Третий сезон интеллектуально-правовой игры «Сила закона: мы и право» стартовал в Беларуси
Третий сезон интеллектуально-правовой игры «Сила закона: мы и право» стартовал в Беларуси, сообщил корреспонденту БЕЛТА второй секретарь ЦК БРСМ Александр Иваненко.
«Участие в игре принимают команды из 5 человек из числа учащихся 2–4-го курсов профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, не являющихся учащимися юридических специальностей, и студентов 2–4-го курсов учреждений высшего образования, не являющихся студентами юридических факультетов, – рассказал Александр Иваненко. – Им предстоит выполнить 35 заданий по темам: государственное устройство и власть, суверенитет, правовые основы государства (нормативные правовые акты), история права, основные документы о правах ребенка и гражданина, права и обязанности, ответственность за правонарушения, общественные молодежные объединения, молодежная политика, трудоустройство, гражданское законодательство, семейные отношения, образование, международные организации по защите детства и другим».
По его словам, первая игра третьего сезона проходит сегодня в Гомеле. «Далее 17 мая эстафету примут Гродно и Минск. 18 мая игры пройдут сразу в трех областных центрах: Бресте, Витебске и Могилеве. Завершит серию отборочных туров 20 мая Минская область», – отметил второй секретарь ЦК БРСМ.
По итогам региональных отборов будут определены 13 молодежных команд для участия в республиканском финале, проведение которого запланировано на 28 мая на базе Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета.
Интеллектуально-правовая игра «Сила закона: мы и право» реализуется Белорусским республиканским союзом молодежи, Белорусской республиканской коллегией адвокатов, Институтом повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Беларуси, Министерством образования, Национальным центром правовой информации с целью повышения интереса к законодательству, пропаганды правовой культуры, углубления теоретических знаний и практических умений, касающихся прав и обязанностей граждан.
По информации БЕЛТА
Объявлен конкурс на соискание премий Национальной академии наук Беларуси в 2025 году, сообщили БЕЛТА в пресс-службе НАН.
Академией наук Беларуси учреждены восемь премий за лучшую научную работу в следующих областях: в области физико-математических наук, в области информационных технологий, в области физико-технических и технических наук, в области химических наук и наук о Земле, в области биологических наук, в области медицинских наук, в области гуманитарных и социальных наук и в области аграрных наук.
Соискателями премий НАН Беларуси могут быть граждане Республики Беларусь – отдельные ученые или коллективы ученых (не более трех человек), опубликовавшие результаты исследований в монографиях, циклах статей в ведущих научных журналах, выполнивших разработки, реализация которых отражает решение значительной научной и/или практической проблемы.
Выдвигаемая на соискание премии НАН Беларуси работа должна быть выполнена и ее результаты опубликованы за последние пять лет. В особых случаях допускается включение в цикл более ранних, наиболее важных, тематически связанных с работой публикаций и других результатов исследований. Авторефераты и рукописи диссертационных работ в состав материалов на конкурс не включаются.
Право выдвижения работ на соискание премий НАН Беларуси имеют академики и члены-корреспонденты НАН Беларуси (по своей специальности), ученые и научно-технические советы организаций Академии наук. Работа может быть выдвинута учеными или научно-техническими советами других организаций Республики Беларусь, в том числе учреждений высшего образования или их факультетов, совместно с ученым или научно-техническим советом организации НАН Беларуси.
Материалы с пометкой «На соискание премии НАН Беларуси 2025 года» в одном экземпляре представляются до 1 октября 2025 года в управление премий, стипендий и наград главного управления кадров и кадровой политики аппарата НАН Беларуси по адресу: 220072, г. Минск, пр-т Независимости, 66, каб. 317, 406.
По информации БЕЛТА
Первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Иван Вежновец перед началом семинара по вопросам разъяснения норм постановления Совета Министров от 2 апреля 2025 года №713 (6) прокомментировал журналистам изменения, которые предусматривает этот документ, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные изменения, по словам Ивана Вежновца, направлены в первую очередь на поддержку отечественных производителей. «Первое и самое главное изменение – отечественным производителям предоставлена возможность не согласовывать повышение цены в случае, если они применяют норму рентабельности при калькулировании соответствующей цены. Эта норма определяется производителями самостоятельно, исходя из фактических данных, которые у них есть за период с 2021 по 2024 год. Норма рентабельности определяется как максимальное значение рентабельности реализованной продукции за один из годов в этот период», – пояснил первый замминистра.
Также документом предусмотрено, что в случае, если у производителей в этот период была отрицательная рентабельность, то цены можно повысить до безубыточного уровня. «Таким образом, для производителей установлена возможность формировать самостоятельно цены и не обращаться в государственные органы за повышением цены», – подчеркнул он.
Кроме того, предусмотрены изменения по импортным товарам – установлена единая набавка. «Она будет применяться вне зависимости от количества звеньев. По сути, от границы до полки применяется одна набавка для всех субъектов, которые участвуют в цепочке поставки товара», – сказал Иван Вежновец.
Постановлением Правительства также утверждено сокращение перечня нерегулируемых товаров. «Сокращений глобальных не произошло, перечень подкорректирован. В первую очередь исключены товары, которые не являются товарами повседневного спроса, либо находятся в более высокой ценовой категории. Основные товары, которые входят в потребительскую корзину и востребованы у населения, остались под регулированием», – заявил представитель МАРТ.
«Несмотря на то, что прямое регулирование на товары, которые исключены из перечня, ушло, мы продолжим мониторинг ситуации, контроль динамики цен на рынке и при необходимости будем принимать меры с точки зрения защиты интересов граждан», – подытожил первый замминистра.
По информации БЕЛТА
Авторы-победители – Шнип Максим и Почебут Кристина.
Логотип(символ) может быть использован при проведении социальных информационных и иных кампаний, приуроченных к празднованию 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, путем размещения:
- в средствах массовой информации;
- на объектах наружной рекламы;
- в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах государственных органов и организаций, иных Интернет-ресурсах;
- иными способами, не запрещенными законодательством и предусмотренными Договором неисключительной открытой лицензии.
По сообщению официального сайта Министерства культуры Республики Беларусь
В Беларуси каждый может реализовать свои возможности и потребности, заявила журналистам Председатель Совета Республики Наталья Кочанова. Сегодня спикер вручила дипломы выпускникам Минского государственного колледжа цифровых технологий из числа лиц с особыми образовательными потребностями, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Действительно, в нашей стране делается все для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои возможности и потребности, в том числе дети, которые имеют какие-то особенности в своем развитии. Для нас нет чужих детей, все дети наши. Об этом всегда говорит Президент. Это основная задача нашей социальной политики. И могу вас заверить, что в нашей стране делается все для того, чтобы молодые люди могли получить специальность и в дальнейшем работать», – сказала Наталья Кочанова.
Спикер отметила, что в Беларуси ребята с особыми образовательными потребностями интегрированы в общество. Они не только получают общее среднее, но и специальное образование. «На примере Минского государственного колледжа цифровых технологий мы увидели, что это действительно работает. Получая специальность, наши ребята трудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях нашей страны, – рассказала Председатель Совета Республики. – Для нас дорог каждый человек».
Наталья Кочанова поблагодарила предприятия, которые принимают на работу таких молодых специалистов. «Одно из таких предприятий – «Интеграл». Я знаю, как тесно оно сотрудничает с такими учреждениями в Минске, когда ребята, получив специальность, работают. Их хвалят и говорят, что это великолепные люди, с которых можно брать пример всем остальным. Такие ребята трудятся на «Атланте» и ряде других предприятий».
«Сегодня установлено тесное сотрудничество между предприятиями и такими учреждениями. Они помогают, поддерживают ребят, когда они проходят на практику и на всем протяжении обучения. Они, конечно, заинтересованы в том, чтобы взять к себе квалифицированных специалистов. И замечательно, что наши учебные заведения дают хорошие профессии», – дополнила спикер.
По информации БЕЛТА
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.