06.05.2024
Комментарий Минэкономики к постановлению Правительства № 299 о применении специальной ограничительной меры
Постановление Правительства от 19 апреля 2024 г. № 299 предусматривает закрепление временного (до 31 декабря 2025 г.) разрешительного порядка выплаты прибыли и (или) дивидендов лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия (далее – иностранные участники). Конкретный перечень таких государств определен приложением 1 к постановлению.
Специальная ограничительная мера применяется только в том случае, если сумма выплаченных в течение календарного года прибыли и (или) дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников (из иностранных государств согласно перечню) белорусского юрлица 80 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата.
При этом установленная постановлением специальная ограничительная мера не применяется при условии соответствия белорусского юрлица в совокупности следующим критериям:
-
общий объем заявляемых к выплате и выплаченных прибыли и (или) дивидендов за текущий календарный год составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе за 5 лет, предшествующих году, в котором осуществляется их выплата;
-
списочная численность работников в отчетном периоде составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;
-
отсутствие чистого убытка за предыдущий год и отчетный период;
-
отсутствие задолженности по:
-
кредитам и процентам за пользование ими;
-
уплате налогов, сборов (пошлин), пеней и иных обязательных платежей в бюджет, платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
-
заработной плате и иным социальным выплатам;
-
обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы за предыдущий год и отчетный период не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной зарплаты, установленной Правительством на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий – 11,5-кратного размера такой минимальной зарплаты в случае неприменения критерия по прямым иностранным инвестициям.
Для подтверждения соответствия критериям белорусское юрлицо обращается в областные (Минский городской) исполнительные комитеты (далее – исполком) для получения разрешения на каждую выплату иностранному участнику прибыли и (или) дивидендов.
Порядок получения белорусским юрлицом разрешения определен в Положении к постановлению, которым предусматривается:
1) подача белорусским юрлицом в исполком заявления о получении разрешения на выплату прибыли и (или) дивидендов по соответствующей форме;
2) рассмотрение исполкомом заявления в течение 30 календарных дней и осуществление им сверки сведений, указанных в заявлении, во взаимодействии с заинтересованными госорганами;
3) принятие исполкомом (по итогам сверки) одного из следующих решений:
-
решение о разрешении выплаты прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам – в случае подтверждения достоверности сведений, указанных в заявлении, и соответствия критериев;
-
решение об отказе в разрешении выплаты прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам – в случае выявления расхождений в сведениях, указанных в заявлении, и (или) несоответствия критериям.
В случае получения белорусским юрлицом от исполкома отказа на разрешение выплаты прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам, такая выплата осуществляется путем перечисления прибыли и (или) дивидендов на банковский счет со специальным режимом функционирования, открываемый в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2023 г. № 285 «О специальных счетах».
При этом в случае получения отказа в разрешении на выплату прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику банком последний аккумулирует денежные средства на своих счетах. В этом случае выплата прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику осуществляется после окончания срока действия ограничения.
После осуществления каждой операции по выплате прибыли и (или) дивидендов, включая выплаты прибыли и (или) дивидендов в размере до 80 тысяч базовых величин, белорусское юрлицо в течение 10 календарных дней должно информировать исполком о сумме фактически выплаченных прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику по соответствующей форме.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Минюст об изменениях законодательства в сфере страхования ответственности риэлтерских организаций
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).

Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Правительство продлило запрет на вывоз отдельных промтоваров за пределы Беларуси
В Беларуси продлен запрет на вывоз отдельных промышленных товаров за ее пределы. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 21 марта 2025 г. № 163, сообщает
БЕЛТА.
Из документа следует, что запрещено вывозить за пределы Беларуси в государства ЕАЭС товары по перечню согласно приложению вне зависимости от страны происхождения, а также за пределы таможенной территории ЕАЭС из Беларуси в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, товары при помещении их под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории и реэкспорта.
В перечень товаров включены гипс, ангидрит, цементы зубные и прочие материалы для пломбирования, цементы, реконструирующие кость, приспособления, идентифицируемые как приспособления для стомического использования, фотопластинки и фотопленки плоские, сенсибилизированные, неэкспонированные, из любых материалов, кроме бумаги, картона или текстильных, рентгеновские, средства дезинфицирующие. Включены в перечень перчатки, рукавицы и митенки, используемые для медицинских, хирургических, стоматологических или ветеринарных целей, ампулы из стекла, отходы и лом вольфрама и изделий из него, емкости для сжатого или сжиженного газа, из черных металлов. Также действие документа касается ножей и режущих лезвий для машин или механических приспособлений, горнов и печей промышленных или лабораторных, включая мусоросжигательные печи, неэлектрические, автопогрузчиков с вилочным захватом, прочих тележек, оснащенных подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, и других наименований.
Ограничения не распространяются на товары, сопровождаемые сертификатом о происхождении товаров или актом экспертизы происхождения товаров, подтверждающими белорусское или российское происхождение. Запрет не касается товаров, полученных в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС в Беларуси в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, а также изготовленные с использованием товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В ряде исключений есть и товары, являющиеся транспортными средствами международной перевозки, вывозимыми с таможенной территории ЕАЭС, а также перемещаемые в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Беларуси.
Полный перечень товаров, в отношении которых установлен временный запрет на вывоз за пределы Беларуси, прилагается к постановлению на Национальном правовом Интернет-портале.
Постановление вступает в силу в следующем порядке: пункты 1–12 – с 23 марта 2025 года, иные положения настоящего постановления – со дня его принятия. Пункты 1–11 настоящего постановления действуют в течение шести месяцев.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси определен порядок осуществления закупок для выращивания тепличных овощей
В Беларуси определен порядок осуществления закупок для выращивания тепличных овощей. Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Республики Беларусь Александр Турчин. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Правительства.
Согласно документу, в 2025–2026 годах с применением процедуры закупки из одного источника за счет собственных средств могут осуществляться закупки минераловатных субстратов и минеральных удобрений ОАО «ДОРОРС». При этом определены организации, занимающиеся выращиванием тепличных овощей, которые смогут закупаться у ОАО «ДОРОРС».
Максимальная надбавка на минеральные удобрения и субстраты ОАО «ДОРОРС» может устанавливаться в размере не более 10 %.
Такая процедура закупки позволит ОАО «ДОРОРС» приобретать минераловатные субстраты и минеральные удобрения большими партиями у производителей и в последующем реализовывать их тепличным хозяйствам республики по более выгодным ценам.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: наблюдается устойчивый тренд на снижение числа дел о несостоятельности и банкротстве
В Беларуси наблюдается устойчивый тренд на снижение числа дел о несостоятельности и банкротстве. Об этом заявил директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Юрий Тараканов, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.
(фото – БЕЛТА)
Департаментом по санации и банкротству подведены итоги 2024 года и проанализирована динамика применения процедур несостоятельности и банкротства за последние 10 лет.
Выявлены следующие тенденции: более чем в два раза снизилось количество дел о несостоятельности и банкротстве, стал чаще применяться механизм реструктуризации задолженности в рамках мировых соглашений санируемых предприятий с кредиторами. Кроме того, вырос процент удовлетворенных требований кредиторов по завершенным делам за счет имущества должника, сократился средний срок ликвидационного производства (с 14 месяцев в 2018 году до 8,5 месяцев в 2024-м).
«Законодательство об регулировании неплатежеспособности в первую очередь ориентировано на реализацию механизмов по предупреждению несостоятельности и банкротства. Основная задача – ликвидация неэффективности», – отметил директор департамента.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко: Правительство и Нацбанк в условиях внешнего давления обеспечили устойчивое развитие экономики
Правительство и Нацбанк в условиях внешнего давления обеспечили устойчивое развитие экономики. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко во время совещания с руководителями белорусских банков, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«В связи с принятыми на прошлой неделе Главой государства кадровыми решениями в банковском сообществе в экспертных кругах возникли вопросы относительно того, будут ли изменения в денежно-кредитной политике Национального банка и реализации других уставных функций. Где-то начались и определенные инсинуации. В связи с этим я принял решение пригласить всех руководителей банков, чтобы довести свою позицию и ответить на имеющиеся вопросы», – сказал Роман Головченко.
Он подчеркнул, что в последние годы и Правительство, и Национальный банк сообща решали поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны в условиях жесткого внешнего давления и добились в этом неплохих результатов. «Запустили новый инвестиционный цикл, обеспечили устойчивость бюджета, достигли максимального уровня заработной платы за всю историю, успешно ускорили дедолларизацию экономики и серьезно укрепили доверие к национальной валюте. И все это без перекосов и структурных дисбалансов. Поэтому, надеюсь, нет никаких причин сомневаться в том, что этот курс будет продолжен», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
По информации
БЕЛТА