Усиление ответственности нанимателей, привлекающих трудовых мигрантов. В МВД разъяснили детали нового Указа
В Беларуси усиливается ответственность нанимателей, которые принимают на работу трудовых мигрантов. Об этом корреспонденту
БЕЛТА заявил начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун, комментируя Указ Президента «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции».
«Основные положения данного указа связаны с повышением роли нанимателей, которые привлекают иностранную рабочую силу. Обязательным условием для нанимателей является в первую очередь заключение трудового договора с трудящимся-мигрантом в течение 30 дней с даты его въезда в Беларусь либо по истечении 30 дней с даты получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью», – отметил Алексей Бегун.
Наниматель обязан определить лица, которые ответственны за осуществление контроля за трудовой деятельностью и условиями пребывания трудящихся-мигрантов в организации. Должностные лица нанимателя должны обеспечить посещение иностранцев по месту жительства или пребывания, чтобы проверить условия проживания, соответствие санитарным нормам и соблюдение правил пользования жилыми помещениями. Трудящиеся-мигранты должны обеспечить доступ нанимателя в данные жилые помещения.
«Введено новое требование о том, что наниматель должен организовать оценку знаний одного из государственных языков трудящимися-мигрантами в пределах знаний, необходимых для общения. Это нужно сделать до заключения с ними трудового договора, – пояснил Алексей Бегун. – То есть вводятся определенные профессии, по которым знание языка в пределах, необходимых для общения, является обязательным до заключения договора. В случае неудовлетворительного знания языка иностранец получает отказ в заключении трудового договора. Или же он за счет нанимателя или за собственные средства должен пройти обучение в Беларуси, чтобы соответствовать этим критериям».
Следующее положение – обязанность ознакомлять мигрантов на понятном для них языке или одном из государственных языков с документами, которые регламентируют их права, обязанности, правила внутреннего распорядка, а также с инструкцией по охране труда. Вводится запрет на временный перевод трудящихся-мигрантов к другому нанимателю – так называемый аутстаффинг рабочей силы.
«Трудящийся-мигрант обязан соблюдать требования трудового договора и условия, регламентирующие его пребывание. Несоблюдение таких условий является основанием для расторжения трудового договора и ограничения срока пребывания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Невыполнение нанимателями требований, предусмотренных указом, является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами», – подчеркнул Алексей Бегун.
Наниматели должны будут направлять уведомление о продлении или прекращении трудового договора в подразделения по гражданству и миграции с помощью единого портала электронных услуг. До 1 января 2026 года МВД и Национальный центр электронных услуг должны обеспечить такую возможность передавать информацию.
«Принятие данного Указа обусловлено тем, что Беларусь в рамках проводимой политики расширяется для привлечения иностранной рабочей силы. Количество трудящихся-мигрантов увеличивается, и требуется повысить роль нанимателей в работе с ними», – заключил Алексей Бегун.
По информации
БЕЛТА
Ответственность нанимателей за иностранных работников введена в Беларуси Указом Президента
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 мая подписал Указ № 202 «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции», которым предусмотрена ответственность нанимателей за иностранных работников.
Для усиления требований к привлечению иностранной рабочей силы, за исключением граждан государств – членов ЕАЭС, на нанимателей возложены дополнительные обязанности. В их числе посещение мигрантов на дому для изучения условий проживания с принятием при необходимости мер по устранению выявленных нарушений и информированием компетентных государственных органов, организация обязательного тестирования мигрантов на знание русского или белорусского языка.
Заключать трудовой договор с мигрантом необходимо будет в 30-дневный срок с даты его въезда в Беларусь. При этом запрещается временный перевод такого работника к другому нанимателю во избежание использования его труда без соблюдения установленной процедуры привлечения иностранных специалистов.
Наниматели также будут обязаны организовывать контроль за деятельностью и условиями пребывания мигрантов, включая определение лиц, ответственных за такой контроль.
Невыполнение своих обязанностей повлечет для нанимателей административную ответственность, а для мигрантов – досрочное расторжение трудового договора и выезд из страны.
Упорядочивание подходов: дополнены виды государственной финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке». В соответствии с документом к видам такой поддержки отнесены бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, вклады в уставные фонды юридических лиц, вносимые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также бюджетные займы и другие виды господдержки. Кто и на каких условиях может на нее претендовать, рассказали в Министерстве экономики.
Комплексный подход
Сегодня в стране функционируют различные механизмы поддержки предприятий и в рамках системных решений руководства страны, и в индивидуальном порядке. Государство оказывает поддержку субъектам хозяйствования, выделяя бюджетные средства как для реализации инвестиционных проектов, так и для стабилизации финансового положения. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, увеличение отдачи от таких вложений стало предпосылкой для принятия Указа № 177.
– Документ ориентирован на субъектов хозяйствования, претендующих на государственную финансовую поддержку, – отмечает начальник главного управления методологии и координации государственных программ Министерства экономики Елена Прудникова-Кирпиченок. – Указ № 177 определил перечень видов государственной финансовой поддержки. Это бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц за счет средств бюджета, а также предоставление бюджетных займов по решению Президента. Сохранена и возможность предоставления государственной финансовой поддержки в иных видах по решениям Главы государства.
Четкие критерии
Следующая важная новация документа – четкие требования для получения такой поддержки и контроль за реализацией принятых решений. Суть требований – установление для организаций, получивших финподдержку, показателей, на основании которых оценивается эффективность такой поддержки, а также ответственность за невыполнение условий оказания поддержки. Финансовая поддержка, предусмотренная указом, может быть оказана любому юридическому лицу, которое является коммерческой организацией. Исключения – банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, то есть на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается: финансовая поддержка может быть оказана индивидуально.
– К примеру, инвестор претендует на получение бюджетного трансферта, взял на себя соответствующие обязательства, но реализовать проект в сроки, установленные бизнес-планом, не смог. В этом случае в возмещении части капитальных затрат ему будет отказано, – поясняет Елена Прудникова-Кирпиченок. – Нарушение условий предоставления бюджетных займов на стабилизацию финансового состояния организации влечет удорожание предоставленных средств. По нашему мнению, такая мера послужит хорошим стимулом для эффективного использования ресурсов.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, получающей государственную поддержку, во-вторых, руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий заместитель Премьер-министра. Основными показателями эффективности станут рост рентабельности продаж и увеличение производительности труда.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 21 мая 2025 г.
В госрегулировании цифрового развития Беларуси произошли изменения
В целях совершенствования государственного регулирования цифрового развития внесены изменения в Указ от 7 апреля 2022 года № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». Соответствующий Указ № 200 подписал 19 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Документ направлен на дальнейшую активизацию регионального цифрового развития за счет средств местных инновационных фондов, расширение перечня услуг отраслевых офисов цифровизации и РУП «Центр цифрового развития», оказываемых государственным органам и организациям за счет бюджетных средств, в том числе по планированию их цифрового развития, сопровождению информационных систем, масштабированию пилотных проектов.
С учетом значимости вопросов цифрового развития для экономики Указом также закрепляется, что Премьер-министр Беларуси курирует Министерство связи и информатизации и возглавляет Наблюдательный совет Парка высоких технологий.
Кого коснется новый порядок перечисления социальных выплат?
С 1 июля в Беларуси вступает в силу норма Указа Президента № 363, в соответствии с которой люди, получающие пенсии и пособия через банки, должны открыть базовые счета. Напомним, оформление базовых счетов стартовало с 2022 года. Цель нововведения – минимизация расходов по наиболее востребованным операциям банков. В Нацбанке и Минтруда и соцзащиты подчеркнули, что волноваться нет причины: процесс реорганизации системы выплат продолжается не первый год, тщательно отработан и проходит максимально комфортно.
Базовый счет – что это такое?
Это текущий (расчетный) банковский счет в белорусских рублях, с владельца которого не взимается плата за осуществление операций, включаемых в базовые условия обслуживания на территории Беларуси и в национальном сегменте интернета.
Главная особенность такого счета – возможность бесплатно совершать основные, наиболее востребованные операции. Среди них – открытие и закрытие базового счета, выпуск одной карточки к нему и ее замена, получение на счет зарплаты и приравненных к ней выплат, стипендий, пособий, пенсий, переводы денег между базовым счетом и другими счетами его владельца, открытыми в этом же банке. Кроме того, можно снимать в определенном объеме наличные через кассы, банкоматы и другую инфраструктуру банка, в котором открыт счет, расплачиваться за товары, работы и услуги в магазинах, кафе и так далее, в том числе в интернете или через ЕРИП. При этом операции, не входящие в установленный перечень, могут быть как бесплатными, так и платными – на усмотрение банка.
Что с 1 июля будут перечислять только на базовый счет?
Пенсии.
Пособия на детей, которые назначают органы по труду, занятости и соцзащите.
Пособия по безработице и другие выплаты от центра занятости.
Государственную адресную социальную помощь.
Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.
Выплаты ухаживающим лицам в замещающей семье.
Выплаты на близнецов.
Материальную помощь к школе.
Что нужно сделать?
Посетить банк с паспортом, заполнить соответствующее заявление и подписать договор. Как вариант – счет можно открыть дистанционно, через интернет. Условия и порядок удаленного открытия базового счета прописаны на сайтах банков. Все это бесплатно. При желании клиенту бесплатно оформят к этому счету банковскую карту платежной системы «Белкарт». Та же схема действует и с переоформлением текущего счета в базовый – можно это сделать по желанию.
Если пенсионерам требуется помощь родственников, можно прибегнуть к генеральной доверенности. По словам начальника управления электронных платежных инструментов Национального банка Ольги Антонович, если в генеральной доверенности прописан этот функционал, то можно обратиться с ней в банк. Кстати, узнать статус нынешнего счета можно тремя способами: через банк, в органе соцзащиты либо изучив имеющийся на руках договор о банковском вкладе.
Кому не надо открывать базовый счет с 1 июля?
Не обязательно открывать его некоторым получателям пенсий и пособий, которые перечисляются на почту. Такая возможность, напомним, сейчас есть у людей старше 70 лет, инвалидов I и II группы, а также у тех, кто проживает в сельской местности.
Им, как и прежде, деньги будут доставлять на дом сотрудники почты, еще вариант – выплата непосредственно на почте.
Не стоит переживать и получателям пособий на детей, если деньги выплачиваются по месту работы, учебы или службы на зарплатную карточку. Согласно законодательству базовый счет не откроют и иностранным гражданам без вида на жительство в Беларуси (то есть иностранцам с разрешением на временное проживание).
В Минтруда также уточнили, что базовый счет не нужно открывать лицам с ограниченной способностью к передвижению (функциональный класс 3 и выше), родителям, ухаживающим за ребенком‑инвалидом до 18 лет и получающим пособие по уходу, получателям пособий на погребение.
В какой банк обращаться?
ОАО «АСБ Беларусбанк»;
ОАО «Банк БелВЭБ»;
ОАО «Банк «Дабрабыт»;
ОАО «Белагропромбанк»;
ОАО «Белгазпромбанк»;
ОАО «Белинвестбанк»;
ОАО «Сбер Банк»;
«Приорбанк» ОАО;
ЗАО «МТБанк»;
ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)».
Получатель социальных выплат может выбрать любое финансовое учреждение из этого списка.
Каков крайний срок открытия счета?
Для своевременного получения июльских социальных выплат нужно обратиться в банк до 20 июня. Позже начнется формирование платежных ведомостей по социальным выплатам в следующем месяце – велики шансы не получить вовремя июльские начисления. Заявление о перечислении пенсии на новый счет будет передано в органы по труду, занятости и социальной защите уже без участия гражданина.
Пожилых людей июльские новации по вопросам социальных выплат затронут меньше всего.
С 1 июля 2024 года состоялся перевод социальных выплат с почты на банк. В частности, пенсию через банки получают около 80 процентов пожилых людей. Только за 2024 год в стране открыли физлицам более 2 млн базовых счетов. К сведению, всего в стране 2,6 млн пенсионеров. В Минтруда напомнили, что возможность получения пенсии через почту предусмотрена только для отдельных уязвимых категорий граждан.
В ТЕМУ
Сколько базовых счетов можно открыть?
Гражданин имеет право на открытие только одного базового счета в банковской системе.
Что будет, если не успел до 1 июля?
Зачисление выплат социального характера, обязанность получения которых через банки установлена законодательством, будет приостановлено до открытия физлицом базового счета и получения организацией, осуществляющей выплату, информации о таком счете и его реквизитах.
Важно! Деньги не пропадут – просто их выплатят позже.
Можно ли не оформлять банковскую карту и получать выплаты наличными в кассе?
В соответствии с нормами Указа № 363 нет обязательности оформления базовой платежной карточки к базовому счету. Соответственно, получение денежных средств может проходить в кассе банка.
Откроют ли принудительно базовый счет тем, кто не обратится в банк самостоятельно?
Принудительное открытие счетов без участия владельца счета не предусмотрено банковским законодательством.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 17 мая 2025 г.