Минэкономики о формировании нормативной базы в развитие положений обновленного Закона «Об инвестициях»
Советом Министров 26 июля принято постановление № 547. Принятием данного постановления продолжена работа по формированию подзаконной правовой базы развивающей положения Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», новая редакция которого вступила в силу с 11 июля 2024 г.
Целью предложенного правового регулирования является определение четкого и прозрачного порядка взаимодействия госорганов, организаций по рассмотрению споров (разногласий) между инвестором и Республикой Беларусь, а также обеспечению эффективной защиты интересов Республики Беларусь в ходе судебных (арбитражных) разбирательств.
Положением, утвержденным постановлением № 547, определены госорганы, в которые следует обращаться инвесторам для урегулирования имеющихся спорных вопросов, иные общие правила рассмотрения обращений инвесторов по урегулированию споров (разногласий) как на досудебной стадии, так и на стадии арбитражного разбирательства.
Так, предусматривается, что госорганом, обеспечивающим урегулирование споров в досудебном порядке, является госорган, подписывавший инвестиционный договор, либо областной исполком, на территории области которого принималось решение о включении инвестиционного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов. Аналогичный подход предусмотрен и при определении госоргана, организующего работу по защите и представлению национальных интересов в ходе арбитражного разбирательства.
В иных случаях инвесторы имеют право обратиться в Министерство экономики. Данное Министерство обеспечит рассмотрение специально созданной межведомственной рабочей группой вопроса определения госоргана, который наиболее компетентен в вопросе урегулирования соответствующих разногласий (с учетом специфики аргументации инвестора и сферы правоотношений, в которой возникли разногласия).
Нормы постановления № 547 будут применяться, если иное регулирование в части порядка урегулирования споров не предусмотрено международным договором Республики Беларусь либо договором между инвестором и Республикой Беларусь, связанным с осуществлением инвестиций.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Об этом сообщил 15 мая 2025 г. Министр экономики Юрий Чеботарь в приветственном слове к участникам пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Экономика Беларуси: рост, инновации, безопасность», проходившей на площадке Белорусского государственного экономического университета.
Как напомнил в своем выступлении Юрий Чеботарь, завершена работа над Национальной стратегией устойчивого развития до 2040 года, и в настоящее время идет разработка Программы социально-экономического развития на ближайшие 5 лет.
«Ключевая цель нового пятилетия – повышение качества жизни наших граждан.
Центральное звено – качественный и устойчивый рост экономики. Мы понимаем, что только традиционными отраслями этого не достигнуть. Поэтому важно двигаться по пути цифровизации и технологической самостоятельности. Здесь возрастет роль науки, которая должна иметь во многом прикладной характер.
Развитие человеческого потенциала, новые социальные стандарты жизни, инфраструктура и другие направления вошли в концепцию будущей программы. Все они соответствуют положениям НСУР и запросам общества», – акцентировал руководитель Министерства.
Юрий Чеботарь отметил, что Концепция Программы уже обсуждена с представителями научного сообщества, экспертами, бизнес-союзами и делегатами ВНС, а теперь предстоит наполнить ее конкретными мерами.
«Надеюсь, что в ходе сегодняшней конференции будут выработаны прогрессивные идеи, способные войти в пятилетнюю программу. Министерство экономики активно поддерживает участие науки в этом процессе», – резюмировал Министр.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси наблюдается устойчивый тренд по снижению количества организаций, нуждающихся в финансовом оздоровлении. Об этом заявил директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси Юрий Тараканов, комментируя результаты проведенного поквартального анализа степени риска наступления банкротства госорганизаций, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Министерства.
По мнению Юрия Тараканова, зафиксированная динамика свидетельствует о действенности применения механизмов урегулирования неплатежеспособности.
«По итогам 2024 года доля организаций, требующих применения мер по предупреждению несостоятельности, снизилась по сравнению с началом действия нового Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» (с 1 октября 2023-го) на 3,6 %», – проинформировал Юрий Тараканов.
Показатель существенно улучшился в Могилевской (на 9 %, в том числе по коммунальным организациям – на 9,7 %) и Витебской (на 5 %, в том числе по коммунальным организациям – на 5,2 %) областях. Максимальное снижение по республиканским организациям наблюдается в Брестской (на 3 %) и Витебской (на 2,6 %) областях.
«Своевременное применение мер оздоровления позволило сократить количество организаций, требующих оздоровления, в сельском хозяйстве (на 15,4 %), промышленности (на 14,3 %), строительстве (на 13,2 %)», – резюмировал директор департамента.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Какие задачи она будет решать, рассказал заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Руслан Неверович в «Актуальном интервью» телеканалу «Первый информационный», сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Руслан Неверович обратил внимание, что сегодня малый и средний бизнес играют ключевую роль в экономике страны. Основные отрасли – промышленность, торговля, сельское хозяйство, строительство и транспорт.
Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет называться «Устойчивое предпринимательство».
«Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства, – подчеркнул Руслан Неверович. – Мы перед собой ставим задачу обеспечить подготовку данного документа таким образом, чтобы уже в июле, в крайнем случае в начале августа этого года, направить на согласование всем заинтересованным».
Традиционно при подготовке программных документов к работе привлекаются представители государственных органов и организаций, банковских учреждений, бизнеса, научных кругов, иные эксперты. Свои предложения граждане могут направить в Минэкономики.
Руслан Неверович обратил внимание на ключевые результаты реализации действующей Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» – качественные изменения в секторе МСП и наращивание его вклада экономику. На сегодняшний день он обеспечивает четверть ВВП, около 30 % валовой добавленной стоимости, пятую часть объемов промпроизводства, свыше 46 % экспорта товаров и почти 60 % экспорта услуг. Здесь аккумулировано порядка 35 % занятых.
«Если раньше МСП прочно ассоциировалось с торговлей, то теперь частное предпринимательство все активнее выступает в роли производителей новой отечественной продукции, компонентов. Важное достижение госпрограммы – упрощение доступа к государственной финансовой поддержке. За 4 года ее совокупный объем составил Br48,8 млрд, капитал на комфортных условиях получило порядка 5 тыс. бизнес-идей, в первую очередь импортозамещающих и экспортоориентированных проектов», – подчеркнул Руслан Неверович.
По информации БЕЛТА