В Беларуси готовят стандарты для технологий искусственного интеллекта
В стране около 32 тыс. стандартов, определяющих качество и конкурентоспособность продукции и услуг. Ежегодно они обновляются. Например, в 2024 году введены в действие 848 новых. В плане нынешнего года разработка 326 стандартов и изменений в действующие. Об этом в интервью журналу «Экономика Беларуси» сообщила Елена Моргунова, Председатель Государственного комитета по стандартизации, сообщает
БЕЛТА.
«В плане на 2025-й, который подготовлен на основе предложений предприятий промышленности, технических комитетов по стандартизации, 841 тема, в том числе по разработке 326 стандартов и изменений в действующие. Они касаются транспорта, строительства, в том числе дорожного, машиностроения, электро-, робото-, сельхозтехники и других. 217 государственных стандартов будут разработаны на основе международных и региональных, – уточнила Елена Моргунова. – Более 85 % обращаемых на рынке товаров регулируется обязательными техническими регламентами ЕАЭС. Обеспечивают их реализацию и оценку соответствия стандарты – 67 будет разработано для этих целей».
Также Госстандарт, Национальная академия наук и Министерство связи и информатизации обсудят подготовку десяти стандартов на основе международных для технологий искусственного интеллекта. Кроме того, при техническом комитете по стандартизации ТК BY 38 «Цифровая трансформация» появится подкомитет, который займется вопросами стандартизации в сфере интеллектуальных технологий.
«Наша страна – экспортно ориентированная, поэтому 65 % принимаемых стандартов – аналоги международных и региональных. В отдельных сферах они превосходят международные. Например, на молочную продукцию, кондитерские изделия, в том числе шоколад, товары легкой промышленности, потому что содержат требования в комплексе, включая именно те качественные характеристики, которые делают белорусскую продукцию узнаваемой. При этом методы испытаний гармонизированы с международными», – заметила руководитель Госстандарта.
Обновление стандартов – стратегическое направление развития, поэтому проверке их научно-технического уровня уделяется особое внимание. В 2025 году ревизии подвергнутся 513 стандартов. Задача новой пятилетки – активизировать и повысить эффективность технических комитетов по стандартизации – основного звена в разработке стандартов, где формируются правила игры на рынке.
«Принято решение о проведении опроса предприятий промышленности на отраслевом и региональном уровнях, а также вневедомственной подчиненности о том, удовлетворяет ли их имеющаяся нормативная база и что нужно разработать в перспективе. Также будет предложено высказать мнение о целесообразности применения тех или иных национальных стандартов Российской Федерации для облегчения доступа продукции на рынок этой страны и участия в кооперационных проектах. На основе этой информации планируем обозначить приоритетные направления в стратегии развития Госстандарта до 2030 года», – подчеркнула собеседница.
В основе качества и конкурентоспособности продукции и услуг лежат стандарты. Стандарт – единый язык, который понятен изготовителю и потребителю. Чем прогрессивнее уровень требований, тем лучше качество. Стандарты оказывают положительное влияние на экономику, стимулируя разработку новинок и совершенствование традиционного ассортимента, способствуя развитию рынка и улучшению условий поставок за пределы страны.
По информации
БЕЛТА
Как с 2025 года изменился порядок назначения пособий на детей, пояснили в Минтруда
Как с 2025 года изменился порядок назначения пособий на детей, на вебинаре в Национальном центре законодательства и правовой информации (НЦЗПИ) рассказала заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана Коваль, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Общий порядок назначения пособия таков: все государственные пособия назначаются по месту работы матери. Если мать не работает и не является индивидуальным предпринимателем, нотариусом или адвокатом, то пособие назначается по месту работы отца. Однако есть исключение: если отец работает в организации, где численность работников меньше 15 человек, тогда пособие назначается в органах по труду, занятости и социальной защите», – рассказала она.
Светлана Коваль отметила, что изменениями было конкретизировано место назначения пособий на детей для физических лиц, которые самостоятельно осуществляют деятельность. С 1 января 2025 г. в полной семье, если отец работает, а мать является индивидуальным предпринимателем, нотариусом или адвокатом, пособие назначается в органах по труду, занятости и социальной защите. Если мать осуществляет иную самостоятельную деятельность, например, ремесленную или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, то пособие назначается по месту работы отца. Светлана Коваль пояснила, что ранее назначенные пособия продолжат выплачиваться на тех же местах, а новые назначения будут проходить по новому порядку.
Также предоставлена возможность выплаты пособия другому родителю в полной семье без изменения места выплаты. «Если получатель пособия признан ограниченно дееспособным или имеет заболевание, при котором не может выполнять родительские обязанности, то пособие выплачивается второму родителю без изменения выплаты и без пересмотра права на пособие по тому же месту», – рассказала она.
По информации
БЕЛТА
Депутат: главная задача Союзного государства – создание комфортных условий для жизни наших народов
Главная задача Союзного государства – создание комфортных условий для жизни наших народов, сообщил на пресс-конференции, приуроченной ко Дню единения народов Беларуси и России, на тему «Беларусь и Россия. Развитие общего социально-экономического пространства» председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виктор Николайкин, передает корреспондент
БЕЛТА.
«25 лет Союзному государству. Это, казалось бы, небольшой срок, но в то же время я не встречал в мировой практике таких объединений, которые бы за 25 лет своего существования смогли добиться таких результатов», – сказал Виктор Николайкин.
Главная задача Союзного государства – создание комфортных условий для жизни наших народов, – отметил депутат. «Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко недавно в Совете Федерации назвал такие цифры, что за 25 лет существования Союзного государства ВВП в Беларуси увеличился в 6 раз, в Российской Федерации – в 10 раз. Если брать ВВП на душу населения, то у нас эта цифра увеличилась в 7 раз, в Российской федерации – в 11 раз. Это очень весомые достижения», – подчеркнул он.
«Я вам сегодня хочу привести цифры и посмотреть динамику, как сегодня развивается товарооборот Беларуси с Российской Федерацией. Наш товарооборот в 2019 году – $35 млрд, 2021-м – $40 млрд, 2022-м – $45 млрд, 2023-м – $48,5 млрд и уже в 2024 году мы приблизились к $60 млрд. Вот вам результат нашего совместного труда», – дополнил Виктор Николайкин.
По информации
БЕЛТА
Конституционный Суд рассмотрел индивидуальную конституционную жалобу о взимании налогов
Сегодня Конституционный Суд рассмотрел в судебном заседании дело о конституционности частей 9-12 пункта 19 статьи 208 «Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц» Налогового кодекса Республики Беларусь по жалобе гражданина, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Гражданин обратился с конституционной жалобой о проверке конституционности этих частей статьи Налогового кодекса, примененных при рассмотрении гражданского дела с его участием. Заявитель указал, что действовавшее с 2012 по 2017 год налоговое законодательство предусматривало освобождение доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, от подоходного налога с физических лиц без ограничения суммы дохода. Вместе с тем по итогам проведения инспекцией Министерства по налогам и сборам в отношении него камеральной проверки соответствия расходов доходам за период с 1 января 2012 г. по 30 апреля 2022 г. налоговый орган исчислил подоходный налог в отношении его доходов в размере 10 % от суммы заявленных доходов, превышающей 200 базовых величин, распространив введенные в действие с 1 января 2022 г. изменения в п. 19 ст. 208 Налогового кодекса на предшествующий период.
По мнению заявителя, внесенные законом от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» дополнения в п. 19 ст. 208 Налогового кодекса нарушают его конституционные права, поскольку установили для него как плательщика, правомерно применявшего льготу по подоходному налогу с физических лиц, дополнительную обязанность по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства, в случае указания таковых в качестве источника дохода при проведении налоговым органом камеральной проверки в порядке ст. 73-1 Налогового кодекса. Гражданин считает, что обжалуемые положения этого закона, связанные с изменением порядка налогообложения, не должны иметь обратную силу.
По результатам исследования всех материалов дела Конституционный Суд в принятом решении признал взаимосвязанные положения частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса не соответствующими статьям 7, 13, 44, 56, 58, 104 Конституции Республики Беларусь в той мере, в какой они в нарушение принципов верховенства права и справедливости допускают в случае проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам возложение на физическое лицо обязанности по уплате подоходного налога с доходов, полученных от реализации продукции растениеводства до 1 января 2022 г. в течение налоговых периодов, в которых указанные доходы были в установленном законом порядке освобождены от подоходного налога.
В соответствии с решением Конституционного Суда Совету Министров Республики Беларусь надлежит не позднее трех месяцев после вынесения этого решения внести в Палату представителей Национального собрания проект закона о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс, руководствуясь положениями Конституции Республики Беларусь и с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в решении.
Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс при применении взаимосвязанных положений частей 9-12 пункта 19 ст. 208 и ст. 73-1 Налогового кодекса следует обеспечить соблюдение принципов верховенства права и справедливости.
Судебные постановления, вынесенные в отношении заявителя на основании частей 9-12 пункта 19 статьи 208 и статьи 73-1 Налогового кодекса в той мере, в какой содержащиеся в них положения признаны решением Конституционного Суда не соответствующими Конституции Республики Беларусь, подлежат пересмотру в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА
Дмитрий Матусевич рассказал о поставленных перед ним задачах
Дмитрий Матусевич, который сегодня назначен Заместителем Главы Администрации Президента Республики Беларусь, рассказал журналистам о поставленных перед ним задачах, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Дмитрий Матусевич подчеркнул: «Это прежде всего выполнение предвыборной программы Президента Беларуси, сейчас готовится концепция новой пятилетки».
Он обратил внимание, что поручено рассматривать принципиально все документы, которые будут вноситься Президенту.
«По работе в Правительстве, и как бывший замминистра экономики, и как Председатель Госкомимущества я имею определенные компетенции, наработки и опыт. И уверен, что конструктивное взаимодействие на благо страны, на экономический рост у нас сложится (с госорганами. – Прим. БЕЛТА)», – сказал Дмитрий Матусевич.
Заместитель Главы Администрации Президента обратил внимание, что вторая поднятая во время назначения тема – кадры. В частности, ему поручено внести предложения по кандидатуре нового руководителя Госкомитета по имуществу.
Дмитрий Матусевич подчеркнул, что Александр Лукашенко сравнил с «горячей сковородкой» работу на новой должности. «В принципе Президент достаточно по-доброму сказал, что это как горячая сковородка, будь готов, работай», – отметил он.
«Для меня задачи в целом понятны. Будем реализовывать поручения, отстаивать принципиальную позицию экономического блока», – отметил Дмитрий Матусевич.
До настоящего времени Дмитрий Матусевич занимал должность Председателя Государственного комитета по имуществу. На новом посту он сменил Александра Егорова, которого Президент назначил первым заместителем Председателя Правления Национального банка.
По информации
БЕЛТА