Совет ЕЭК внес изменения в техрегламент «О безопасности игрушек»
Совет Евразийской экономической комиссии на заседании 14 мая внес изменения в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности игрушек».
Необходимость поправок установлена в ходе практики его применения. Техрегламент дополнен новыми терминами (например, «ароматизированная игрушка», «мягконабивная игрушка», «погремушка», «набор для развития вкусовых навыков (вкусовой набор)» и прочие) и требованиями к новым видам игрушек (например, настольные игры для развития обоняния, вкусовые наборы и прочие).
«Отрасль производства игрушек не стоит на месте. На рынке ассортимент игрушек постоянно расширяется, появляются новые виды игрушек. Изменения устанавливают требования для такой продукции, что повысит уровень безопасности игрушек в целом. Также конкретизация отдельных положений, необходимость которой выявлена в ходе применения действующей редакции техрегламента, позволит предпринимателям повысить эффективность производства при соблюдении требований безопасности к игрушкам», – отметил министр по техническому регулированию ЕЭК Валентин Татарицкий.
Вступление в силу изменений в техрегламент предусмотрено через полгода с даты официального опубликования решения Совета о внесении изменений.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации БЕЛТА
Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 21 февраля 2025 г. принято решение № 17 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 2» (решение № 17), в соответствии с которым срок реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза продлен до 30 июня 2025 г.
Также решением № 17 ЕЭК совместно с уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза поручается подготовить и представить на рассмотрение:
Евразийского межправительственного совета (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения о начале функционирования механизма прослеживаемости на постоянной основе;
Совета ЕЭК (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения об утверждении перечня товаров, по которым будет осуществляться прослеживаемость.
Решение № 17 вступило в силу 29.03.2025.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Об изменениях в правилах по обеспечению промышленной безопасности аттракционов журналистам рассказал начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Петр Климко, передает корреспондент БЕЛТА.
«Подготовка аттракционов к сезону эксплуатации в этом году будет осуществляться немного в новом порядке, который обусловлен тем, что внесены изменения в правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов. Изменения коснулись в первую очередь проведения технического освидетельствования аттракционов и технического диагностирования аттракционов, которые отработали назначенный срок службы. На сегодняшний момент в стране зарегистрировано около 180 аттракционов, которые подпадают под действие закона о промышленной безопасности, это аттракционы с потенциальным биомеханическим риском RB-1 (самый высокий риск) и RB-2 (средний риск). Отработали назначенный срок службы у нас около 70 % аттракционов. В среднем этот срок составляет примерно 10 лет», – рассказал Петр Климко.
В правила внесены изменения, ограничивающие срок эксплуатации аттракционов – не более трех назначенных изготовителем сроков службы. «Каждый аттракцион перед допуском к эксплуатации, если он отработал назначенный срок службы, проходит обязательное диагностирование и техническое освидетельствование, испытание экспертом в области промышленной безопасности. Те аттракционы, которые отработали назначенный срок службы, будут испытываться и проходить техническое освидетельствование только экспертами Госпромнадзора, чтобы исключить момент, когда одна и та же организация будет проводить и диагностику, и освидетельствование», – проинформировал начальник управления.
По информации БЕЛТА
Парламентарии подтверждают открытость Беларуси в сфере международной информационной безопасности. Об этом заявил председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Сергей Рачков на совещании Консультативной группы высокого уровня по противодействию терроризму и насильственному экстремизму 150-й ассамблеи Межпарламентского союза (МПС), сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Палаты представителей.
В ходе мероприятия состоялись экспертные слушания «Искусственный интеллект (ИИ), терроризм и организованная преступность: обмен мнениями для законодателей о возникающих угрозах и глобальной безопасности». Сергей Рачков проинформировал коллег о том, что Беларусь уделяет приоритетное внимание вопросам безопасности в киберпространстве, в том числе в контексте противодействия террористическим угрозам.
Председатель Постоянной комиссии напомнил, что еще в 2019 году глава белорусского государства предложил сформировать «пояс цифрового добрососедства». Речь идет о заключении двусторонних и многосторонних соглашений об обеспечении международной информационной безопасности. Ключевыми элементами таких договоренностей могли бы стать идеи цифрового суверенитета и нейтралитета, а также невмешательства стран в информационные ресурсы друг друга.
Сергей Рачков отметил, что эти идеи отражены в Концепции информационной безопасности Беларуси, принятой в июне 2019 года. По его словам, цифровой суверенитет призван гарантировать способность государства контролировать свое информационное поле, предупреждать и блокировать кибератаки, обеспечивать надежную защиту критической инфраструктуры.
Цифровой нейтралитет предполагает, что страны не будут предпринимать в киберпространстве действия, наносящие ущерб безопасности иных государств. В конечном итоге такие соглашения могут заложить основу для выработки международных правил ответственного поведения в виртуальном пространстве, выразил уверенность председатель Постоянной комиссии.
Запуск путем заключения таких соглашений так называемой волны цифровой безопасности укрепил бы связи между странами, повысил эффективность совместного противодействия террористическим угрозам в киберпространстве. Примером такого взаимодействия и основой для развития сотрудничества на этом направлении для других государств и региональных объединений является Концепция информационной безопасности Союзного государства России и Беларуси, принятая в феврале 2023 года.
Установки концепции последовательно реализуются белорусской и российской сторонами во взаимодействии с государствами-единомышленниками на площадке ООН. Цифровое развитие Беларуси также осуществляется с учетом необходимости сочетания передовых технологий с комплексными мерами по защите информации.
Парламентарии Беларуси работают над законодательным регулированием развития информационных систем и цифровых технологий, обеспечением цифровой трансформации экономики и созданием безопасной информационной среды. В стране создана развитая сеть передачи данных, соответствующая мировым стандартам, функционируют центры хранения и обработки данных, разработаны механизмы идентификации, инструменты для совершения электронных платежей, современные электронные сервисы.
В конце 2024 года состоялись парламентские слушания по вопросам развития цифрового права. В марте 2025 года парламентарии одобрили модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый в рамках МПА СНГ. Планируется имплементировать положения модельного закона в разрабатываемый в Республике Беларусь законопроект об искусственном интеллекте. Созданная на базе Национальной академии наук Беларуси рабочая группа приступила к разработке концепции соответствующего законопроекта.
«Мы подтверждаем открытость Беларуси для дальнейшего наращивания сотрудничества с другими государствами, их парламентами, правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, участвующими в борьбе с терроризмом, в том числе в сфере международной информационной безопасности», – подчеркнул Сергей Рачков.
По информации БЕЛТА
Рабочее онлайн-совещание представителей Госстандарта и Российской Федерации по этой теме состоялось 1 апреля.
Белорусскую сторону представляли Председатель Госстандарта Елена Моргунова, начальники профильных управлений комитета, а также представители БелГИМ и БелГИСС, российскую – депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая, заместитель руководителя автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (далее – Роскачество) Елена Саратцева и специалисты этой организации.
Напомним, меморандум в области защиты детства и традиционных семейных ценностей был подписан Госстандартом Беларуси, Ассоциацией потребителей и производителей детских товаров «Выбор родителей» и Роскачеством в сентябре прошлого года. Документ включает ряд совместных мер, направленных на защиту детей от небезопасной и некачественной продукции в Беларуси, России и в целом в рамках Союзного государства.
«Вопросы, включенные в повестку, очень важны, так как являются составной частью обеспечения здоровья не только детей, но и нации в целом. Надеюсь, что наше взаимодействие в этом году будет осуществляться так же активно и продуктивно, как и в прошлом», – приветствовала участников совещания Елена Моргунова.
Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева рассказала о ходе разработки проекта стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Критерии классификации игр (включая компьютерные) и игрушек, изображающих кино- и анимационных персонажей». Данный документ станет важным шагом к обеспечению духовно-нравственной безопасности детей. Основу требований составляет положение российского законодательства, по которому игрушка, сделанная по сюжету фильма или книги, будет иметь ту же возрастную принадлежность, что и эти фильм или книга.
Проект стандарта представлен и белорусской стороне. «В настоящее время он направлен для рассмотрения специалистам в Министерство образования и свою позицию с учетом мнения заинтересованных организаций мы планируем сформировать и представить в Роскачество к 1 мая», – проинформировала Елена Моргунова.
В целом же Госстандарт заинтересован в совместной разработке данного стандарта в рамках пилотного проекта создания стандартов Союзного государства, что позволит странам применять единые подходы к классификации игрушек по допустимому возрасту ребенка для обеспечения его нравственной безопасности, а также к проведению их психолого-педагогической экспертизы.
По словам депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяны Буцкой, разрабатываемый ГОСТ Р станет рабочим инструментом для проведения психолого-педагогической экспертизы, возложенной на Министерство просвещения. «Мы идем маленькими шагами, шагами компромиссов, но этот подход не имеет минусов», – высказала она свое суждение.
Депутат также обозначила такое актуальное для регионов Российской Федерации направление, как создание молочных кухонь, и роль стандартов в его современной нормативно-технической поддержке. «На первый взгляд может показаться, что это явление из советских времен, но тем не менее молочная кухня сегодня – это место, где выдается специальное и правильное питание для конкретного человека: дети до трех лет, беременные и кормящие женщины. Вдобавок появляются новые виды такой продукции, например, молочные кисели, детские сосиски и другие. И это уже иные рецептуры, поэтому нам важно идти навстречу времени и делать правильное питание для детей, объединяя наши усилия. Продукция, выпускаемая в Беларуси, всегда была и остается на очень хорошем счету», – подчеркнула Татьяна Буцкая.
В свою очередь, Председатель Госстандарта Елена Моргунова отметила, что Беларусь имеет опыт как по внедрению новых принципов школьного питания, на которые поэтапно перешли все школы, так и по разработке стандартов на продукцию для детского питания.
Участники совещания также уделили внимание обмену информацией о выявляемой продукции для детей, не соответствующей обязательным требованиям безопасности и ввозимой на территорию Союзного государства из третьих стран.
Елена Саратцева представила пример предоставления такой информации.
В развитие этого вопроса начальник управления государственного контроля (надзора) Госстандарта Ольга Мажейка рассказала о надзорной деятельности в отношении продукции для детей в Республике Беларусь. В открытом доступе функционирует ресурс «Опасная продукция», который содержит сведения о товарах, в том числе для детей, запрещенных к ввозу и обращению на территории Беларуси. Вместе с тем подходы к системе информирования о несоответствующей продукции прорабатываются и в рамках ЕАЭС. На финальной стадии находится порядок взаимодействия между контрольными (надзорными) органами и органами аккредитации государств-членов. «Нам важно это учитывать и ориентироваться на вырабатываемые решения», – отметила спикер.
По результатам обсуждения стороны договорились скорректировать схемы взаимодействия, чтобы в конечном итоге выйти на конкретный алгоритм информационного обмена, который будет способствовать защите потребителей от небезопасной продукции.
Дополнительно следует отметить, что Госстандарт предложил представительству компании Wildberries в Беларуси, в том числе в рамках соглашения об информационном взаимодействии с БелГИСС, осуществлять мониторинговый контроль при размещении игрушек на маркетплейсе. Для оказания информационно-методической помощи комитетом была подготовлена и предоставлена наглядная презентация о действующих требованиях на данную продукцию, включая информацию о проводимой научно-исследовательской работе по установлению требований к игрушкам и продукции для детей и подростков, информационной продукции для них, исключающих их негативное влияние на психическое здоровье детей.
В ходе совещания специалисты Госстандарта и Роскачества также озвучили целесообразность дальнейшего рассмотрения результатов и направлений совместной работы на различных площадках в рамках Союзного государства и ЕАЭС для объединения усилий и опыта в решении актуальных задач в области защиты детей.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)