Минюст об изменениях законодательства в сфере страхования ответственности риэлтерских организаций
18 марта 2025 г. Главой государства подписан Указ № 108 «О страховании» (вступает в силу с 23 апреля 2025 г.).
Данный Указ существенным образом изменяет подходы в сфере обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением (далее – обязательное страхование ответственности).

Справочно
Причиной корректировки законодательства явилось то, что условия страхования ответственности риэлтерских организаций, предусмотренные ныне действующим Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее – Положение), не всегда защищают покупателей объектов недвижимости, даже если сделка проводится через риэлтерскую организацию.
В частности, Положением предусмотрено, что выгодоприобретателями по договору обязательного страхования ответственности являются потребители услуг риэлтерской организации. Иными словами, если в настоящее время покупатель объекта недвижимости не заключил с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, то в рамках обязательного страхования ответственности он не является потребителем услуг риэлтерской организации, и, соответственно, выгодоприобретателем. Безусловно, это не означает, что если договор на оказание риэлтерских услуг с риэлтерской организацией заключил продавец объекта, а не покупатель, то риэлтерская организация не должна проверять юридическую чистоту сделки.
Министерство юстиции неоднократно разъясняло: согласно пункту 45 Правил осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15, риэлтерская организация обязана препятствовать удостоверению и государственной регистрации сделки, которая может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным законодательством. С учетом изложенного риэлтерская организация обязана принимать все меры к выявлению в пределах компетенции любых ограничений (обременений) по объекту недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги, иной информации, имеющей значение для совершения сделки. Причем указанная обязанность должна выполняться также в рамках договора с продавцом объекта недвижимости и не зависит от того, какому конкретно покупателю реализуется данный объект: заключившему с риэлтерской организацией договор или нет.
Однако отдельные риэлтерские организации вышеназванные требования по-прежнему не выполняют.
Покупателям предоставляются неправомерные разъяснения о том, что в рамках договора на оказание риэлтерских услуг, заключенного с продавцом объекта недвижимости, юридическая чистота сделки не проверяется и что для проведения такой проверки покупатель также должен заключить с риэлтерской организацией договор на оказание ему риэлтерских услуг и оплатить их.
В рамках изучения вопроса о повышении защищенности граждан при совершении сделок с недвижимостью Министерством юстиции были внесены предложения о корректировке порядка и условий обязательного страхования ответственности риэлтерских организаций с учетом правоприменительной практики.
Цель нововведений – защитить тех покупателей, которые при приобретении объекта недвижимости не заключали с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг, а данный договор был заключен продавцом объекта недвижимости. Простимулировать риэлтерские организации к качественному выполнению своих обязанностей по всем договорам на оказание риэлтерских услуг: заключенным как с покупателями, так и с продавцами объектов недвижимости.
Данные предложения реализованы в Указе Президента Республики Беларусь от 18 марта 2025 г. № 108 (далее – Указ № 108): изменено понятие выгодоприобретателя, расширен объект страхования и, соответственно, страховой случай.
В частности, предусмотрено, что выгодоприобретателем для целей обязательного страхования ответственности являются стороны сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг при совершении сделки с объектами недвижимости.
К объекту обязательного страхования ответственности отнесены имущественные интересы страхователя (риэлтерской организации), связанные с причинением вреда сторонам сделки с объектом недвижимости, если хотя бы одна из них являлась потребителем риэлтерских услуг.
Страховой случай определен как неисполнение или ненадлежащее исполнение риэлтерской организацией обязательств по договору на оказание риэлтерских услуг, повлекшее причинение вреда выгодоприобретателю.
Таким образом, с учетом норм Указа № 108 для наступления страхового случая не имеет значения, какая из сторон сделки заключит с риэлтерской организацией договор на оказание риэлтерских услуг (продавец или покупатель, арендодатель или арендатор и т.д.): если риэлтерская организация ненадлежащим образом исполнит свои обязательства по такому договору, то отвечать придется перед каждой из сторон сделки.
Страховая сумма составляет не менее 10 000-кратного размера базовой величины.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
МАРТ анонсировал изменения в регулировании цен: каких новаций стоит ждать
Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлены изменения в постановление Совета Министров от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен», сообщили
БЕЛТА в пресс-службе МАРТ.
Планируется существенно сократить перечень товаров, цены на которые регулируются. А также предоставить право производителям устанавливать отпускные цены исходя из уровня рентабельности, сложившегося у предприятия в последние годы. Кроме того, в планах определить для отечественных товаров уровень торговой надбавки, как правило, не меньше, чем для импортной продукции.
Проект постановления подготовлен с учетом поручений Главы государства, данных на совещании 28 февраля 2025 года, предложений государственных органов и бизнеса.
Предполагается, что планируемые изменения в постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» позволят значительно снизить административную нагрузку на производителей и торговлю, повысить их финансовые результаты, не оказав значительного влияния на изменение розничных цен для потребителей.
По информации
БЕЛТА
В Минэкономики напомнили о правах и обязанностях членов садоводческих товариществ
Садоводческое товарищество основано на принципах корпоративного управления, важно помнить, однако, что члены товарищества имеют не только права, но и обязанности. Что входит в их число, в общении с журналистами уточнила консультант юридического управления Министерства экономики Ирина Скачкова, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В садоводческом товариществе все вопросы решаются сообща, на общем собрании, которое является высшим органом управления, – добавила юрист. – Кроме того, в товариществах образуются такие органы, как правление, ревизионная комиссия, возможно создание собрания уполномоченных и счетной комиссии».
Так, члены товарищества могут избирать и быть избранными в органы управления и знакомиться с документами товарищества, заниматься строительством садовых домиков и хозпостроек и другой деятельностью на предоставленном им земельном участке, распоряжаться имуществом, обращаться в суд с требованием признать недействительным решение, которое не устраивает членов товарищества, выйти из садоводческого товарищества по своему усмотрению. Перечень прав этим не ограничивается.
Вместе с тем консультант юридического управления заострила внимание и на обязанностях членов садоводческого товарищества. К ним можно отнести, например, обязанность выполнять решения общего собрания и правления членов товарищества, как и требования устава, приступать к освоению земельного участка в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, использовать участок в соответствии с его целевым назначением. Еще одна обязанность, которой, по словам Ирины Скачковой, члены садоводческого товарищества часто пренебрегают, – своевременное внесение взносов.
Как напомнила юрист, Министерство экономики выступает разработчиком законодательства о деятельности садоводческих товариществ.
По информации
БЕЛТА
Скорректирована программа подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения свидетельства об аттестации риэлтера
Министерством юстиции во взаимодействии с риэлтерскими организациями проведена работа по оптимизации программы подготовки к сдаче аттестационного экзамена для получения указанного свидетельства.
По предложениям риэлтерского сообщества из программы исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной деятельности. При этом программа дополнена актуальными на сегодняшний день вопросами налогообложения, ипотеки и др.
Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки к экзамену, конкретизировать область изучаемого претендентами материала.
Обновленная программа размещена на сайте Министерства юстиции в разделе
«Риэлтерская деятельность».
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В какую стоимость обошелся «квадрат» жилья с господдержкой в 2024 году
Сколько стоил один квадратный метр жилья с господдержкой в Беларуси в прошлом году? На этот вопрос ответили представители исполнительных комитетов и Министерства архитектуры и строительства в проекте
БЕЛТА «Страна говорит».
Начальник отдела жилищной политики и инвестиционных программ комитета по архитектуре и строительству Гродненского облисполкома Александр Капранов рассказал, что за 2024 год с господдержкой стоимость квадратного метра жилья составила Br1646 в целом по Гродненской области, согласно статистическим данным. Фактическая цена «квадрата» в прошлом году на «панельки» составила Br1950–2100, на кирпичные дома – в районе Br2300–2400.
В Брестской области по статистике стоимость квадратного метра с господдержкой в прошлом году составила Br1603. Фактическая цена квадратного метра в крупнопанельных домах была на уровне Br2100–2200, кирпичные дома немного дороже – Br2400–2500. Разница связана с затратами, которые включаются в сводный сметный расчет, но не в цену за «квадрат», пояснил первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Брестского облисполкома Алексей Дробышевский: «В этом году, мы прикинули, в панельных домах цена будет приближаться к Br2400, в кирпичных – к Br2700».
В Минске стоимость «квадрата» в прошлом году варьировалась в пределах Br2–3,2 тыс. «У нас господдержка предоставляется на дома типовых потребительских качеств. Поэтому стоимость там была такой. На дома в индивидуальном исполнении, естественно, цена чуть выше – более Br3 тыс.», – рассказала заместитель начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Татьяна Бухта.
Все эти цены относятся к домам, которые начали строиться в прошлом году, акцентировала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская. «По итогам 2024 года стоимость квадратного метра жилья, введенного в целом по республике с использованием средств государственной поддержки, составила Br1735. Это те дома, которые начинали строиться в 2023 году. Для сравнения, номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по итогам прошлого года составила около Br2270», – рассказала она.
В Беларуси принята Директива № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли», которая должна выполняться регионами. «Требования этой Директивы состоят в том, что у нас стоимость квадратного метра жилья в целом по республике, строящегося с господдержкой, не должна значительно превышать номинальную начисленную заработную плату по стране, – пояснила Инна Пинковская. – С учетом требований Директивы речь идет о введенном в эксплуатацию жилье. Представители регионов назвали цифры по вводимому в этом году жилью, которое начало строиться в прошлом. К концу этого года мы их введем и будем смотреть то, что у нас по итогам в среднем».
В первом квартале 2024 года средняя стоимость введенного в эксплуатацию жилья с господдержкой составляла Br1617, а по итогам прошлого года она была Br1735. Рост составил не более 10 %.
По информации
БЕЛТА