«Карту гостя» в Минске с июня запустят в обновленном формате
В Минске 15 лет назад стартовал проект «Карта гостя». В ближайшее время планируется выпустить очередную партию карт, по которым туристы смогут получить скидки в музеях, гостиницах, магазинах, объектах общественного питания. Об этом в интервью корреспонденту БЕЛТА сообщил директор государственного учреждения «Информационно-туристский центр «Минск» Алексей Русакевич.
«В прошлом году выпустили лимитированную серию к II Играм стран СНГ. Карты действуют до августа, всю коллекцию – она небольшая – разобрали, – отметил Алексей Русакевич. – К началу лета планируем изготовить следующую партию. Она выйдет в обновленном формате. Как пилотный проект сначала запустим в Минске, посмотрим плюсы и минусы».
В работу вовлечены инициативные студенты Белорусского государственного университета физической культуры – участники «Минской смены». «После анализа результатов практику с фиксированными размером скидки и условиям вхождения в программу рассчитываем распространить и на регионы, поскольку понимаем, что туристам интересен не только Минск», – проинформировал Алексей Русакевич.
Скидки на посещение музеев, кафе, ресторанов, различные услуги будут распространятся на период с июня 2024-го по июнь 2025-го года.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
Белорусы находятся буквально в паре дней от отпускного сезона. Как и в любых жизненных ситуациях, вы можете столкнуться с проблемами, о которых в предвкушении отдыха даже не могли предположить. Вылет перенесли на 15 часов? Развернули в аэропорту, потому что нет визы? Нет кондиционера в автобусе в плюс 35 градусов? Специалисты Министерства спорта и туризма и ОО «Региональное общество защиты потребителей» рассказали на вебинаре НЦЗПИ об основных аспектах оказания туристических услуг и на примерах пояснили, почему важно смотреть, что подписываете, сообщает БЕЛТА.
Что говорит законодательство
Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов рассказал, что отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на договорной основе. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, который предусматривает, что исполнителем является туроператор, исключительно юрлицо, имеющее право формировать туры и оказывать туристические услуги.
«Отношения между туроператором и туристом могут строиться опосредованно, поскольку туроператоры могут оказывать услуги как напрямую, так и через своих турагентов. Поэтому при заключении договора оказания туристических услуг следует обратить внимание на ряд определенных моментов, – отметил он. – Во-первых, для договора оказания туруслуг существует типовая форма, утвержденная правительством. Все договоры, которые предлагаются туроператором, должны отвечать этой типовой форме. Условия, предусмотренные в ней, исключениям не подлежат. Но договор, который строится на основании этой формы, можно дополнять, потому что бывают некоторые особенности туров».
Очень важным является вопрос оплаты туристических услуг. С одной стороны, порядок оплаты регулируется договором, но с другой стороны – есть императивная норма, согласно которой услуги оплачиваются либо туроператору, либо турагенту, и третьего варианта не дано. «Когда вам говорят, что вы сейчас нам оплачиваете, а потом часть денег вы вносите либо принимающей стороне, либо, допустим, оплата производится в автобусе, – такой вариант не допускается по законодательству. Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения денежных средств также определяется договором. Возможно ли внесение предоплаты, оплаты в несколько этапов – это все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор», – пояснил консультант.
Второй важный момент, связанный с оплатой, – она допускается в любой форме. «Если вам говорят, что оплата только через ЕРИП, то это ограничивает права потребителей, соответственно, такое условие не имеет юридической силы. Оплата туристических услуг возможна как безналичным способом, так и наличными денежными средствами в кассу с предоставлением платежного документа», – подчеркнул специалист.
Среди очень важных аспектов Александр Кречетов выделил то, что с 1 января 2023 года действует норма о том, что в договорах на оказание услуг в сфере международного выездного туризма применяются нормы о наличии у туроператора определенной гарантии (способа обеспечения) в договоре. «Таких способов у нас три – страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие туроператоров в формировании фонда ответственности. Если мы имеем дело с договором в сфере международного выездного туризма, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны способ обеспечения (гарантии), какая организация за это отвечает и ее ответственность, порядок обращения», – рассказал он.
Важно отметить, что способ обеспечения применяется в тех случаях, когда оператор не может исполнить свои обязательства. Законом о туризме предусмотрен исчерпывающий перечень таких случаев, начиная от форс-мажоров, которые подтверждаются официальным госорганом страны, где произошли данные обстоятельства, до объективных обстоятельств, связанных с работой оператора, – его ликвидация, признание банкротом, назначение конкурсного производства и тому подобное. Если возникает вопрос, связанный с некачественным оказанием услуг, то эти способы не применяются. Здесь уже действует порядок подачи претензий.
Порядок работы с претензиями, к слову, тоже является обязательным в договоре. «Законодатель устанавливает, что рассмотрение претензий осуществляется в течение семидневного срока, если заказчик является обычным юридическим лицом. Если это организация или индивидуальный предприниматель, то в течение 30 дней. Зачастую бывают случаи, когда в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или даже меньше. Такое условие является незаконным, поскольку подача претензий в соответствии с законодательством может осуществляться в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре. Поскольку речь идет об услугах, то зачастую применяются общие сроки подачи претензий», – обратил внимание консультант.
Одним из очень важных условий для оказания услуги является программа туристического путешествия, которая идет приложением к договору. «Когда вы приобретаете тур, обращайте внимание, чтобы все услуги, которые вам предоставляют, были прописаны в договоре. Все услуги, которые включены в программу туристического путешествия, являются туристическими услугами. Если вам говорят, что еще необходимо заплатить за некую услугу, то всегда задавайтесь вопросом, а что это такое? Зачастую пишется: комплекс услуг, который составляет энную сумму долларов или евро в эквиваленте, а определенная услуга – столько-то рублей. Но в этой программе ее нет. Вам могут быть оказаны только те услуги, которые вы сами заказали, и они обязательно должны быть отражены в программе путешествия. Если какой-то услуги там нет, а вам ее навязывают, вы вправе от нее отказаться», – предупредил он.
Также при оказании туруслуг существует такое понятие, как соблюдение правил личной безопасности. До человека должна доводиться информация о том, какие есть особенности пограничного, визового, таможенного и другого контроля. «Требуется ли виза? Требуется ли прохождение еще каких-то формальностей при пересечении государственной границы? Требуется ли уплата дополнительных сборов консульских, туристических? Об этом туроператор должен рассказать заранее. Конечно, необходимо сообщить туристу о месте нахождения представительства в случае, если, не дай бог, произойдет какое-то несчастье. Если турист путешествует в составе группы, то это бремя на себя берет руководитель туристической группы, поскольку он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, находясь в стране нахождения, либо в посольство», – заметил Александр Кречетов.
А что для вас «комфортабельный автобус»? Возможные проблемы рассмотрим на примерах
Юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Мария Толстик обратила внимание, что в своей практике сталкивается с тремя категориями споров: о нарушениях прав потребителей на качество оказываемых услуг, на информацию и об одностороннем отказе от исполнения обязательства по договору.
Начать стоит с того, что договор об оказании туруслуг состоит из основного его текста с описанием прав, обязанностей, предмета договора, стоимости туристических услуг, а также двух приложений к нему. Первое приложение – это программа туристического путешествия. «Зачастую мы сталкиваемся с такой проблемой, как невнесение в программу туристического путешествия каких-то условий, которые устно были согласованы при заключении договора. Чем больше в договоре условий, тем сложнее туроператору его исполнить и проще затем потребителю предъявить претензии в случае, если будут какие-то отступления. Это все характеристики качества оказываемых услуг», – пояснила она.
При рассмотрении споров о качестве услуг специалисты часто сталкиваются с отсутствием точечного правового регулирования. «Приведу пример с автобусными турами. Очень часто, если заключен договор на автобусный тур, то прописывается, что это «туристический автобус», «автобус туристического класса» или еще более расплывчатая формулировка «комфортабельный автобус». Законодательство не дает определения всем этим понятиям. Соответственно когда потребитель приходит в суд и говорит о том, что ему обещали комфортабельный автобус, суд задает абсолютно логичный вопрос: а что в вашем понимании комфортабельный автобус? Ответчик, конечно же, говорит о том, что это все субъективное понятие, что он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным», – рассказала Мария Толстик.
Поэтому есть такое понятие, как «предъявляемые требования», – это условия договора, которые не вносятся в него, однако они предполагаются из характера обязательств. «Были неоднократные споры, связанные с тем, что в автобусе что-то некорректно работает, например, сломан кондиционер, сломаны подставки для ног, отсутствуют полки для вещей, хотя предполагается их наличие, сломаны кресла. В этой ситуации мы исходим из того, что если автобус чем-то оснащен, значит, оно должно работать», – отметила юрисконсульт.
Она добавила, что зачастую также бывают отступления от условий договора, которые заблаговременно не согласовываются с потребителем, как, например, перенос времени вылета при услугах раннего бронирования. «Эти вопросы должны быть надлежащим образом согласованы путем подписания дополнительного соглашения к договору, но, как правило, такое соглашение не подписывается. Потребителя просто ставят в известность о том, что вылет перенесен на 15 часов например или что вылет состоится раньше – позже, без объяснения причины. Потребитель, который рассчитывает на конкретное время и количество дней отдыха, естественно, чувствует себя обманутым в этой ситуации. Подписание дополнительного соглашения об изменении программы туристического путешествия дает ему право обратиться в дальнейшем к исполнителю за возмещением соответствующего морального вреда», – пояснила она.
Наиболее актуальный вопрос – визовое сопровождение. Важно: когда потребитель обращается к туроператору, то в договоре обязательно прописывается услуга оказания визовой поддержки либо предоставляется информация о том, что туристическое путешествие может состояться только при наличии, например, шенгенской визы. «По этой теме у нас было уже два спора. Первый спор был связан с тем, что потребителю не была предоставлена полная достоверная информация о программе туристического путешествия и о том, что для осуществления путешествия ей потребуется шенгенская мультивиза. Соответственно уже ближе к концу туристического путешествия ее просто высадили на границе в иностранном государстве и сказали, что дальше она не поедет, потому что у нее нет права на пересечение границы зоны Шенгенского соглашения повторно», – привела пример Мария Толстик.
Также в объединении рассматривали спор о вьетнамской визе, когда потребителю сообщили, что виза ей вообще не нужна, но устно было сообщено о том, что если вдруг окажется так, что нужна, то ее прямо в аэропорту и поставят. «Закончилось все тем, что потребитель прилетела и благополучно улетела в этот же день назад, потому что дальше ее просто во Вьетнам не пропустили. Денежные средства за туристическую поездку были в полном объеме возмещены, в том числе и убытки, которые были понесены для того, чтобы вернуться обратно в Беларусь. И компенсация морального вреда также была выплачена», – резюмировала специалист.
В объединение поступает также много вопросов касательно одностороннего отказа. Потребители обращаются с вопросами о том, сколько денежных средств можно возместить, являются ли правомерными штрафы за отели, является ли правомерным условие перевозчика о том, что стоимость авиаперелета не возвращается и иные.
«У нас есть достаточно интересная судебная практика, когда при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик не смог предоставить документацию, которая подтверждает, что денежные средства были уплачены непосредственно за эти услуги, непосредственно за этот тур и непосредственно за этого туриста, потому что односторонний отказ производился не по всему договору, а в рамках одного конкретного лица. Также не были предоставлены достаточно достоверные доказательства о том, что были приняты все меры по минимизации фактически понесенных расходов, – отсутствовали обращения к отелю о том, что нужно заменить или отменить номер, информация о том, что авиабилеты невозвратные. Если туроператор не позаботился о том, чтобы минимизировать расходы потребителя, то почему потребитель должен все эти необоснованные убытки нести? Ведь это обязанность туроператора перед потребителем – принять все меры и вернуть ему денежные средства. Суд исходит из того, что потребитель в данной ситуации прав», – рассказала Мария Толстик.
Потребители при нарушении их прав на качество и информацию могут потребовать соразмерное уменьшение стоимости. «На практике мы именно его и запрашиваем. Сумма выбирается произвольно либо, если, например, некачественно оказана услуга по проживанию в отеле, можно запросить стоимость проживания в отеле. Если пропущены какие-то дни отдыха, можно часть денежных средств тоже вернуть, скалькулировать по стоимости одной ночи. Расторжение договора запрашивается крайне редко, потому что все-таки мы исходим из того, что все участники правоотношений должны быть добросовестными и не злоупотреблять своими правами. В исключительных случаях, конечно, да, расторжение договора возможно», – пояснила юрисконсульт.
Кроме того, за нарушение права потребителя можно потребовать компенсацию понесенного морального вреда, неустойку и убытки.
По информации БЕЛТА
Туризм в Беларуси – одно из приоритетных направлений для инвестирования. Такие проекты получат поддержку наравне с производственными. Об этом заявил журналистам директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский на пресс-конференции, приуроченной к проведению III Белорусско-российского туристического конгресса, передает корреспондент БЕЛТА.
Дмитрий Красовский рассказал, что Национальное агентство инвестиций и приватизации можно назвать «одним окном для инвестора». Здесь в том числе работают с потенциальными финансовыми партнерами на стадии бизнес-идеи. «Сегодня на сопровождении находятся 74 инвестора из 21 страны с потенциалом инвестирования в полмиллиарда долларов и созданием 2 тыс. рабочих мест. Туризм для нас является одним из приоритетных направлений деятельности», – подчеркнул он.
Вместе с тем пока количество проектов, которые касаются индустрии гостеприимства, незначительное. В их числе руководитель НАИП назвал строительство многофункционального отеля и установку смотровых биноклей в Минске, создание спа-комплекса и площадки для размещения палаточного городка.
Дмитрий Красовский подчеркнул, что в республике готовы поддержать региональные инициативы в рамках программы Банка развития. «Туризм, по сути, по важности приравнен к промышленному производству в регионах, – отметил он. – Уже несколько проектов отобраны. Это небольшие гостиницы, комплексы, парк-отели».
По информации БЕЛТА
Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь». А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг «Отдых», где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов.
– Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь – востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?
– Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.
Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае – на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма.
На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция «Вандруй. Адчуй. Натхняйся». Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы «#ПознайБеларусь» (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь», международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.
Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление – организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп.
– Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе?
– Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР.
Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань – Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.
– В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее.
– Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача – по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения – ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям – туристам и профессионалам туриндустрии – было удобнее ориентироваться.
– Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика?
– Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени.
– В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?
– География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ.
Еще один важный аспект – создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год – издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.
– Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как «Паспорт туриста». Получит он дальнейшее развитие?
– Это действительно интересная инициатива. «Паспорт туриста» – по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка – карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны.
– С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс «Познай Беларусь – 2025», организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?
– Самая народная номинация – «Я познаю Беларусь». Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации «Фотография года», «Материал года». Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by.
Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.
Впервые введена номинация (14-я по счету) «Объект делового туризма года». Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны.
– Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг «Отдых-2025». Как к ней готовится Национальное агентство по туризму?
– Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.
Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва – Минск – Витебск – Псков – Санкт-Петербург.
– Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?
– Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке «Отдых» организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.
– В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?
– Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации.
Надежда Матвеева, БЕЛТА
В Беларуси будут совершенствовать систему квалификаций в туристической отрасли. Этот вопрос обсуждался в Белорусском государственном университете физической культуры (БГУФК) на заседании Секторального совета квалификаций в сфере туризма при Министерстве спорта и туризма, сообщили БЕЛТА в Национальном агентстве по туризму.
Особое внимание уделено разработке секторальной рамки квалификаций (СРК), которая является ключевым элементом национальной системы квалификаций (НРК). Подчеркнута важность их соответствия международным тенденциям и потребностям рынка труда. «Принято решение использовать уровни квалификации НРК при разработке профессиональных стандартов в сфере туризма. Это позволит обеспечить унификацию требований и упростить взаимодействие между системой образования и рынком труда», – рассказали в Национальном агентстве.
Профессиональный стандарт – это характеристика трудовых функций и требований к квалификации, которая важна для нанимателей, работников и системы образования. В настоящий момент он утвержден для должности «Специалист по туризму». Есть необходимость разработки новых профстандартов, охватывающих более широкий круг профессий.
«По итогам обсуждения принято решение разработать профессиональный стандарт на вид трудовой деятельности, который объединит должности «агент по туризму», «специалист по туризму», «менеджер по туризму», а также профессиональный стандарт на должность «инструктор-методист по туризму». Эти стандарты позволят установить четкие требования к компетенциям работников, что в свою очередь будет способствовать повышению качества подготовки кадров и улучшению туристического сервиса в стране», – рассказали в Национальном агентстве.
Заседание прошло в формате дискуссии. Были высказаны различные точки зрения и предложения. Работа продолжится и будет учитывать как национальные особенности, так и международный опыт.
Как отметил заместитель Министра спорта и туризма Олег Андрейчик, туризм – динамично развивающаяся отрасль, требующая постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов. «От качества подготовки кадров напрямую зависит конкурентоспособность нашей туристической индустрии. Именно поэтому работа Секторального совета квалификаций имеет огромное значение для обеспечения высокого уровня сервиса, инноваций и устойчивого развития туризма в нашей стране», – сказал Олег Андрейчик.
Заместитель Министра подчеркнул значимость утверждения в 2024 году первого профессионального стандарта «Специалист по туризму». Он был разработан БГУФК (Институтом менеджмента спорта и туризма) совместно с Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты при координации Секторального совета квалификаций и является важным шагом в развитии профессиональных компетенций в отрасли.
По информации БЕЛТА
В Беларуси в 2024 году аттестовано 195 экскурсоводов и 11 гидов-переводчиков, рассказали в Национальном агентстве по туризму, сообщает БЕЛТА.
«Можете сами судить о том, насколько активно в сферу приходят новые люди, – обратил внимание директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. – Несколько раз в месяц проводятся заседания аттестационной комиссии, которая проверяет теоретическую и практическую подготовку кандидатов. Они подтверждают свои знания, расширяют географию маршрутов и тем. Так, в 2024 году мы аттестовали 195 новых экскурсоводов и 11 гидов-переводчиков. Подтвердили владение новыми темами 153 специалиста».
Национальное агентство по туризму уполномочено на организацию и проведение профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию. Сведения включаются в Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь. Он регулярно обновляется.
Также предусмотрена аттестации аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий), используемых при экскурсионном обслуживании.
Всего в стране официально аттестовано 1226 экскурсоводов и 154 гида-переводчика. Больше всего – в Минске (340 и 101 соответственно). В Витебской области – 217 экскурсоводов, в Брестской – 165, Гродненской – 161, Минской – 136, Могилевской – 117, Гомельской – 90 экскурсоводов. Утвержден график аттестаций на 2025 год.
Стать экскурсоводом могут претенденты с высшим образованием, а также студенты начиная с 4-го курса.
«Действующим законодательством не определено, что экскурсоводы должны иметь специальную подготовку, но мы рекомендуем проходить курсы, – отметили в Национальном агентстве по туризму. – Аттестация состоит из двух частей: компьютерного тестирования и устного собеседования. Первая включает вопросы по истории Беларуси, географии, всемирной истории, законодательству, культуре речи, методике ведения экскурсии. Пробное тестирование доступно на сайте Национального агентства по туризму. Нужно ответить положительно на 60 % из них, чтобы получить допуск к собеседованию. Во время него соискателю необходимо показать владение материалом и умение работать с группой. Аттестационная комиссия, состоящая из профессионалов в сфере турбизнеса, методистов, историков, оценивает знание темы, уровень подготовки и подачи материала. При успешной сдаче претендент получает свидетельство, перечень защищенных тем, бейдж и может работать. Но только по тем маршрутам, которые защитил».
Перечень необходимых документов для прохождения аттестации, а также методические рекомендации по подготовке технологической карты и контрольного текста экскурсии размещены на официальном сайте www.belarustourism.by в разделе профессионалам.
По информации БЕЛТА