28.06.2024
45 лет Красной книге Беларуси
Сегодня
исполняется 45 лет с момента создания на территории Беларуси механизма по охране отдельных видов животных и растений, находящихся на грани исчезновения, – Красной книги.

Красная книга Беларуси – официальное издание, содержащее аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории страны видов (и подвидов) диких животных и дикорастущих растений.
Красная книга Беларуси была основана в 1979 году. Ее первое издание вышло в 1981 году на белорусском языке и включало 80 видов животных и 85 видов растений.
Следующее – уже двухтомное – издание Красной книги Беларуси увидело свет в 1993 году. Список исчезающих видов флоры и фауны расширился и пополнился.
Третье издание, выпущенное на русском языке, вышла в двух томах: "Животные" (2004) и "Растения" (2005). В них вошли 189 видов животных и 274 вида растений, 24 вида лишайников и 29 – грибов. Некоторые виды из двух первых изданий книги по прошествии времени исключили, другие, оказавшиеся под угрозой исчезновения, – добавили.
Четвертое издание увидело свет в 2015 году. В него было занесено 202 вида животных и 303 вида растений.
На 2025 год запланировано очередное, пятое, издание Красной книги Республики Беларусь. Национальной академией наук Беларуси уже подготовлены предварительные списки растений и животных, которые войдут в нее. Ученые хотят включить 305 видов растений и исключить 26 видов. Также в том "Животные" планируется включить 211 видов, в том числе 21 новый, и исключить 13. По ряду видов планируется изменить охранный статус.
В настоящее время действует Государственная программа "Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов" на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров. Программа направлена на обеспечение экологически благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, охраны окружающей среды, сохранение и устойчивое использование природных ресурсов. За время ее реализации в республике было выявлено и передано под охрану 1237 мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, а также более 34 тыс. га типичных и редких природных биотопов и ландшафтов.
Помимо этого, в Беларуси разработаны и реализуются 16 планов действий по сохранению диких животных и 30 – по сохранению дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу или подпадающим под действие международных договоров, а также план управления популяцией европейской рыси и план управления популяцией зубра.
За 45 лет существования Красной книги Беларуси удалось сохранить многие виды исчезающих растений и животных, провести успешные программы по их восстановлению и увеличению численности популяций.
По информации
БЕЛТА
Законопроект об изменении Водного кодекса Республики Беларусь внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с законопроектом Водный кодекс Республики Беларусь предлагается изложить в новой редакции.
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
Водный кодекс Республики Беларусь дополняется полномочиями для местных исполнительных и распорядительных органов распоряжаться водными ресурсами на соответствующей территории с определением приоритетов их целевого использования с учетом общегосударственных интересов. Предусматриваются специальные требования, позволяющие регулировать последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
КС после рассмотрения конституционной жалобы указал на пробел в жилищном законодательстве
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
ГАИ предлагает урегулировать каршеринговые услуги отдельным документом
ГАИ предлагает урегулировать каршеринговые услуги отдельным нормативным правовым актом, сообщил начальник главного управления Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Виктор Ротченков на семинаре-совещании на тему «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь» в Палате представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
«МВД совместно с Мингорисполкомом вышли с инициативой о разработке нормативного правового акта, регулирующего сферу оказания услуг по аренде транспортных средств и средств персональной мобильности», – сказал Виктор Ротченков.
По его словам, предлагается закрепить обязанность проверки получателей услуг каршеринга на наличие действующего водительского удостоверения, ограничений в праве управления транспортными средствами. В отношении арендных электросамокатов предлагается ввести ограничения их размещения, дополнительные скоростные ограничения в потенциально опасных местах, а также установить полный или частичный запрет движения на определенных территориях (территориях учреждений образования, парков, объектов историко-культурной ценности). Предполагается, что конкретные места ограничений должны будут определяться местными органами власти.
В ходе совершенствования правового регулирования данной сферы, по словам Виктора Ротченкова, представляется необходимым: законодательное закрепление понятия «каршеринг» как отдельного вида услуг, определение порядка оказания услуги и осуществления контроля со стороны государственных органов, права и обязанности субъектов такой услуги, в том числе по профилактике правонарушений. Также видится необходимым определить перечень требований к оборудованию и оформлению транспортных средств, предоставляемых в рамках оказания услуги.
По информации
БЕЛТА
Меценатство и регулирование телевещания: состоялось заседание экспертного совета по культуре при МПА СНГ
Первое заседание экспертного совета по культуре при Межпарламентской ассамблее СНГ прошло в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.

Участие в заседании приняли представители парламентов, эксперты из творческих и общественных организаций, научных и учебных учреждений, исполнительных органов власти стран Содружества.
Ассамблея традиционно уделяет много внимания мероприятиям в сфере гуманитарного сотрудничества в странах Содружества, сообщил открывший заседание Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. «Поэтому закономерно, что решением Совета МПА СНГ был учрежден экспертный совет по культуре», – подчеркнул он.
Председателем совета является Вадим Дуда – генеральный директор Российской государственной библиотеки, президент Библиотечной ассамблеи Евразии, президент Российской библиотечной ассоциации. Заместителем председателя стала генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. Ответственным секретарем избран советник отдела обеспечения модельного законотворчества экспертно-аналитического управления Игорь Минин.
По мнению Вадима Дуды, у совета есть два важных приоритета. Первый заключается в необходимости провести аудит законодательства стран Содружества в соответствующей области – существует ряд важных и фундаментальных правовых документов, требующих внимания и анализа. «Концептуальные основы, такие как сохранение национального библиотечного фонда и непрерывность работы национальных библиотек, должны объединять нас на многие годы вперед», – считает он.
Вторым приоритетом председатель совета назвал работу с интеллектуальными правами в цифровой среде, включая оцифровку библиотечных фондов, спектаклей и музыкальных произведений. Он также отметил, что необходимо тщательно проработать общие подходы к этой проблематике. Кроме того, Вадим Дуда обратил внимание на вопрос искусственного интеллекта. «Это одновременно большая возможность и серьезная угроза – как с точки зрения создания произведений, так и поиска, использования и изменения информации, включая создание фейков», – отметил он.
Экспертам представили проект концепции рекомендаций «О правовом регулировании реализации основополагающих функций телевидения». Современное телевидение сосредоточено на развлечениях и игнорирует образовательную и культурную миссию. Многие передачи предлагают легкий и несерьезный контент, который не помогает зрителям развиваться или узнавать что-то полезное. Особенно это влияет на молодежь, которая растет в условиях ограниченного выбора качественных программ. Рекомендации направлены на улучшение телевещания с учетом культурных ценностей и интересов общества. Для стран СНГ необходимо создать единые нормы юридического регулирования, которые будут поощрять производителей делать передачи, отражающие национальные традиции и нравственные принципы. Это поможет сделать телевидение не просто источником развлечения, а важным инструментом воспитания и формирования культурной идентичности молодого поколения.
Также рассмотрен проект модельного закона «Об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах» и проект новой редакции модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности». Членам совета рассказали о ходе подготовки ко второй международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе Содружества Независимых Государств».
Очередное заседание экспертного совета запланировано на октябрь-ноябрь 2025 года.
По информации
БЕЛТА
(фото – МПА СНГ)