В Палате представителей прошел семинар на тему «Национальная система социальной защиты»
21 мая 2024 года под председательством Игоря Сергеенко в Палате представителей прошел семинар на тему «Национальная система социальной защиты».
Актуальность темы семинара обусловлена тем, что социальная сфера является приоритетной для органов власти на любом уровне и на текущее время достаточно широкие слои населения нуждаются в социальной защите.
Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П., открывая работу семинара, отметил, что сила белорусской власти, залог доверия к ней заключаются в том, что даже в самые трудные времена мы не отказывались от своей социальной политики, от социально ориентированного государства, центром внимания которого является человек, а фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан.
Поддержка пенсионеров, многодетных семей, социально уязвимых слоев общества останется визитной карточкой белорусского пути при любых обстоятельствах и в любых условиях. И каждый гражданин нашей страны это ощущает – ощущает поддержку государства, видит, что социальная политика для нашей страны всегда в приоритете.
В ходе работы участники семинара обсудили, насколько существующая в республике система социальной защиты справедлива в текущих условиях, насколько она эффективна для каждой категории населения, дает ли она положительный эффект от существующих механизмов поддержки граждан, а также какие новые направления и формы поддержки готовятся на законодательном уровне.
Особый интерес вызвали темы выступлений председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Костевич И.А. об основных направлениях социально-трудовой сферы, Первого заместителя Министра труда и социальной защиты Павлюченко Н.В. о государственном социальном страховании и пенсионном обеспечении, заместителя Министра труда и социальной защиты Артеменко М.Б. о социальной поддержке и социальном обслуживании граждан.
Участниками семинара также было отмечено, что в современных условиях главными принципами социальной защиты являются повышение эффективности предоставляемых социальных гарантий, их адресность, а также рационализация их применения.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как в Беларуси открыть собственное дело с государственной поддержкой, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
В Минтруда отметили, что с начала 2025 года более 200 человек в Беларуси уже стали индивидуальными предпринимателями благодаря госсубсидиям.
Так, в городах размер субсидии составляет 11 бюджетов прожиточного минимума, что превышает Br5 тыс. В сельской местности – порядка Br7 тыс. Для того чтобы получить субсидию, нужно встать на учет в службе занятости, пройти обучение и составить бизнес-план, подать заявку на субсидию, открыть ИП и начать работать. Если открыть ИП и проработать минимум шесть месяцев в течение года, то деньги не нужно возвращать.
Поддержка осуществляется на всех этапах: это и бесплатное обучение основам предпринимательства, помощь в составлении бизнес-плана, а также консультации в центрах занятости.
В Минтруда также привели в пример истории тех, кто открыл свое дело при помощи господдержки. Так, Елена Римашевская из Любани открыла ветеринарную клинику с УЗИ и операционным кабинетом. Благодаря субсидии она смогла закупить оборудование и теперь принимает пациентов даже из соседних районов. Кроме того, Дмитрий Демьяник из Барановичей вместе с сыновьями запустил химчистку мебели. Государственная поддержка помогла ему приобрести технику и уверенно стартовать в бизнесе.
По информации БЕЛТА
Парламентарии должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в Бишкеке (Кыргызстан), сообщает БЕЛТА.
«Законодательное обеспечение принимаемых решений – важнейшее направление работы ассамблеи. Именно мы, парламентарии, можем и должны максимально эффективно обеспечить реализацию решаемых ОДКБ задач по укреплению безопасности», – сказал Игорь Сергеенко.
Отдельным пунктом в сегодняшнюю повестку дня включено обсуждение Программы деятельности ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы, отметил спикер. «На наш взгляд, в ней нашел отражение весь спектр проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности – борьба с терроризмом, вопросы военной и информационной безопасности, электорального суверенитета, сохранения исторической памяти, миротворческая деятельность, борьба с нелегальной миграцией», – подчеркнул он.
«Работа по подготовке модельных законов и рекомендаций должна быть своевременной и носить адаптивный характер. Предлагаемые же законодательные нормы – отвечать актуальным запросам времени и решать насущные проблемы», – дополнил Игорь Сергеенко.
Парламентская делегация Республики Беларусь под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко участвует в выездном заседании Совета Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности. На мероприятии основное внимание будет уделено вопросам реализации решений ноябрьской (2024 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и мерах, принимаемых по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности, а также итогам работы по формированию проекта программы деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ на 2026–2030 годы.
В составе парламентской делегации в работе заседания Совета ПА ОДКБ принимают участие заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей, председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по социально-экономическим и правовым вопросам Руслан Косыгин, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей, член Постоянной комиссии ПА ОДКБ по политическим вопросам и международному сотрудничеству Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА
(фото Палаты представителей)
О том, кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали БЕЛТА в МЧС.
В спасательном ведомстве разъяснили, арендодатель или арендатор должны обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию и (или) автоматическое пожаротушение на объекте. «В соответствии со статьей 46 Закона от 15 июня 1993 г. №2403-XII «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору аренды – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством», – пояснили в МЧС.
Такая же норма предусмотрена пунктом 61 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Документ утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
«Таким образом, распределение ответственности между арендодателем и арендатором по обеспечению реализации требований пожарной безопасности на объекте определяется договором аренды. При этом в случае отсутствия в нем указанных положений реализацию требований пожарной безопасности обеспечивает арендодатель. Исключение – требования, касающиеся соблюдения противопожарного режима на арендуемых площадях в объеме деятельности арендатора, касающихся назначения ответственных за пожарную безопасность, организации разработки общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности, подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и т.д.», – разъяснили в МЧС.
По информации БЕЛТА
Победа над нацисткой Германией – яркий пример единения и духовной сплоченности советского народа, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко в приветствии участникам, организаторам и гостям международной межпартийной конференции «Идеология единства как основа Великой Победы: опыт прошлого и императивы современности», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Приветственный адрес спикера зачитал депутат Палаты представителей Вячеслав Данилович.
«Символично, что конференция проводится в дни празднования 80-летия Великой Победы. Победа над нацисткой Германией – выдающееся событие мировой истории. Это национальная и военная гордость советского народа, яркий пример единения и духовной сплоченности. Сохранение памяти и исторической правды об итогах самой кровопролитной в истории человечества войны является важным фактором недопущения будущих войн и сохранения мира на земле, – сказал Игорь Сергеенко. – Правда об эпохальной борьбе с нацизмом обусловила сущность современной идеологии белорусского государства. Великая Победа стала началом нового этапа развития белорусской культуры и государственности. Преступлениям против советского народа, других народов мира нет и не может быть оправдания и прощения».
Закаленные подвигом в войне с фашизмом, мы ответственно несем гордость за свою историю, отметил спикер. «Наш голос – это единое звучание павших и выживших, предков и наследников. Изобличение лжи, осмысление фактов, распространение и разъяснение политически значимой информации, а также патриотическая проектная деятельность – главная задача партийного, научного и медиасообщества. Уверен, конференция станет продуктивной площадкой для межпартийного диалога, целью которого является сбережение и приумножение знаний об общем героическом прошлом, беспримерном мужестве наших народов – участников борьбы с нацизмом», – говорится в приветствии.
В рамках празднования 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Белорусская партия «Белая Русь» проводит международную межпартийную конференцию на тему: «Идеология единства как основа Великой Победы: опыт прошлого и императивы современности». Программа конференции предусматривает работу трех секций: «Единство исторической судьбы народов Беларуси и России: роль и значение в условиях современности», «Духовные основы единства: роль традиционных религий и светской культуры в приближении Великой Победы», «Эскалация неонацистской идеологии в мире: причины, угрозы, направления противодействия».
В работе конференции принимают участие должностные лица Республики Беларусь, члены Совета Республики и депутаты Палаты представителей, государственные и общественные деятели, белорусское научное и экспертное сообщество, делегации ведущих высших учебных заведений страны, руководители средств массовой информации, представители религиозных конфессий, дипломатический корпус в Республике Беларусь, партийные делегации дружественных стран. Общее количество участников конференции – 492 человека.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА