Указом Главы государства в Беларуси установлены льготы по НДС при ввозе оборудования, не имеющего аналогов в стране
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 марта подписал Указ № 77 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость», направленный на стимулирование проведения модернизации существующих и создание новых производств.
В соответствии с документом от НДС освобождается ввозимое в Беларусь технологическое оборудование, аналоги которого в стране не производятся, а также комплектующие и запасные части к нему.
Установлены обязательные условия применения субъектом хозяйствования данной льготы. Это, в частности, представление заключения уполномоченного Правительством органа об отсутствии в Беларуси производства аналогов, а также принятие ввезенного имущества на учет в качестве объекта основных средств и использование его при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября собрал совещание о результатах работы БелАЭС, увеличении электропотребления и предложениях о строительстве новых атомных мощностей.
«Пять лет назад, торжественно запуская в работу первую белорусскую атомную электростанцию в Островце, страна вступила в новую эру. Сооружение АЭС не только укрепило нашу энергетическую безопасность, но и определило дальнейшее развитие Беларуси как высокотехнологичного государства. Если хотите, наличие у страны собственной атомной станции – это в определенном смысле способ обеспечения суверенитета и независимости», – заявил белорусский лидер.
Он подчеркнул, что во главе угла на каждом этапе строительства и эксплуатации станции были и остаются безопасность и надежность.
Александр Лукашенко отметил, что пятилетка – это достаточный период, чтобы подвести промежуточные итоги: «Мы обеспечили себя источником доступной, экологически чистой энергии на десятилетия вперед, получили экономический и экологический эффект».
Президент привел ряд фактов о результатах работы БелАЭС. Сокращены выбросы парниковых газов на более чем 26 млн т. За все время работы станция выработала более 53 млрд кВт.ч электроэнергии, что позволило полностью отказаться от ее импорта. Также удалось снизить зависимость от природного газа (на 14,5 млрд куб.м), доля которого в генерации энергии доходила до 95 % (сейчас около 65 %), и сэкономить бюджетные средства (более $1,6 млрд).
Кроме того, атомная станция кардинально изменила облик белорусской энергетики. В рамках интеграции БелАЭС в энергосистему реализована масштабная программа модернизации электросетей – реконструировано более 1,7 тыс. км, построены современные подстанции, внедрены прорывные цифровые технологии, повышающие надежность электроснабжения потребителей.
«В стране сформирована новая отрасль экономики, созданы необходимая инфраструктура и современная система подготовки кадров. Всего этого мы не имели. За годы реализации национальной ядерной энергетической программы нами накоплены уникальные компетенции по вопросам проектирования, сооружения, эксплуатации и обслуживания объектов атомной энергетики», – подчеркнул белорусский лидер.
БелАЭС также придала импульс росту энергопотребления. В 2024 году достигнут его исторический максимум – 43,3 млрд кВт.ч. За последние 5 лет прирост составил около 6 млрд кВт.ч.
«Поменялось отношение белорусов к мирному атому. По данным социологов, в начале строительства БелАЭС его поддерживало 60 % населения, а сегодня, с учетом работы и иных положительных факторов, – уже более 80 %», – заявил Глава государства.
Он констатировал, что новые возможности для экономики с атомной энергетикой видят не только в Беларуси. Это уже глобальный тренд. Сегодня в мире эксплуатируется 416 ядерных реакторов, еще 63 находится на этапе строительства. «Все строят, кто может», – заметил Президент.
По прогнозам МАГАТЭ, общая мощность АЭС в мире в ближайшие 25 лет увеличится более чем в два раза, а доля атомной генерации в мировом производстве электроэнергии вырастет до 12 %.
«Но еще вчера многие западные политики пытались сделать ставку исключительно на возобновляемую энергетику. Сегодня там уже рассказывают о преимуществах сооружения АЭС, даже термин новый появился – «ренессанс атомной индустрии». Это касается и соседних стран – Польши и Литвы, которые рьяно противодействовали строительству нашей атомной станции, – заметил белорусский лидер. – Все это подтверждает правильность выбранного нами пути».
«У нас 100 процентов населения имеет доступ к электроэнергии. При этом в рейтинге стран Европы Беларусь занимает 3-е место, где самая низкая цена на электричество. По данным рейтинга, опубликованного в июне 2025 года, самая низкая стоимость электроэнергии в Казахстане, России и Беларуси», – сказал Президент.
Александр Лукашенко отметил, что за счет использования электричества для отопления и горячего водоснабжения, строительства электродомов повышается комфортность проживания сотен тысяч людей. В 2021–2025 годах возведено более 2 млн кв.м такого жилья. На электроотопление переходят и жители частных домов – за прошлый год подано более 160 тыс. заявок.
«Нам надо людям строить комфортное жилье. Чтобы отопление было электрическим. Это вообще чудо для человека», – подчеркнул белорусский лидер.
В стране также развивается электротранспорт, причем не только в крупных городах. «Пилотные проекты по переводу общественного транспорта на электрический внедрены в Жодино, Новополоцке, Шклове. А в целом на сегодняшний день в стране эксплуатируется более 44 тысяч электромобилей и насчитывается свыше 1870 зарядных станций», – привел данные Глава государства.
В этой связи вызывает удивление, почему есть недостаток общественных видов транспорта в пригородном и междугороднем сообщении, заметил Президент. Эта тема, по его словам, поднимается людьми в том числе в социальных сетях. «Люди обижаются: стоят, особенно в часы пик, по 150 метров, как они пишут, в очередях, чтобы втиснуться в эту маршрутку вонючую, – сказал Александр Лукашенко. – Слушайте, чего вы над людьми издеваетесь?!»
«Мы что, не можем заменить эти маршрутки, Александр Генрихович, автобусами? – заметил Президент, обращаясь к Премьер-министру Александру Турчину. – Надо поставить, вплоть до того, что не только на двигателях внутреннего сгорания автобусы, но и электробусы поставить. И пусть идут. С удовольствием люди поедут. Комфортно, воздухом дышат в этом автобусе, не сидят там (как в маршрутках. – Прим.) зажавшись». По словам Президента, это был бы и более безопасный вид транспорта: «Ну, потеряем мы 2–3 минуты, но живы будем и здоровы».
«Александр Генрихович, ну что это, опять мои указания нужны? Надо видеть, чем люди живут. Мы запросто это можем сделать, и это окупаемый проект», – подчеркнул Глава государства.
Президент попросил доложить о принятых мерах по увеличению электропотребления, их результатах и предложениях по дальнейшему развитию электроэнергетики и связанных с ней отраслей.
«Например, майнинг криптовалют, электротранспорт, строительство жилья с электроотоплением. Акцент – на перспективах загрузки действующих и новых мощностей, – сказал Глава государства. – Я тут всякие записки прочитал и мнения. В одной из записок пишут, что майнинг криптовалют может быть нестабильным. Где-то выше, где-то ниже. У нас сейчас весь мир болеет глобальной проблемой – уйти от зависимости от одной валюты – доллара. И этот процесс будет нарастать. И криптовалюта является, наверное, одним из вариантов ухода».
«Так почему ж мы уже так переживаем? Волатильность какая-то… Ну, наверное, будет. Но волков бояться – в лес не ходить», – подчеркнул белорусский лидер.
«Электромобили. Уже сегодня все ринулись. Тоже кусок большой. Ну и экономику надо ж развивать. А без электрической энергии какая экономика? Мы же машиностроительная страна. Да и в сельском хозяйстве. Мы практически везде можем перевести наш транспорт в сельском хозяйстве, вообще по стране, на электричество», – сказал Президент.
Он напомнил, что руководитель Национальной академии наук обещал разработать в Беларуси отечественную электробатарею, что в случае успеха позволило бы не закупать соответствующие комплектующие за рубежом.
«Вот это будет прорыв. Вот пусть наши ученые покажут свою прыть. Получите неимоверные деньги за это. Тем более, это ж не новинка», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что Правительству было поручено проработать вопрос о сооружении второй АЭС или как минимум дополнительного третьего энергоблока на действующей станции. В связи с этим он предложил обсудить существенные особенности, преимущества и недостатки этих вариантов.
«С Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным мы обсуждали наше сотрудничество в ядерной энергетике в ходе встречи на Мировой атомной неделе в конце сентября этого года. Понимание и поддержка с российской стороны есть, очередь за нами. Мы прежде всего должны определиться, будем или не будем. Если будем, то когда, где, – отметил Глава государства. – Это чудо для Беларуси – атомная энергетика».
Первый вариант – строительство нового энергоблока на станции в Островце как второй очереди БелАЭС. Там есть все условия и специалисты: площадка для размещения, производственная, технологическая, социальная инфраструктура. Значит, есть возможность построить дешевле. «И грунты там уже исследованы от а до я, и там ничего уже не надо доисследовать», – констатировал Александр Лукашенко.
Второй вариант – сооружение новой станции на востоке страны, где это позволяют грунты. Соответствующая площадка рассматривалась еще при принятии решения о строительстве уже действующей АЭС. Строительство с нуля на новом месте потребует в большем объеме финансовых вложений и организационных решений, но даст мощный импульс для развития восточного региона. «Тоже из медвежьего угла превратим восточный регион в высокоразвитую территорию Беларуси. Это новые рабочие места, привлечение инвестиций, реализация инновационных проектов и внедрение новых технологий», – сказал Президент.
В своем вступительном слове на совещании Глава государства напомнил, что Островец, где построена АЭС, приобрел статус современного и перспективного города. Численность населения в нем увеличилась почти вдвое – с 8 тыс. до 15 тыс. человек. На станции работают около 3 тыс. человек, 30 % из них – молодежь в возрасте до 32 лет, а средний возраст коллектива – 38 лет. «Выпускники энергетических факультетов мечтают попасть туда на работу. Прекрасный город. Не надо никого агитировать. По любым специальностям люди туда едут. По благоустройству, инженерной инфраструктуре, уровню доходов (в тройке лидеров по всем регионам) мы считаем Островец золотым стандартом для развития районных центров», – отметил Александр Лукашенко.
Таким образом, заметил Президент, атомная станция – важнейший драйвер регионального развития на десятилетия вперед. Этот фактор он предложил особо учитывать в контексте нынешнего разговора.
Итог обсуждения – принято решение о развитии Островецкой атомной электростанции, реализации второй очереди – сооружения третьего энергоблока. Однако это не означает, что от идеи строительства еще одной отдельной АЭС в Беларуси отказались в принципе. Параллельно со строительством третьего энергоблока на БелАЭС будет организована работа по исследованию площадок на территории Могилевской области, где в дальнейшем в условиях роста электропотребления может быть принято решение о создании дополнительных атомных мощностей.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября подписал Указ № 394, который предусматривает корректировку Указа № 269 от 29 августа 2023 года «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям».
Документ направлен на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Согласно Указу, Национальный банк организует информационное взаимодействие между правоохранительными органами и поставщиками платежных услуг по обмену информацией о платежных операциях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Обработка и передача информации о таких операциях осуществляется посредством автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка.
Следственному комитету и Министерству внутренних дел предоставлено право на приостановление расходных операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на срок до 10 суток при наличии соответствующей информации.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября принял с докладом Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Караника.
«Меня прежде всего интересует совершенствование деятельности Академии наук. Для чего же мы заменили председателя Академии наук – для того, чтобы было лучше. Время было, чтобы разобраться в ситуации. Да и вы, я уверен, погружены были и раньше относительно работы Академии наук. Поэтому что вы видите, как будем двигаться дальше? Я уже много раз говорил, что без науки никуда. Время сейчас такое», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас опять поднимаются вопросы об усилении ответственности заказчиков за научные исследования, инновации и в целом о связи производства с наукой. «Есть такая тема. Она будет всегда, – констатировал Глава государства. – Раньше эта тема звучала так: «Мы изобрели, а промышленность или сельское хозяйство, или транспорт, или еще там кто-то брать не хотят. Посмотрите, великое чудо изобрели – брать не хотят».
В этом отношении Президент подчеркнул, что последнее слово должно быть за руководителем Академии наук. Он должен изучить, что предлагает тот или иной институт НАН конкретному предприятию, и принять решение. Но и ответственность будет за ним. «Если вы навяжете решение, которое нежизнеспособно, мы же сразу увидим это. Увидим в деле. Вы понесете за это ответственность. Если действительно принятое вами решение пользу принесет, тогда – от государственных наград до финансовых поощрений, – сказал Глава государства. – Поэтому вопрос не надо тут обсуждать и поднимать, что кто-то хочет, кто-то не хочет. Ну и потом, вы же недалеко: снял трубку, позвоните мне – решение будет принято мгновенно. И мы разберемся, кто что может, а кто что не может».
Владимир Караник рассказал, что основная задача, на которую он ориентирует всех ученых, – разрабатывать то, что востребовано реальным сектором экономики, а не пытаться им навязывать то, что получилось.
Александр Лукашенко поддержал такую позицию. «Это правильно. Абсолютно», – сказал он.
«Если что-то получилось и это очень будет востребовано, ну спасибо. Потому что все равно наука должна быть на шаг впереди нашей практики и даже нашего сознания. Поэтому надо смотреть на результат этого изобретения», – добавил Президент.
В свою очередь Владимир Караник заметил, что Академия наук уже «поворачивается лицом к реальному сектору экономики». «Все отмечают, что уровень взаимодействия с конкретными предприятиями резко возрос. Это касается и БНБК, и предприятий молокопереработки, и агропромышленного сектора. Отрадно, что к нам уже начинают обращаться», – сказал руководитель НАН.
По этому поводу Президент обратил внимание: главное, чтобы ученые могли действительно эффективно, результативно, с пользой реагировать на обращения со стороны реального сектора экономики. «Заинтересованность будет большая (со стороны предприятий. – Прим.), потому что вы же видите: жим с моей стороны, и со стороны министров, правительства усиливается. И будут бегать в разные щели чиновники для того, чтобы получить хороший реальный эффект», – подчеркнул Глава государства.
Руководитель Национальной академии наук поднял вопрос о повышении статуса ученого в Беларуси.
«Вы поднимаете вопрос об усилении статуса ученого. В обществе. И что, возможно, повлечет за собой приток молодых кадров в науку в целом. Не только в Академию наук. Не в первый раз этот вопрос поднимается. Мою позицию вы знаете. Она, наверное, и у вас такая, особенно после работы в реальном секторе экономики, – сказал Глава государства. – Я знаю, что такое труд ученого человека. Готов содействовать тому, чтобы платили по максимуму, но нужен результат. Вот просто статус (ученого. – Прим.) поднять, в два раза увеличив заработную плату, – вряд ли мы что-то получим. Поэтому здесь надо вникнуть глубоко в то, чтобы действительно ученый был ученым. И чтобы реально поднять статус. А не так, как обычно это у нас бывало: вот, давайте за диссертацию будем платить, еще там за что-то будем платить и так далее».
Александр Лукашенко при этом отметил, что, возможно, где-то что-то и надо добавить, но статус ученый определяет сам своими достижениями. «Будут достижения, будет результат – любые деньги», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент привел пример с беспилотниками. Например, если кто-то принесет такой образец, который будет практически неуязвимым перед средствами радиоэлектронной борьбы или оружием. «Получи деньги за изобретение, за образец, который ты положил на стол», – сказал Президент.
Еще один пример – электромобиль, который уже на протяжении нескольких лет обещают представить белорусские ученые. «Сколько было обещаний! Где этот электромобиль? Мы помогали, и Академия тратила немалые деньги. Автомобиля нет. Ну так какой статус?» – поставил вопрос Александр Лукашенко.
«Поэтому есть достижения, изобретения, конкретный результат – получи за это деньги. То есть за результат государство должно платить. И мы будем платить ученому, отдавая последние деньги, – озвучил основное требование Президент. – Я еще раз говорю: где-то, может быть, мы недорабатываем, надо подвинуться. Чтобы ученые приходили, работали, нищими не были. Потому что пока он чего-то изобретет… Но за результат надо платить. Это главное. Это моя твердая позиция».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 ноября заслушал доклады Председателя Государственного пограничного комитета Константина Молостова, Министра внутренних дел Ивана Кубракова и Министра иностранных дел Максима Рыженкова.
Председатель Госпогранкомитета Константин Молостов доложил о положении дел, складывающихся на государственной границе в целом, отдельно остановившись на ситуации на белорусско-литовском участке. Представлена информация об оперативной обстановке, действиях органов пограничной службы во взаимодействии с другими ведомствами, реализации поручений Президента.
Речь также шла о развитии и совершенствовании работы ведомства в целом, направлениях, которым необходимо уделить особое внимание с учетом нынешних непростых условий. Это в том числе укрепление пограничной безопасности за счет обновления и модернизации пограничной инфраструктуры и технических средств.
Министр внутренних дел Иван Кубраков проинформировал Главу государства о ситуации в приграничье, где из-за закрытия Литвой пунктов пропуска скопилось более 1 тыс. грузовых автомобилей, в том числе брошенных вдоль проезжей части. А также о выполнении ранее данных поручений по перемещению автомобилей на охраняемые стоянки. Эти задачи в настоящее время выполняются. Предпринимаемые правоохранительными органами меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с поручением Президента, водителям, оказавшимся в сложной ситуации, оказывается необходимая помощь. Иван Кубраков доложил и о том, что обстановка на приграничной территории контролируется органами внутренних дел, обеспечивается усиленная охрана общественного порядка.
Главная тема сегодняшнего доклада Министра иностранных дел Беларуси Максима Рыженкова Главе государства – взаимодействие с Литвой. И в частности, проводимая белорусской стороной работа, направленная на урегулирование в максимально сжатые сроки сложившейся кризисной ситуации на границе. Президентом даны необходимые поручения в отношении дальнейших действий и переговорной позиции белорусской стороны с целью возвращения к нормальному режиму функционирования пунктов пропуска.
