07.05.2024
О правовом регулировании хозяйственной деятельности на водных объектах, предоставленных в аренду
В связи с поступающими в Государственную инспекцию вопросами об особенностях осуществления хозяйственной деятельности на водных объектах, предоставленных в аренду, обращаем внимание на отдельные нормы законодательства, которые помогут разобраться в сложных моментах.
В настоящее время в аренду водные объекты могут передаваться для ведения рыболовного хозяйства и для рыбоводства.
Правовые основы ведения рыболовного хозяйства юридическими лицами на территории Республики Беларусь установлены Правилами ведения рыболовного хозяйства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.2021 № 284.
Ведение рыболовного хозяйства осуществляется арендаторами путем промыслового рыболовства, организации платного любительского рыболовства. В аренду рыболовные угодья (за исключением участков водотоков) предоставляются юридическим лицам по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании решений облисполкомов, согласованных с помощником Президента Республики Беларусь - инспектором по области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и государственными природоохранными учреждениями (если территория водного объекта находится в границах особо охраняемой природной территории или их охранных зон).
Для ведения рыболовного хозяйства в аренду могут предоставляться только водоемы, которые включены в республиканский перечень рыболовных угодий, пригодных для ведения рыболовного хозяйства, утвержденный постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 21.04.2022 № 42.
При этом, следует понимать, что в соответствии с законодательством, искусственные водоемы, которые используются для рыбоводства к рыболовным угодьям не относятся и установленные нормы Правил ведения рыболовного хозяйства на таких водоемах не применяются.
Контроль за ведением рыболовного хозяйства осуществляется Государственной инспекцией в соответствии с ее компетенцией.
На 1 мая 2024 года 55 юридическим лицам предоставлено в аренду для ведения рыболовного хозяйства 57 водоемов и 18 участков водотоков (по ранее заключенным договорам), в том числе в Брестской области 12 арендаторов рыболовных угодий, в Витебской области – 28, в Гомельской области – 12, в Минской области – 3. В Гродненской и Могилевской областях арендаторы рыболовных угодий отсутствуют.
При этом, в рыболовных угодьях, предоставленных в аренду для организации платного любительского рыболовства, ловить рыбу можно только за плату. Для этих целей арендатор организует реализацию соответствующих путевок по установленной форме.
В свою очередь, порядок предоставления юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, поверхностных водных объектов в аренду для рыбоводства определен Положением о порядке предоставления поверхностных водных объектов в аренду для рыбоводства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2015 № 333 (далее – Положение).
В аренду для рыбоводства могут предоставляться только водные объекты, которые включены в республиканский перечень прудов и обводненных карьеров, пригодных для ведения рыбоводства, утвержденный постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 16.05.2022 № 48. Решение о предоставлении водных объектов в аренду для рыбоводства принимают местные Советы депутатов.
В законодательстве определено, что рыбоводство – это содержание и разведение, в том числе выращивание, рыбы в искусственных условиях. При этом, водоем может быть передан в аренду как для товарного рыбоводства, так и для рыбоводства в рекреационных целях.
Существенным отличием, является тот факт, что на поверхностных водных объектах, переданных в аренду только для товарного рыбоводства, использование любительских орудий рыболовства не допускается. В то время, как рыбоводство в рекреационных целях наоборот предусматривает деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, рыбы в целях оказания услуг населению по ее вылову с использованием любительских орудий рыболовства. В таком случае лов рыбы производится на основании документа, выданного арендатором, подтверждающего право вылова рыбы из поверхностного водного объекта.
В настоящее время по информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия в республике около 700 арендаторов, которые в соответствии с договорами осуществляют рыбоводство. При этом такие арендаторы хозяйственную деятельность осуществляют во всех областях республики.
Обращаем также внимание, что контроль за деятельностью арендаторов, осуществляющих рыбоводство, не относится к компетенции Государственной инспекции.
На основании пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2017 г. № 169 давать разъяснения по вопросам применения норм Положения о порядке предоставления поверхностных водных объектов в аренду для рыбоводства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2015 № 333, предоставлено Министерству сельского хозяйства и продовольствия.
По вопросам деятельности арендаторов-рыбоводов необходимо обращаться в соответствующий районный исполнительный комитет или в указанное выше министерство.
По сообщению
официального сайта Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь
(фото – Pravo.by)
Что изменится в Беларуси после вступления в силу Указа № 38
В январе Президент подписал Указ № 38, которым внесены изменения в условия предоставления и использования арендного жилья. Документ существенно расширит возможности получения такого жилья наиболее востребованными специалистами, а организациям позволит удержать ценные кадры за счет решения жилищного вопроса. Разбираемся, кто сможет претендовать на квадратные метры и какие еще новации предусмотрены документом.
Право на квадратные метры
Квалифицированные специалисты нужны в любом регионе, не только в Минске. Именно поэтому новый указ направлен на то, чтобы поддержать кадровую составляющую путем решения жилищного вопроса, объясняет начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ольга Герман:
– Указом расширяются компетенции местных органов власти на принятие решений о предоставлении арендного жилья работникам наиболее востребованных профессий. Фактически документ расширяет категории лиц, которые будут иметь право на получение арендного жилья при возведении многоквартирных жилых домов типовых потребительских качеств. Допустим, где-то требуется врач-нейрохирург – такому специалисту смогут предоставить арендное жилье, если он войдет в перечень востребованных профессий. Данные перечни будут утверждаться местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома, других структурных подразделений.
Важный нюанс – долю строящегося арендного фонда будут определять облисполкомы и Минский горисполком, на спецсчетах которых аккумулируются средства, поступающие от населения за найм арендного жилья, замечает Ольга Герман:
– Что касается заселения освобождающегося жилья, то в данной ситуации действуют нормы статьи 111 Жилищного кодекса: 40 процентов фонда распределяется среди лиц, которые имеют первоочередное право на заселение в связи с характером трудовых или служебных отношений, оставшиеся 60 процентов распределяются местными исполнительными и распорядительными органами в общеустановленном порядке, то есть среди граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Одно из условий предоставления арендного жилья – отсутствие у работников в собственности, а также во владении и пользовании иного жилья по месту работы.
Ремонт на свой вкус
Второй блок указа предусматривает возможность предоставления арендного жилья гражданам в общеустановленном порядке (не на период трудовых отношений) с возможностью выполнения ремонта за счет собственных средств. Соответственно, в таком случае исполком принимает решение об освобождении нанимателя от платы за пользование соразмерно внесенным средствам, поясняет Ольга Герман:
– Данные положения перешли в 38-й из 112-го Указа, который, как показала практика, стал довольно популярен. Граждане готовы на такие меры. Тем более что преимуществ масса: человек делает ремонт так, как ему нравится. Конечно, есть смета. Она утверждается государственной организацией, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение. По согласованию с этой организацией наниматель вправе сделать ремонт с учетом своих вкусовых предпочтений: например, положить ламинат, заменить двери и окна, а не просто их покрасить.
СПЛОШНАЯ ВЫГОДА
На наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с получением и использованием арендного жилья, попросили ответить заместителя директора по правовым и жилищным вопросам КУП «Минские городские общежития» Алексея Котенёва.
– Где можно получить информацию о наличии арендного жилья?
– Информация о наличии арендного жилья (адрес, характеристика жилого помещения, ориентировочный размер платы за пользование, общая стоимость ремонта согласно смете) размещается на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения квартир.
– Куда обращаться за предоставлением такого жилья?
– В службу «Одно окно» местного исполкома. При себе необходимо иметь паспорт.
– На какой срок заключается договор об арендном жилье?
– В зависимости от способа предоставления арендного жилья договор заключается на период работы (службы) или на срок до пяти лет. Во втором случае, если наниматель должным образом исполняет свои обязанности (исправно оплачивает аренду жилья, не имеет задолженности за жилищно-коммунальные услуги, не нарушает правила проживания), то договор может продлеваться на новый, в основном пятилетний, срок неограниченное количество раз. Более того, член семьи нанимателя, проживающий совместно с ним, вправе написать заявление о признании его нанимателем жилого помещения. Получается, населению выгодно не строить собственное жилье, а пользоваться арендным, которое находится в государственной собственности.
– За что могут выселить из арендного жилья?
– Например, за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и (или) платы за пользование арендным жильем либо за нарушение правил проживания. Они такие же, как и для других жителей многоквартирных домов: не шуметь после 23:00, содержать квартиру в надлежащем санитарном состоянии, не мусорить в подъезде. Если жилье предоставлено в связи с характером трудовых (служебных) отношений, то в случае их прекращения гражданин подлежит выселению. Также наниматель обязан освободить арендное жилье, предоставленное в связи с характером трудовых (служебных) отношений, в случае, если он или члены его семьи получили во владение и пользование либо приобрели в собственность в данном населенном пункте жилое помещение общей площадью 15 квадратных метров и более на одного человека (в Минске – 10 квадратных метров и более, в населенном пункте Минского района – 15 квадратных метров и более).
– Как рассчитывается плата за пользование арендным жильем?
– Она рассчитывается по формуле: общая площадь квартиры × 0,2 от базовой величины × коэффициент экономико-планировочной зоны (определяются в зависимости от места нахождения жилья, в Минске таких зон пять: в центре города он наиболее высокий – 1,5, в спальном районе – 0,5). Если жилье предоставляется в связи с характером трудовых отношений, может применяться понижающий коэффициент: в Минске – 0,2, в других населенных пунктах – 0,1.
– Если наниматель делает ремонт за счет собственных средств, компенсируются ли ему затраты?
– Чтобы граждане получали арендное жилье в максимально короткие сроки, руководством города было принято решение распределять большую часть такого жилья без проведения ремонта. Соответственно, он выполняется нанимателем, а затраченные средства компенсируются за счет невзимания в определенный период времени арендной платы. Эта практика оправдала себя. Люди стремятся воспользоваться такой возможностью. Смету на ремонт утверждает организация, на балансе которой находится квартира.
Виктория Держанович, «
Знамя юности», 14 марта 2025 г.
Минэкономики: запрет на привязку аренды к валюте обеспечивает баланс интересов арендаторов и собственников
Запрет на привязку арендной платы к курсу иностранной валюты обеспечивает баланс интересов арендаторов и собственников. Об этом заявила заместитель Министра экономики Елена Болигатова в интервью телеканалу
«Первый информационный», комментируя новации Закона от 17 февраля 2025 года № 62-З «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», предусматривающие определение в договорах аренды размера ставок исключительно в белорусских рублях, сообщает
БЕЛТА.
По словам замминистра, в Беларуси уже достаточно давно реализуется последовательный курс на девалютизацию экономики – это обозначено в стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2030 года. Это подразумевает уход от валютного эквивалента в расчетах и в гражданско-правовых отношениях. Первым таким шагом стала аренда. Запрет на привязку иностранной валюты к арендной плате впервые был введен в 2022 году и носил временный характер, в этом году эта норма стала постоянной.
«Когда впервые было введено данное регулирование, мы столкнулись с многочисленными вопросами от субъектов хозяйствования относительно того, как же теперь в договорных отношениях выражать свои обязательства. Мы давали различные рекомендации: что привязываться можно к индексу потребительских цен, к базовой величине и так далее. И субъекты хозяйствования перестроились, приняли новые правила игры. Если раньше, когда действовал валютный эквивалент, все риски, которые могли реализоваться одномоментно, ложились на плечи арендатора, то сегодня мы видим баланс интересов», – сказала Елена Болигатова.
Замминистра также прокомментировала, как новый механизм влияет на деятельность бизнеса. «Для всех это решение не было легким, но стало полезным, особенно для малого и среднего бизнеса. Поскольку, когда присутствует валютный эквивалент, бизнес всегда держит подспудно в голове вариант изменения курса белорусского рубля, что автоматически скажется на арендной плате для малого и среднего бизнеса. Адаптироваться к этому крайне сложно. Поэтому принятое решение позволит нашим субъектам легче и более предсказуемо вести бизнес», – подчеркнула она.
Новации Закона затрагивают и интересы физических лиц в арендных отношениях, например, при приобретении авто в лизинг или сдаче жилья. «Объективно далеко не все граждане способны долгосрочно прогнозировать изменение макроэкономической конъюнктуры. Cоответственно, новые правила игры призваны устранить валютные риски, который ранее ложились на людей. Мы и в дальнейшем планируем рассматривать точечно, в каких конкретно гражданско-правовых отношениях необходимо уходить от валютного эквивалента», – отметила Елена Болигатова.
По информации
БЕЛТА
Вступил в силу Закон об обращении с генетическими ресурсами
9 марта 2025 г. вступил в силу Закон от 5 марта 2024 г. № 356-3 «Об обращении с генетическими ресурсами». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законом комплексно определены: вопросы предоставления доступа к генетическим ресурсам, существенные условия договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей при обращении с генетическими ресурсами, вопросы мониторинга в области обращения с генетическими ресурсами, порядок распределения денежных и неденежных выгод от использования генетических ресурсов.
Закон направлен на определение национального правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения. Правовой акт учитывает основные положения Нагойского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии, стороной которого Беларусь стала с 2014 года.
Под генетическими ресурсами понимается генетический материал (любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности), представляющий фактическую или потенциальную ценность, в том числе выраженный в виде цифровой информации о последовательностях нуклеотидов.
Законом закрепляются полномочия должностных лиц и государственных органов (Президента, Совета Министров, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси), отражены вопросы координации и научного обеспечения.
Действие Закона не распространяется на генетические ресурсы человека, условно патогенные и патогенные микроорганизмы; генетические ресурсы, передача и использование которых осуществляется в пределах Беларуси; а также на генетические ресурсы сельскохозяйственной и иной продукции животного, растительного и микробиологического происхождения, если не подразумевается дальнейшее проведение исследований.
Законом установлен порядок предоставления доступа. Так, во-первых, предусмотрено заключение между пользователем и поставщиком договора о передаче генетических ресурсов и (или) связанных с ними традиционных знаний, содержащий взаимосогласованные условия. Далее поставщик или пользователь обращается в Национальный координационный центр по вопросам доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, который функционирует при Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Национальный координационный центр в свою очередь изучает представленный договор на предмет его соответствия Нагойскому протоколу (цели передачи, наличие взаимосогласованных условий, ожидаемые результаты использования), направляет его на согласование в Минприроды и, в случае получения согласования, оформляет международно признанный сертификат, который направляется поставщику, пользователю и в контрольный пункт мониторинга.
Законом предусмотрен упрощенный механизм обмена селекционным материалом для создания новых сортов сельскохозяйственных культур. Такое решение принято с учетом стратегической важности отдельных сортов сельхозрастений и в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности.
Кроме того, правовой акт определяет содержание гражданско-правового договора о передаче генетических ресурсов, права и обязанности поставщиков и пользователей, порядок мониторинга использования данных ресурсов и полученных результатов, ответственность за нарушения законодательства, распределение денежных и неденежных выгод.
По информации
БЕЛТА
Зоны покоя и особо охраняемые территории: как в Беларуси защищают редкие виды животных и растений
Каждый год 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы, который напоминает, как важно охранять природу и заботиться о ее богатствах. В нашей стране этим вопросам уделяют пристальное внимание: активно обновляются планы по защите редких животных, создаются охраняемые территории, отслеживается состояние экосистем.
«Финансирование охраны дикой природы: инвестиции в людей и планету» – под таким лозунгом пройдет Всемирный день дикой природы в 2025 году. В рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021–2025 годы в Беларуси выделяются средства на восстановление редких животных. Такие инвестиции важны не только для экологии, но и для благополучия людей.
В 2024-м под охрану передали 499 мест обитания краснокнижных животных и растений. Обновлены планы по охране бурого медведя, рыси и барсука. Число барсуков в Беларуси сегодня составляет 2758 особей, рысей – 1613, а бурых медведей – 913. Рысь и медведь остаются краснокнижными видами, но в случае угрозы безопасности граждан их изъятие в ограниченных количествах возможно. На сегодня утверждено 17 планов по сохранению редких животных и 35 планов по охране дикорастущих растений.
Также у нас действует строгий контроль за международной торговлей редкими видами. В 1994 году страна присоединилась к конвенции СИТЕС – международному соглашению по защите видов фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения. Установлены четкий порядок и условия регистрации диких животных, под контроль подпадает не только покупка, но и продукция, полученная от них: пищевые изделия, сувениры, лекарства, музыкальные инструменты.
В охотничьих угодьях также соблюдаются строгие нормы. За последние 10 лет значительно увеличилась численность основных охотничьих видов. Популяция лося возросла в 1,5 раза, оленя благородного – в 3,3 раза, косули – в 1,8 раза. Программа «Белорусский лес» за 2021 – 2023 годы позволила расселить 9 зубров, 1600 оленей, 627 ланей и 11 глухарей. Особое внимание уделяется расселению ланей: если в 2015-м их было 201, то в 2024-м – уже 1759. Это помогает увеличить продуктивность охотничьих угодий и разнообразить фауну. Для более эффективного управления популяциями в Беларуси внедрена система зон покоя в охотничьих угодьях. Эти зоны занимают не менее 5 процентов от общей площади угодий и помогают регулировать охоту в зависимости от погодных условий и численности животных.
Охрана природы в Беларуси охватывает множество направлений. Одно из самых важных – мониторинг состояния популяций животных. Каждый год ученые получают свежие данные о среде обитания, тенденциях численности и факторах, влияющих на популяции. Создана система особо охраняемых природных территорий, которые занимают более 9 процентов общей площади страны и являются домом для 70–80 процентов редких видов.
Особое внимание уделяется оценке воздействия человека на окружающую среду. Вмешательство в экосистемы может нанести вред, и специалисты НПЦ НАН Беларуси разрабатывают решения, которые помогут минимизировать такие воздействия.
Валерия Курневич, «Рэспубліка», 2 марта 2025 г.
Программу по наведению порядка в лесном фонде в Год благоустройства утвердил Минлесхоз
В отрасли утвердили программу по наведению порядка в лесном фонде, благоустройству лесохозяйственных и промышленных объектов, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства лесного хозяйства.
Документ подготовлен в развитие республиканского плана мероприятий по проведению в 2025-м Года благоустройства и включает целый комплекс мероприятий.
В числе разделов отраслевой программы – благоустройство административных зданий и сооружений в лесхозах, наведение порядка в лесном фонде, благоустройство дендропарков, экологических троп и остановочных туристских пунктов, мероприятия по противопожарному обустройству лесов, формирование бережного отношения к лесу у различных слоев населения.
Значительное внимание в отрасли уделят наведению порядка и благоустройству на территории промышленных объектов: ремонтно-механических мастерских, деревообрабатывающих цехах, станциях погрузки и других объектах.
К работе по наведению порядка и благоустройству в отрасли намерены подключить и всех неравнодушных граждан. В рамках традиционных кампаний, проводимых по инициативе Минлесхоза, белорусы смогут помочь лесхозам как в наведении порядке, так и в создании новых лесов.
По информации
БЕЛТА