Минюст об изменениях законодательства в сфере страхования ответственности риэлтерских организаций
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).

Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
МНС разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %
Министерство по налогам и сборам разъяснило нюансы налогообложения доходов физических лиц по ставке 25 %. Об этом сообщили
БЕЛТА в МНС.
При рассмотрении вопроса об определении размера совокупного дохода за 2024 год в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, доходам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, для целей налогообложения таких доходов по ставке 25 % используются начисленные за 2024 год доходы, а не фактически выплаченные в течение года. «Такой подход следует из порядка определения налоговой базы подоходного налога, который основан на принципе ведения учета, в котором первичным является действие, связанное с начислением дохода, а вторичным – исчисление подоходного налога и фактическая выплата его получателю», – отметили в ведомстве.
В соответствии с положениями статьи 199
Налогового кодекса налоговая база подоходного налога представляет собой денежное выражение начисленных физическому лицу доходов как в денежной, так и натуральной форме в совокупности за каждый месяц календарного года.
Таким образом, при определении налоговой базы подоходного налога за месяц используются начисленные физическому лицу за конкретный месяц доходы (а не фактически выплаченные), включая доходы прошлого и будущего периодов (например, доходы прошлых периодов в виде оплаченных больничных листов или доходы будущих периодов в виде оплаченных отпусков).
Аналогичный принцип применяется при определении доходов, подлежащих налогообложению по ставке 25 %, в отношении доходов физических лиц, начисленных за 2024 год в сумме, превышающей Br200 тыс. Согласно данному принципу в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %, включаются начисленные за 2024 год доходы в виде доходов по трудовым договорам, дивидендам, гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности. Дата фактической выплаты таких доходов не влияет на принятие решения о включении (не включении) в совокупность доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Например, начисленные в 2023 году дивиденды, которые фактически были выплачены только в течение 2024 года, не включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %. При этом начисленные в 2024 году дивиденды, которые фактически будут выплачены только в течение 2025 года, включаются в совокупность начисленных за 2024 год доходов, облагаемых по ставке 25 %.
Аналогичные подходы применяются к доходам в рамках трудовых отношений, где начисленная заработная плата и иные выплаты за декабрь 2024 года включаются в совокупность доходов, начисленных за 2024 год, несмотря на то, что фактическая выплата таких доходов была произведена только в январе 2025 года.
Следуя этому принципу, при определении суммы подоходного налога по ставке 25 %, подлежащего доплате физическим лицом в бюджет, налоговым органом производится зачет суммы исчисленного налоговым агентом подоходного налога с дохода, начисленного за 2024 год, а не суммы подоходного налога, перечисленной в бюджет в результате фактической выплаты такого дохода физическому лицу.
По информации
БЕЛТА
ГТК о вступлении в силу с 1 апреля отдельных решений Коллегии ЕЭК по вопросам заполнения таможенных документов
С 1 апреля 2025 г. вступают в силу акты, составляющие право Евразийского экономического союза, указанные в приложении к
Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 марта 2024 г. № 26 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии».
Данными актами утверждаются новая форма и порядок заполнения транзитной декларации (далее – ТД) (
решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 г. № 73 «Об утверждении формы транзитной декларации и порядка ее заполнения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»), внесения изменений в порядок заполнения декларации на товары (далее – ДТ), структура и формат ДТ, ТД, предварительной информации и декларации таможенной стоимости, а также изменения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов.
Кроме того, с 1 апреля 2025 г. вступают в силу изменения в порядок заполнения, структуру и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, утвержденные
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2025 г. № 2 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2025 г. № 3 соответственно.
Подробная информация о порядке представления в информационную систему таможенных органов указанных электронных таможенных документов (их электронного вида) содержится в разделе «
Участникам ВЭД – Таможенное декларирование, выпуски таможенный контроль – Электронное декларирование».
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Беларусь инициирует разработку программы импортозамещения в ЕАЭС
Беларусь инициирует разработку программы импортозамещения в ЕАЭС. Об этом заявила заместитель Министра экономики Беларуси Алеся Абраменко во время круглого стола «Будущее ЕАЭС: Беларусь на передовой интеграционных процессов. Председательство Республики Беларусь в органах ЕАЭС» в пресс-центре
БЕЛТА.
«В своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси определил одним из важнейших вопросов создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС», – сказала Алеся Абраменко.
Она подчеркнула, что промышленность практически во всех странах союза является локомотивом экономического развития. В 2023 году в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года были внесены изменения, нацеленные на стимулирование промышленной кооперации. Согласно новым положениям договора Евразийская экономическая комиссия наделяется полномочиями по компенсации из бюджета ЕАЭС части процентной ставки (в размере ставки рефинансирования центральных банков) по кредиту, полученному субъектом хозяйствования для реализации кооперационного проекта в промышленности. Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказания финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры.
В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» (Россия) по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd (Казахстан). В обоих проектах участвуют белорусские производители.
По информации
БЕЛТА
Осталось меньше двух недель: МНС напоминает подать декларацию о доходах не позднее 31 марта
Министерство по налогам и сборам напоминает, что 31 марта 2025 года заканчивается срок представления гражданами налоговых деклараций за 2024 год, сообщили
БЕЛТА в МНС.
С 1 января 2025 года в Беларуси проходит кампания по декларированию физическими лицами доходов за 2024-й. Представить декларацию (расчет) о доходах, полученных в 2024-м, физическим лицам необходимо не позднее 31 марта 2025 года.
Налоговые декларации должны подать граждане, получившие доходы из-за границы, от продажи имущества, иные доходы, исчисление налога по которым выполняется налоговым органом. В этом году такая обязанность есть и у граждан, чей доход за 2024 год превысил Br200 тыс. В эту цифру входит совокупность доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности, дивидендов, облагаемых по ставке 13 %.
Более подробная информация о налогообложении доходов свыше Br200 тыс., о порядке представления налоговой декларации и уплате подоходного налога размещена на официальном сайте в разделе «Актуальное / Доходы свыше 200 000 рублей, облагаемые по ставке 25 %».
Кроме того, в срок не позднее 1 апреля 2025 года налоговые агенты обязаны предоставить в налоговые органы сведения о доходах физических лиц за 2024 год по установленной форме. Сведения представляются в отношении доходов каждого физического лица, признаваемых объектами налогообложения, облагаемых по различным ставкам, включая сведения о льготах и суммах подоходного налога.
Более подробная информация о порядке и способах предоставления сведений размещена на официальном сайте в разделе «Актуальное / Представление налоговым агентом сведений о доходах физических лиц за 2024 год».
По информации
БЕЛТА