Бесплатные консультации по случаю Дня образования адвокатуры Беларуси проведут адвокаты
Белорусские адвокаты проведут бесплатные консультации для малообеспеченных 26 июня, по случаю Дня образования адвокатуры Республики Беларусь.
Акция пройдет во всех территориальных коллегиях адвокатов.
Малообеспеченные граждане смогут получить юридическую консультацию в области трудового, гражданского, семейного, жилищного и другого права.
Акция проводится в форме устных консультаций по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью и не требующим ознакомления с документами.
Подробная информация о проведении акций в каждом регионе будет размещена на сайтах территориальных коллегий адвокатов.
Напомним, что по решению совета БРКА, подобные акции в текущем году адвокаты также проведут 1 октября – по случаю Дня пожилых людей и 29 ноября – по случаю Дня юриста.
По сообщению официального сайта Белорусской республиканской коллегии адвокатов
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Потребителей защитят от случайного подключения платных услуг мобильных операторов. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
«Думаю, все наслышаны о проблеме, когда операторы мобильной связи рассылали предложения о подписке на те или иные сервисы. Приходит красивая ссылочка, очень лаконичная, две строчки всего, в которой говорится о том, что есть такой замечательный ресурс и можно подписаться. Абонент открывает посмотреть, что там по этой ссылке, ему неинтересно, закрывает и забывает об этом. Но, оказывается, уже подключился к услуге и деньги списываются. И узнает об этом потребитель только тогда, когда видит, что у него какая-то странная сумма списывается. И потребители жалуются, говорят: мы никаких действий не совершали, получили, посмотрели, закрыли, нам это не нужно. Сейчас мы обрабатываем все обращения, которые у нас есть на эту тему, потихоньку деньги возвращаются, но проблему необходимо было решать системно», – сказала Инна Гаврильчик.
МАРТ направил предложение в Министерство связи и информатизации, которое регулирует эту сферу. «Были скорректированы правила оказания услуг электросвязи. Изменения вступают в силу с 1 апреля 2025 года. Согласие потребителя на услугу должно быть четко зафиксировано. Проставление отметки о согласии должно быть осознанным. Тогда человек будет понимать, на что он подписывается и сколько будет платить. Расцениваю это как очень хорошую новость для потребителей. А то операторы пошли еще дальше и начали предлагать платную услугу по контролю за такими подписками. С нашей позиции это навязывание дополнительных платных услуг. А навязывание у нас не допускается», – отметила представитель МАРТ.
С 1 апреля предусмотрено несколько способов выражения согласия абонента на оказание информационных услуг справочного или развлекательного характера. Это проставление отметки в личном кабинете на официальном сайте или в мобильном приложении оператора электросвязи, направление USSD-запроса или СМС-сообщения, подача заявления в сервисном офисе оператора, электронная цифровая подпись. Только одним из этих способов можно будет подключить платную услугу.
По информации БЕЛТА
Программа «три плюс три» может помочь в накоплении дополнительной пенсии. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Для участия в программе необходимо выполнить два шага. Сначала нужно подать заявление и заключить договор со страховой компанией «Стравита» (это можно сделать непосредственно у страховщика или в электронном виде через официальный сайт). Затем необходимо обратиться к нанимателю с копией договора и заявлением о перечислении соответствующего страхового взноса.
Важно отметить, что вступить в программу страхования нужно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
После вступления дополнительные взносы на накопительную пенсию будут ежемесячно перечисляться работодателем по заявлению работника. Участник программы может изменить тариф взноса на накопительную пенсию, но не чаще одного раза в год. Также он вправе приостановить свое участие в программе и возобновить уплату дополнительных взносов в любое время.
В итоге при достижении общеустановленного пенсионного возраста страховщик будет выплачивать работнику дополнительную накопительную пенсию ежемесячно в течение 5 или 10 лет (по выбору гражданина).
В Минтруда подчеркнули, что уже 50 тыс. белорусов участвуют в программе.
По информации БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации БЕЛТА
Интернет-магазины будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Нововведения вступают в силу с 11 июля 2025 года. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
«С 11 июля 2025 года устанавливается ряд обязательств для интернет-площадок. Это, во-первых, обеспечение заключения договора путем заполнения покупателем электронной формы заказа. Почему для нас это важно с точки зрения защиты прав потребителей? Потому что фиксируется юридически значимое действие. И обратите внимание – должна быть возможность проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления. А то могло получиться так – оформили заказ, поторопились, нажали кнопку, а там какая-то ошибка была небольшая и приходит не тот товар. Попробуй потом доказать, что ты хотел не это. А если это еще товар, который не подлежит обмену и возврату, то потребитель понес необоснованные затраты», – сказала Инна Гаврильчик.
Также с 11 июля должна быть обеспечена техническая возможность подачи покупателем обращений в электронной форме о нарушении его прав и получения ответа на них. «На сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, для иных организаций нет. А если офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, то неудобно поехать оставить претензию. Поэтому субъекты обязаны будут рассматривать и электронное обращение», – отметила представитель МАРТ.
Также владелец интернет-площадки будет обязан предоставлять покупателю подтверждение заключения договора. Он должен будет принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о торговле и защите прав потребителей, защите информации, в том числе персональных данных, пресекать реализацию на интернет-площадке товаров, ограниченных в обороте, а также не соответствующих требованиям законодательства. Необходимо будет и оказывать содействие потребителям в защите прав, предусмотренных законодательством.
По информации БЕЛТА