С 1 июля увеличивается заработная плата отдельных работников социального обслуживания
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 12 июня 2024 г. № 38 предусмотрено увеличение на 25 % надбавки за работу в сфере социального обслуживания:
- социальным работникам, сиделкам, младшим медицинским сестрам по уходу за больными, няням, санитаркам, сестрам-хозяйкам, поварам – с 90 % до 115 %;
- уборщикам, дворникам – с 45 % до 70 %.
Ежемесячное увеличение заработной платы для этих работников составит порядка 63 руб.
Поскольку размер этой надбавки привязан к базовой ставке (сегодня – 250 рублей), при ее росте данный размер будет соразмерно увеличиваться.
Среднемесячная заработная плата работников сферы социального обслуживания за январь-май 2024 г. составила 1226,3 руб.
Повышение заработной платы работников сферы социального обслуживания осуществляется планомерно в рамках реализации Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые Правила по охране труда при производстве пищевой продукции, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 122 (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по охране труда при выполнении работ, связанных с процессами производства пищевой продукции на объектах промышленности по производству пищевой продукции (далее – объект).
Требования по охране труда, содержащиеся в Правилах, направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых производством пищевой продукции, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих производство пищевой продукции на объекте.
Правила содержат два раздела:
в первом разделе устанавливаются общие требования по охране труда при производстве пищевой продукции – требования при организации производства пищевой продукции, размещении оборудования и организации рабочих мест, эксплуатации оборудования, требования к электробезопасности, монтажу (демонтажу), ремонту и техническому обслуживанию оборудования, производственным процессам, выполнению работ по сульфитации (десульфитации) пищевых полуфабрикатов и продукции, окуриванию помещений и другие;
во втором разделе – требования при производстве отдельных видов пищевой продукции (производство сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Одновременно с вступлением в силу Правил постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 123 «О признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление № 123) признаются утратившими силу 12 межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, кондитерских изделий, пищевых концентратов и плодоовощных консервов, крахмалов и крахмальной продукции, масел растительных, дрожжей, солода, пива и безалкогольных и алкогольных напитков).
Постановление № 123 вступает в силу с 1 апреля 2025 года.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации БЕЛТА
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2024 г. № 112, которым утверждены 9 профессиональных стандартов, относящихся к деятельности в области строительства, архитектуры и оказания инженерных услуг:
- каменщик;
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины;
- машинист крана автомобильного;
- машинист крана башенного;
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства;
- монтажник наружных трубопроводов;
- монтажник строительных конструкций;
- монтажник фасадных систем;
- производство кровельных работ.
Справочно. Профессиональный стандарт – характеристика содержания трудовых функций и требований к квалификации, необходимой для их исполнения.
На основании профессиональных стандартов определяются наименования профессий рабочих (должностей служащих), трудовые функции, наличие у работника соответствующей квалификации (статьи 1, 19 и 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Разработка профессиональных стандартов осуществлялась при координации Секторального совета квалификаций при Министерстве архитектуры и строительства.
Утвержденные профессиональные стандарты содержат характеристики трудовых функций для 10 профессий рабочих:
- каменщик (3-7 разряды) (код профессии рабочего согласно ОКРБ 014-2017 «Занятия» – 7112-001);
- машинист бурильной и бурильно-крановой машины (5-7 разряды) (код профессии рабочего – 8342-008);
- машинист крана автомобильного (4-8 разряды) (код профессии рабочего – 8343-012);
- машинист крана башенного (4-8 разряды) (код новой профессии рабочего – 8343-038);
- монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства (3-6 разряды) (код профессии рабочего – 7123-004);
- монтажник наружных трубопроводов (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7126-004);
- монтажник строительных конструкций (2-7 разряды) (код профессии рабочего – 7214-003);
- монтажник фасадных систем (3-5 разряды) (код профессии рабочего – 7214-015);
- кровельщик по металлическим кровлям (2-6 разряды) (код профессии рабочего – 7121-001);
- кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов (2-5 разряды) (код профессии рабочего – 7121-002).
Одновременно постановлением исключены тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих«Каменщик», «Кровельщик по металлическим кровлям», «Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов», «Монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства», «Монтажник наружных трубопроводов», «Монтажник строительных конструкций», содержащиеся в выпуске 3 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) с учетом того, что профессиональный стандарт является аналогом тарифно-квалификационной характеристики.
Также в связи с тем, что работы по управлению бурильными и бурильно-крановыми машинами, кранами автомобильными, башенными передвижными и стационарными кранами включены в профессиональные стандарты «Машинист бурильной и бурильно-крановой машины», «Машинист крана автомобильного», «Машинист крана башенного», то данные работы соответственно исключены изтарифно-квалификационной характеристики «Машинист (общестроительные машины)», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС, тарифно-квалификационной характеристики «Машинист крана (крановщик)», содержащейся в выпуске 3 ЕТКС.
Постановление вступило в силу с 16 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Нюансы организации дополнительной работы разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда отметили, что существует три вида дополнительной работы. Один из вариантов – совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – работа по другой вакантной профессии/должности. Например, каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще один вид – расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работа по такой же вакантной профессии/должности. Например, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка).
Также дополнительной работой считается исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – работа как по другой, так и по такой же профессии/должности, при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В пресс-службе отметили, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня. За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА