаты представителей, избранные в ходе единого дня голосования 25 февраля. В соответствии с Законом от 7 февраля 2023 г. № 248-З «О Всебелорусском народном собрании», делегатами ВНС являются: Президент Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки; представители законодательной, исполнительной и судебной власти; представители местных Советов депутатов; представители гражданского общества.
При этом делегатами собрания от законодательной власти являются депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики. А делегатами от исполнительной власти являются: Премьер-министр Республики Беларусь, его заместители и другие члены Совета Министров Республики Беларусь; председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов; председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов.
Депутаты Минского городского Совета депутатов будут представлены в ВНС полным составом, что обусловлено необходимостью обеспечения оптимального и паритетного с областями представительства.
4 апреля пройдут выборы в Совет Республики Национального собрания восьмого созыва. Они непрямые, выдвигать кандидатов будут Советы депутатов, избранные в недавний единый день голосования. Выдвижение же кандидатов в члены Совета Республики местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами должно состояться не позднее 21 марта.
Кто из гражданского общества может попасть в ВНС
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 февраля 2023 г. № 250-З «Об основах гражданского общества» условиями участия субъектов гражданского общества в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания являются: наличие регистрации и осуществление деятельности в порядке, установленном законодательством; наличие областных, Минской городской организационных структур; статус республиканского общественного объединения, численность совершеннолетних членов которого составляет не менее 100 000 граждан (для субъектов гражданского общества – общественных объединений); объединение не менее половины зарегистрированных в Республике Беларусь профессиональных союзов (для субъектов гражданского общества – профессиональных союзов).
Министерство юстиции составляет список субъектов гражданского общества, имеющих право в соответствии с законом избирать делегатов Всебелорусского народного собрания, по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов в единый день голосования. К таким субъектам отнесены:
-
Республиканское общественное объединение «Белая Русь»;
-
Белорусское общественное объединение ветеранов;
-
Общественное объединение «Белорусский союз женщин»;
-
Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;
-
Федерация профсоюзов Беларуси.
Субъекты гражданского общества принимают решения об участии в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Карпенко, Председатель ЦИК (в эфире телеканала ОНТ):
– Выборы – часть большой глобальной модернизации политической системы, которая была запущена с внесением изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. В течение 60 дней после выборов депутатов необходимо сформировать Всебелорусское народное собрание, открыть его первое заседание. До 25 апреля включительно мы будем работать, выполнять те функции, которые на нас возложены законодательно. И здесь надо подчеркнуть важность работы всех государственных органов, организаций, и в том числе Президента и Правительства, которые подставили плечо ЦИК. Потому что создан Республиканский оргкомитет по подготовке Всебелорусского народного собрания.
Максим Осипов, «
СБ. Беларусь сегодня», 5 марта 2024 г.
Александр Турчин: одним из основных вопросов на ВНС станет программа социально-экономического развития на 2026-2030 годы
Одним из основных вопросов на Всебелорусском народном собрании (ВНС) станет программа социально-экономического развития на 2026-2030 годы. Об этом заявил Премьер-министр Александр Турчин во время заседания оргкомитета по подготовке и проведению ВНС, передает БЕЛТА.

Фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА
Председатель ВНС Александр Лукашенко поручил созвать второе заседание седьмого ВНС 18 и 19 декабря 2025 года. Постановлением Президиума ВНС от 11 февраля 2025 года № 2 создан организационный комитет по подготовке и проведению заседаний седьмого ВНС. Сегодня в правительстве состоялось его первое заседание.
«Каждое заседание Всебелорусского народного собрания - это знаковое политическое мероприятие. Полагаю, что и в новом конституционном статусе - высшего представительного органа народовластия, очередное его заседание не станет исключением, – отметил Александр Турчин. – Оно знаменует собой окончание пятилетнего периода развития нашей страны и, с учетом складывающихся геополитических реалий, начало нового этапа в жизни нашего общества и государства в целом».
Премьер отметил, что глава государства часто напоминает, что основой для всего в любой стране является экономика. «Поэтому одним из основных вопросов на собрании будет обсуждение программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026-2030 годы. Остальные вопросы повестки дня собрания будут утверждены на предстоящем заседании Президиума Всебелорусского народного собрания. Но уже сегодня нам целесообразно заняться решением всех возможных организационных вопросов по подготовке непосредственно заседания ВНС. Опыт у нас имеется», – сказал Александр Турчин.
Глава правительства уверен, что у комитета получится организовать и провести второе заседание седьмого ВНС на традиционно высоком уровне.
В стране дан официальный старт кампании по подготовке второго заседания VII ВНС. Оргкомитет по подготовке и проведению заседаний VII ВНС создан в феврале этого года. Его возглавляет премьер-министр Беларуси, а в состав входит ряд высших должностных лиц, руководители министерств, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, а также представители иных государственных органов.
По информации
БЕЛТА
Второе заседание VII Всебелорусского народного собрания пройдет в Минске 18–19 декабря
Дан официальный старт кампании по подготовке второго заседания VII Всебелорусского народного собрания. В соответствии с распоряжением Председателя ВНС Александра Лукашенко оно пройдет в Минске 18–19 декабря 2025 года.
Впервые заседание высшего представительного органа народовластия созывается путем издания распоряжения Председателя ВНС. Первое заседание VII Всебелорусского народного собрания состоялось 24–25 апреля 2024 года и в соответствии с законодательством созывалось Центральной избирательной комиссией.
Организационный комитет по подготовке и проведению заседаний VII ВНС создан в феврале этого года. Его возглавляет Премьер-министр Беларуси, а в состав входит ряд высших должностных лиц, руководители министерств, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, а также представители иных государственных органов.
Вадим Ипатов: суверенитет, независимость и безопасность государства зависят от правовой культуры избирателей
Обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей. Это отметил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой, БЕЛТА)
«Практика подтверждает: обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей», – сказал Вадим Ипатов.
По его словам, абсолютно закономерно, что в Концепции национальной безопасности – важнейшем стратегическом документе Республики Беларусь, утвержденном Всебелорусским народным собранием, – закреплено, что повышение правовой культуры является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности.
Утвержденная Главой государства концепция правовой политики относит правовую культуру к составляющим правовой системы. «Это наглядно демонстрирует не только научно-правовую сущность понятия «правовая культура», но и его сугубо практическое значение для нас», – отметил Вадим Ипатов.
Беларусь за 30-летнюю новую историю прошла несколько важных этапов становления и развития избирательного законодательства. При этом формирование электоральной культуры в стране осуществлялось параллельно с этими процессами.
«С каждым новым этапом совершенствования норм происходила трансформация электоральной культуры наших граждан, что обеспечивалось благодаря совместной работе Центральной избирательной комиссии, государственных органов, депутатского корпуса, а также средств массовой информации и иных участников информационно-просветительской работы», – сказал зампредседателя Палаты представителей.
Вадим Ипатов обратил внимание, что 1990-е годы характеризовались наличием в республике трех отдельных законов, регламентировавших проведение выборов Президента Республики Беларусь, местных советов депутатов, статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
«Очередным шагом стала не разработка закона, определяющего порядок выборов в парламент, а принятие единого законодательного акта, который соответствовал бы Основному закону страны, учитывал сложившуюся электоральную практику и комплексно регулировал ключевые аспекты непосредственной реализации гражданами избирательных прав. Таким документом стал принятый в 2000 году Избирательный кодекс», – сказал он, отметив, что именно этот кодифицированный акт реализует конституционные принципы белорусского избирательного права, в том числе вытекающие из международных документов.
Зампредседателя Палаты представителей отметил, что избирательное законодательство Беларуси по мере необходимости совершенствуется, реагирует на изменяющуюся жизнь, отражает реалии времени, учитывает мировые тенденции. Внесению каждого изменения в кодекс предшествуют тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний.
Вадим Ипатов указал, что принятие обновленной Конституции и реализация ее норм в законодательстве стали важнейшим этапом укрепления в Беларуси институтов демократии и народовластия, совершенствования избирательного законодательства.
Ключевое место в системе власти приобрело Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия. Принятой им Концепцией национальной безопасности в отечественную правовую систему введено понятие «электоральный суверенитет», который рассматривается как один из основных национальных интересов в политической сфере.
Практическая реализация обновленных норм Конституции и решений Всебелорусского народного собрания, в том числе и на законодательном уровне, позволила обеспечить электоральный суверенитет при проведении электоральных кампаний, подчеркнул Вадим Ипатов, отметив, что об этом ярко свидетельствуют итоги состоявшихся в 2024 и 2025 годах выборов.
По его словам, высокий интерес избирателей, активность на выборах, спокойная и соответствующая законодательству процедура их проведения, оценки национальных и международных наблюдателей свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры белорусских избирателей.
По информации
БЕЛТА
Как международное наблюдение за выборами влияет на правовую культуру общества, рассказал Игорь Петришенко
Как развитие системы международного наблюдения за выборами влияет на развитие правовой культуры общества, рассказал первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой БЕЛТА)
«Правовая культура общества играет весьма значимую, если не определяющую роль в проведении честных и справедливых выборов. Не затрагивая все факторы, влияющие на уровень правовой культуры избирателей, сосредоточу внимание на тех, которые напрямую воздействуют на безусловное принятие обществом результатов выборов, что в конечном итоге способствует стабильности политической системы и государства в целом. В этом плане одним из важных факторов формирования правовой культуры избирателей является соблюдение принципа открытого и гласного характера выборов. Он подразумевает всестороннее информирование граждан обо всех составляющих избирательного процесса, включая деятельность организаторов выборов, сведения о кандидатах, возможность ознакомления с их программами и так далее, вплоть до порядка голосования и подведения итогов выборов. Предоставление такой информации позволяет избирателям всесторонне оценить ход электоральной кампании и сделать осознанный вывод о справедливости состоявшихся выборов», – рассказал он.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ добавил, что еще одним подтверждением честности выборов является общественное и международное наблюдение за их проведением. «Независимая оценка избирательной кампании, которую дают международные наблюдатели, воспринимается избирателями как вердикт, подтверждающий соблюдение закона на всех этапах электорального процесса», – сказал Игорь Петришенко.
Он напомнил, что Совет глав государств 1 июня 2001 г. по инициативе Александра Лукашенко принял решение о направлении наблюдателей от СНГ на выборы Президента Республики Беларусь. «Это был первый опыт работы миссии, который показал, что созданный Институт Наблюдателей в Содружестве в состоянии проводить профессиональный мониторинг избирательного процесса, непредвзято и максимально объективно оценивать результаты выборов. Президенты стран Содружества, оценив важность и своевременность этой работы, признали необходимость продолжить направление наблюдателей от СНГ на выборы. На сегодняшний день в странах СНГ была организована работа 131 миссии наблюдения, в которой приняли участие более 23,5 тыс. человек. А сам процесс наблюдения за подготовкой и проведением выборов стал одним из наиболее востребованных элементов сотрудничества государств – участников СНГ», – рассказал первый заместитель Генсекретаря.
Для объективного проведения мониторинга выборов в Содружестве создана прочная правовая база. «Наличие столь всеобъемлющей нормативной базы позволяет на высоком профессиональном уровне проводить мониторинг выборов и, самое главное, сделать объективное заключение о результатах наблюдения», – сказал Игорь Петришенко.
В современных условиях, когда наблюдение за выборами и оценка их итогов зачастую становятся инструментами политического давления на конкретные страны, особенно важно проведение честных миссий от СНГ. «Это позволяет выступать в единой позиции при оценке проведения избирательных кампаний у государств – участников СНГ и противодействовать попыткам предвзятого отношения со стороны иных наблюдателей», – добавил Игорь Петришенко.
Большую роль в развитии электоральных процессов на пространстве сотрудничества играет образованный в октябре 2022 года Консультативный совет руководителей избирательных органов. «Это особенно актуально сегодня, когда во многом меняется сама процедура выборов. Цифровизация и интернет-технологии, проникающие практически во все сферы жизни и деятельности общества, не обошли стороной и выборную сферу. Вместе с тем, внедряя новые технологии, необходимо укреплять правовую культуру, социальную ответственность избирателей и принимать меры, направленные на обеспечение максимального доверия к результатам голосования со стороны гражданского общества. Здесь большое значение имеет практика проведения круглых столов, семинаров», – отметил первый заместитель Генсекретаря.
Международный электоральный форум проходит в Беларуси уже во второй раз. В этом году пройдет Международная научно-практическая конференция «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса». Для участия в конференции приглашены представители избирательных органов ближнего и дальнего зарубежья, представители международных организаций, депутатского корпуса, научной и педагогической общественности, ученые и эксперты.
По информации
БЕЛТА
Устойчивое развитие государства и работа с молодежью. Игорь Карпенко назвал 7 аспектов электорального суверенитета
Семь важных аспектов деятельности для обеспечения электорального суверенитета назвал Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко на открытии пленарного заседания международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой,– БЕЛТА)
Тематика конференции, как и мероприятий форума в целом, обусловлена поиском ответов на современные вызовы и проблемы в области обеспечения электорального суверенитета. Здесь председатель ЦИК выделил несколько важных аспектов деятельности.
Говоря о первом аспекте – устойчивом социально-экономическом развитии государства, Игорь Карпенко отметил, что в условиях жесткой борьбы за рынки сбыта и доступ к ресурсам смогут выстоять те государства, экономическая модель которых будет устойчивой к современным вызовам. При этом устойчивость – такое состояние системы, при котором возможно противостояние не только агрессивным воздействиям внешней среды, но и внутренним неблагоприятным факторам развития.
«К сожалению, экономические проблемы, создаваемые всевозможными санкциями и торговыми войнами, оказывают воздействие в том числе на электоральный суверенитет, используются в качестве механизма достижения геополитических целей отдельными государствами. Значит, в основе укрепления государственного суверенитета, поддержания стабильности в обществе, обеспечения безопасности и общественного согласия лежит сильная экономика и сильная социальная политика, направленная на повышение благосостояния народа», – сказал Председатель ЦИК.
Второй аспект – реализация государственной молодежной политики, которая нацелена на передачу опыта предыдущих поколений, создание условий для самореализации и раскрытия потенциала молодежи в интересах общества и государства. «Крайне важно показывать молодым людям значимость их участия в управлении государством, объяснять, с какой целью проводятся выборы и почему каждый гражданин должен реализовывать свои избирательные права, – уверен глава ЦИК. – Преодоление абсентеистских взглядов среди молодежи, проявлений нигилизма требуют разработки комплексных мер, направленных на формирование позитивного мировоззрения молодежи и ее активного гражданского участия».
По словам Игоря Карпенко, не случайно в программе электорального форума и конференции красной нитью проходит молодежная тематика. Дискуссии, встречи, диалоговые площадки, клубы молодых избирателей, деятельность молодежных общественных объединений и формирований – все это направлено на развитие методов работы в молодежной среде, в основе которых заложен принцип «равный обучает равного».
Третий аспект – информационные технологии. Так, при подготовке и проведении выборов значительную роль играют информационные стратегии. Создание эффективных каналов коммуникации и улучшение медийной грамотности населения позволит формировать осознанное общественно-политическое мнение, способность населения критически относиться к внешним информационным воздействиям.
Председатель ЦИК указал, что современные информационные технологии достигли такого уровня, что по заданным человеком критериям автоматические системы способны генерировать и размещать в сети не только текст, но и аудиовизуальные материалы, неотличимые от реальных. При этом скорость такого распространения делает практически невозможным борьбу с фейками традиционными средствами. Не случайно Президент Беларуси неоднократно высказывал обеспокоенность по поводу перспектив неконтролируемого использования возможностей искусственного интеллекта.
Мировые державы синхронно пересмотрели стратегии развития искусственного интеллекта. Россия, Китай, США и Европа сходятся во мнении, что искусственный интеллект в ближайшем будущем станет базовой технологией, определяющей положение государства на мировой арене. «Поэтому промедление в этой гонке недопустимо как в целом, так и в электоральной сфере в частности. В этой связи изучение ИИ и внедрение информационных технологий в контексте обеспечения электорального суверенитета видится актуальной задачей для организаторов выборов», – считает Игорь Карпенко.
Продолжая тему, в качестве четвертого аспекта Председатель ЦИК назвал консолидацию политических партий и общественных объединений. В этой связи, полагает он, конструктивное общественное движение может и должно участвовать в распространении знаний об избирательной системе и основных этапах избирательного процесса. Такое сотрудничество с организаторами выборов позволит разрабатывать совместные образовательные программы, реализовывать социально значимые проекты и мероприятия, которые помогут людям осознать значимость их участия в выборах.
«Таким образом, объединение практического опыта и знаний, ресурсов и усилий при эффективной координации действий приведет участников общественного движения к усилению своего политического влияния, повышению электоральной культуры населения. А значит, поспособствует укреплению электорального суверенитета», – сказал Игорь Карпенко.
Кроме того, важнейшими аспектами являются обучение и подготовка субъектов избирательного процесса, активизация экспертного сообщества, международное сотрудничество, добавил Председатель ЦИК.
По информации
БЕЛТА