13.06.2024
До 5 процентов роста ВВП: что даст Беларуси развитие циркулярной экономики
Согласно различным расчетам, будущее планеты просматривается достаточно туманно. Через шесть лет для удовлетворения потребностей нам нужно будет столько ресурсов, сколько могут дать две планеты, а к 2050 году – три планеты. Все это – результат действия так называемой линейной экономики. Она была запущена во время промышленной революции в позапрошлом веке и предполагала лишь производство и потребление. А после однократного использования продукция шла в утиль. Все это привело к перепроизводству и перепотреблению. Решить проблему можно переходом от линейной экономики к циркулярной. Проще говоря, извлекать выгоду из повторного использования материальных потоков. В Беларуси Советом Министров утверждена Национальная стратегия развития экономики замкнутого цикла до 2035 года. Что планируется сделать?

Ощутимый эффект
Надо отметить, что для Беларуси тема экономики замкнутого цикла не нова. Президент Александр Лукашенко регулярно озвучивает свое требование повысить эффективность системы работы с отходами, увеличить собираемость и уровень извлечения вторичных материальных ресурсов. Неоднократно Глава государства затрагивал и тему эффективного использования техники. Ведь в ее закупку страна вливает колоссальные средства. Поэтому обслуживанию машин – первостепенное внимание. Это Александр Лукашенко еще раз подчеркнул во время недавнего совещания о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли.
Тут важен комплексный подход, отмечает заведующий отделом природопользования и развития зеленой экономики НИЭИ Министерства экономики Александр Шушкевич:
– Все начинается с проектирования продукции. В основе всего – максимальное использование вторичных и возобновляемых ресурсов. Продукт должен быть надежным и служить как можно дольше, а когда выработает свой ресурс, его необходимо переработать с получением качественного вторичного сырья. Этот подход включает весь жизненный цикл продукции – от ее проектирования, производства с минимальным количеством отходов и потерь до интенсивного потребления и утилизации. Есть вариант и совместного потребления, так называемый шеринг. Когда закончится первый цикл, важно наличие возможности продажи товара для вторичного пользования или ремонта. А если это невозможно, тогда раскладывание на исходные вторичные материалы, которые можно вовлечь в повторный цикл.
Все это позволяет бизнесу значительно экономить на затратах за счет возврата использованных ресурсов. Показательный пример ОАО «СветлогорскХимволокно».
– В процессе производства и переработки полиэфирных текстильных нитей образуются волокнистые отходы нитей, фильерной путанки, отходы в виде обрезков трикотажных полотен и другие, – вводит в курс дела заместитель генерального директора по производству Руслан Немерюк. – Так, например, волокнистые отходы полиэфирной нити используются при производстве полотна нетканого иглопробивного и полотна объемного термоскрепленного.
В прошлом году вовлечено в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья 1533 тонны отходов, что составляет 100 % от их общего образования. В первом квартале этого года объем переработанных отходов 372 тонны, что также составляет 100 %.
А на предприятии «Беловежские сыры» установили линию непрерывного цикла производства сыров, делится директор по развитию Светлана Сушко:
– Мы вовлекаем отходы во вторичный оборот. Повторное использование возвратной тары для моющих средств, вторичное использование коробов для евроблоков позволяет исключать затраты на утилизацию. А для экономии электроэнергии молоко перед отправкой для варки сыра решили подогревать сывороткой. Так сократили использование электроэнергии и газа на 35 % – 40 %.
Согласно расчетам НИЭИ Минэкономики, суммарный экономический эффект от развития экономики замкнутого цикла в Беларуси может составить до 5 % ВВП за период 2025 – 2040 годов, или около 0,3 % роста ВВП ежегодно.
– Суммарный вклад «циркулярных» видов деятельности (сферы сбора и переработки отходов, ремонта промышленных и потребительских товаров, их аренды, проката и лизинга) в ВВП в 2021 году, по нашим оценкам, составил 1,4 %, – отметил Александр Шушкевич. – Использование подходов экономики замкнутого цикла в производстве сложных товаров длительного потребления может привести в отраслях промышленности к снижению материальных затрат на 12 % – 23 %. Для отдельных потребительских товаров – продукты питания, напитки, текстильные изделия и упаковка – общемировой потенциал снижения материальных затрат оценивается в 20 %.
Четкий ориентир
В утвержденной Правительством Национальной стратегии развития экономики замкнутого цикла до 2035 года приоритетом обозначено обеспечение экономического роста за счет перехода от истощающего к регенеративному использованию природных ресурсов, а также модернизации производств и внедрения инновационных технологий, оптимизации использования существующих активов, фондов, запасов и материалов.
В частности, цель промышленного симбиоза – создание инновационно-промышленных кластеров и технологических платформ, которые могут обеспечивать замещение традиционных моделей организации производства на циркулярные. В сфере упаковки акцент же делается на ее повторном использовании и переработке. А шеринговая экономика предполагает предоставление альтернативных бизнес-моделей краткосрочной аренды или оказания услуг, что уменьшает потребность во владении объектами и сокращает их излишнее производство.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня»
Александр Турчин: проведем масштабное социсследование, чтобы изучить запросы общества на будущую пятилетку
Подготовку концепции Программы социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы обсуждали сегодня на совещании у Премьер-министра Беларуси Александра Турчина, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Программу мы должны выстроить из приоритетных и реально достижимых целей. То, что мы планируем, мы должны выполнить», – подчеркнул Александр Турчин.
Премьер-министр также отметил, что при подготовке документа необходимо учесть запрос общества, что оно хочет видеть от государства в будущей пятилетке. Для этого в ближайшее время необходимо провести масштабное социологическое исследование.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин о работе на посту главы Правительства
Никакой существенной коррекции экономического курса не будет. Об этом заявил журналистам Премьер-министр Александр Турчин, назначенный 10 марта на эту должность Главой государства Александром Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Отвечая на вопрос, есть ли необходимость менять подходы к тому, как работать над более успешным развитием экономики в стране, он сказал: «Мое самое любимое выражение – «эволюция без революций». На любой должности, конечно, необходимо эволюционировать: и в должности председателя Правительства, председателя Минского облисполкома… Каждый руководитель со своим приходом приносит что-то новое, новый взгляд на те или иные проблемы».
«Никакой существенной коррекции экономического курса, конечно, не будет, – подчеркнул Александр Турчин. – Самое главное – обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие нашей страны. Конечно, во главе угла – люди, повышение их благосостояния, улучшение качества жизни. Вот основные направления нашей работы».
Он отметил, что люди, которые сейчас занимают ключевые посты в Правительстве, Администрации Президента, руководстве регионов, работали вместе на протяжении определенного времени, хорошо друг друга знают и будут в первую очередь заниматься вопросами экономики. «Есть ли проблемы? Конечно, есть. Мы их будем решать. Думаю, что все у нас получится и все будет хорошо», – сказал Александр Турчин.
Одной из важнейших для себя задач Премьер-министр видит не просто обеспечение экономического роста, а сбалансированного экономического роста. «Нельзя допускать, чтобы экономический рост был в ущерб каким-то иным макроэкономическим показателям. Можно поставить любую цель и ее достичь. Вопрос только в последствиях достижений и каким путем (это сделано. – Прим. БЕЛТА). Главная задача Правительства – это обеспечить экономический рост, сбалансированный с другими макроэкономическими показателями», – заявил он.
По информации
БЕЛТА
Стратегия, инвестполитика и предпринимательская инициатива. Министр экономики о приоритетах на 2025 год
Министр экономики Юрий Чеботарь на расширенном заседании коллегии Минэкономики рассказал о приоритетах в работе на 2025 год, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
На заседании определены приоритетные направления совместной работы госорганов, местной власти, научного и бизнес-сообщества, направленной на устойчивое экономическое развитие Беларуси в 2025 году и в среднесрочной перспективе.
В первую очередь это стратегическое планирование. «Ключевой документ – НСУР-2040 – уже одобрен Правительством. Регуляторами завершается разработка отраслевых стратегий на ближайшие 10 лет. На них в свою очередь должна быть основана концепция программы будущей пятилетки. Уже определены 10 национальных приоритетов, которые в дальнейшем будут вертикализированы в конкретные госпрограммы. За каждый приоритет и программу назначим ответственного исполнителя – персонализируем ответственность», – пояснил Юрий Чеботарь.
Второе важнейшее направление – инвестиционная политика. «Здесь основная задача регионов и госорганов – найти прорывные проекты. Для их реализации будем совершенствовать институциональные условия и предлагать доступное финансирование. В приоритете – гринфилд-проекты и высокотехнологичные производства, способные дать мощный эффект для экономики», – отметил руководитель Министерства.
Третье направление работы – стимулирование предпринимательской инициативы и наращивание вклада малого и среднего бизнеса в экономику. «Ключевая задача – дебюрократизация, упрощение регуляторных требований, сокращение избыточной административной нагрузки и максимальный перевод в цифру взаимодействия по линии «госорганы – бизнес», – подчеркнул Министр экономики.
В своем выступлении Юрий Чеботарь также озвучил конкретные задачи в части работы над программой социально-экономического развития до 2030 года и программой деятельности правительства, выработки системных мер поддержки экономики, диверсификации экспорта и укрепления инвестиционного сотрудничества с дружественными государствами, дальнейшего развития экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
На расширенном заседании в Минэкономики под председательством министра экономики были рассмотрены итоги работы министерства в 2024 году. Участие в мероприятии приняли руководители республиканских органов госуправления и их заместители, заместители председателей облисполкомов и Мингорисполкома, сенаторы и депутаты, главы администраций свободных экономических зон и индустриального парка «Великий камень», руководители крупнейших бизнес-союзов и ассоциаций.
По информации
БЕЛТА
«Принципиально новая». Какой будет программа соцэкономразвития до 2030 года, рассказал Юрий Чеботарь
Министр экономики Юрий Чеботарь рассказал журналистам перед началом расширенного заседания коллегии Минэкономики о том, какой будет программа социально-экономического развития до 2030 года, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Самая главная задача в этом году – подготовка программы социально-экономического развития до 2030 года, подчеркнул Юрий Чеботарь. Соответствующие поручения Президент дал при назначении новых членов Правительства. Важно, по словам Главы государства, чтобы программа не была переписана. «Сегодня будем обсуждать новые подходы. Это будет принципиально новая программа, – обратил внимание Министр экономики. – Программа будет строиться на основных положениях Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года. Напомню, ее Правительство уже рассмотрело, в основном одобрило, поэтому все основные элементы, индикаторы и посылы будут в том числе погружены в программу социально-экономического развития».
Акцент для ведомства всегда остается один – это комфортная жизнь населения и его благосостояние. «Цели, задачи и инструменты для достижения этой задачи будем структурировать уже действительно по-новому. Будут несколько приоритетов в программе, которые мы будем вертикализировать через госпрограммы с постановкой конкретных индикаторов, которые будут измеримы, достижимы, и мы будем понимать, за счет каких проектных мероприятий получим результат», – пояснил глава экономического ведомства.
На расширенной коллегии также планируется обсудить ряд вопросов по инвестиционной повестке. «Хоть у нас есть определенные хорошие результаты – и реализация инициативы «Один район – один проект», законодательные изменения, но много чего нас не устраивает. Все-таки нам бы хотелось, чтобы динамика была побольше», – сказал Юрий Чеботарь.
Министр напомнил, что также у Президента недавно состоялось совещание с предпринимателями. «Все посылы мы знаем. Ключевое для нас на этот год – подготовить нормативно-правовой акт по идеологии лучше, чем Директива № 4 и Декрет № 7 для упрощения работы с предпринимательской средой. Также будем работать по спискам разрешенных видов деятельности – в этом году все, кто не попадает в перечни, должны перерегистрироваться и принять решение о дальнейшей своей судьбе», – поделился планами Министр.
Кроме этого, на коллегии будет затронут ряд вопросов, связанных с отраслями. «Необходимо разработать в преддверии программы социально-экономического развития стратегии развития на 10 лет в каждой отрасли. У ряда министерств эта работа пробуксовывает, поэтому поставим соответствующие задачи сегодня на коллегии», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Зампредседателя Белстата: в Беларуси сложился позитивный тренд в инфляционных процессах
В Беларуси сложился позитивный тренд в инфляционных процессах. Об этом заявила заместитель Председателя Национального статистического комитета Наталья Тарасюк в YouTube-проекте
БЕЛТА «По факту: решения Первого».
Наталья Тарасюк обратила внимание, что принятие государством своевременных мер по регулированию цен позволило существенно снизить инфляцию. Так, если на момент введения действующей системы ценообразования в сентябре 2022 года инфляция сложилась на уровне 17,4 %, то по итогам 2022 года она снизилась до 12,8 %. В 2023 году ее уровень был 5,8 %, а в 2024-м – 5,2 %.
«У нас сложился позитивный тренд в инфляционных процессах», – подчеркнула Наталья Тарасюк.
Кроме того, принятые меры позволили сдержать обесценивание доходов населения, положительно сказались на благосостоянии людей и позволили снизить уровень малообеспеченности в Беларуси до минимального за всю историю наблюдений – 3,5 %. Как пояснила специалист, уровень малообеспеченности – это удельный вес среди населения людей, у которых располагаемые денежные доходы ниже прожиточного минимума.
Зампредседателя Белстата также уточнила, что индекс потребительских цен (инфляция) в Беларуси рассчитывается ежемесячно на основании данных об изменении цены порядка 500 товаров и услуг в 31 городе, в более чем 8 тыс. торговых организаций. Ежемесячно специалисты Белстата собирают свыше 70 тыс. ценовых котировок. В инфляцию включают товары как повседневного спроса, так и длительного использования. Регистраторы сравнивают цены на товары по конкретным характеристикам: производитель, состав, фасовка, упаковка и т.д. Для получения точной объективной информации при расчете инфляции сравниваются цены по конкретному производителю в одном и том же торговом объекте с едиными потребительскими свойствами.
Наталья Тарасюк считает, что в той экономической ситуации, которая складывается на внешних рынках, и при высоком уровне инфляции в соседних с Беларусью странах необходимо управляемое ценообразование. И не стоит рассчитывать, что рынок все отрегулирует так, чтобы это соответствовало интересам нашей страны и общества. «Все меры, которые принимаются для ценового регулирования, направлены на то, чтобы не было злоупотреблений, когда формируется цена в рознице на товар. Потому что разные мероприятия показывали, что завышались торговые надбавки, была непомерная маржа на определенные товары. Чтобы этого не было, а была справедливая цена, и были приняты меры по ценовому регулированию», – сказала она.
По информации
БЕЛТА