09.07.2024
Минприроды об изменении законодательства в сфере охраны озонового слоя
6 июля 2024 г. вступили в силу статьи 1-2 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 332-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».
В рамках работы по приведению законодательства к указанному Закону приняты следующие нормативные правовые акты:
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2024 г. № 387 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
-
постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 мая 2024 г. № 34 «Об изменении постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 122 и от 8 декабря 2014 г. № 42»;
-
постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 июня 2024 г. № 35 «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 января 2022 г. № 9».
Изменения законодательства направлены на выполнение Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года, предусматривающей регулирование потребления гидрофторуглеродов.
Справочно
Гидрофторуглероды широко применяются в качестве хладагентов в системах охлаждения и кондиционирования воздуха, также используются в системах газового пожаротушения и для получения пористой продукции.
Согласно Монреальскому протоколу потребление = импорт + производство – экспорт.
С учетом отсутствия производства гидрофторуглеродов в Республике Беларусь, наше потребление полностью определяется их импортом.
В этой связи ратификация Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу в Республике Беларусь рассматривалась как одно из направлений импортозамещения в целях поэтапного отказа от синтетических фреонов и перехода на природные хладагенты (вещества, которые существуют в природе или получаются из природного сырья, например, природного газа).
К природным хладагентам относят неорганические хладагенты: аммиак, диоксид углерода, вода и воздух, а также органические хладагенты: бутан, изобутан, изопентан, метан, пропан, пропилен, этан, этилен и др.
Согласно Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу к 2036 году потребление ГФУ в Беларуси должно быть сокращено на 85 % или до уровня не более 0,762 млн. тонн CO2 экв в год.
Потребление гидрофторуглеродов в нашей стране в 2022 году составило 3,514 млн. тонн CO2 экв.
Ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ (включая гидрофторуглероды), а также их смесей возможен в пределах допустимых объемов потребления, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2023 г. № 170 «О мерах по охране озонового слоя и климата» (далее – постановление № 170) в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сентября 1987 г.
С учетом ранее выданных лицензий на ввоз озоноразрушающих веществ расчетный уровень потребления гидрофторуглеродов на 2024 год, указанный в абзаце втором подпункта 1.2 пункта 1 постановления № 170, достигнут.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (приложение № 20 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»), Минприроды прекращает согласование выдачи лицензий на импорт озоноразрушающих веществ в 2024 году.
Одновременно информируем, что в соответствии с абзацем вторым части девятой статьи 16 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя» и подпункта 1.3 пункта 1 постановления № 170 согласование выдачи лицензий на импорт озоноразрушающих веществ в 2025 году будет осуществляться с учетом количественных ограничений на ввоз озоноразрушающих веществ в Республику Беларусь, установленных в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления № 170, которые будут распределяться в соответствии с Положением о порядке распределения количественных ограничений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ, утвержденным в соответствии с пунктом 11 постановления № 170.
О формах запроса о распределении количественных ограничений на 2025 год и представления необходимой для осуществления распределения количественных ограничений информации будет сообщено дополнительно.
По сообщению
официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Получить жилье станет проще, долгостроев будет меньше. Минстройархитектуры о новациях законодательства
Заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» прокомментировала новации законодательства, касающиеся механизма государственного заказа на строительство жилья. Спойлер: нуждающимся станет проще, а из-за исключения дольщиков из процесса строительства количество долгостроев будет меньше.
Сейчас речь пойдет об Указе № 94, который Глава государства подписал 6 марта 2025 г. В документе в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215 и вводится механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть заключается в том, что возведение жилых домов осуществляется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства.
«В данном случае мы граждан исключаем из процесса строительства. В основном УКСы – заказчики – строят жилой дом и привлекают льготные кредитные ресурсы, а после завершения строительства продают жилье очередникам. В процессе строительства идет распределение жилья – в течение месяца после начала строительства УКС обязан передать все данные в исполком, а исполком параллельно ведет работу по распределению жилья. То есть не нужно в процессе строительства искать дольщиков, с которыми потом бывают нюансы», – пояснила Инна Пинковская.
Что касается нововведений, которые есть в данном Указе, то расширены категории граждан, которые могут приобретать квартиру, построенную по госзаказу. «Сегодня купить такое жилье могут очередники, которые состоят на учете нуждающихся и имеют право на господдержку. Но в крупных населенных пунктах есть отдельный перечень граждан, которые права такого не имеют. Тем более у нас есть молодые семьи с одним ребеночком или без детей, которые правом на получение господдержки не наделены, – отметила заместитель начальника. – Государство предоставило им право приобрести жилое помещение за счет собственных средств, коммерческих кредитов. В Указе предусмотрено: если очередники, имеющие право на господдержку, отказались от приобретения такого жилья, то оно будет предлагаться очередникам, не имеющим право на господдержку. Здесь мы еще предусмотрели возможность приобретения жилья, построенного по госзаказу, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде более 25 %».
Кроме этого, Указ № 94 предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. «Сегодня основной источник финансирования строительства арендного жилья – это бюджет и арендная плата. Здесь государство привлекает внебюджетные источники финансирования и говорит о том, чтобы госорганизации подключались в этот процесс», – объяснила Инна Пинковская.
Что касается стимулирования таких организаций в направлении арендного жилья, то еще в августе прошлого года был принят Указ Главы государства № 344, который предоставил возможность государственным организациям и хозяйственным обществам получать субсидии в размере 50 % ставки рефинансирования Национального банка на уплату части процентов по кредитам, которые они привлекают на строительство жилья либо приобретение, в частности по госзаказу. Возвращаясь к мартовскому Указу № 94, важно понимать, что теперь те, кто получил такие субсидии, смогут эти жилые помещения приобретать. «Норма, которая позволяет госорганизациям и обществам приобретать такое жилье, вступает в силу с 1 апреля текущего года. Они могут строить и приобретать жилье как за счет собственных средств, так и использовать кредиты банков, и на них уже получать субсидию от государства. Это один из стимулов для того, чтобы заинтересовать эти организации строить арендное жилье», – рассказала Инна Пинковская.
Это выгодно и организациям, и гражданам: одни таким образом закрепляют специалистов, а вторые получают жилье. К тому же в Указе № 344 о субсидировании предоставлена возможность государственным организациям и хозяйственным обществам в своих локальных актах определять перечень категорий, которые имеют право на первоочередное получение этого жилья. При этом 20 % такого жилья они должны предоставить молодым специалистам и гражданам до 31 года, то есть простимулировать молодежь для закрепления на рабочем месте.
Также в Указе № 344 предусмотрено, что продавать жилье госорганизации не имеют права. Хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде более 25 % до погашения кредита, на который предоставляются субсидии, жилое помещение тоже продать не могут, но уже после погашения кредита могут отчуждать это жилье работнику организации при определенных условиях. «Отчуждение производится только по согласованию с исполкомами. Если организация говорит о том, что продает работнику жилье, но определяет условие, к примеру отработать какой-то период, то исполком согласует», – обратила внимание представитель Минстройархитектуры.
Кроме того, в Указе № 94 предусмотрено увеличение на один год срока, в течение которого исполком реализует жилье очередникам. «Сейчас это четыре месяца, а будет пять месяцев в связи с тем, что для продажи жилья нужно выполнить ряд организационных мероприятий, в том числе принять решение о предоставлении господдержки, о возможности использования многодетными семьями средств семейного капитала на приобретение и так далее», – отметила Инна Пинковская.
Основные нормы Указа вступят в силу с 1 июня 2025 года, пункт о возможности приобретения госорганизациями жилья по субсидируемому кредиту – с 1 апреля 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Минприроды о республиканском плане мероприятий по проведению Года благоустройства
Утвержден Республиканский план мероприятий по проведению Года благоустройства, которым предусмотрена реализация 47 мероприятий и определены итоговые годовые показатели их выполнения, а кроме того создан республиканский штаб, установлен регламент его работы и состав. Такое заявление в пресс-центре
БЕЛТА сделала заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Людмила Бартошевич.
Было отмечено, что заседания республиканского штаба будут проводить не реже раза в квартал. Установлен перечень государственных органов, ответственных за реализацию плана мероприятий и соблюдение сроков отчетности о результатах его выполнения.
«План доведен до заинтересованных, определены сроки и формы представления отчетности. Ответственные исполнители сформировали рабочие групп по контролю за реализацией мероприятий плана на областном уровне и отраслевых региональных планов мероприятий, связанных с проведением Года благоустройства на республиканском и областном уровнях», – добавила представитель Минприроды.
К выполнению плана уже приступили. Так, для подготовки к весенним работам по озеленению территорий специалисты провели анализ мощностей по выращиванию посадочного материала, который показал, что все области и столица в 2025 году обеспечены необходимым его количеством.
По информации
БЕЛТА
Петр Миклашевич: продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации
БЕЛТА
Зоны покоя и особо охраняемые территории: как в Беларуси защищают редкие виды животных и растений
Каждый год 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы, который напоминает, как важно охранять природу и заботиться о ее богатствах. В нашей стране этим вопросам уделяют пристальное внимание: активно обновляются планы по защите редких животных, создаются охраняемые территории, отслеживается состояние экосистем.
«Финансирование охраны дикой природы: инвестиции в людей и планету» – под таким лозунгом пройдет Всемирный день дикой природы в 2025 году. В рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021–2025 годы в Беларуси выделяются средства на восстановление редких животных. Такие инвестиции важны не только для экологии, но и для благополучия людей.
В 2024-м под охрану передали 499 мест обитания краснокнижных животных и растений. Обновлены планы по охране бурого медведя, рыси и барсука. Число барсуков в Беларуси сегодня составляет 2758 особей, рысей – 1613, а бурых медведей – 913. Рысь и медведь остаются краснокнижными видами, но в случае угрозы безопасности граждан их изъятие в ограниченных количествах возможно. На сегодня утверждено 17 планов по сохранению редких животных и 35 планов по охране дикорастущих растений.
Также у нас действует строгий контроль за международной торговлей редкими видами. В 1994 году страна присоединилась к конвенции СИТЕС – международному соглашению по защите видов фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения. Установлены четкий порядок и условия регистрации диких животных, под контроль подпадает не только покупка, но и продукция, полученная от них: пищевые изделия, сувениры, лекарства, музыкальные инструменты.
В охотничьих угодьях также соблюдаются строгие нормы. За последние 10 лет значительно увеличилась численность основных охотничьих видов. Популяция лося возросла в 1,5 раза, оленя благородного – в 3,3 раза, косули – в 1,8 раза. Программа «Белорусский лес» за 2021 – 2023 годы позволила расселить 9 зубров, 1600 оленей, 627 ланей и 11 глухарей. Особое внимание уделяется расселению ланей: если в 2015-м их было 201, то в 2024-м – уже 1759. Это помогает увеличить продуктивность охотничьих угодий и разнообразить фауну. Для более эффективного управления популяциями в Беларуси внедрена система зон покоя в охотничьих угодьях. Эти зоны занимают не менее 5 процентов от общей площади угодий и помогают регулировать охоту в зависимости от погодных условий и численности животных.
Охрана природы в Беларуси охватывает множество направлений. Одно из самых важных – мониторинг состояния популяций животных. Каждый год ученые получают свежие данные о среде обитания, тенденциях численности и факторах, влияющих на популяции. Создана система особо охраняемых природных территорий, которые занимают более 9 процентов общей площади страны и являются домом для 70–80 процентов редких видов.
Особое внимание уделяется оценке воздействия человека на окружающую среду. Вмешательство в экосистемы может нанести вред, и специалисты НПЦ НАН Беларуси разрабатывают решения, которые помогут минимизировать такие воздействия.
Валерия Курневич, «Рэспубліка», 2 марта 2025 г.
Пятую редакцию Красной книги Беларуси планируют издать до конца года
Пятую редакцию Красной книги Беларуси планируется издать до конца года. Об этом сообщил первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут на итоговой коллегии ведомства, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Национальной академией наук Беларуси подготовлены предложения по актуализации списков редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории страны видов диких животных и дикорастущих растений. Предлагается включить в него 213 видов животных и 310 видов растений. Проект постановления Минприроды находится на согласовании с заинтересованными. В связи с изменениями нужно будет обеспечить пятое издание Красной книги до конца года», – рассказал Александр Корбут.
Охранный статус некоторых животных планируется понизить ввиду увеличения популяций. Им придается так называемый бинарный статус – они являются дикими животными, отнесенными к видам, включенным в Красную книгу Беларуси, и одновременно охотничьими животными при необходимости регулирования численности.
Александр Корбут также рассказал о развитии системы особо охраняемых природных территорий. Она включает 1355 объектов общей площадью свыше 1,9 млн га (9,2 % территории республики). По сравнению с 2023 годом площадь ООПТ увеличилась на 5,5 тыс. га.
Как сообщалось, самое первое издание Красной книги Беларуси вышло в 1981 году. Тогда в него вошло 80 видов животных и 85 видов растений. Нынешнее, 4-е издание, состоит из двух томов, где один посвящен животным, а другой – растениям. В него включено 203 вида диких животных и 303 вида дикорастущих растений.
По информации
БЕЛТА
(фото Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь)