Константин Шульган: применение искусственного интеллекта требует серьезного законодательного регулирования
Применение искусственного интеллекта требует серьезного законодательного регулирования. Об этом журналистам заявил Министр связи и информатизации Беларуси Константин Шульган, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
4 июня в Минске проходит 60-е заседание Совета глав Администраций связи Регионального содружества в области связи (РСС) и 30-е заседание Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС.
На заседании рассматриваются перспективные направления цифрового развития, вопросы реализации Целей устойчивого развития, правовые основы применения технологий искусственного интеллекта и другие актуальные темы. Участники также обсуждают Стратегию сотрудничества государств – участников СНГ в развитии информационного общества до 2035 года.
«Региональное содружество в области связи предназначено для того, чтобы мы обменивались опытом на уровне глав Администраций связи. Это позволяет нам, посмотрев на положительный опыт соседей, быстро и не откладывая в долгий ящик применить его у себя», – сказал Константин Шульган.
Обмен опытом, подчеркнул Министр, касается в том числе вопросов использования искусственного интеллекта. «Вопрос его практического применения зависит от ряда моментов, в том числе законодательных. Хотел бы отметить, что искусственный интеллект, как никакое другое направление, требует серьезного законодательного регулирования. Есть вопросы, которые нужно решать. Ведь речь идет о делегировании каких-то прав человека машинам. Это серьезный момент, и нужно понимать предполагаемые последствия», – убежден Константин Шульган.
По информации БЕЛТА
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации БЕЛТА
Интернет-магазины будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Нововведения вступают в силу с 11 июля 2025 года. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
«С 11 июля 2025 года устанавливается ряд обязательств для интернет-площадок. Это, во-первых, обеспечение заключения договора путем заполнения покупателем электронной формы заказа. Почему для нас это важно с точки зрения защиты прав потребителей? Потому что фиксируется юридически значимое действие. И обратите внимание – должна быть возможность проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления. А то могло получиться так – оформили заказ, поторопились, нажали кнопку, а там какая-то ошибка была небольшая и приходит не тот товар. Попробуй потом доказать, что ты хотел не это. А если это еще товар, который не подлежит обмену и возврату, то потребитель понес необоснованные затраты», – сказала Инна Гаврильчик.
Также с 11 июля должна быть обеспечена техническая возможность подачи покупателем обращений в электронной форме о нарушении его прав и получения ответа на них. «На сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, для иных организаций нет. А если офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, то неудобно поехать оставить претензию. Поэтому субъекты обязаны будут рассматривать и электронное обращение», – отметила представитель МАРТ.
Также владелец интернет-площадки будет обязан предоставлять покупателю подтверждение заключения договора. Он должен будет принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о торговле и защите прав потребителей, защите информации, в том числе персональных данных, пресекать реализацию на интернет-площадке товаров, ограниченных в обороте, а также не соответствующих требованиям законодательства. Необходимо будет и оказывать содействие потребителям в защите прав, предусмотренных законодательством.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 марта подписал Указ № 107 «Об информационной системе обмена сведениями об иностранных гражданах и лицах без гражданства».
Указ принят в целях совершенствования подходов к формированию единого миграционного пространства на общих принципах государств – участников Договора о создании Союзного государства. Документ направлен на реализацию белорусско-российского межправительственного Соглашения о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств – участников Договора о создании Союзного государства.
Указом предусматривается создание информационной системы обмена сведениями о пересечении границы в пунктах пропуска, выданных и изъятых (аннулированных) документах на право въезда и выезда (транзита), а также удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Союзного государства.
Функционирование информационной системы позволит обмениваться сведениями в электронном виде в режиме реального времени о гражданах третьих стран, что повысит оперативность и упростит процедуры взаимодействия государственных органов и организаций в ходе обеспечения национальной и общественной безопасности.
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации БЕЛТА
На очередном заседании Совета по проектам в сфере цифрового развития рассмотрен пул предлагаемых проектов на следующий период.
В фокусе внимания вопросы:
- модернизация информационно- коммуникационной инфраструктуры на границе с акцентом на поддержку политики «цифрового суверенитета»;
- формирование системы поддержки принятия решений в сфере массовой информации.
При этом, как отметил председатель Совета – Министр связи и информатизации Кирилл Залесский:
«Проекты на будущий период должны отбираться с соблюдением разумного баланса: задача – не стремиться к тотальной оцифровке всех процессов, а обеспечить эффективные преобразования с помощью «цифры» для населения и экономики. В этих целях в короткий срок будут пересмотрены критерии, по которым будут отбираться будущие проекты с максимальным ориентиром на людей».
Помимо цифровых проектов на будущий период, члены Совета рассмотрели актуальные предложения Мингорисполкома и МЖКХ.
В результате к концу текущего года стоит ожидать появление на платформе «умный город» сервисов для получения всей информации о спортивной жизни столицы с возможностью подачи заявок на участие в них.
Инсайд: после разработки сервиса на базе города Минска он будет готов к внедрению во всех регионах страны.
А еще по результатам проектов этого года граждане и специалисты из сферы ЖКХ получат возможность дистанционно:
- встать/принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- зарегистрировать договор найма жилого помещения;
- взаимодействовать по вопросу предоставления арендного жилья;
- получать оперативно актуальную информацию о жилищном фонде.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь