В госрегулировании цифрового развития Беларуси произошли изменения
В целях совершенствования государственного регулирования цифрового развития внесены изменения в Указ от 7 апреля 2022 года № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». Соответствующий Указ № 200 подписал 19 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Документ направлен на дальнейшую активизацию регионального цифрового развития за счет средств местных инновационных фондов, расширение перечня услуг отраслевых офисов цифровизации и РУП «Центр цифрового развития», оказываемых государственным органам и организациям за счет бюджетных средств, в том числе по планированию их цифрового развития, сопровождению информационных систем, масштабированию пилотных проектов.
С учетом значимости вопросов цифрового развития для экономики Указом также закрепляется, что Премьер-министр Беларуси курирует Министерство связи и информатизации и возглавляет Наблюдательный совет Парка высоких технологий.
Цифровые проекты в фокусе внимания – какие инициативы поддержаны?
На очередном заседании Совета по проекта в сфере цифрового развития приняты решения о целесообразности реализации ряда ИТ-проектов по направлениям:
-
здравоохранение – модернизация медицинской информационной системы «Клиника» для создания современного решения для поддержки процессов обслуживания населения при стационарном лечении;
-
торговля – разработка новых ИТ-решений для самых крупных торговых площадок столицы для перехода на новые каналы доставки товаров потребителям;
-
авиаперевозки – формирование передовой экосистемы решений для работы Национального аэропорта в целях повышения оперативности внутренних процессов и качества работы с пассажирами;
-
пограничный контроль – совершенствование сервисов систем пограничного контроля для обеспечения безопасности Государственной границы.
Большинство проектов будут запущены в реализацию в текущем году, их основная задача – повысить эффективность работы национальной инфраструктуры и вывести на новый уровень качество обслуживания населения.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Согласован проект плана действий стран ШОС в области цифровой трансформации
Согласован проект плана действий стран ШОС в области цифровой трансформации. Об этом
БЕЛТА сообщили в Министерстве связи и информатизации по итогам рабочей встречи первого заместителя Министра связи и информатизации Павла Ткача с руководством Департамента международного сотрудничества Министерства промышленности и информатизации КНР.
На встрече стороны обсудили вопросы подготовки к четвертому совещанию руководителей министерств и ведомств государств – членов ШОС, ответственных за развитие информационно-коммуникационных технологий. Согласованы проекты повестки дня и протокола совещания, а также проект плана действий стран Шанхайской организации сотрудничества в области цифровой трансформации.
Стороны также обсудили вопросы реализации меморандума о взаимопонимании по вопросу стратегического сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий между Министерством связи и информатизации Республики Беларусь и Министерством промышленности и информатизации Китайской Народной Республики.
«Встреча прошла в конструктивном ключе. Договорились о развитии взаимодействия, направленного на дальнейшее укрепление сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий», – отметили в Минсвязи.
Планом основных мероприятий Шанхайской организации сотрудничества на 2025 год предусмотрено проведение в первом полугодии в Китае совещания руководителей министерств и ведомств государств – членов ШОС, ответственных за развитие ИКТ. Мероприятие проходит на регулярной основе. Главная цель – реализация концепции сотрудничества государств ШОС в сфере цифровизации и ИКТ.
По информации
БЕЛТА
Какие вопросы развития электронного документооборота разъясняют бизнесу налоговые органы
Заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал журналистам, какие вопросы развития электронного документооборота сегодня разъясняют бизнесу налоговые органы, передает корреспондент
БЕЛТА.
Владимир Муквич рассказал, что на форуме главная тема – развитие электронного документооборота в Республике Беларусь. «Тем не менее спектр тем охватывает практически все процессы деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов. Сегодня хотелось бы больше акцентировать внимание именно на хозяйственной кооперации между субъектами. Это сложная и чувствительная тема, потому что от этого зависит корректное оформление документов. Это требует межведомственного взаимодействия, взаимодействия между информационными системами. В этом вопросе важна юридическая значимость документов и технологическая организация этого процесса», – заметил он.
С 1 октября 2025 г. расширяется количество товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь. 36 новых товарных групп будут прослеживаться с использованием электронных накладных. «Для бизнеса важно предоставить актуальную информацию о том, каким образом производится этот процесс. Осталось мало времени для того, чтобы принять управленческие решения», – обратил внимание он.
По словам замминистра, важно в рамках мероприятия проговорить вопросы, которые есть у бизнеса, выявить проблемы и принять меры. «Уже сегодня прослеживаемость товаров в Республике Беларусь применяется по ряду товарных групп, планируется в следующем году их расширить в рамках функционирования Союзного государства», – сказал Владимир Муквич.
Важность форума также отмечается в Директиве № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Необходимо максимально уходить от бумажных документов, дебюрократизировать процессы. По итогам мероприятия мы обязательно наметим те вопросы, которые необходимо еще регулировать», – подчеркнул замминистра.
Что касается международного опыта, то, по словам Владимира Муквича, Беларусь использует подходы, сформированные ООН. «Учитываем также практику нашего основного торгового партнера – Российской Федерации, – рассказал он. – Для внедрения электронных документов очень важно использовать уже наработанный подход, чтобы электронный документ можно было использовать в последующем с минимальными доработками в трансграничном сообщении. С Россией мы договорились о взаимодействии на основе национальных документов. Зная, какая информация там содержится, мы ее обрабатываем для использования в своих целях. При этом не обязываем наших экспортеров и импортеров переходить на документы других стран. Считаю, что это очень удобная модель. Сейчас стоит задача о том, чтобы наращивать ее использование».
Форум PRO.EDO проводится с участием широкого круга представителей регуляторов Республики Беларусь, представителей ФНС Российской Федерации, членов бизнес-ассоциаций. Практикой перехода на электронный документооборот поделится крупный бизнес. Ключевыми вопросами для обсуждения в ходе мероприятия являются вопросы состояния и перспективы развития электронного документооборота в Беларуси, кибербезопасности и защиты информации при электронном документообороте, трансграничного обмена электронными документами, цифровых технологий в госзакупках в Беларуси и закупках на площадках стран ЕАЭС, опыта Российской Федерации в сфере развития электронного документооборота.
По информации
БЕЛТА
Становится необходимостью. Министр по налогам и сборам о востребованности электронного документооборота у бизнеса
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, насколько эти сервисы сейчас востребованы у белорусского бизнеса, передает корреспондент
БЕЛТА.
Дмитрий Кийко отметил, что ведомство постоянно работает над повышением своего имиджа и совершенствованием сервисов, которые предоставляет плательщикам. Министерство стремится упростить процесс уплаты налогов и обеспечить их полноту с учетом удобства использования сервисов. «Сервисы должны быть понятны, востребованы и в итоге должны обеспечивать наполнение бюджета без реализации налоговыми органами своей контрольной функции. Мы будем и дальше работать над качеством этих сервисов», – обратил внимание Министр.
Вопросы, связанные с электронным документооборотом и его развитием, не теряют свою актуальность, добавил он. «На протяжении последних лет основным трендом в деятельности государственных органов является создание комфортных условий для бизнеса, обеспечивающих оптимизацию не только обязанностей, возлагаемых на субъекты хозяйствования, но и снижение издержек, связанных с необходимостью их соблюдения. Неоспоримую роль в такой работе приобретает внедрение и развитие электронного документооборота в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования. Налоговая система Беларуси в настоящее время продолжает проходить этап трансформации, который предусматривает создание налоговой экосистемы, основывающейся на объединении бизнес-модели, применяемой субъектами хозяйствования, и удобных сервисов, предоставляемых налоговой службой для налогоплательщиков. При этом главной целью налогового администрирования в настоящее время является создание прозрачной и необременительной системы партнерского сотрудничества с добросовестными налогоплательщиками», – отметил Дмитрий Кийко.
С точки зрения контрольной функции использование электронного документооборота позволяет осуществлять профилактические мероприятия при выявлении факторов, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства, а также минимизировать вмешательство в деятельность плательщиков, поскольку анализ первичных учетных документов может осуществляться дистанционно.
Начиная с 2014 года субъектами хозяйствования на добровольной основе применяется механизм электронного документооборота в части использования товарно-транспортных и товарных накладных. «В настоящее время его применение становится необходимым условием для поставок товаров как в Республике Беларусь, так и в рамках Евразийского экономического союза. С 2021 года использование электронных накладных стало обязательным при обороте на территории Республики Беларусь отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и прослеживаемости. В 2025 году ожидается запуск механизма прослеживаемости отдельных товаров в рамках Евразийского экономического союза», – напомнил Дмитрий Кийко.
Отдельно Министр отметил, что из 18,4 млн электронных накладных, которые создали плательщики в 2024 году, более 95 % составлено при обороте непрослеживаемых товаров, что свидетельствует о действительной востребованности электронного документооборота у бизнеса.
Кроме формализованных электронных накладных, развивается и оборот неформализованных электронных документов. Так, субъектами хозяйствования в 2024 году создано более 3 млн таких документов, большинство из которых это электронные акты, инвойсы, справки и прочие формы.
«Механизм электронного документооборота находится в процессе постоянного совершенствования, в том числе с учетом пожеланий субъектов хозяйствования. Среди последних нововведений в сфере электронного документооборота могу отметить внедрение электронного акта приемки товаров по количеству и качеству, что позволяет синхронизировать процесс создания электронных накладных с бизнес-процессами, используемыми субъектами при приемке товаров», – сказал Дмитрий Кийко.
По информации
БЕЛТА