12.06.2024
БРКА. Ответы на юридические вопросы
Специалисты Белорусской республиканской коллегии адвокатов отвечают на юридические вопросы.

Скажите, может ли шестнадцатилетний подросток находиться на улице после 23:00 без сопровождения взрослых?
Может.
В законе сказано о детях, не достигших этого возраста. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с 23:00 до 06:00 вне жилища влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Бывший муж после развода дарил подарки, давал деньги мне и нашему ребенку. Сейчас хочет это все вернуть. Обязана ли я все возвращать?
Дарение может быть отозвано только в случаях, предусмотренных законодательством. Даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого‑либо из членов его семьи или близких родственников, либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения. Содержание родителем его несовершеннолетнего ребенка является его обязанностью согласно Кодексу Республики Беларусь о браке и семье.
Буду ли я считаться не занятой в экономике после декретного отпуска с трехлетним ребенком?
Нет. Занятыми в экономике считаются граждане из числа женщин, фактически проживающих в Республике Беларусь (за исключением случаев выезда за границу на лечение и (или) оздоровление) и воспитывающих ребенка в возрасте до 7 лет, троих и более несовершеннолетних детей, являющихся матерью (мачехой), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем).
В чате садового товарищества постоянные споры по поводу шумных строительных работ. Подскажите, до какого времени можно производить шумные работы?
Как правило, если появляется необходимость в выполнении работ, создающих шум, члены товарищества обязаны начинать их не ранее 09:00 и заканчивать не позднее 19:00, не применяя при производстве работ оборудование и инструменты, от работы которых уровень шума и вибрации превышает установленные санитарные нормы.
При пользовании телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами должны соблюдаться требования санитарных правил и норм. Шум не должен превышать допустимых уровней для дневного (с 07:00 до 23:00) и ночного (с 23:00 до 07:00) времени суток.
Изучайте правила внутреннего распорядка вашего садового товарищества.
Имеет ли право наниматель ставить мне рабочие смены в ночное время, если у меня ребенок 4 лет?
К работе в ночное время, даже если она приходится на часть рабочего дня или смены, не допускаются:
- беременные женщины;
- работники моложе 18 лет.
Инвалиды при условии, что такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия.
Возможно ли привлечь человека к ответственности за слежку по телефону? Муж взял мой телефон и под моим аккаунтом смотрел все, что я делала, и сделал скриншоты.
Незаконное собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшее причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего, является преступлением. Имеете право обратиться с заявлением в милицию, будет проведена проверка и дана правовая оценка его действиям.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня»
Модельное законотворчество – перспективное направление в Союзном государстве
Модельное законотворчество – перспективное направление в Союзном государстве, заявил журналистам председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виктор Николайкин во время пресс-конференции, приуроченной ко Дню единения народов Беларуси и России на тему «Беларусь и Россия. Развитие общего социально-экономического пространства», передает корреспондент
БЕЛТА.
По его словам, депутаты видят перспективным такое направление, как создание модельных законов Союзного государства. «У нас уже есть практика применения. Так, в 2023 году союзными парламентариями был принят модельный закон о гражданской автоответственности владельцев транспортных средств. В развитие этого модельного закона принят федеральный закон Российской Федерации и совсем недавно принят указ главы белорусского государства. И уже буквально в апреле в Союзном государстве заработает единая система автострахования», – рассказал Виктор Николайкин.
Еще один пример – комфортный тариф роуминга заработал на территории Союзного государства. Он предусматривает 150 минут на входящие звонки, 150 минут на исходящие и 5 ГБ интернета при условии, что тарифный план их включает. «Мы шли к этому не один год. И были поручения глав наших государств. У нас уже есть определенные подвижки», – отметил парламентарий.
Виктор Николайкин обратил внимание, что работа в данном направлении будет продолжена.
По информации
БЕЛТА
Андрей Швед: важно, чтобы законодательство в стране отвечало потребностям людей и защищало каждого гражданина
Конституция Республики Беларусь – правовой фундамент единства и процветания белорусского народа, сохранения исторической памяти. С такой темой выступил перед трудовым коллективом ОАО «АСБ Беларусбанк» Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед, сообщили
БЕЛТА в Генеральной прокуратуре.
Андрей Швед рассказал об основных направлениях деятельности органов прокуратуры, в том числе о координации работы по борьбе с коррупцией. Генеральный прокурор проинформировал о мерах по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также по защите прав несовершеннолетних. В преддверии Дня памяти сожженных деревень Андрей Швед подробно остановился на расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, отметил важность сохранения исторической правды и памяти.
Генеральный прокурор подчеркнул, что Конституция Республики Беларусь закладывает правовую основу деятельности прокуратуры, возлагая на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов, указал на важность того, чтобы законодательство в стране отвечало реальным потребностям людей и защищало каждого гражданина.
Андрей Швед отметил, что в последние годы в западных странах наблюдается целенаправленное разрушение традиционных ценностей, институтов брака и семьи, культивируются деструктивные идеи. «Для нас подобное является неприемлемым. Неслучайно в новой редакции изложена статья 32 Конституции, в соответствии с которой брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, завершается работа над предложенным прокуратурой законопроектом об установлении административной ответственности за пропаганду, в том числе в сети Интернет, гомосексуальных отношений либо смены пола, педофилии, добровольного отказа от рождения детей», – сказал руководитель надзорного ведомства.
Андрей Швед отметил, что в республике значительное внимание уделяется предупреждению семейного неблагополучия, защите прав детей-сирот, обеспечению безопасных условий жизнедеятельности. Глава надзорного ведомства проинформировал о направленных Генеральной прокуратурой в адрес Правительства предложениях обеспечить комплексный подход в части информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет как источнике угроз совершения суицидов и сексуальных преступлений, а также как среде насаждения нетрадиционных ценностей и вовлечения в незаконный оборот наркотиков и экстремистскую деятельность.
По информации
БЕЛТА
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: необходима корректировка законодательства о признании задолженности безнадежным долгом
За 2024 год экономическими судами возбуждено 1 258 дел о несостоятельности и банкротстве, что на 41 % больше, чем в 2023 году.
Более половины дел о банкротстве (58 %) открываются экономическими судами по инициативе госорганов на стадии, когда у должника отсутствует имущество.
В этой связи Департамент по санации и банкротству придерживается позиции о целесообразности корректировки законодательства в сфере признания задолженности безнадежным долгом.
«Анализ практики применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности за 2024 год выявил необходимость предоставления бóльших прав госорганам на принятие решения о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании по основаниям, не связанным с банкротством.
Требуется пересмотр условий такого списания. Соответствующие консультации проведены с МНС, Минтруда и Верховным Судом», – отметил директор Департамента Юрий Тараканов.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь