06.05.2024
Дмитрий Гора рассказал о новациях законопроекта по вопросам Следственного комитета
Председатель Следственного комитета Дмитрий Гора рассказал о новациях проекта Закона «Об изменении законов по вопросам Следственного комитета». Совет Республики на заседании первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва одобрил данный законопроект, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект закона подготовлен в целях приведения законодательства в соответствие с Указом Президента от 19 июля 2023 года № 220 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь по вопросам Следственного комитета» и от 2 декабря 2021 года № 468 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»; совершенствования порядка ежегодного декларирования доходов и имущества сотрудниками Следственного комитета; правового регулирования обработки персональных данных Следственным комитетом.
Законопроект предусматривает внесение дополнений и изменений в законы «О Следственном комитете Республики Беларусь» и «О борьбе с коррупцией».
«Предусмотрена корректировка Закона «О Следственном комитете Республики Беларусь», которая направлена на установление полномочий Следственного комитета на обработку персональных данных без согласия их субъектов в целях выполнения задач, возложенных на Следственный комитет. Аналогичными полномочиями наделены Государственный комитет судебных экспертиз и органы внутренних дел. Это в том числе касается полномочий Следственного комитета при реализации государственной кадровой политики по подбору и расстановке кадров», – отметил Председатель СК.
Так, порядок профессионального отбора кандидатов на службу, а также абитуриентов для получения общего высшего образования на условиях целевой подготовки, в том числе проведения в отношении их специальной проверки и использования технических средств (полиграфа), устанавливается Следственным комитетом. «В развитие предоставленного указом полномочия принято постановление от 12 июня 2013 года № 135 «О профессиональном отборе кандидатов на службу в Следственный комитет». Одним из мероприятий профессионального отбора является специальная проверка кандидата, которая включает в себя получение сведений из информационных систем, баз и банков данных государственных органов с соблюдением требований законодательства об обеспечении защиты информации и персональных данных», – подчеркнул Дмитрий Гора.
Полномочия Председателя Следственного комитета, установленные законом, приводятся в соответствие с полномочиями, определенными в Указе от 11 июня 2012 года № 262 «О мерах по обеспечению деятельности Следственного комитета». Согласно данному указу он наделен правом по согласованию с Министерством финансов устанавливать нормы снабжения сотрудников СК предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом. Соответствующая компетенция у Президента Республики Беларусь исключена.
Предельный возраст приема на службу в Следственный комитет приводится в соответствие с нормами Положения о порядке прохождения службы в Следственном комитете – изменяется с 25 до 28 лет.
Также Закон «О Следственном комитете Республики Беларусь» дополняется новой статьей, в которой определяются особенности правового положения курсанта Следственного комитета.
«C текущего года с момента зачисления на следственно-экспертный факультет учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» курсанты принимаются на службу в Следственный комитет и становятся сотрудниками СК. Особенностью их обучения в вузе, находящемся в системе органов внутренних дел, является их оперативное подчинение должностным лицам органов внутренних дел. В этой связи курсанты по решению министра внутренних дел и начальника учреждения образования могут привлекаться для выполнения отдельных задач, возложенных законодательством на органы внутренних дел, а именно: к охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, пресечению массовых беспорядков. В этот период на курсантов распространяется статус сотрудника органов внутренних дел, который предусматривает более широкий спектр полномочий, гарантий правовой и социальной защиты, чем у сотрудника Следственного комитета», – пояснил Дмитрий Гора.
Предлагается также исключить обязанность лиц рядового и младшего начальствующего состава Следственного комитета, которые исходя из своего служебного положения фактически не имеют связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе. К данной категории относятся преимущественно курсанты, и такой подход аналогичен подходу, установленному в Законе «О борьбе с коррупцией» для органов внутренних дел.
По информации
БЕЛТА
Владимир Гусаков: мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту
Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту. Это отметил Председатель Президиума Национальной академии наук, академик, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь Владимир Гусаков на заседании рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте (ИИ), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На вручении дипломов докторов наук и аттестатов профессоров Глава государства заметил, что сейчас все говорят об искусственном интеллекте, но мало кто понимает, что это такое. Мы в этой связи подготовили обстоятельную записку о сути, структуре, целях, задачах, результативности искусственного интеллекта и направили ее в Администрацию Президента. И в самом деле, сегодня мало кто понимает, что такое ИИ, поэтому сегодняшнее заседание можно назвать семинаром и мы таких семинаров должны провести много по разным направлениям и отраслям», – отметил Владимир Гусаков.
Он рассказал, что представителям всех отраслей – от образования и медицины до сельского хозяйства нужно понять ключевые моменты – что собой представляет ИИ и он чем отличается от биологического.
«Важно понять, что нужно сделать, чтобы искусственный интеллект эффективно работал, заменял человеческий мозг, какое требуется для этого программное обеспечение, технические комплексы, оборудование. Словом, что нужно сделать, чтобы наша страна была по-прежнему среди лидирующих стран (а она входит в 30) по использованию искусственного интеллекта», – отметил Владимир Гусаков, подчеркнув, что мы стоим перед огромной проблематикой и необходимостью развития данной технологии, которая будет заменять человека во всем – в бытовой сфере, во взаимодействии предприятий и организаций, в торговле, в производстве, транспорте и т.д.
«Мы стоим перед необходимостью глобального перехода к ИИ, поэтому должны не только разобраться в его сути, но и разработать биологические и технические системы, чтобы в комплексе по аналогии с человеческим использовать ИИ», – отметил Владимир Гусаков.
Безусловно, искусственный интеллект – это изобретение человека и какую программу он в него заложит, так ИИ и будет работать. Например, создавать музыкальные произведения, стихи. И это только начало, по словам ученых, в перспективе у ИИ – безграничные возможности.
Отмечая актуальность разработки законопроекта об искусственном интеллекте, Владимир Гусаков подчеркнул, что в настоящее время нужно обсудить концепцию документа, который будет регулировать все отношения в сфере применения искусственного интеллекта.
По информации
БЕЛТА
Подготовку законопроекта о независимой оценке и сертификации квалификаций к первому чтению обсудили эксперты
24 марта 2025 г. состоялось выездное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к первому чтению.
Заседание организовано на площадке Министерства труда и социальной защиты с приглашением предприятий и организаций сферы производства и услуг.
В заседании приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», ОАО «МАПИД», ГПО «Минскстрой», РУП «Белстройцентр», УО «Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «Жилком», РУП почтовой связи «Белпочта», отеля «Минск».
На рассмотрение участников представлен доработанный проект Закона, предусматривающий:
-
введение процедуры аккредитации юридических лиц на предмет проведения ими оценки квалификаций;
-
полномочия и деятельность аккредитованных организаций;
-
порядок прохождения оценки квалификаций соискателями с получением сертификата о подтверждении квалификации или заключения о прохождении экзамена по признанию квалификаций;
-
права соискателей;
-
создание реестра аккредитованных организаций и реестра наименований квалификаций.
Подходы, заложенные в проекте Закона, позитивно восприняты представителями реального сектора. Отмечено, что внедрение института признания квалификаций по профессиям рабочих, полученных в том числе вне системы образования или самостоятельно, позволит создать еще один механизм по решению для нанимателей проблемы дефицита кадров, а для человека — расширит возможности для трудоустройства.
В процессе обсуждения поддержано предложение об изменении названия законопроекта «О признании квалификаций».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Для оптимизации работы бизнеса: в Госстандарте обсудили проект изменений в Закон «Об энергосбережении»
На очередном заседании Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства в Госстандарте были обсуждены проекты изменений в Закон «Об энергосбережении» и в постановление Госстандарта по вопросам уполномочивания юридических лиц Беларуси на проведение государственной поверки средств измерений, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Первый из проектов направлен на оптимизацию административных процедур по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов и государственной экспертизы энергоэффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников, как и приведение ее в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с новым законодательством об аккредитации в Национальной системе аккредитации.
Так, процедура установления норм расхода топливно-энергетических ресурсов для госорганизаций будет идентична подходу к юрлицам разных форм собственности: она будет осуществляться только Департаментом по энергоэффективности без согласования с отраслевыми органами госуправления или местной власти.
Оценка энергетической эффективности проектной документации на возведение и реконструкцию энергоисточников исключается из формата самостоятельной государственной экспертизы и будет выполняться при проведении госстройэкспертизы градостроительных проектов и проектной документации, обеспечиваемой Главгосстройэкспертизой и ее дочерними предприятиями по областям и Минску. Мера реализуется в рамках объединения государственных экспертиз в строительстве в виде комплексной оценки проектной документации.
Второй проект затрагивает изменения отдельных структурных элементов положения об уполномочивании юридических лиц. Они приводятся в соответствие с недавно принятыми изменениями законодательств в области обеспечения единства измерений и аккредитации и правоприменительной практикой.
Как отметили участники заседания, реализация предусматриваемых изменений позволит оптимизировать работу организаций системы и в целом будет положительно воспринята бизнесом.
По информации
БЕЛТА
Палата представителей восьмого созыва во втором чтении приняла уже 65 законопроектов
Палатой представителей восьмого созыва во втором чтении принято уже 65 законопроектов. Об этом сообщил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко во время встречи с парламентской делегацией Республики Сербской Боснии и Герцеговины во главе с Председателем Вече народов Республики Сербской Сребренкой Голич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Спикер проинформировал, что текущий созыв Палаты представителей – восьмой и работает уже почти год (с 22 марта 2024 года). «Всего в составе Палаты представителей работают на профессиональной основе 110 депутатов. Создано 14 постоянных комиссий, которые охватывают все сферы жизнедеятельности страны. За период функционирования Палаты представителей создана достаточно мощная законодательная база. За этот год во втором чтении принято 65 законопроектов. Из них примерно половина – ратификации международных договоров по различным направлениям», – рассказал Игорь Сергеенко.
По его словам, в течение этого периода внесены изменения в законодательство, которое регламентирует вопросы образования, предпринимательства, кредитования, аккредитации, национальной безопасности, ветеранов. «При разработке, корректировке законодательства мы исходим из реальной жизни, реальной практики, что сегодня востребовано государством, обществом, населением», – подчеркнул спикер.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о независимой оценке и сертификации квалификаций рассмотрели в Палате представителей
18 марта 2025 г. под председательством И.А.Костевич состоялось очередное заседание рабочей группы по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О независимой оценке и сертификации квалификаций» к рассмотрению в первом чтении.
В заседании приняли участие первый заместитель Министра труда и социальной защиты Астрейко Т.А., ректор УО «Республиканский институт профессионального образования» Голубовский В.Н., представители Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, работники Секретариата Палаты представителей.
На заседании детально обсудили подходы к процедуре аккредитации юридических лиц на оказание услуг по признанию квалификаций, условиям и порядку осуществления деятельности аккредитованных организаций.
Выработаны позиции, касающиеся информационного обеспечения признания квалификаций.
В ходе обсуждения приняты согласованные решения.
Работа над законопроектом продолжается.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)