Минобразования: прочная законодательная база Беларуси обеспечивает защиту интересов семьи и детей
Прочная законодательная база Беларуси обеспечивает защиту интересов семьи и детей. Об этом журналистам рассказала главный специалист главного управления воспитательной и молодежной политики управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Войтехович, передает корреспондент БЕЛТА.
«Дети составляют примерно 20 % населения нашей страны. В Беларуси проживает 1 801 383 ребенка. При этом 924 041 мальчик и 877 342 девочки. В нашей стране создана прочная законодательная база, которая обеспечивает защиту интересов семьи и детей. В Конституции закреплены нормы о том, что государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивает приоритет воспитания детей в семье. В Кодексе о браке и семье также закреплены нормы о том, что государство охраняет, поощряет и обеспечивает приоритет воспитания детей в семье, оказывает поддержку семьям с детьми. Закон «О правах ребенка» комплексно и всесторонне охватывает направления работы государственных органов и организаций по защите прав детей и семей, воспитывающих детей», – отметила Елена Войтехович.
Она также напомнила некоторые права и обязанности детей. «Среди других в законе закреплены право на жизнь, на охрану и укрепление здоровья, неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия, на защиту своих прав и законных интересов, проживание в семье и общение с родственниками, на социальную защиту государством. Кроме того, законом закреплены и обязанности несовершеннолетних, среди которых соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и законные интересы других граждан, уважать традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде и всем видам собственности», – рассказала главный специалист.
Так, детям в Беларуси предоставляется бесплатное образование, медицина и проезд. Они имеют льготы по оплате питания и учебников. Студенты получают стипендии, а одаренные дети – награды. Дети могут получить дополнительное образование, принять участие в общественной жизни страны, в том числе посредством общественных объединений – Белорусской республиканской пионерской организации и Белорусского республиканского союза молодежи.
По информации БЕЛТА
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации БЕЛТА
Председатель совета молодых ученых при Министерстве образования Анастасия Киселевич рассказала журналистам об инструментах поддержки молодых ученых в стране, передает корреспондент БЕЛТА.
«Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, качественного развития потенциала молодых людей и его использования в интересах развития нашей страны, – сказала Анастасия Киселевич. – Сегодня осознанно создается и используется широкий набор возможностей для реализации молодежи абсолютно во всех сферах ее деятельности. Большое внимание уделяется, конечно же, и работе с магистрантами, аспирантами, молодыми преподавателями, молодыми учеными в целом. Важно отметить, что в стране реализуется широкая система финансовой поддержки молодых ученых. Это в том числе конкурс по назначению стипендий Президента талантливым молодым ученым, аспирантам, конкурс по назначению грантов Президента Республики Беларусь в области науки, образования, молодежной политики и здравоохранения».
По словам председателя совета, президентские стипендии призваны стимулировать привлечение, закрепление молодых специалистов, исследователей в сфере науки, обеспечивать поддержку их инициатив, а также развитие отечественных научных школ.
«Стипендии Президента аспирантам назначаются ежегодно с 2007 года по результатам открытого конкурса. Такая стипендия назначается за конкретную разработку, которая имеет важное значение для отраслей экономики страны, а также предусматривает внедрение полученных результатов в производство или в образовательный процесс учреждений образования. На 2025 год было назначено 49 стипендий аспирантам, которые выполняют диссертационные исследования в учреждениях образования и различных научных организациях в области технических, медицинских, химических, экономических, педагогических и других наук. Также в нашей стране с 2005 года назначаются стипендии Президента талантливым молодым ученым в целях стимулирования творческой инициативы, интеллектуального поиска молодых ученых. Эта поддержка направлена на закрепление молодежи в сфере науки, укрепление кадрового потенциала научных организаций, а также на повышение количества присваиваемых ученых званий и прорывных разработок в отраслях реального сектора экономики и социальной сфере. На 2025 год был назначено 66 таких стипендий», – проинформировала Анастасия Киселевич.
Еще одним инструментом поддержки молодых ученых, аспирантов назван конкурс отдельных проектов научно-исследовательских работ. «Такие проекты выполняются в целях развития новых перспективных или имеющих важное значение для социально-экономического развития страны направлений научной деятельности. На сегодняшний момент акцент делается на их междисциплинарный характер, они должны быть обязательно направлены как на решение фундаментальных, так и задач прикладного характера. Новация этого года заключается в том, что акцент смещается на поддержку тех проектов, в состав научных коллективов которых будут входить именно молодые ученые. Кроме того, в вузах могут проводиться отдельные конкурсы на получение грантов для защиты кандидатских, докторских диссертаций. Например, с 2019 года в БГУ реализуется конкурс на получение грантов ректора», – рассказала председатель совета.
Также к мероприятиям по поддержке относится Форум молодых ученых учреждений высшего образования, Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси», Школа молодого ученого и Премия Союзного государства молодым ученым.
По информации БЕЛТА
Сколько стоил один квадратный метр жилья с господдержкой в Беларуси в прошлом году? На этот вопрос ответили представители исполнительных комитетов и Министерства архитектуры и строительства в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Начальник отдела жилищной политики и инвестиционных программ комитета по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома Александр Капранов рассказал, что за 2024 год с господдержкой стоимость квадратного метра жилья составила Br1646 в целом по Гродненской области, согласно статистическим данным. Фактическая цена «квадрата» в прошлом году на «панельки» составила Br1950–2100, на кирпичные дома – в районе Br2300–2400.
В Брестской области по статистике стоимость квадратного метра с господдержкой в прошлом году составила Br1603. Фактическая цена квадратного метра в крупнопанельных домах была на уровне Br2100–2200, кирпичные дома немного дороже – Br2400–2500. Разница связана с затратами, которые включаются в сводный сметный расчет, но не в цену за «квадрат», пояснил первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский: «В этом году, мы прикинули, в панельных домах цена будет приближаться к Br2400, в кирпичных – к Br2700».
В Минске стоимость «квадрата» в прошлом году варьировалась в пределах Br2–3,2 тыс. «У нас господдержка предоставляется на дома типовых потребительских качеств. Поэтому стоимость там была такой. На дома в индивидуальном исполнении, естественно, цена чуть выше – более Br3 тыс.», – рассказала заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта.
Все эти цены относятся к домам, которые начали строиться в прошлом году, акцентировала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская. «По итогам 2024 года стоимость квадратного метра жилья, введенного в целом по республике с использованием средств государственной поддержки, составила Br1735. Это те дома, которые начинали строиться в 2023 году. Для сравнения, номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по итогам прошлого года составила около Br2270», – рассказала она.
В Беларуси принята Директива № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», которая должна выполняться регионами. «Требования этой Директивы состоят в том, что у нас стоимость квадратного метра жилья в целом по республике, строящегося с господдержкой, не должна значительно превышать номинальную начисленную заработную плату по стране, – пояснила Инна Пинковская. – С учетом требований Директивы речь идет о введенном в эксплуатацию жилье. Представители регионов назвали цифры по вводимому в этом году жилью, которое начало строиться в прошлом. К концу этого года мы их введем и будем смотреть то, что у нас по итогам в среднем».
В первом квартале 2024 года средняя стоимость введенного в эксплуатацию жилья с господдержкой составляла Br1617, а по итогам прошлого года она была Br1735. Рост составил не более 10 %.
По информации БЕЛТА
В Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на заседании экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики на базе Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Обеспечение демографической безопасности является одной из важнейших составляющих эффективного социально-экономического развития любого государства. В Беларуси вопросы демографической политики, включая развитие человеческого капитала, поддержку семьи, защиту материнства, отцовства и детства, находятся на постоянном контроле Главы государства, – отметила Наталья Кочанова. – Выступая с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года, Президент подчеркнул: чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть больше, значительно больше. Это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много, чтобы это условие обеспечить. Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, формирование здорового образа жизни, ориентацию воспитательного и образовательного процесса на семейные ценности и повышение престижа многодетной семьи, улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения».
В настоящее время в Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, включающий предоставление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выплату различных пособий, назначение семейного капитала, льготы и гарантии в области трудовых отношений, пенсионного обеспечения, обеспечение жильем многодетных семей в первоочередном порядке, получение льготного или бесплатного питания в школах, льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями, первоочередное место в университетском общежитии, налоговые и иные льготы, подчеркнула спикер.
Экспертно-консультативный совет при Президиуме Совета Республики (ЭКС) является коллегиальным совещательным органом. Его основными задачами и функциями, в частности, являются анализ и оценка проектов долгосрочных и среднесрочных государственных программ; подготовка аналитических материалов и иной информации по актуальным вопросам формирования и реализации государственной политики в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, местного управления и самоуправления, международной деятельности и другим для использования в работе Президиума Совета Республики, постоянных комиссий Совета Республики, в парламентской деятельности членов Совета Республики; взаимодействие с научными организациями, учреждениями образования и общественными объединениями, а также экспертными советами, создаваемыми в других государственных органах; содействие укреплению контактов Совета Республики с научной общественностью и освещению его деятельности в средствах массовой информации и интернет-ресурсах; иные задачи и функции, способствующие обеспечению системного подхода к решению задач, возложенных на Совет Республики, его органы и членов Совета Республики.
Тема сегодняшнего заседания – «Демографическая безопасность в Республике Беларусь: тенденции, вызовы, перспективы». В прошлом году на заседаниях ЭКС были рассмотрены следующие темы: «О практике применения законодательства и реализации мероприятий в области мелиорации земель и их эффективного использования», «Устойчивое развитие регионов на основе создания импортозамещающих и кооперационных производств и активного использования механизмов их финансовой поддержки».
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА