05.06.2024
Модель цифрового государства, умные города, сети 5G: Роман Головченко назвал главные задачи в сфере ИТ
Премьер-министр Беларуси Роман Головченко назвал главные задачи в сфере информационных технологий во время торжественной церемонии открытия международного форума по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2024», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Мы видим, как велик интерес к разным цифровым сервисам, насколько удобно взаимодействовать с государством, не выходя из дома, и получать мгновенный результат. Поэтому не останавливаемся на достигнутом и ставим напряженные и амбициозные задачи. Отмечу наиболее приоритетные», – сказал Роман Головченко.
Первое – строительство сетей 5G на принципиально новой архитектуре беспроводного широкополосного доступа. Это позволит внедрить новейшие мировые технологии в различных отраслях экономики и социальной сферы.
Второе – создание платформы «Умный город», нацеленной на предоставление широкого набора цифровых сервисов для обеспечения комфортной среды проживания населения. На первом этапе – в 17 городах страны.
Третье – перевод более 400 административных процедур в электронный вид. Например, планируется перевести в «цифру» процессы регистрации автомобильного транспорта, получения водительского удостоверения, аренды жилья и другие.
Четвертое – обеспечение прослеживаемости товаров через объединение цифровых логистических сервисов на единой платформе, которая должна стать своеобразной службой «одно окно» для взаимодействия государства, перевозчиков.
Пятое – торгово-кооперационное взаимодействие через внедрение электронного документооборота в торговле. Это позволит персонализировать продажи, интегрировать данные о клиентах, управлять ценами и предсказывать потребительский спрос.
Шестое – переход от модели электронного правительства к модели цифрового государства. «Необходимо с помощью цифровых технологий обеспечить сопровождение граждан и бизнеса в любых ситуациях. Например, при рождении ребенка целесообразно в онлайн-режиме сразу оказывать комплекс связанных услуг: выдача свидетельства о рождении, предоставление социального пособия, резервирование места в детском саду. А при открытии нового бизнеса – от регистрации до банковского обслуживания», – обозначил перспективы Премьер-министр.
В числе важнейших задач он также назвал кардинальное снижение зависимости от зарубежного программного обеспечения, стимулирование внедрения решений отечественных разработчиков и использование программного обеспечения дружественных стран. В сельском хозяйстве – применение систем точного земледелия, в том числе беспилотных технологий обработки полей, цифрового анализа снимков сельхозугодий, прослеживаемости продукции от поля до прилавка.
Значительное внимание будет уделяться и подготовке ИТ-кадров в тесном сотрудничестве с заказчиками, развитию профессиональных образовательных стандартов, наращиванию цифровых компетенций работников и повышению цифровой грамотности населения.
Форум «ТИБО» – уникальная площадка для обмена передовым опытом в сфере информационных технологий, анализа лучших мировых практик цифровой трансформации и обсуждения перспектив эффективного использования новейших технологических трендов в традиционных отраслях экономики. В течение четырех дней государственные организации и частные компании будут представлять свои разработки и технологии на площадке «Минск-Арены».
Участники форума – органы государственного управления, международные организации и дипломатические миссии, профессиональные и бизнес-ассоциации, научно-исследовательские и образовательные учреждения, государственные и частные компании. Активное участие в работе форума также принимают зарубежные официальные делегации.
По информации
БЕЛТА
Промкооперация, туризм, продовольствие. Александр Турчин о приоритетах сотрудничества с Санкт-Петербургом
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин рассказал о приоритетах торгово-экономического сотрудничества с Санкт-Петербургом на встрече с делегацией города во главе с губернатором Александром Бегловым, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
Александр Турчин отметил, что все вопросы двустороннего сотрудничества губернатор обстоятельно обсудил с Президентом Беларуси. «Санкт-Петербург – один из ключевых партнеров нашей страны в Российской Федерации. Я благодарен за вашу помощь, за поддержку в организации многих наших совместных проектов. Уверен, что в дальнейшем наша работа будет строиться именно таким образом», – обратился он к губернатору.
Премьер-министр отметил хорошее сотрудничество сторон в сфере промышленной кооперации. «Она лежит в основе роста нашего товарооборота – поставки белорусской техники, совместные проекты. Мне кажется, это перспективное направление, как и поставки белорусского продовольствия», – отметил глава белорусского Правительства.
Санкт-Петербург также является одним из ключевых партнеров Беларуси по части поставок продовольствия. Сотрудничество в этой сфере также прирастает, констатировал Премьер-министр.
Следующим важным направлением развития сотрудничества сторон Александр Турчин назвал туризм. «Санкт-Петербург – жемчужина не только Российской Федерации, но и всего мира, – подчеркнул он. – Я сам стараюсь посещать этот город по мере возможности. Каждый раз приезжая, открываешь для себя что-то новое в этом замечательном городе. Поэтому, думаю, взаимный туристический обмен будет тоже очень интересным направлением сотрудничества, особенно для жителей Санкт-Петербурга и Беларуси».
По информации
БЕЛТА
Новые админпроцедуры по получению и изменению лицензий доступны онлайн на портале «Е-Паслуга»
Новые административные процедуры стали доступны на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга». Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
С 11 июля на «Е-Паслуга» доступны к заказу новые административные процедуры в сфере лицензирования: 200.17-1.1 «Получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 200.17-1.2 «Изменение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 548.10.2.1 «Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.10.2.2 «Изменение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.12.2.1 «Получение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2.2 «Изменение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2-1.1 «Получение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.12.2-1.2 «Изменение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.17.1.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов», 548.17.1.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов».
Кроме того, онлайн стали доступны процедуры 548.22.2.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.22.2.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.12.3.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по проведению судебных экспертиз», 548.4.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.4.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.6.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.6.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.8.10.1 «Получение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.8.10.2 «Изменение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.7.11.1 «Получение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности» и 548.7.11.2 «Изменение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА
Эксперты одобрили проект Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля. Об этом в пресс-центре
БЕЛТА рассказала начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
На обновленном портале будет представлена, в частности, расширенная информация о доступности объектов, в том числе по функциональным зонам. По сути, это будет единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах социальной сферы.
Виктория Гречиха напомнила, что получение общедоступной информации – это одна из составляющих создания доступной среды. «Сегодня широко представлены способы получения инвалидами информации через телевизионные и печатные средства массовой информации, через официальные сайты государственных органов и организаций, а также с использованием переводчиков жестового языка, субтитров, рельефно-точечного шрифта Брайля, тактильной рельефной графики и адаптации сайтов», – рассказала она. Работники организаций, предоставляющих услуги населению, оказывают ситуационную помощь инвалидам при предоставлении им услуг. «Цель – создать условия для независимого образа жизни инвалидов, повысить их мобильность, возможность поддерживать социальные связи и вести активный образ жизни», – отметила начальник управления.
С 1 января текущего года начала работать карта доступности объектов социальной инфраструктуры. «В процессе ведения этой базы данных поставщики информации постоянно вносят и актуализируют сведения об элементах доступной среды, которыми обустроены их объекты. Далее эти сведения передаются Национальному кадастровому агентству для их последующего размещения на публичной кадастровой карте, доступной для всех граждан. Сейчас там порядка 50 тыс. объектов», – рассказала она. При этом карта полезна не только для людей с инвалидностью, но и для любого человека: мам с детьми, пожилых или ослабленных людей. На карте полностью доступные объекты обозначаются кружками зеленого цвета, а частично доступные – желтого.
С целью привлечения внимания широкой общественности к необходимости решения социальных проблем людей с инвалидностью и повышения качества их жизни осуществляется трансляция телерадиопередач и сюжетов, посвященных проблемам инвалидов и направленных на формирование позитивного отношения общества к ним. «В том числе с участием общественных объединений инвалидов разрабатывается социальная реклама. Мы уже более пяти лет занимаемся разработкой социальной рекламы по доступной среде», – добавила Виктория Гречиха.
По информации
БЕЛТА