10.07.2024
Министр труда и соцзащиты – о новшествах в детских пособиях и других мерах государственной поддержки семьи
На днях приняты изменения в Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Станет ли поддержка государства более адресной и стоит ли опасаться, что для родителей с детьми урезается соцпакет, узнали лично у Министра труда и социальной защиты Наталии Павлюченко.
Запрос на развитие
– Внесенные в закон изменения – это капитальный или скорее косметический ремонт системы государственных пособий?
– Система поддержки семей с детьми устоявшаяся, комплексная и проверенная временем. Вместе с тем есть запрос общества на развитие отдельных мер.
Но обращаю внимание, что приоритеты остаются прежними: счастливая семья с детьми и многодетность как социальная норма. Наша задача – усилить адресность в обеспечении государственными пособиями, чтобы выделенные деньги способствовали рождению детей в семьях и, как говорит Глава государства, «доходили до детей».
– Итак, к новациям. Первое – увеличивается минимальный размер пособия по беременности и родам. В чем необходимость этой меры?
– Социологические исследования показывают, что молодежь, стоя перед выбором карьера или семья, зачастую делает предпочтение в сторону первого. Однако жизнь доказывает, что одно другому не мешает. И тут шаг со стороны государства может сыграть решающую роль. Законом мы усиливаем поддержку молодых женщин, ожидающих рождения ребенка.
Так, увеличится размер пособия по беременности и родам. В три раза – для застрахованных женщин, не имеющих шести месяцев стажа работы. Сейчас это 50 процентов БПМ, или около 210 рублей в месяц, а с 1 января станет 100 процентов минимальной заработной платы, или 626 рублей (на текущий момент). В два раза – для будущих мам, которые получают образование и еще не вышли на рынок труда, а также для тех, кто проходит службу, и зарегистрированных в качестве безработных. В цифрах это выглядит так: с 50 до 100 процентов БПМ (около 420 рублей в месяц).
Важно отметить, что застрахованные женщины будут иметь право на минимальный размер пособия, если в расчетном периоде обязательные страховые взносы уплачивались из сумм не ниже размера минимальной заработной платы. С 1 июля 2024 года этот период составляет 18 месяцев.
Работницам, за которых страховые взносы уплачивают из суммы ниже размера минимальной заработной платы, пособие по беременности и родам будет рассчитываться из заработной платы или дохода, из которых они уплачены. Аналогичный порядок установлен и для женщин из числа выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов.
– Есть также изменения по больничному листу по уходу за ребенком. Какие именно?
– Первое – это увеличение минимального размера выплаты по больничному листу для застрахованных лиц, не имеющих шести месяцев стажа работы, – с 50 процентов БПМ до 100 процентов минимальной заработной платы. Изменения внесены по аналогии с пособием по беременности и родам.
Второе – закон регулирует ряд вопросов, когда необходимы выдача больничного листа и оплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Например, если на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, абилитацию направляются одновременно двое детей-инвалидов, которые нуждаются в сопровождении. В таких случаях установлено право на пособие по временной нетрудоспособности каждому лицу, осуществляющему уход за ребенком и нуждающемуся в освобождении от работы.
Если родители ребенка-инвалида работают и нет лица, осуществляющего уход за ним с выплатой соответствующего пособия, тогда сопровождать ребенка на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, абилитацию может и работающая бабушка либо другой работающий родственник ребенка, которому выдадут листок нетрудоспособности (ранее право было только у отца или матери).
Единый подход
– Третий блок изменений – пособия на детей старше трех лет из отдельных категорий семей. Кого в первую очередь они затронут?
– Сегодня данный вид пособия выплачивается семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид до 18 лет или ребенок, инфицированный ВИЧ; если отец проходит срочную военную службу, альтернативную службу; если родители являются инвалидами I или II группы, либо один из родителей инвалид I группы, а второй осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу.
Это перечислены те семьи, которые по объективным причинам нуждаются в дополнительной поддержке государства. Практика показала необходимость расширения этих категорий. Со вступлением в силу закона право на назначение пособия будут иметь в том числе семьи с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид достиг возраста 18 лет, ему установлена I группа инвалидности и один из родителей осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу. Это позволит сохранить уровень дохода семей с несовершеннолетними детьми, который они имели до исполнения 18 лет старшему ребенку – ребенку-инвалиду. Право предоставлено и женщинам, воспитывающим ребенка старше трех лет, если отец, обязанный уплачивать алименты, проходит срочную военную службу, альтернативную службу.
Отмечу еще несколько важных мер, направленных на дополнительную поддержку семей, воспитывающих ребенка-инвалида. В частности, родителям будет предоставлено право на получение всех видов государственных пособий в период краткосрочного нахождения ребенка-инвалида в доме ребенка в связи с оказанием ему услуги медико-социальной помощи. Тем самым обеспечен единый подход к выплате пособий при оказании услуги социальной передышки и услуги медико-социальной помощи.
Также предоставлено право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет родителям или другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, в период их обучения, переобучения по направлению службы занятости. Это позволит в период ухода за ребенком-инвалидом приобрести востребованную на рынке труда профессию для последующего трудоустройства без потери в выплате пособия. Учитывая возможности различных форм трудовой деятельности (дистанционная работа, гибкий график, неполное рабочее время), такой подход будет содействовать социализации родителей ребенка-инвалида и самостоятельному улучшению благосостояния семьи.
– Важная тема – целевое использование детских пособий. Какие нормы закона помогут это обеспечить?
– Действительно, есть случаи нецелевого использования пособий. Однако такие факты имеют место только в отношении небольшого числа детей. Но даже будь это один ребенок в стране, нам важно, чтобы госпомощь дошла именно до него. Законом установлена обязанность государственных органов и нанимателей, назначающих пособия, предоставлять информацию о получателях пособий и членах их семей по запросам учреждений образования. Это действует в отношении семей, в которых дети находятся в неблагоприятной обстановке, и будет способствовать более оперативному выявлению недобросовестных родителей.
Также ужесточены подходы к прекращению выплаты пособий в случае, если ребенка из семьи забрали. Родители лишаются права на пособие со дня отобрания детей (в том числе пособий, не полученных за прошлое время). Кроме того, с нового года каждый наниматель, назначающий пособие, будет обязан запрашивать ежеквартально в органах Фонда социальной защиты населения информацию, влияющую на изменение размера назначенных государственных пособий или прекращение их выплаты.
– Если говорить о финансовой стороне вопроса, то во сколько обходится государству поддержка семей с детьми? И значит ли, говоря об адресности, что она планируется сокращаться?
– Расходы государства значительные. Только на обеспечение системы пособий и программы семейного капитала в этом году выделено около 3,8 миллиарда рублей, или около 1,5 процента ВВП. Кроме того, семьям с детьми предоставляется значительный объем льгот, которые выражаются в неденежном эквиваленте.
Государство и дальше при любых условиях будет обеспечивать поддержку семей с детьми. Как сказал Президент: «В полном объеме и, если нужно, за пределами этих объемов».
Елена Козловская, «
СБ. Беларусь сегодня», 10 июля 2024 г.
Семейный капитал, льготы и гарантии. Наталья Кочанова о масштабном комплексе мер по поддержке семей в Беларуси
В Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на заседании экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики на базе Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Обеспечение демографической безопасности является одной из важнейших составляющих эффективного социально-экономического развития любого государства. В Беларуси вопросы демографической политики, включая развитие человеческого капитала, поддержку семьи, защиту материнства, отцовства и детства, находятся на постоянном контроле Главы государства, – отметила Наталья Кочанова. – Выступая с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года, Президент подчеркнул: чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть больше, значительно больше. Это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много, чтобы это условие обеспечить. Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, формирование здорового образа жизни, ориентацию воспитательного и образовательного процесса на семейные ценности и повышение престижа многодетной семьи, улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения».
В настоящее время в Беларуси реализуется масштабный комплекс мер по поддержке семей, включающий предоставление оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выплату различных пособий, назначение семейного капитала, льготы и гарантии в области трудовых отношений, пенсионного обеспечения, обеспечение жильем многодетных семей в первоочередном порядке, получение льготного или бесплатного питания в школах, льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями, первоочередное место в университетском общежитии, налоговые и иные льготы, подчеркнула спикер.
Экспертно-консультативный совет при Президиуме Совета Республики (ЭКС) является коллегиальным совещательным органом. Его основными задачами и функциями, в частности, являются анализ и оценка проектов долгосрочных и среднесрочных государственных программ; подготовка аналитических материалов и иной информации по актуальным вопросам формирования и реализации государственной политики в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, местного управления и самоуправления, международной деятельности и другим для использования в работе Президиума Совета Республики, постоянных комиссий Совета Республики, в парламентской деятельности членов Совета Республики; взаимодействие с научными организациями, учреждениями образования и общественными объединениями, а также экспертными советами, создаваемыми в других государственных органах; содействие укреплению контактов Совета Республики с научной общественностью и освещению его деятельности в средствах массовой информации и интернет-ресурсах; иные задачи и функции, способствующие обеспечению системного подхода к решению задач, возложенных на Совет Республики, его органы и членов Совета Республики.
Тема сегодняшнего заседания – «Демографическая безопасность в Республике Беларусь: тенденции, вызовы, перспективы». В прошлом году на заседаниях ЭКС были рассмотрены следующие темы: «О практике применения законодательства и реализации мероприятий в области мелиорации земель и их эффективного использования», «Устойчивое развитие регионов на основе создания импортозамещающих и кооперационных производств и активного использования механизмов их финансовой поддержки».
По информации
БЕЛТА
Исполнение обязанностей или совмещение должностей. Нюансы дополнительной работы, разъяснили в Минтруда
Нюансы организации дополнительной работы разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда отметили, что существует три вида дополнительной работы. Один из вариантов – совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – работа по другой вакантной профессии/должности. Например, каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще один вид – расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работа по такой же вакантной профессии/должности. Например, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка).
Также дополнительной работой считается исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – работа как по другой, так и по такой же профессии/должности, при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В пресс-службе отметили, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня. За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
Цифровизация и логистика. Глава ГТК о новшествах в таможенной сфере в год председательства Беларуси в ЕАЭС
В 2025 году Беларусь в третий раз председательствует в органах Евразийского экономического союза. Цель создания ЕАЭС – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация действий в отраслях экономики. Значительный вклад в интеграцию вносят таможенные службы. О том, какие проекты реализованы, как налажено взаимодействие с коллегами, о приоритетах белорусского председательства в интервью
БЕЛТА рассказал Председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.
– Владимир Николаевич, как санкции в отношении Беларуси и России повлияли в целом на деятельность Евразийского экономического союза? Какова роль в этом деле отводится таможенным службам стран пятерки?
– Санкции, направленные на разрушение экономики Союзного государства, интеграции внутри Евразийского экономического союза, стали мощным толчком для обратных последствий. Они, наоборот, объединили страны союза, особенно в части объемов торговли. На днях в Евразийской экономической комиссии подчеркнули, что объем взаимной торговли товарами в ЕАЭС с 2015 года удвоился и достиг в 2024 году почти $100 млрд. Расширяются и внешнеторговые интересы ЕАЭС с учетом новой стратегии и логики международного взаимодействия. Сотрудничество таможенных служб в таких условиях играет ведущую роль, особенно для переориентации грузопотоков.
Белорусский бизнес сегодня держит основной вектор на восток. Через Россию, Казахстан на экспорт следуют отечественные товары, на импорт – сырье и комплектующие для наших предприятий. И от слаженности наших действий, унификации совершения таможенных операций зависит скорость движения.
– В текущем году председательство в органах Евразийского экономического союза приняла Беларусь. Какие приоритеты в организации единой таможенной деятельности вам видятся первоочередными?
– Приоритеты для каждой отрасли определил Глава государства в качестве председателя Высшего евразийского совета. В частности, необходимо завершить формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции. Следует продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них.
Особенно важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать «бесшовные» и безопасные международные транспортные коридоры. В части защиты внутреннего рынка отмечена нацеленность на совершенствование таможенно-тарифного регулирования для выравнивания условий ведения экономической деятельности в ЕАЭС, создание контролируемых условий доступа импортных товаров, эффективное применение системы управления рисками при определении таможенной стоимости товаров.
– Один из последних подписанных документов, направленных на совершенствование логистики, – соглашение о единой системе таможенного транзита ЕАЭС и третьей стороны. О чем речь?
– Да, подписанное в конце прошлого года соглашение позволит обеспечить максимально удобную для всех участников рынка логистику перевозок, так называемую «бесшовность», посредством снятия барьеров внутри союза и сокращения расходов бизнеса на доставку грузов. Простым языком, ускорение и удешевление перевозок, а также снижение рисков ошибок в доставке. Для этих целей будет использоваться единая транзитная декларация в виде электронного документа. Реализация соглашения позволит повысить уровень безопасности трансграничных поставок и увеличить товарооборот стран евразийской пятерки.
– Какие еще важные шаги предприняты в части развития евразийской интеграции?
– Новый импульс в работе по выстраиванию единого механизма взимания вывозных таможенных пошлин в ЕАЭС придаст реализация подписанного между странами пятерки соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории союза. Соглашение позволит создать общие нормы для определения страны происхождения товара.
Единая система предусматривает постепенный переход на электронные сертификаты, а также внедрение онлайн взаимодействия бизнеса и компетентных органов, подтверждающих страну происхождения товара. В перспективе это серьезно упростит экспорт для бизнеса из стран ЕАЭС. Решатся одновременно две задачи: упростится доступ евразийских товаров на внешние рынки, минимизируются барьеры на внутреннем рынке союза.
– Расскажите про новшества в использовании навигационных пломб, о применении которых белорусская таможня заявляла неоднократно. Ряд решений уже принят.
– В первую очередь навигационные пломбы – это еще один из основных потенциальных механизмов повышения безопасности транзита. Практическое применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок подтвердило успешность данного проекта с начала его внедрения. Область использования таких устройств мы постоянно расширяем.
С 27 января текущего года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания отдельных видов автомобильных перевозок по территории Союзного государства. Устройства используются при ввозе в Беларусь и Россию из третьих стран алкогольной продукции, табачных изделий, меховых изделий, обуви, электроники, опасных грузов.
Пломба применяется при непосредственном импорте, а также при «сквозном» транзите.
Пломба, наложенная в Беларуси, действует и в России. И в обратном порядке. В таком режиме уже осуществлено около 2,7 тыс. грузоперевозок. Также по инициативе Беларуси успешно реализуется эксперимент по применению навигационных пломб в отношении экспортируемых через территорию России белорусских лесоматериалов. С начала его проведения пломбы применены к 2,4 тыс. подобным грузоперевозкам.
В целом ежедневно белорусской таможней налагается более 1 тыс. навигационных пломб. А если брать с начала реализации механизма, то осуществлено более 2 млн перевозок под пломбами. Устройства помогают нам отследить перевозчиков Европейского союза и исключить недоставки товаров и транспортных средств.
– А что в части взаимодействия в области таможенной цифровой повестки, информационного взаимодействия, в том числе и для усиления позиций союза в борьбе с санкциями?
– Завершена значительная работа по определению подходов совершенствования информационного обмена электронными документами и сведениями в процессе контроля транзитных перевозок товаров. Это будет отдельный общий процесс обмена информацией в таможенной сфере. Такое решение позволит унифицировать многие технологические, программные и технические процессы, обеспечивающие взаимодействие таможенных органов ЕАЭС. Переход на использование общей для всех государств – членов ЕАЭС инфраструктуры существенно сократит расходы таможенных органов на поддержку действующих сейчас нескольких интеграционных решений.
Для внедрения общего процесса информационная система таможенных органов Беларуси уже доработана. Сегодня мы активно тестируем ее с таможенными службами России и Армении. С повышением степени насыщения таможенной сферы цифровыми технологиями она становится более прозрачной. Это положительно влияет на скорость осуществления таможенных процедур, а также на эффективность деятельности таможенных органов.
– Цифровые технологии все более значимы во всех сферах нашей жизни. Электронная торговля – это уже обыденное явление. Какое развитие этой системы в Евразийском экономическом союзе?
– Электронная торговля сказывается на формировании единого экономического пространства ЕАЭС и повышении благосостояния граждан. Да, это влечет большие инвестиции в логистику и обеспечение цепочек поставок. Вместе с тем такая система оказывает существенное влияние на экономическое развитие отдельных субъектов и государств – членов союза в целом.
Сегодня наша задача – согласовать механизм регулирования электронной торговли на всем пространстве единого рынка Евразийского экономического союза. Серьезное начало положено в декабре 2023 года – принят протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Ключевые моменты: выделение товаров электронной торговли в отдельную категорию и установление специального таможенного администрирования в отношении таких товаров, введение в ЕАЭС института оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с товарами электронной торговли, а также осуществлять взаимодействие с таможенными органами. Также речь идет об обеспечении возможности реализации физическим лицам товаров электронной торговли с использованием таможенных складов.
В июне 2024 года протокол ратифицирован Республикой Беларусь. В настоящее время в развитие отсылочных норм протокола ведется работа по подготовке проектов актов ЕЭК.
– Как в целом охарактеризуете результаты взаимодействия таможенных служб стран ЕАЭС?
– Благодаря тесному взаимодействию ЕЭК и таможенных служб стран ЕАЭС за более чем 10 лет функционирования объединения удалось существенно продвинуться в реализации норм Договора о ЕАЭС и унификации таможенного администрирования.
Эффективная площадка для решения таможенных вопросов стран пятерки – Объединенная коллегия таможенных служб ЕАЭС. Заседания проводятся ежеквартально. На них рассматриваются вопросы, которые касаются практического применения таможенного законодательства, особенностей совершения таможенных операций, выработки единой правоприменительной практики, а также согласованного порядка совместных действий в таможенной сфере в отношении третьих стран. И это положительно сказывается на свободе движения товаров, которое невозможно без единого таможенного регулирования.
По информации
БЕЛТА
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
О порядке предоставления господдержки на строительство жилья
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала изменения в порядке предоставления господдержки на строительство жилья.
Указ Президента № 95 от 6 марта 2025 г. объединил все формы господдержки, которые существуют в республике. Он предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан); одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан); финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей).
«В Указе предусмотрен универсальный порядок предоставления господдержки отдельным категориям граждан. Речь идет о том, что мы здесь определили конкретный перечень форм государственной поддержки, на которые граждане имеют право претендовать, – отметила Инна Пинковская. – В этом акте формы господдержки систематизированы, нормы изложены более понятным и доступным для граждан языком, чтобы любой, открыв нормативно-правовой акт, смог разобраться в тонкостях и нюансах и меньше обращался в госорганы. Объем установленных норм здесь значительно меньше, нежели на сегодняшний день предусмотрено законодательными актами».
Так, Указом предусматривается возможность строительства частных домов гражданами с привлечением льготных кредитов. Также в населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. «Исключение составляют многодетные семьи, которые могут приобретать жилые помещения в иных населенных пунктах, но для очередников в населенных пунктах до 20 тыс. это существенно, ведь они могут не только построить, но и приобрести жилье. В некоторых малых городских поселениях стоимость квадратного метра на вторичном рынке в некоторых случаях ниже новостроя», – акцентировала представитель Минстройархитектуры.
В рамках этого Указа предусмотрено, что все категории граждан, которые имеют право на господдержку, сохраняются, как и условия предоставления господдержки. «Единственное исключение – она не будет предоставляться на строительство жилых помещений путем долевого участия в рамках жилищно-строительного потребительского кооператива (ЖСПК) для того, чтобы исключить граждан из процесса самого строительства. Люди будет приобретать готовое жилье, построенное по государственному заказу. Но все жилые дома, которые строятся в рамках долевого строительства, если проектная декларация опубликована до 1 июня 2025 года, будут достраиваются на тех условиях, которые предусмотрены долевым способом», – пояснила Инна Пинковская. Эти нововведения касаются жилья, которое начнут строить с 1 июня 2025 года, так как именно с этой даты Указ вступает в силу.
По информации
БЕЛТА