Дмитрий Кийко: закон о реформировании предпринимательской деятельности устраняет излишнюю конкуренцию между бизнесами
Закон о реформировании предпринимательской деятельности устраняет излишнюю конкуренцию между разными формами бизнеса. Об этом заявил на пресс-конференции первый заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко, передает корреспондент БЕЛТА.
«В целом сам закон о реформировании предпринимательской деятельности не является новацией. Те нормы, которые нашли отражение в законе, уже давно назрели. Так, большая часть закона вносит изменения в действующие законодательные акты, – пояснил Дмитрий Кийко. – В связи с либерализацией предпринимательской деятельности, в последние годы появились новые организационно-правовые формы – самозанятые, которые могли осуществлять деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Мы эволюционно подошли к тому, что индивидуальная предпринимательская деятельность в Беларуси будет позволять реализовывать предпринимательский потенциал человека, причем начиная с простых форм, которые не требуют административных вмешательств или дополнительного регулирования».
Он добавил, что рост до индивидуального предпринимателя позволит привлекать наемных работников, но будет осуществляться по определенным видам деятельности. В последующем возможно масштабирование и до уровня коммерческой организации.
«Мы полагаем, что такой подход вполне оправдан, поскольку он устраняет излишнюю конкуренцию между правовыми формами. Раньше самозанятые конкурировали с индивидуальными предпринимателями, а индивидуальные предприниматели – с организациями по пересекающимся видам деятельности. Этот закон упорядочивает подобные вопросы и организационно-правовые формы. В результате без излишнего фискального давления и административного регулирования будет повышена отдача субъектов малого предпринимательства в формирование бюджета страны», – отметил первый заместитель Министра финансов.
По его словам, работа по организационно-правовым формам параллельно осуществлялась в смежном законодательстве, в частности реформировались подходы по налогообложению. Благодаря им появились такие новые режимы, как налог на профессиональный доход, который реализуется посредством цифровой платформы.
«За последние 2 года вклад субъектов малого предпринимательства в формирование доходов бюджета повысился на порядка Br600 млн – это достаточно большие цифры с учетом того, что поступления от малого предпринимательства у нас формируют местные бюджеты. В связи с этим мы позитивно оцениваем новый закон и полагаем, что преследуемые цели будут достигнуты», – подытожил Дмитрий Кийко.
По информации БЕЛТА
Цель государственной программы – создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и динамичного развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
В числе ключевых направлений, по которым предлагается сформулировать предложения в комплекс мероприятий по ее реализации:
- расширение инструментов нефинансовой поддержки бизнеса,
- совершенствование деятельности институтов развития предпринимательства,
- снижение регуляторной нагрузки на бизнес,
- укрепление взаимодействия государства и бизнеса,
- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежь, женщин, лиц «серебряного возраста»,
- цифровизация предоставляемых госуслуг для бизнеса и другие.
Ждем ваши инициативы – их можно направить посредством Google-формы.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В проекте Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040-го значительная роль отведена как бизнесу вообще, так и малому и среднему предпринимательству в частности. Предполагается, что к 2040 году доля МСП достигнет 40 процентов. Стратегия – не цель, а перманентный процесс развития деловой среды. О ее состоянии на сегодняшний день рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.
От торговли к производству
– Деловая среда формируется исходя из общей экономической политики, подстраивается под конъюнктуру рынка и трансформируется вместе с вызовами времени. В 1990-х подавляющее большинство предпринимателей занимались торговлей. Спустя годы ретейл консолидировался, сформировались крупные сети с высоким уровнем сервиса и разнообразием ассортимента. Сейчас стремительно развивается электронная коммерция, а вместе с ней и новые бизнес-модели.
Изменились не только формы ведения бизнеса, но и сама структура национальной экономики. Основная добавленная стоимость формируется в реальном секторе: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Государство нацелено на поддержку индустриальных проектов, и этот курс находит отклик в предпринимательской среде.
Практика показывает, что многие производственные компании начинали в той или иной форме с торговой деятельности: поставки товаров помогали аккумулировать капитал, нарабатывать компетенции. И в определенный момент предприниматели осознавали, что им выгоднее организовать собственное производство и использовать уже наработанную торгово-проводящую сеть для продвижения своей продукции.
По такому алгоритму реализуется ряд проектов в рамках инициативы «Один район – один проект». Немало инвесторов, начавших свой путь в бизнесе в сфере торговли в крупных городах, возвращаются на малую родину уже в новой роли – создателей производств, которые меняют экономический ландшафт регионов.
Государство заинтересовано в активном развитии и укрупнении предпринимательского сектора и создает для этого необходимые условия. Важным шагом стали законодательные инициативы по масштабированию бизнеса путем «бесшовного» перехода ИП в коммерческие организации. Одновременно расширяются механизмы поддержки субъектов МСП: предприниматели могут рассчитывать на займы и поручительства по коммерческим кредитам от Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты, предоставляемые местными властями, выгодные кредитные программы от Банка развития и других. Инструментов достаточно, их перечень продолжает расширяться. Так, с этого года заработали новые финансовые инструменты поддержки – «Региональная инициатива» и промышленная ипотека.
Широкий спектр стимулов предусмотрен обновленным Законом «Об инвестициях». Важный принцип, заложенный в законодательство, – равенство всех форм собственности. Инвесторами могут выступать и частные компании, и государственные. Необходимо отметить, что госсектор только начинает осваивать новые механизмы: пока лишь два предприятия воспользовались такой возможностью. В проработке находится 14 проектов (практически половина от заявленных). Большинство в высокой степени готовности к реализации. Среди инициаторов проектов – как флагманские компании (БЕЛАЗ), так и коммунальные предприятия. Рассчитываем, что активность в 2025-м повысится.
Особое внимание уделяется развитию высокотехнологичного сектора. Продолжим расширять технопарки, совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Они должны не просто предоставлять необходимые площади и инфраструктуру, но и готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Развитие технопарков – стратегическая задача, рассматриваемая и как способ масштабирования технологического бизнеса, и как инструмент роста предпринимательства в целом.
С далеким прицелом
– Предсказуемость – ключевой фактор для любого бизнеса. Поэтому Минэкономики совместно с другими ведомствами работает над формированием документов по стратегическому развитию в долгосрочном и среднесрочном периодах: как страны в целом, так и отраслей. Внесли соответствующие изменения в законодательство: теперь каждая отрасль должна иметь стратегию развития сроком на десять лет. Был пройден большой и достаточно непростой путь подготовительной и предметной работы. В прошлом году одобрен Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП). Мы очень плотно сотрудничали с Государственным комитетом по науке и технологиям, чтобы сделать документ максимально приземленным.
С учеными и отраслевыми регуляторами сформировали 26 технологических карт, которые отражают, что необходимо сделать, чтобы максимально углубить переработку собственной сырьевой базы, какие материалы, оборудование, технологии для этого необходимы.
На выходе получился конкретный список технологий, которыми мы должны обладать до 2040-го: на основе собственных знаний и компетенций и в сотрудничестве с нашими партнерами.
Теперь на основе технологических карт формируются отраслевые стратегии, позволяющие на десять лет вперед выстроить продуктовую линейку, которую будет осваивать наша промышленность, определить межотраслевую интеграцию.
Министерство экономики в этой работе взяло на себя роль координатора: ведь чем детальнее проработка, тем точнее планы. Приведу пример из деревообработки. В деревообрабатывающей отрасли планируется увеличить производство ДСП-плит, но для этого нужны не только дополнительные объемы щепы, но и специальные смолы. Однако оказалось, что в отраслевой стратегии нефтехимического производства не предусмотрен рост выпуска смол. Попросили доработать документ. Посмотрели дальше по межотраслевым связям: для выпуска смолы нужен в том числе карбамид. Предприятие-производитель также скорректировало свои долгосрочные планы. И в таком ключе, шаг за шагом раскручиваем все производственные цепочки, синхронизируя стратегии различных сфер производства.
В реальном секторе должны быть сформированы 12 отраслевых стратегий. Восемь из них уже готовы, прошли согласование на уровне Минэкономики. По отдельным еще предстоит защита на уровне профильного вице-премьера. Самым сложным направлением остается машиностроение, ведь здесь требуется учесть огромное число межотраслевых связей, новых технологий и наработок.
В технологические карты включены около 800 позиций, товаров и технологий, из которых свыше 200 из КП НТП. Эти документы могут и должны стать опорой для развития, включая малый и средний бизнес, создание новых производств, промкооперацию с нашими флагманами.
Приведу еще один пример. Президент поставил задачу нефтехимической отрасли освоить за пятилетку 40 новых видов продукции. Отраслевая стратегия предполагает увеличение доли производства нетопливной продукции в полтора раза. Соответственно, крупные предприятия, являющиеся производителями сырья, будут сотрудничать с малым бизнесом, обеспечивающим последующие технологические переделы. Именно такой подход реализован в Витебской области: в Глубокском районе компания «Сканлинк» запустила завод по производству масел и специальных жидкостей, применяя сырье от «Нафтана». Проект реализован в рамках инициативы «Один район – один проект». Инвестор намерен расширять производство, осваивать выпуск широкой номенклатуры продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это взаимовыгодное сотрудничество, когда крупный бизнес получает надежного покупателя, а малое предприятие – стабильный источник сырья. Такие кооперационные цепочки станут разрастаться, обеспечивать новые рабочие места и создавать дополнительную добавленную стоимость. Именно с этой целью и формируются стратегии, технологические карты и другие системные документы, чтобы вся экономика развивалась в едином ритме, а предприниматели независимо от масштаба бизнеса могли уверенно планировать будущее.
ФАКТЫ
За прошлый год экспорт несырьевых товаров и услуг МСП составил около 40 процентов от общестранового объема. География экспортных поставок – три четверти стран мира.
Частные предприятия активны в реализации принятой модели мобилизационного развития, импортозамещения и создания новых продуктов. Более половины патентов в стране (53,7 процента) приходится на регистрацию частными компаниями. Созданная в 2022-м электронная платформа «Импортозамещение» объединяет на одном ресурсе производителей и потребителей комплектующих сырья и материалов. Объем сделок на площадке в 2024-м вырос в полтора раза к 2023 году и составил около 770 миллионов рублей.
МСП реализует более половины проектов (125 из 221) в рамках инициативы «Один район – один проект».
В прошлом году Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей проведено 22 контактно-кооперационные биржи. В них приняло участие свыше 470 субъектов предпринимательской деятельности. Продолжает действовать общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации. За время его работы заключены около 490 кооперационных контрактов на сумму более 24 миллионов долларов в эквиваленте.
ЦИФРЫ
За 30 лет сектор малого и среднего предпринимательства вырос с 8 тысяч малых предприятий до 110 тысяч субъектов хозяйствования. Из них 40 процентов заняты в производственном секторе (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство). Количество занятых за тот же период увеличилось с 235 тысяч до 1,4 миллиона человек.
Примерно 2,2 тысячи ИП уже перешли в упрощенном порядке в статус юридического лица. В топ-6 видов деятельности зарегистрированных компаний вошли розничная торговля (44 процента), автомобильные перевозки (11), оптовая торговля (10,7), сдача внаем недвижимого имущества (4,5), общественное питание (3), деятельность в сфере образования (2,2). Наибольшая активность по перерегистрации наблюдается в Минске и Минской области: в них сконцентрировано наибольшее число индивидуальных предпринимателей (31 и 16 процентов соответственно). Далее следуют Брестская (14) и Гомельская (13,1) области. В Могилевской и Витебской – около 9. На Гродненскую область приходится 8 процентов зарегистрированных ИП, которые перерегистрировались в коммерческие организации в упрощенном порядке.
В ТЕМУ
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора. В рамках этого механизма инвестиционный проект в Бресте уже прошел первичную оценку, отработаны условия реализации и положения инвестдоговора, бизнес-план проекта подвергнут оценке в Банке развития. В проработке еще два потенциальных проекта.
Бюджетные трансферты – возмещение части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов. Выплачивается трансферт после запуска предприятия и достижения заявленных показателей. Сейчас в проработке восемь проектов.
Специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот: так называемый преференциальный проект. В четырех областях уже принято восемь таких решений. На подходе еще 20 проектов, из них 13 в высокой степени готовности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 25 апреля 2025 г.
Какие изменения в Законе «Об охране труда» готовит Министерство труда и социальной защиты, рассказал на пресс-конференции «Меры по снижению профессиональных рисков и предупреждению травматизма на производстве» заместитель Министра труда и социальной защиты Игорь Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Игорь Старовойтов отметил, что в этом году ведомство планирует подготовить проект закона, который внесет изменения в Закон «Об охране труда». «Мы делаем это в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2025 год. Создали уже рабочую группу, которая включает широкую группу представителей: бизнес, предприятия, профсоюзы, объединения нанимателей и республиканские органы госуправления. Рабочая группа уже начала свою работу. У нас достаточно много предложений, которые мы постараемся реализовать в этом новом проекте», – отметил замминистра.
Он подчеркнул, что закон будет включать вопросы управления, организации и полномочий. «Очень много предложений связано с тем, как урегулировать вопросы, связанные с появлением новых форм организаций. Например, мы сейчас очень часто упоминаем работу холдингов. Здесь появились управляющие организации, и необходимо разобраться в их полномочиях и в том, как они должны управлять охраной труда в организациях, которыми они руководят», – рассказал Игорь Старовойтов.
Замминистра добавил, что внимание будет уделено и усилению роли системы управления охраной труда в организациях, действующей терминологии и дистанционным работникам. «Мы предполагаем включить отдельную статью Закона «Об охране труда», где уточним обязанности нанимателя и работника в отношении охраны труда дистанционных работников», – добавил он.
Игорь Старовойтов подчеркнул, что цель работы над законопроектом – дать возможность предупредить нарушения, предотвратить риски и достичь баланса в защите работников.
По информации БЕЛТА
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации БЕЛТА
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения», передает корреспондент БЕЛТА.
Законопроект разработан в целях обеспечения однозначности понимания положений статьи Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения», а также приведения их в соответствие с требованиями Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Законопроект предусматривает конкретизацию периода, в течение которого гражданин не вправе продолжать деятельность в статусе индивидуального предпринимателя, если размер его доходов и (или) выручки в течение календарного года превысил Br500 тыс. Этот период устанавливается на три календарных года.
Действие законопроекта распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
По информации БЕЛТА