Изменения законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Официальный комментарий Министерства юстиции
8 июля 2024 года Главой государства подписан Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений».
Новый Закон направлен на имплементацию норм Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в законы и кодексы, а также совершенствование правового регулирования отдельных вопросов защиты детей и брачно-семейных отношений.
Так, в Кодексе о браке и семье определены четкие полномочия государственных органов по обеспечению контроля за выполнением мер государственной защиты детей, порядок обжалования принятых комиссиями по делам несовершеннолетних решений, а также закреплены полномочия Правительства на установление единой формы и требований к содержанию решения об отобрании ребенка. Принятие соответствующего документа позволит упорядочить правоприменительную практику.
Кроме того, Законом определен механизм отчуждения жилых помещений, принадлежащих обязанным лицам, – такие жилые помещения можно будет отчуждать в интересах (в пользу) детей обязанных лиц с письменного согласия органов опеки и попечительства (в отношении несовершеннолетних детей) либо соответствующего исполкома (в отношении совершеннолетних детей).
Законом также усовершенствованы отдельные вопросы, связанные с брачно-семейными отношениями.
Закрепляется возможность передачи имущества, включая жилые помещения, доли в праве собственности на жилые помещения, в собственность ребенка в счет уплаты алиментов, в том числе на будущее время, путем заключения брачного договора, соглашения о детях, соглашения об уплате алиментов, а также мирового или медиативного соглашений.
Ряд изменений в Кодекс о браке и семье внесен в целях совершенствования правового регулирования сферы регистрации актов гражданского состояния, в том числе с учетом правоприменительной практики.
В частности, в Кодекс включены положения о документе, подтверждающем отсутствие препятствий к заключению брака, а также об информировании гражданами Республики Беларусь органов загса нашей страны о регистрации актов гражданского состояния в отношении себя и своих несовершеннолетних детей за рубежом.
Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2025 года.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В последние годы потребность в выполнении высокоточных измерений стремительно растет в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение и энергетика, что обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. О развитии эталонной базы Беларуси во время пресс–конференции, приуроченной ко Всемирному дню метрологии, рассказала председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова, передает корреспондент БЕЛТА.
«Эталонная база Беларуси при государственной поддержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее развитие – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы, за прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025 году в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика».
Исходя из текущих потребностей промышленности, задания для метрологов формируются уже на 2026–2030 годы. Председатель Госстандарта Елена Моргунова обратила внимание, что к 2030 году количество национальных эталонов единиц величин есть намерение увеличить с 68 нынешних единиц до 72, а кроме того в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов.
Было отмечено, что законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. Глава Госстандарта напомнила, что в Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
По информации БЕЛТА
13 мая 2025 г. под председательством И.А.Костевич прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения».
В работе заседания Постоянной комиссии приняли участие представители Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В рамках заседания рассмотрено экспертное заключение Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения».
Работа по подготовке проекта Закона к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
15 мая 2025 г. с 10.30 до 12.30 Министерство юстиции проведет в формате прямой телефонной линии акцию по бесплатному правовому консультированию граждан, приуроченную ко Дню семьи.
В ходе консультирования граждане смогут получить ответы на интересующие их вопросы, не требующие ознакомления с документами, в сфере:
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 211 01 85;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 200 06 17.
Также акции пройдут в главных управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, в нотариальных конторах, нотариальных бюро и юридических консультациях нашей страны.
Подробности акции – по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гомельского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
Белорусская республиканская коллегия адвокатов
Белорусская нотариальная палата
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
14 мая 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва.
Депутатский корпус в двух чтениях рассмотрел проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных секретах», который представили заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Гладышев С.С. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Оксенюк М.П.
Законопроектом предлагается:
предоставить допуск к государственным секретам Председателю и членам Президиума Всебелорусского народного собрания, Председателю Центральной избирательной комиссии со дня избрания их на эти должности, начальнику Секретариата Всебелорусского народного собрания – со дня назначения на должность.
Кроме того, положения действующего Закона приводятся в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства Республики Беларусь в части использования терминов, связанных с гражданским судопроизводством.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Боровенко В.В. проинформировал о новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», рассмотренного во втором чтении.
Проектом Закона предусматриваются следующие нововведения:
- устанавливается, что национальный оператор почтовой связи обеспечивает проектирование, создание, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения, единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, является ее владельцем и оператором;
- закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи;
- Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы учета и хранения данных, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в этой системе;
- определяется, что взаимодействие национального оператора почтовой связи и операторов почтовой связи по передаче и учету информации, содержащейся в системе учета и хранения данных, будет осуществляться на договорной основе;
- устанавливается, что тариф за предоставление доступа к системе учета и хранения данных будет формироваться национальным оператором почтовой связи в соответствии с законодательством о ценообразовании;
- расширяется перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ, включая удаленный, к системе учета и хранения данных, из числа государственных органов, не осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим государственным органам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним;
- определяется, что оператор почтовой связи, оказывающий услуги почтовой связи общего пользования, обязан передавать в систему учета и хранения данных информацию о регистрируемых почтовых отправлениях, в том числе об адресных данных их отправителей и адресатов;
- текст проекта Закона дополняется нормативными предписаниями в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора;
- конкретизируется порядок перевода почтовых марок в разряд коллекционных, действительных для оплаты услуг почтовой связи по действующим тарифам до их изъятия из обращения.
Далее на заседании депутатский корпус рассмотрел шесть законопроектов о ратификации международных соглашений.
О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации» с докладом выступил Министр юстиции Коваленко Е.И., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Анисимов А.В.
Соглашение будет применяться к судебным постановлениям, вынесенным по гражданским делам и уголовным делам в части гражданского иска, предусматривающим обязательства должника по выплате в пользу взыскателя денежных средств, в том числе в части взыскания государственной пошлины, иных судебных расходов и процессуальных издержек.
Соглашением определено, что судебные постановления, вынесенные компетентными судами одной стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой стороны в таком же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления.
Установлены требования к оформлению и пакету документов, направляемому на исполнение в другое государство, а также основания для возврата исполнительного документа.
Предусмотрено, что исполнительный документ на основании заявления взыскателя направляется для исполнения уполномоченным органом одной стороны уполномоченному органу другой стороны.
Со стороны Республики Беларусь уполномоченными органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, со стороны Российской Федерации – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
После вступления Соглашения в силу принудительное исполнение исполнительных документов Республики Беларусь по установленным категориям дел в Российской Федерации станет возможным напрямую, без предварительной процедуры признания судебного решения.
Е.И.Коваленко также доложил о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан о выдаче» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Косыгин Р.А.).
Договор разработан в целях развития правовой основы двустороннего сотрудничества Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан и направлен на обеспечение эффективного взаимодействия этих государств в предупреждении и пресечении преступности, развитие отношений в области выдачи лиц, которые разыскиваются для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора суда в исполнение на территории запрашивающей стороны за преступление, влекущее выдачу, и которые находятся на территории запрашиваемой стороны.
В соответствии с договором центральными органами, на которые возлагается его реализация, являются: в Республике Беларусь – Генеральная прокуратура, в Исламской Республике Пакистан – Министерство внутренних дел.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер» выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Утюпин П.В., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Орда М.С.
Протокол направлен на определение особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, предусматривающий использование права «вето» к решениям Коллегии Евразийской экономической комиссии о применении таких мер, принятие поведенческих рекомендаций для производителей ЕАЭС одновременно с принятием решения о применении защитной меры, расширенное взаимодействие между органом, проводящим расследования, и уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС при проведении расследований, оценку влияния защитных мер на конкуренцию при проведении повторных расследований в связи с истечением срока действия защитных мер.
Протоколом предусматривается, что решение Коллегии Комиссии о применении защитной меры должно отвечать принципу сбалансированности, который направлен на исключение обоснованных рисков причинения ущерба интересам для отдельных стран ЕАЭС при обеспечении защиты производителей.
Протокол содержит механизм урегулирования разногласий в отношении применения защитной меры, включая возможность обращения в Суд ЕАЭС.
Разработана процедура администрирования, которая позволит вводить меру только в отношении тех товаров, которые предназначены для потребления на территории отдельных стран ЕАЭС (на обособленном рынке).
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сейшельские Острова о воздушном сообщении». С содокладом по этому законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Уткин В.Ю.
Соглашение направлено на регулирование оперативных и технических аспектов в области воздушного транспорта и является правовой основой для организации воздушных перевозок. В дальнейшем это позволит авиаперевозчикам выполнять пассажирские и грузовые рейсы между аэропортами двух стран.
В частности, документ устанавливает порядок предоставления прав на эксплуатацию установленных маршрутов, регулирует выдачу эксплуатационных разрешений, освобождение от таможенных пошлин, налогов и других сборов, организацию представительств на территории договаривающихся государств.
Ратификация Соглашения будет способствовать налаживанию воздушного сообщения между Беларусью и Сейшелами, укреплению и развитию туристических, экономических и коммерческих связей между субъектами двух стран.
А.А.Ляхнович также представил проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Саудовская Аравия о воздушном сообщении» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Приходько О.И.).
Соглашением определяются условия осуществления полетов по маршрутам, указанным в приложении к Соглашению, посадки и высадки пассажиров, принятия на борт и выгрузки багажа, груза и почты при выполнении международных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
Документ также регулирует порядок выдачи эксплуатационных разрешений, освобождение от таможенных пошлин, налогов и других сборов, организацию представительств на территории договаривающихся государств.
Ратификация Соглашения будет способствовать установлению регулярного международного воздушного сообщения между Республикой Беларусь и Саудовской Аравией, обеспечению безопасности эксплуатации воздушных судов, а также развитию взаимовыгодного сотрудничества с Королевством Саудовская Аравия в торгово-экономической и социально-образовательной сферах.
Заместитель Министра промышленности Кузнецов А.Е. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Панфилов Ю.А. доложили о проекте Закона «О прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о производственной и научно-технической кооперации».
Фактическое взаимодействие с украинской стороной в рамках Соглашения не осуществляется с 2021 года. Серьезными препятствиями реализации договоренностей, достигнутых в рамках Соглашения, являются невозможность проведения взаиморасчетов между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Украины, отсутствие возможности использовать территорию Украины как платформу в логистической цепочке, а также как исходный или конечный транспортировочный пункт.
Учитывая отсутствие на данном этапе предпосылок для налаживания украинско-белорусских отношений в рамках заключенного Соглашения, целесообразным решением является прекратить его юридическое действие.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
О том, что в семейной политике Беларуси действительно является поводом для гордости, рассказала Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент БЕЛТА.
Наталия Павлюченко подчеркнула, что поводом для гордости является наше здравоохранение и забота о здоровье матери и ребенка. Беларусь входит в топ-10 стран с низкой младенческой смертностью и в топ-40 стран по условиям для рождения детей. «Вместе с тем у нас есть еще над чем работать. Мы видим перспективы на ближайшие несколько лет: внедрение новых подходов к консультированию женщин в состоянии репродуктивного выбора, развитие программ психологической поддержки женщин после родов, создание консультативных центров планирования семьи», – сказала она.
В Беларуси выстроена система пособий, которая охватывает различные жизненные ситуации семьи. «Каждый четвертый ребенок в стране охвачен семейными пособиями, на финансирование которых направляется Br3,7 млрд. Это значительный ресурс», – отметила Министр.
Белорусские семьи могут рассчитывать на пособия по беременности и родам и за постановку на учет по беременности на ранних сроках, семейные пособия, среди которых единовременные выплаты при рождении, ежемесячные выплаты по уходу за малышом до 3 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и многие другие. «Важно, что эта система не застыла, она постоянно развивается, но развитие идет не через увеличение масштабного размера, а через увеличение адресности», – сказала Наталия Павлюченко. Она добавила, что таким развитием стали новации законодательства, в которых государство поддержало молодых мам с небольшим трудовым стажем или тех, кто еще учится и вообще не приступил к трудовой деятельности.
Уже десять лет существует механизм семейного капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. С 1 января 2025 года размер семейного капитала – Br33 275, и эти средства можно направить на улучшение жилищных условий, образование или решение вопросов со здоровьем, а также на приобретение средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью. «146 тыс. многодетных семей воспользовались этой поддержкой», – добавила Министр.
Среди плюсов также льготные кредиты для многодетных и списание долга при рождении 4 и более детей, а также бесплатное питание в школах, льготы на учебники и транспорт.
По информации БЕЛТА