13.06.2024
До 5 процентов роста ВВП: что даст Беларуси развитие циркулярной экономики
Согласно различным расчетам, будущее планеты просматривается достаточно туманно. Через шесть лет для удовлетворения потребностей нам нужно будет столько ресурсов, сколько могут дать две планеты, а к 2050 году – три планеты. Все это – результат действия так называемой линейной экономики. Она была запущена во время промышленной революции в позапрошлом веке и предполагала лишь производство и потребление. А после однократного использования продукция шла в утиль. Все это привело к перепроизводству и перепотреблению. Решить проблему можно переходом от линейной экономики к циркулярной. Проще говоря, извлекать выгоду из повторного использования материальных потоков. В Беларуси Советом Министров утверждена Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла до 2035 года. Что планируется сделать?

Ощутимый эффект
Надо отметить, что для Беларуси тема экономики замкнутого цикла не нова. Президент Александр Лукашенко регулярно озвучивает свое требование повысить эффективность системы работы с отходами, увеличить собираемость и уровень извлечения вторичных материальных ресурсов. Неоднократно Глава государства затрагивал и тему эффективного использования техники. Ведь в ее закупку страна вливает колоссальные средства. Поэтому обслуживанию машин – первостепенное внимание. Это Александр Лукашенко еще раз подчеркнул во время недавнего совещания о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли.
Тут важен комплексный подход, отмечает заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики НИЭИ Министерства экономики Александр Шушкевич:
– Все начинается с проектирования продукции. В основе всего – максимальное использование вторичных и возобновляемых ресурсов. Продукт должен быть надежным и служить как можно дольше, а когда выработает свой ресурс, его необходимо переработать с получением качественного вторичного сырья. Этот подход включает весь жизненный цикл продукции – от ее проектирования, производства с минимальным количеством отходов и потерь до интенсивного потребления и утилизации. Есть вариант и совместного потребления, так называемый шеринг. Когда закончится первый цикл, важно наличие возможности продажи товара для вторичного пользования или ремонта. А если это невозможно, тогда раскладывание на исходные вторичные материалы, которые можно вовлечь в повторный цикл.
Все это позволяет бизнесу значительно экономить на затратах за счет возврата использованных ресурсов. Показательный пример ОАО «СветлогорскХимволокно».
– В процессе производства и переработки полиэфирных текстильных нитей образуются волокнистые отходы нитей, фильерной путанки, отходы в виде обрезков трикотажных полотен и другие, – вводит в курс дела заместитель генерального директора по производству Руслан Немерюк. – Так, например, волокнистые отходы полиэфирной нити используются при производстве полотна нетканого иглопробивного и полотна объемного термоскрепленного.
В прошлом году вовлечено в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья 1533 тонны отходов, что составляет 100 % от их общего образования. В первом квартале этого года объем переработанных отходов 372 тонны, что также составляет 100 %.
А на предприятии «Беловежские сыры» установили линию непрерывного цикла производства сыров, делится директор по развитию Светлана Сушко:
– Мы вовлекаем отходы во вторичный оборот. Повторное использование возвратной тары для моющих средств, вторичное использование коробов для евроблоков позволяет исключать затраты на утилизацию. А для экономии электроэнергии молоко перед отправкой для варки сыра решили подогревать сывороткой. Так сократили использование электроэнергии и газа на 35 % – 40 %.
Согласно расчетам НИЭИ Минэкономики, суммарный экономический эффект от развития экономики замкнутого цикла в Беларуси может составить до 5 % ВВП за период 2025 – 2040 годов, или около 0,3 % роста ВВП ежегодно.
– Суммарный вклад «циркулярных» видов деятельности (сферы сбора и переработки отходов, ремонта промышленных и потребительских товаров, их аренды, проката и лизинга) в ВВП в 2021 году, по нашим оценкам, составил 1,4 %, – отметил Александр Шушкевич. – Использование подходов экономики замкнутого цикла в производстве сложных товаров длительного потребления может привести в отраслях промышленности к снижению материальных затрат на 12 % – 23 %. Для отдельных потребительских товаров – продукты питания, напитки, текстильные изделия и упаковка – общемировой потенциал снижения материальных затрат оценивается в 20 %.
Четкий ориентир
В утвержденной Правительством Национальной стратегии развития экономики замкнутого цикла до 2035 года приоритетом обозначено обеспечение экономического роста за счет перехода от истощающего к регенеративному использованию природных ресурсов, а также модернизации производств и внедрения инновационных технологий, оптимизации использования существующих активов, фондов, запасов и материалов.
В частности, цель промышленного симбиоза – создание инновационно-промышленных кластеров и технологических платформ, которые могут обеспечивать замещение традиционных моделей организации производства на циркулярные. В сфере упаковки акцент же делается на ее повторном использовании и переработке. А шеринговая экономика предполагает предоставление альтернативных бизнес-моделей краткосрочной аренды или оказания услуг, что уменьшает потребность во владении объектами и сокращает их излишнее производство.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня»
Минэкономики: задачи инициативы «Один район – один проект» выполнили более половины регионов
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала
ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает
БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации
БЕЛТА
В Москве прошло очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
25 июня во флагманской клинике Группы компаний «МЕДСКАН» (Российская Федерация) на территории Инновационного центра «Сколково» в г. Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
Решением 34-го заседания Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах от 7 ноября 2024 г. Группе компаний «МЕДСКАН» придан статус Координатора инициатив Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года, а также Центра передового опыта (превосходства) в области медицины в рамках указанной программы.
В рамках заседания рассмотрен вопрос о препятствиях во взаимной торговле государств – участников СНГ и рекомендациях по их устранению. Членам Комиссии представлена Информация, сформированная на основе полученных от государств – участников СНГ данных об используемых специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах, о временных запретах, лицензируемых и квотируемых товарах, о применении другими сторонами ограничений, нарушающих или тормозящих развитие взаимной торговли, а также итогов проведенных заседаний Рабочей группы высокого уровня.
Основной целью подготовки Информации является обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров с минимальным количеством ограничений и изъятий.
Рассмотрен отчет о деятельности Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр в 2021–2024 годах. В указанный период Межправсоветом проведено 4 заседания, на которых рассмотрены около 50 вопросов. В Отчете отмечено, что проводимые совместные работы в рамках Межправсовета нацелены на совместное решение сложных геологических задач путем изучения строения крупных блоков земной коры, геологического картографирования и создания геолого-картографического веб-ресурса, мониторинга опасных геологических процессов и явлений, изучения режима, баланса, состояния и рационального использования подземных вод, проведения лабораторно-аналитических и геохимических исследований, внедрения и развития современных информационных технологий и программно-технологического обеспечения в области геологического изучения недр, формирования общего информационно-правового пространства в области недропользования.
В рамках заседания представлена информация о выполнении Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и Комплексного плана мероприятий на 2021–2025 годы по ее реализации. В Информации показано, что в государствах – участниках продолжается работа по формированию инновационной инфраструктуры, появляются ее новые элементы. Так, расширяется сеть центров коммерциализации инноваций. В настоящее время такой статус имеют 10 организаций из государств – участников СНГ. Также создаются такие объекты инновационной инфраструктуры, как центры трансфера знаний в сфере разработки программного обеспечения в рамках Программы, центры поддержки технологий и инноваций, развиваются технологические платформы, сеть бизнес-инкубаторов, направленных на развитие креативной экономики, поддержку инновационного предпринимательства и создание стартапов. В государствах – участниках СНГ в целях развития наукоемких и высокотехнологичных производств, ускорения внедрения научно-технических и инновационных разработок в серийное производство в научных организациях создаются отраслевые лаборатории, развивается сеть центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием.
В части подготовки кадров реализуются программы академической мобильности студентов и преподавателей с вузами государств – участников СНГ, разрабатываются и внедряются совместные образовательные программы.
Рассмотрен проект Положения о центрах компетенций в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи и процедуры создания центров компетенций в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для обеспечения ускоренного развития научно-технологического потенциала государств – участников Программы по приоритетным направлениям сотрудничества, сохранения и развития их научно-исследовательского и инновационного потенциала, в том числе путем поддержки поисковых исследований с помощью специальных грантовых программ, консультационного сопровождения, организации технологической и финансово-экономической экспертизы, инвентаризации завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям научно-технического, технологического и инновационного сотрудничества и др.
Членами Комиссии также рассмотрен проект Положения о центрах передового опыта (превосходства) в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи центров передового опыта (превосходства) в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Документ направлен на создание условий для развития межгосударственного инновационного сотрудничества, в том числе путем использования результатов научных исследований и разработок в прорывных областях знаний с использованием уникальных материально-технических, интеллектуальных и кадровых ресурсов, создания и вывода на рынок глобально превосходящих продуктов и технологий, применения наилучших практик в определенной области.
Были рассмотрены вопросы о придании статуса:
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области взрослой травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н.Приорова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области детской травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.
Членам Комиссии также был предложен для рассмотрения отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для горно-металлургической отрасли, современного материаловедения и рециклинга промышленных отходов Национального исследовательского технологического университета МИСИС. За отчетный период базовая организация подготовила и принимала активное участие в процессе согласования проекта Комплекса мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в горно-металлургической отрасли от 28 октября 2016 г. Указанный документ утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 26 октября 2023 г. НИТУ МИСИС были подготовлены проекты Концепции цифровой трансформации отраслей горно-металлургического комплекса государств – участников СНГ и Плана мероприятий по ее реализации. Проекты документов представлены на рассмотрение членов Совета по промышленной политике государств – участников СНГ 4 июня 2025 г.
Кроме того, базовой организацией большое внимание уделялось практической подготовке будущих специалистов.
В рамках заседания рассмотрен отчет о деятельности базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств – участников Содружества Независимых Государств – федерального бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» (ВНИИДАД). В Отчете указано, что в рамках реализации функций базовой организации ВНИИДАД осуществляет научно-образовательную и просветительскую деятельность, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, направленную на совершенствование системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в архивной сфере, вовлекает в научную деятельность специалистов из государств – участников СНГ, развивает международное сотрудничество.
Базовая организация регулярно принимает участие в деятельности Консультативного совета руководителей государственных архивных служб государств – участников СНГ и организует международные конференции, семинары, форумы.
Членами Комиссии представлен доклад о состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ. В Докладе представлены результаты текущей деятельности государств – участников СНГ по развитию законодательной базы и рыночных механизмов в сфере ценных бумаг. Приведены данные по составу профессиональных участников фондового рынка, объемам торгов финансовыми инструментами, рыночной капитализации и мерам предотвращения нарушений в указанной сфере.
Приведена информация о разработке и применении мер регулирования и надзора финансовых рынков, направленных на совершенствование деятельности финансовых организаций, повышение их ответственности за результаты деятельности, защиту интересов потребителей финансовых услуг, внедрение современных технологий на финансовом рынке.
В рамках заседания был одобрен проект повестки дня 107-го заседания Экономического совета Содружества Независимых Государств.
Очередное заседание Комиссии состоится 23 июля 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Юрий Чеботарь: начинаем масштабную работу по наполнению программы новой пятилетки конкретными мерами и проектами
Об этом заявил 25 июня Министр экономики Юрий Чеботарь, открывая серию встреч в формате круглого стола с представителями органов госуправления по разработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
Как напомнил в своем выступлении руководитель Министерства, сама Концепция Программы-2030 уже одобрена: определены структура и приоритетные направления развития, обозначены отрасли, которые станут драйверами роста на ближайшие пять лет. Теперь предстоит наполнить проект документа конкретными мерами и задачами.
«Чтобы получить «на выходе» качественный, всесторонне проработанный документ, учитывающий запросы всех слоёв общества, Минэкономики стремится вовлечь в обсуждение всех заинтересованных: учёных, бизнес, экспертов, отраслевых аналитиков, госорганы-регуляторы, «лидеров мнений».
Мы особенно заинтересованы в свежих, обоснованных предложениях, которые, учитывая глобальные тренды, внутренние условия и резервы роста, обеспечивают реализацию приоритетов пятилетки и достижение индикаторов развития. Такие инициативы будут обязательно учтены в проекте Программы-2030», – отметил Юрий Чеботарь.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Госстандарт: практически во всех сферах экономики Беларуси до 2040 года будет использоваться ИИ
В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться искусственный интеллект. Такое заявление на круглом столе на площадке международного ИКТ-форума и выставки Digital Expo – 2025 сделала начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Круглый стол, посвященный стандартизации в области искусственного интеллекта, организовали Государственный комитет по стандартизации и Программа развития ООН в Беларуси (ПРООН).
«Наша страна делает только первые шаги в направлении искусственного интеллекта, но в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться ИИ, – рассказала Оксана Гришкевич. – Сегодня мы нарабатываем регулирование через технические стандарты, потому что законодательство, которое бы жестко регулировало эту сферу, только формируется».
На данный момент в Беларуси действует 12 стандартов на беспилотные транспортные средства, касающихся искусственного интеллекта, разрабатываются стандарты на системы менеджмента в данной сфере, как и ряд стандартов при содействии экспертов ПРООН, которые будут утверждены в конце этого года. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 24 апреля этого года, разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Сейчас этот институт продолжает работу над законодательством для нашей страны.
Оксана Гришкевич также обратила внимание, что настоящей экспертной площадкой для обмена мнениями и практическим опытом и достижения консенсуса выступят технический комитет по стандартизации Беларуси, который создается по инициативе ОИПИ, и межгосударственный технический комитет «Искусственный интеллект».
Опыт в сфере технического регулирования технологий ИИ также представили эксперты из России и Китая. Практически все спикеры подчеркнули, что сегодня маркетинговые механизмы представляют ИИ как универсальный инструмент решения любых вопросов, поэтому так важно найти адекватные решения на основе экспертных мнений.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА