18.06.2024
Какие цифровые проекты выполнены и что ожидать в 2024 году от Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси»?
На прошлой неделе Правительство Республики Беларусь подвело итоги реализации государственных программ в 2023 году. В числе рассматриваемых вопросов была эффективность выполнения Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы.
Отметим, что скорость внедрения цифровых технологий требует от заказчиков программы в текущем периоде быстрой работы по запуску и реализации их проектов. Что и происходит на практике – к текущему период из 78 подлежащих реализации проектов уже более 20 завершены, осуществляется внедрение их результатов и переход пользователей на использование новых продуктов в профессиональной деятельности.
Самые знаковые проекты, с которыми уже можно ознакомиться:
Витрина цифровых проектов (Минсвязи) – предназначена для размещения, изучения и анализа результатов цифровых решений и их государственной регистрации, стала доступна для всех категорий пользователей с 24 апреля 2024 года. В систему перенесены Государственный регистр информационных ресурсов (более 38 тыс.) и Государственный регистр информационных систем (455), работа над актуализацией которых ведется в текущее время.
В разделе ИT-решения будут публиковаться цифровые продукты, разработанные отечественными разработчиками – резидентами ПВТ – база данных технологических компетенций (в тестовом режиме сегодня в базе данных хранится 30 ИT-решений, их количество сейчас расширяется). В этом разделе витрина будет использоваться как информационный ресурс для формирования реестра отечественного ПО для организации работы по защите интересов ИТ-рынка, перехода к импортонезависимым решениям на наших предприятиях.
АИС «Гуманитарная деятельность» (Управделами Президента Республики Беларусь) – автоматизация учета, обработки и анализа информации о поступлениях в Беларусь помощи и ее целевом использовании (с начала эксплуатации в конце 2023 года 21 субъект хозяйствования зарегистрирован с помощью личного кабинета);
модернизированная АИС «Расчет налогов» (МНС) – внедрено более 10 новых сервисов, которые позволяют: загружать ежегодно предоставляемую информацию о кадастровой стоимости земельных участков, подавать уведомления по земельному налогу, актуализировать полученные от МВД сведения в электронном сервисе «Сведения о транспортных средствах», получать сформированные налоговыми органами проекты налоговых деклараций по транспортному налогу и т.д.
модернизированный Правовой форум Беларуси (НЦПИ) – предназначен для проведения публичных обсуждений проектов НПА, правовых мониторингов, сбора предложений граждан по совершенствованию законодательства (23 тыс. пользователей на сайте, ~ 92 проекта НПА обсуждено);
модернизированный ПК «Мобильный почтальон» (Минсвязи) – в 2023 году расширен перечень услуг: прием и выдача внутренних отправлений ускоренной почты, выдача почтовых отправлений по SMS-коду, прием заявок от населения на реализацию товаров потребительского спроса (в целом на базе ПК в 2023 году оказано 23 743,26 тыс. услуг);
модернизированный Госстройпортал (Минстройархитектуры) – введены в эксплуатацию новые подсистемы «Мониторинг социально-экономического состояния строительной отрасли», «Классификация и кодирование строительной информации», «Здания и сооружения. Энергетическая эффективность», проведена опытная эксплуатация подсистемы «Создание и управление банком данных объектов-аналогов на строительство объектов»;
Национальный каталог товаров Беларуси (НАН Беларуси, ЦСИ) – единая технологическая платформа ввода, обработки, хранения и использования стандартизованных по международным правилам электронной торговли цифровых описаний продукции (товаров) Республики Беларусь для их продвижения на зарубежных рынках;
Республиканская система автоматизированного мониторинга окружающей среды
(Минприроды) – предназначена для сбора, хранения, обработки, анализа и визуализации информации (данных), получаемых при проведении мониторинга окружающей среды, включая мониторинг атмосферного воздуха (атмосферный воздух, атмосферные осадки, снежный покров) с учетом уровня воздействия источников его загрязнения; 30.11.2023 введена в постоянную эксплуатацию, 10 газоанализаторов установлено в городах Береза, Добруш, Сморгонь, Молодечно (работы продолжаются).
Также создан (модернизирован) ряд систем отраслевого назначения:
- АИС Следственного комитета;
- новая версия ИАС КНД;
- единая виртуальная выставка предприятий;
- центр управления движением и других компонентов ИТС;
- модернизированный регистр населения;
- Единый регистр граждан, имеющих льготы и иные виды поддержки и другие.
Данные системы направлены на развитие электронного взаимодействия государственных органов, населения и бизнеса – формируют сервисы «электронного правительства» и базу для перехода к «цифровому государству», в которым управлять любыми процессами онлайн.
В 2024 году Государственная программа будет дополнена новыми мероприятиями:
- перевод востребованных админпроцедур в электронную форму (обмен водительских прав, учет и постановка на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, направление в дошкольные учреждения, организация работы с наружной рекламой);
- «электронная библиотека»;
- платформа «точное земледелие»;
- развитие «витрины цифровых проектов», в том числе для формирования реестра отечественного ПО;
- среда развертывания и сопровождения информационных систем;
- развитие пользовательских функций системы обращений и другими.
Все проекты запущены по новым механизмам законодательства в сфере цифрового развития, проработаны и их фактическое включение в программу начинается с выбора исполнителя.
Более подробно ознакомиться с итогами цифровой государственной программы за 2023 года можно
здесь.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
АИС «Нормотворчество» заработает в Беларуси с 1 июля
Новая автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Там уже есть элементы искусственного интеллекта. Программа будет помогать формировать текст нормативно-правового акта. Это, конечно, только зачатки, но мы уже видим и дальнейшие пути», – сказала Ольга Чуприс.
С помощью АИС «Нормотворчество» будет осуществляться подготовка текста проекта правового акта, его согласование, проведение соответствующих экспертиз, публичное обсуждение, визирование и подписание правового акта, включение его в Национальный реестр правовых актов и официальное опубликование, проведение правового мониторинга.
По информации
БЕЛТА
Витрина цифровых проектов – площадка, где собраны успешные кейсы цифрового развития: от государственных инициатив до корпоративных решений
Сегодня на площадке зарегистрировано:
-
530 информационных систем;
-
42 800 информационных ресурсов;
-
155 ИТ-решений.
Чем полезна Витрина цифровых проектов?
Госорганам и организациям – быстрый доступ к проверенным цифровым решениям и выбор оптимального способа разработки собственного технического решения.
ИТ-компаниям и бизнесу – обзор актуальных трендов ИТ-рынка и новые идеи для развития собственных цифровых решений.
Исследователям и экспертам – аналитические инструменты для оценки «цифровой зрелости» страны и дальнейшей подготовки аналитических и научных материалов по данному направлению.
Гражданам – возможность ознакомиться с технологиями, которые сделают жизнь удобнее, а работу – эффективнее.
Откройте для себя цифровое будущее на
Витрине цифровых проектов!
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал Министр экономики
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь перед заседанием Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня в Правительстве рассмотрим выполнение государственных программ и определим наши подходы по госпрограммам на будущую пятилетку. За прошлый год у нас реализовывалось 29 госпрограмм. Динамика в принципе положительная. У нас нет низкоэффективных программ: в начале пятилетки такие были, но мы приняли дополнительные меры. Видим, что основные целевые показатели в большинстве своем выполняются», – сказал Юрий Чеботарь.
По его словам, за 2024 год некоторые госпрограммы даже повысили свою эффективность, в том числе «Дороги Беларуси» и «Цифровое развитие Беларуси».
Госпрограммы являются основным инструментом выполнения пятилетней программы социально-экономического развития Беларуси. «Достигнуты весомые результаты, но есть и недостатки. Мы посмотрели на те показатели, которые сегодня не выполняются, и увидели, какие меры нужно принять. В первую очередь нужно повысить связку между показателями программы социально-экономического развития и госпрограмм. Каждый показатель, каждая задача должны дойти непосредственно до исполнителя. Второе направление – надо разобраться со стройками. Мы будем предлагать, чтобы все инфраструктурные проекты по строительству социальных объектов были внесены в программы. Что это значит? В программах здравоохранения, образования и так далее должны быть единые перечни, из которых мы будем знать, сколько, где, что будем строить. Третье направление – цифровизация. Будем предлагать со следующего года внедрять специальный информационный комплекс, через который будет осуществляться контроль, мониторинг и принятие дополнительных мер для исполнения оцениваемых показателей мероприятий, оценки эффективности госпрограмм», – проинформировал Министр.
По его словам, подготовлен проект перечня госпрограмм на следующую пятилетку. «Мы немного оптимизировали перечень исходя из того, что каждая госпрограмма должна работать на приоритеты и основные направления пятилетки. Таким образом, в будущей пятилетке у нас будет порядка 20 программ. Мы сконцентрировали наши усилия на основных направлениях, а менее приоритетные включили в другие проекты», – заключил Юрий Чеботарь.
По информации
БЕЛТА
Качество и эффективность. Александр Турчин дал оценку реализации госпрограмм в Беларуси
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации
БЕЛТА