06.05.2024
Дмитрий Гора рассказал о новациях законопроекта по вопросам Следственного комитета
Председатель Следственного комитета Дмитрий Гора рассказал о новациях проекта Закона «Об изменении законов по вопросам Следственного комитета». Совет Республики на заседании первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва одобрил данный законопроект, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект закона подготовлен в целях приведения законодательства в соответствие с Указом Президента от 19 июля 2023 года № 220 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь по вопросам Следственного комитета» и от 2 декабря 2021 года № 468 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь»; совершенствования порядка ежегодного декларирования доходов и имущества сотрудниками Следственного комитета; правового регулирования обработки персональных данных Следственным комитетом.
Законопроект предусматривает внесение дополнений и изменений в законы «О Следственном комитете Республики Беларусь» и «О борьбе с коррупцией».
«Предусмотрена корректировка Закона «О Следственном комитете Республики Беларусь», которая направлена на установление полномочий Следственного комитета на обработку персональных данных без согласия их субъектов в целях выполнения задач, возложенных на Следственный комитет. Аналогичными полномочиями наделены Государственный комитет судебных экспертиз и органы внутренних дел. Это в том числе касается полномочий Следственного комитета при реализации государственной кадровой политики по подбору и расстановке кадров», – отметил Председатель СК.
Так, порядок профессионального отбора кандидатов на службу, а также абитуриентов для получения общего высшего образования на условиях целевой подготовки, в том числе проведения в отношении их специальной проверки и использования технических средств (полиграфа), устанавливается Следственным комитетом. «В развитие предоставленного указом полномочия принято постановление от 12 июня 2013 года № 135 «О профессиональном отборе кандидатов на службу в Следственный комитет». Одним из мероприятий профессионального отбора является специальная проверка кандидата, которая включает в себя получение сведений из информационных систем, баз и банков данных государственных органов с соблюдением требований законодательства об обеспечении защиты информации и персональных данных», – подчеркнул Дмитрий Гора.
Полномочия Председателя Следственного комитета, установленные законом, приводятся в соответствие с полномочиями, определенными в Указе от 11 июня 2012 года № 262 «О мерах по обеспечению деятельности Следственного комитета». Согласно данному указу он наделен правом по согласованию с Министерством финансов устанавливать нормы снабжения сотрудников СК предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом. Соответствующая компетенция у Президента Республики Беларусь исключена.
Предельный возраст приема на службу в Следственный комитет приводится в соответствие с нормами Положения о порядке прохождения службы в Следственном комитете – изменяется с 25 до 28 лет.
Также Закон «О Следственном комитете Республики Беларусь» дополняется новой статьей, в которой определяются особенности правового положения курсанта Следственного комитета.
«C текущего года с момента зачисления на следственно-экспертный факультет учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» курсанты принимаются на службу в Следственный комитет и становятся сотрудниками СК. Особенностью их обучения в вузе, находящемся в системе органов внутренних дел, является их оперативное подчинение должностным лицам органов внутренних дел. В этой связи курсанты по решению министра внутренних дел и начальника учреждения образования могут привлекаться для выполнения отдельных задач, возложенных законодательством на органы внутренних дел, а именно: к охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, пресечению массовых беспорядков. В этот период на курсантов распространяется статус сотрудника органов внутренних дел, который предусматривает более широкий спектр полномочий, гарантий правовой и социальной защиты, чем у сотрудника Следственного комитета», – пояснил Дмитрий Гора.
Предлагается также исключить обязанность лиц рядового и младшего начальствующего состава Следственного комитета, которые исходя из своего служебного положения фактически не имеют связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе. К данной категории относятся преимущественно курсанты, и такой подход аналогичен подходу, установленному в Законе «О борьбе с коррупцией» для органов внутренних дел.
По информации
БЕЛТА
Совет Республики одобрил законопроект по вопросам налогообложения
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроект разработан в целях обеспечения однозначности понимания положений статьи Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения», а также приведения их в соответствие с требованиями Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Законопроект предусматривает конкретизацию периода, в течение которого гражданин не вправе продолжать деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, если размер его доходов и (или) выручки в течение календарного года превысил Br500 тыс. Этот период устанавливается на три календарных года.
Действие законопроекта распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
По информации
БЕЛТА
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов Беларуси и России перенесено на 1 января 2027 года
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов Беларуси и России перенесено на 1 января 2027 года, заявила заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Светлана Гурина на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент
БЕЛТА.
«С нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией – мы ведем постоянный диалог в части движения по треку формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. Работа эта поэтапная, в каждом государстве сложилась своя система работы на рынке нефти и нефтепродуктов, она требует взвешенного и тщательного подхода, осмысления. Обсуждая все эти вопросы в рамках ранее разработанных союзных программ, стороны пришли к пониманию, что процесс по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов требует тщательной проработки, и срок его формирования перенесен на 1 января 2027 года», – рассказала Светлана Гурина.
Сегодня депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.». Законопроект представила зампредседателя концерна «Белнефтехим».
Протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года подписан в г. Минске 6 декабря 2024 года. Протоколом предусматривается продление срока действия соглашения до 31 декабря 2026 года и при этом его автоматическое продление после 31 декабря 2026 года на последующие годичные периоды, если ни одна из сторон не уведомит за три месяца до истечения очередного годичного периода другую сторону о своем намерении прекратить действие соглашения. Предусматривается отмена конкретного срока действия нормы о ежегодном включении в индикативные балансы нефти сырой, предназначенной для Республики Беларусь в объеме 24 млн тонн, поставляемой трубопроводным и иными видами транспорта (т.е. теперь эта норма действует на период действия соглашения).
Как пояснила Светлана Гурина, планами формирования общего нефтяного рынка с 2027 года и объясняются те даты, которые были зафиксированы в протоколе как изменение в соглашение.
«Но в то же время тот механизм, который мы в протоколе предусматриваем, гибкий и предполагает, что если стороны в 2027 году примут решение какие-то еще моменты отработать и чуть сместить этот срок, то уже нам не потребуются какие-то изменения. Мы будем работать в рамках соглашения и далее спокойно, последовательно двигаться, отстаивая интересы Республики Беларусь в этом вопросе», – пояснила она.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о риелторской деятельности одобрен Советом Республики
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «О риэлтерской деятельности», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект Закона подготовлен в целях комплексного урегулирования сферы риелторской деятельности и ее дальнейшего развития, защиты прав и законных интересов потребителей риэлторских услуг. В частности, проектом закона предусматривается создание органа самоуправления риэлторского сообщества – Палаты риелторов – и наделение его компетентными полномочиями (методическое руководство, представление и защита интересов членов Палаты риелторов, участие в нормотворческой деятельности, принятие мер по соблюдению законодательства и др.).
Предусматривается упразднение института агентов по операциям с недвижимостью и наделение правомочиями на оказание риэлтерских услуг членов Палаты риелторов, прошедших специальную подготовку и получивших свидетельство об аттестации риелтора по результатам сдачи экзамена, изменение подходов к квалификационным требованиям риелторов в отношении наличия профильного образования у претендента на получение свидетельства об аттестации риелтора, но обязательное прохождение им обучающих курсов в сфере недвижимости, периодическую аттестацию риэлтеров в целях повышения уровня их профессиональной и правовой подготовки, оценки деловых и личностных качеств.
Кроме того, проектом Закона корректируются Налоговый кодекс, законы «О рекламе», «О лицензировании» и «Аб афiцiйных геральдычных сiмвалах» для обеспечения целостности и системности правового регулирования в сфере риэлтерской деятельности.
Предполагается, что принятие проекта Закона позволит повысить качество оказания риелторских услуг, а также защитить права и интересы потребителей при работе с риелторами.
По информации
БЕЛТА
Изменения в Закон об аудиторской деятельности рассмотрели в Палате представителей
21 апреля 2025 г. под председательством члена Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Жук О.Н. состоялось очередное заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
В заседании приняли участие представители Национального банка Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
В ходе заседания были обсуждены позиции заинтересованных государственных органов и организаций относительно положений законопроекта, касающихся требований о безупречной деловой (профессиональной) репутации аудитора, оснований для аннулирования квалификационного аттестата аудитора. По результатам обсуждения выработана согласованная редакция соответствующих норм.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
В НАН рассказали о работе по формированию национального законодательства в регулировании ИИ
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, «
Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.