Евгений Коваленко: важным остается постоянное взаимодействие органов юстиции всех уровней
Важным остается постоянное взаимодействие органов юстиции всех уровней. Такое мнение выразил Министр юстиции Беларуси Евгений Коваленко на встрече с работниками главного управления юстиции Могилевского облисполкома, территориальных органов принудительного исполнения, представителями Могилевской областной нотариальной палаты и Могилевской областной коллегии адвокатов, передает корреспондент БЕЛТА.
«Если говорить о встречах с профессионалами, конечно же важным остается постоянное взаимодействие органов юстиции республиканского и местных уровней, органов принудительного исполнения, адвокатов, нотариусов, деятельность органов ЗАГС, – отметил он. – Есть широкий спектр вопросов, которым нужно постоянно уделять внимание, и с которым мы постоянно работаем».
Во время встречи начальник главного управления юстиции Могилевского облисполкома Андрей Столяров рассказал о работе за 2023 год. Отвечая на вопрос министра о том, какие задачи ставит перед собой управление на этот год, Андрей Столяров акцентировал внимание на нескольких важных аспектах.
«Это повышение качества нормотворчества Могилевского областного исполнительного комитета, областного Совета депутатов. А также повышение качества местного нормотворчества, работа с юридическими службами местных органов власти и, тем самым, повышение качества принимаемых ими решений, – отметил Андрей Столяров. – Относительно работы органов ЗАГС – это продолжение работы по переводу записей актов гражданского состояния в цифровой формат».
Кроме встречи с представителями юстиции региона, во время своего рабочего визита в Могилев Евгений Коваленко пообщался со студентами Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова. Как отметил Министр юстиции, с молодежью всегда есть, что обсудить.
«Если говорить про студентов, преподавателей, представителей вузовской среды, то, конечно, здесь важно обсудить те тренды и тенденции в развитии законодательства, которые имеют место и находят отражение в учебном и образовательном процессах. А также – вопросы дальнейшей подготовки кадров и специалистов. Есть необходимость обсудить актуальные тенденции, которые в принципе происходят в обществе, особенно в преддверии большого государственного праздника – Дня Независимости в год 80–летия освобождения Беларуси, – сказал он. – С молодежью было важно проговорить вопросы сохранения исторической памяти, увековечения подвига белорусского народа в годы ВОВ, его огромного вклада в победу над фашисткой Германией».
По информации
БЕЛТА
(фото – Могилевского облисполкома)
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 апреля принял с докладом председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева.
Речь шла про комплекс вопросов развития белорусской столицы. Затрагивались как более общие вопросы, среди которых социально-экономические показатели и перспективы развития Минска, строительство жилья и благоустройство, так и предметные, хозяйственные аспекты жизнедеятельности города, затрагивающие интересы каждого жителя, например наличие парковочных мест и эффективность системы водоотведения.
Глава государства отметил, что по итогам 2024 года валовой региональный продукт Минска сложился на уровне 105,5 %, что более чем на треть формирует общереспубликанский показатель ВВП. Инвестиции столицы составляют около 22 % от республиканских показателей. Инвестиции в основной капитал сложились на уровне 119 %, заработная плата выросла почти на 20 %. «Все, вроде бы, неплохо, – оценил Президент. – Квартал прожили. Перспективы? Что мы увидим в этом году?»
Показатели социально-экономического развития Минска за прошлый год и первый квартал нынешнего позволяют, по словам Президента, судить о том, как будет развиваться в целом ситуация по стране. «То есть мы уже можем о чем-то говорить. И если Минск выдержит темпы – треть от уровня, даже больше, ВРП от уровня республики, – значит, и в стране будет неплохо», – сказал он.
Глава государства затронул тему жилищного строительства, напомнив о планах строить жилье преимущественно за пределами Минска, «чтобы не собирать людей сюда, не создавать проблемы для минчан». «Как здесь вы видите перспективы?» – поинтересовался Александр Лукашенко.
Отдельное внимание Президент обратил на проблему сверхнормативных сроков строительства жилья. «Это недопустимо – долгострои, – подчеркнул Глава государства. – У вас их 13, и из них в «Минск-Мире» – 8. Это вообще недопустимо. Они (компания, которая занимается застройкой этого квартала. – Прим.) пришли сюда работать, заключили с нами инвестиционные соглашения, договора, взяли на себя обязательства. Пусть выполняют, если хотят работать здесь».
Глава государства во время разговора сделал особый акцент на приведении в порядок Минска в Год благоустройства. «Как будет в Минске, так будет по всей стране. Владимир Евгеньевич, это не значит, что мы где-то подмести улицы должны или деревца высадить. Надо прежде всего, чтобы за каждый квадратный метр в Минске отвечали конкретные люди, предприятия и организации», – поставил задачу Президент.
Например, процесс благоустройства парка Победы в Минске власти города поручили курировать образовательному учреждению, и его руководитель несет за это ответственность. «То же самое – предприятия. Я много раз об этом говорил. Вокруг предприятия как вы обозначите им на карте зону ответственности, они должны за это отвечать, чтобы было чисто, аккуратно», – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства пояснил, что за требованием содержать в чистоте и порядке город стоит не столько желание сделать его красивым, сколько забота о здоровье людей. «Знаете, люди услышали: «Вот, чистоту требуют и так далее, листья собирать и прочее». А если не собирать? Это же все гниет, и эта гниль со всей заразой, которая там накапливается, вдыхается людьми. Это здоровье людей. Поэтому надо в чистоте, порядке содержать не только свое жилище, но все, что вокруг, в местах общественного пользования. Поэтому каждый клочок земли должен быть за кем-то закреплен», – подчеркнул Президент.
Это требование касается также и жилой застройки. «Внутри территории должны быть облагорожены, ухожены, в том числе и дворы, где живут жильцы. Главам администраций на местах задачу ставьте. Они пусть жестко требуют. Жестко требуют, потому что заболеет человек – бесплатно лечим, расходуем колоссальные деньги. Так давайте отсюда начинать», – отметил Александр Лукашенко.
Что касается внешнего вида зданий, здесь Президент поставил задачу привлекать те организации, которые занимают первые этажи строений, к поддержанию фасадов в нормальном виде. «У нас почти в каждом доме на первых этажах коммерческие структуры, государственные предприятия. Мы договаривались когда-то: фасад – за ними. Мы уже не нагружаем, чтобы они внутри жильцам помогали ремонтировать и балконы в порядок приводить. Фасады пусть приводят в порядок. За свой счет. Кому надо помочь, вы разберетесь», – сказал Глава государства.
«То есть все эти вопросы надо предусмотреть, чтобы Минск был еще краше, еще красивее, тогда легче будет (добиться порядка и благоустройства. – Прим.) на местах: «Поезжайте, посмотрите в Минске», – обратил внимание Президент.
В качестве примера он привел благоустройство территории вокруг водной артерии Минска – реки Свислочь. Во время субботника Глава государства лично принимал участие в том, чтобы благоустроить территорию парка Народного единства, высадив здесь аллею из 80 деревьев. «Когда-то это будет красивое место. Вокруг все должно там быть красиво. Это водная артерия. Возле нее должен быть порядок, чтобы люди могли отдыхать», – пояснил Александр Лукашенко.
«По благоустройству должны быть приняты соответствующие решения, меры, и они должны осуществляться. Хочу, пользуясь случаем, всех предупредить, что в этом плане мы возьмем на очень серьезный контроль благоустройство в стране, – обратил внимание Глава государства. – Пусть никто не думает, что объявили Год благоустройства, год пройдет и там все забудется. Не забудется. Все должно быть в порядке – и дороги, и дома, и вокруг территорий (должен быть порядок. – Прим.), предприятия… Все, что не нужно, нужно снести. Где нужно построить что-то, значит, нужно построить». При необходимости Президент отметил готовность оказать финансовую поддержку Минску: «Если не хватит какой-то там копейки (небольшой желательно), одолжим, в будущем году отдашь».
Одной из тем стало будущее распространение в Минске успешного опыта по созданию технопарков по образцу созданного на территории мотовелозавода. «Мы обсуждали эту проблему, когда открывали городской технопарк. Хорошее предприятие, учреждение и ряд перспективных предприятий (создано на его территории. – Прим.). Тогда мы договаривались, что посмотрите в Минске, где еще будем открывать технопарки», – сказал Александр Лукашенко.
Президент во время разговора с председателем Мингорисполкома отметил, что получал от него письмо, где среди прочего поднимается проблема нехватки парковочных мест и вообще функционирования парковок, особенно в Минске. «Тоже давайте обсудим», – сказал Глава государства.
По словам Александра Лукашенко, есть также проблемы по обслуживанию населения города в части обеспечения водоотведения. «У нас половина сетей эксплуатируется со сверхнормативными сроками. Не хочу сказать, что это уже развалюхи и так далее. Но планово надо, конечно же, работать. Знаю, что работа ведется. Как вы видите, надо ли ее по объему увеличивать или нормально?» – спросил Президент.
«Давай обсудим этот комплекс хозяйственных вопросов, от которых зависит жизнь людей, особенно в Минске», – обратился Глава государства к руководителю Мингорисполкома.
Владимир Кухарев начал доклад с вопросов экономики, которые назвал фундаментом развития города. По словам председателя Мингорисполкома, в прошлом году были достигнуты определенные результаты, а также было обеспечено выполнение всех доведенных показателей.
«В этом году мы стараемся не снижать динамику. По итогам первых двух месяцев можно сказать, что темп выдерживается, несмотря на высокую базу прошлого года», – сказал Владимир Кухарев. По словам председателя Мингорисполкома, ВРП за два месяца составил 106,4 %. «Мы думаем, что такой процент надо удерживать», – добавил он.
Индекс промышленного производства составил 108,9 %, розничный товарооборот – 113 %. Говоря про показатель розничного товарооборота, Владимир Кухарев отметил: «Это говорит о том, что население располагает деньгами и может закупить товары». Показатель оптового товарооборота – 106,8 %.
«Мы ставим задачу перед предприятиями – поиск новых рынков сбыта. Экономика города экспортно ориентированная, и количество выпускаемых товаров требует, конечно же, расширения рынков сбыта. Такая задача стоит», – подчеркнул Владимир Кухарев.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» можно сравнить с тонкими настройками уже существующей системы государственных органов и организаций. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил Министр юстиции Евгений Коваленко, сообщает БЕЛТА.
«Я бы сравнил этот документ с тонкими настройками для уже существующей, действующей, работающей системы государственных органов и организаций. Это тот случай, когда нужно устранить шероховатости, сгладить какие-то недочеты и, конечно же, обеспечить, чтобы каждое звено вращалось в нужном направлении с заданной скоростью и обеспечивало эффективность всего механизма», – сказал Евгений Коваленко.
Говоря о болевых точках и рисках, которые могут иметь место в деятельности государственных органов, Министр юстиции назвал слабую исполнительскую дисциплину, бесхозяйственность, размывание ответственности или затягивание принятия решений.
«У каждого государственного органа, государственной структуры есть широкий спектр инструментов, которые применяются в рамках управленческой деятельности. Временные, организационные, финансовые затраты, которые связаны и с совещаниями, и с командировками, должны быть обоснованы, – подчеркнул Евгений Коваленко. – Если брать нормотворческую деятельность, то в рамках нормативно-правовых актов предусмотрена такая процедура, как проведение согласительного совещания. Но до того, как согласительное совещание предстоит провести, проект должен быть подготовлен и направлен заинтересованным. Заинтересованные должны оперативно высказать свои мнения относительно подготовленного проекта будущего решения. Эти позиции нужно сблизить в рамках взаимодействия между государственными органами».
Министр пояснил, что согласительное совещание следует проводить только тогда, когда остаются один или два нерешенных вопроса по подготовленному проекту. Его протокол является частью пакета, вносимого в законодательный орган для принятия окончательного решения.
«Директива акцентирует наше внимание на необходимости более активного внедрения в работу информационных ресурсов и электронных средств коммуникации, электронных средств взаимодействия. В настоящее время в соответствии с директивой прорабатываются вопросы дальнейшей минимизации количества собираемых, например у субъектов хозяйствования, данных. Если есть какие-то сведения в одной из уже действующих государственных информационных систем, то другие государственные органы не должны обращаться к тем же субъектам хозяйствования за получением той же информации», – отметил Евгений Коваленко.
По его словам, у местной власти станет больше рычагов и полномочий для решения тех или иных проблем. «Надо рассматривать директиву как документ, направленный на дальнейшую реализацию ранее принятых решений Главы государства. Если говорить об усилении полномочий руководителей местных органов власти, то можно сказать, что каждый из них – это непосредственно лицо государства на земле. Это те структуры, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной деятельности. И нормы директивы также предполагают, что исполнительская дисциплина должна быть обеспечена на всех уровнях государственной власти», – подчеркнул он.
Министр юстиции добавил, что этот документ адресован всем слоям населения – как представителям власти, так и простым гражданам. «Можно условно разделить нормативные предписания директивы на два блока. Один адресован деятельности государственных органов, их внутренней работе, взаимодействию между собой. Второй же адресован всему обществу в целом. И ключевой момент – ответственность общества, наших граждан за то, как развивается страна», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
(фото – скриншот видео «Беларусь 1»)
Около трети от общего количества видов нотариальных действий может совершаться удаленно, сообщил журналистам Министр юстиции Евгений Коваленко перед собранием уполномоченных Белорусской нотариальной палаты, передает корреспондент БЕЛТА.
Министр напомнил, что в прошлом году у нотариусов появилась возможность совершать нотариальные действия удаленно. «К настоящему моменту порядка трети от общего количества видов нотариальных действий может совершаться удаленно. Причем в том числе через личный кабинет на сайте Белорусской нотариальной палаты», – сказал он.
В частности, возможно удаленное совершение таких нотариальных действий, как выдача свидетельства о праве на наследство, выдача свидетельства об удостоверении полномочий душеприказчика, выдача распоряжения о возмещении расходов, вызванных смертью наследодателя, выдача свидетельства о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака, принятие в депозит нотариуса денег и ценных бумаг и др.
Кроме того, законодательно были закреплены новые виды нотариальных действий, например удостоверение отмены согласия на совершение сделки. «Новые нотариальные действия уже востребованы. Мы видим запрос со стороны простых граждан на совершение этих действий», – сказал Евгений Коваленко.
С 11 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон № 305-З от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности», в соответствии с которыми часть нотариальных действий нотариусы могут совершать удаленно. Для совершения нотариальных действий удаленно личное присутствие у нотариуса не требуется.
На собрании уполномоченных Белорусской нотариальной палаты подводят итоги работы нотариата, в том числе по информатизации, а также рассматривают стратегию развития до 2030 года.
«Cегодня мы собрались для того, чтобы подвести итоги работы нотариата за 2024 год. Этот год был наполнен событиями – в плане развития нотариата, в плане попытки заглянуть в будущее этого важного юридического института белорусского государства», – отметил Министр.
По информации
БЕЛТА
(фото – Белорусская нотариальная палата)
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).
Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь