В Минтруда рассказали, на какие пенсионные гарантии могут рассчитывать многодетные родители
На какие пенсионные гарантии могут рассчитывать многодетные родители, рассказал журналистам заместитель Министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, передает корреспондент БЕЛТА.
Он напомнил, что время ухода за ребенком до 3 лет засчитывается в трудовой страж при назначении пенсии. Кроме того, матерям, родившим четверых детей, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту снижен до 10 лет. «Матерям которые родили 5 и более детей, предоставлено право досрочного выхода на пенсию (на 5 лет раньше)», – отметил он.
«А матерям, которые родили и воспитали 9 и более детей, а также удостоены наградой СССР либо Республики Беларусь за материнство, предоставляется право на пенсию за особые заслуги. На 1 мая 2024 года такую пенсию получают 447 многодетных матерей», – отметил он.
Также матерям, которые воспитывали ребенка-инвалида не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, предоставлено право выхода на пенсию на пять лет раньше. Однако условием будет являться наличие пятилетнего страхового стажа и 20 лет общего.
По информации БЕЛТА
Кому из получателей соцвыплат не нужно открывать базовый счет, рассказала начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова, передает корреспондент БЕЛТА.
«Это получатели пенсий и пособий на детей, которые перечисляются на почту. Им не нужно открывать базовый счет», – рассказала Елена Гоморова.
Она напомнила, что правом получать пенсии и пособия на почте обладают инвалиды, пенсионеры, проживающие в сельской местности, а также граждане в возрасте старше 70 лет, получатели с ограниченной способностью к самостоятельному передвижению (соответствующий функциональный класс 3 и выше) или осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и получающие пособие по уходу за этим ребенком-инвалидом.
Кроме того, если человек, имеющий возможность получать выплаты на почту, решит все же получать их в банке, он всегда может обратиться и открыть базовый счет, куда будет перечисляться пенсия.
Исключение составляют и пособия на детей, выплачиваемые по месту работы или учебы. «В такой ситуации нет обязательности открытия базового счета. Пособие на детей на базовый счет будет зачисляться с 1 июля только в отношении тех лиц, которые получают пособия в органах по труду, занятости и социальной защите. Например, если мама работает, то она получает свое пособие по уходу на зарплатную карточку, то есть необходимости открытия базового счета у нее нет. То же самое касается ситуации, когда мама не работает, а работает папа – он получает пособие по уходу на зарплатную карточку», – отметила Елена Гоморова.
Базовые счета не открываются лицам, имеющим разрешение на временное проживание, то есть не имеющим вида на жительство. «По действующему законодательству о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, отдельные пособия выплачиваются иностранным гражданам или лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание. Поскольку законодательство не предусматривает возможности для данных граждан открытия базового счета, мы будем перечислять таким гражданам выплаты на простой текущий расчетный счет», – рассказала начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты.
Если вы сомневаетесь в том, какой счет у вас открыт, вы всегда можете обратиться в банк и уточнить это, добавила Елена Гоморова.
По информации БЕЛТА
Получатели социальных выплат, выплачиваемых органами по труду, занятости и социальной защите, должны обратиться в банк до 20 июня для открытия базового счета или переоформления имеющегося счета в базовый. О том, что произойдет с выплатами, если гражданин не откроет счет, на пресс-конференции рассказала начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова, передает корреспондент БЕЛТА.
Гражданам рекомендуется обратиться в банк и открыть соответствующий счет до 20 июня, чтобы в июле своевременно получить социальную или пенсионную выплату, подчеркнула специалист.
«Если счет все-таки будет открыт позднее, то деньги не сгорят, а будут выплачены уже после открытия счета», – отметила она, подчеркнув, что никто не имеет права принудительно открыть счет на гражданина.
Начальник управления электронных платежных инструментов Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Республики Беларусь Ольга Антонович дополнила: если ситуация по открытию счета требует помощи родственников, может использоваться генеральная доверенность. «Если в генеральной доверенности прописан этот функционал, то можно обратиться с ней в банк. Это нужно сделать в любом случае, чтобы узнать условия для открытия базового счета», – подчеркнула она.
По информации БЕЛТА
Получатели социальных выплат должны обратиться в банк до 20 июня для открытия базового счета или переоформления имеющегося счета в базовый. Об этом на пресс-конференции рассказала начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
С 1 июля, согласно Указу Президента, социальные выплаты смогут выплачиваться только на базовые счета. «В обязательном порядке перечисляться на базовые счета будут пенсии и пособия на детей, которые выплачиваются органами по труду, занятости и социальной защите. Это пособие по безработице и другие выплаты от центра занятости, государственная адресная социальная помощь, пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, выплаты ухаживающим лицам в замещающей семье, выплаты на близнецов и материальная помощь к школе», – рассказала она.
В целом переоформление счетов в базовые счета и открытие базовых счетов началось в стране еще в 2022 году. «Поэтому большинство получателей социальных выплат уже переоформили свои текущие расчетные счета в базовые или открыли новые базовые счета и получают социальные выплаты на эти счета», – сказала Елена Гоморова.
Однако есть и отдельная категория граждан, которые еще не успели это сделать, поэтому министерство просит всех получателей социальных выплат в органах по труду, занятости и социальной защите обратиться в банк до 20 июня, чтобы открыть базовый счет. «В эти числа июня формируются платежные ведомости на выплату социальных выплат на июль. Поэтому чтобы своевременно получил свою социальную выплату в июле, необходимо обратиться в банк до 20 июня», – добавила она.
Кстати, дополнительно ходить никуда не нужно. «Человек в банке напишет заявление о перечислении пенсии на базовый счет, и это заявление будет передано банком в органы по труду, занятости и социальной защите. То есть достаточно один раз обратиться в банк, и там будут сделаны все соответствующие действия, необходимые для получения социальных выплат», – отметила Елена Гоморова.
В настоящее время органами по труду, занятости и социальной защите совместно с банками проводится информационная работа. Так, со стороны органов по труду, занятости и соцзащите направлены письменные уведомления всем гражданам, которые должны будут с 1 июля получать социальные выплаты на базовые счета. А чтобы они обратились своевременно в банк, со стороны банка идут соответствующие СМС-уведомления. «Мы должны сделать все для того, чтобы с 1 июля своевременно каждый получил эту выплату», – сказала начальник главного управления.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА
Как выглядит белорусская семья и какие условия для нее созданы, в преддверии Дня семьи в фактах рассказала пресс-служба Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что более 95 % молодых людей страны (18–28 лет) считают семью главной ценностью в жизни. Также 41,3 % молодых белорусов считают оптимальным иметь двоих детей, 29,6 % – одного ребенка, 8,1 % – троих, 0,3 % – четверых и более, а 8,7 % не готовы к рождению детей. В 2024 году в стране было заключено 46,2 тыс. браков, но 34,9 тыс. пар развелись.
Каждый пятый ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье. В стране активно поддерживают многодетные семьи, одной из мер поддержки является программа «Семейный капитал». Размер семейного капитала для многодетных семей в 2025 году составит Br33 275 (с 2015 года им воспользовались 145 тыс. семей). Также 80,5 тыс. многодетных семей улучшили жилищные условия за последние 10 лет.
На всех детей до 3 лет семьи получают ежемесячные пособия (от Br861 на первого ребенка до Br1216 на второго). В свою очередь, родители платят за детский сад всего 13–23 % от реальной стоимости (для многодетных – скидка 50 %). Кроме того, Беларусь входит в топ-10 стран c низкой младенческой смертности.
Уже 5 % компаний (из 400 опрошенных) предоставляют «отцовский» отпуск, но спрос выше там, где есть оплата (охват в госорганизациях – 16,5 %). В планах – софинансирование (50 % – наниматель, 50 % – ФСЗН). Также 120 компаний участвуют в программе «Компании, дружественные родителям», создавая гибкие условия для работников с детьми.
По информации БЕЛТА