09.07.2024
Минприроды об изменении законодательства в сфере охраны озонового слоя
6 июля 2024 г. вступили в силу статьи 1-2 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 332-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».
В рамках работы по приведению законодательства к указанному Закону приняты следующие нормативные правовые акты:
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2024 г. № 387 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
-
постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 мая 2024 г. № 34 «Об изменении постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 122 и от 8 декабря 2014 г. № 42»;
-
постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 июня 2024 г. № 35 «Об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 января 2022 г. № 9».
Изменения законодательства направлены на выполнение Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года, предусматривающей регулирование потребления гидрофторуглеродов.
Справочно
Гидрофторуглероды широко применяются в качестве хладагентов в системах охлаждения и кондиционирования воздуха, также используются в системах газового пожаротушения и для получения пористой продукции.
Согласно Монреальскому протоколу потребление = импорт + производство – экспорт.
С учетом отсутствия производства гидрофторуглеродов в Республике Беларусь, наше потребление полностью определяется их импортом.
В этой связи ратификация Кигалийской поправки к Монреальскому протоколу в Республике Беларусь рассматривалась как одно из направлений импортозамещения в целях поэтапного отказа от синтетических фреонов и перехода на природные хладагенты (вещества, которые существуют в природе или получаются из природного сырья, например, природного газа).
К природным хладагентам относят неорганические хладагенты: аммиак, диоксид углерода, вода и воздух, а также органические хладагенты: бутан, изобутан, изопентан, метан, пропан, пропилен, этан, этилен и др.
Согласно Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу к 2036 году потребление ГФУ в Беларуси должно быть сокращено на 85 % или до уровня не более 0,762 млн. тонн CO2 экв в год.
Потребление гидрофторуглеродов в нашей стране в 2022 году составило 3,514 млн. тонн CO2 экв.
Ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ (включая гидрофторуглероды), а также их смесей возможен в пределах допустимых объемов потребления, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2023 г. № 170 «О мерах по охране озонового слоя и климата» (далее – постановление № 170) в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сентября 1987 г.
С учетом ранее выданных лицензий на ввоз озоноразрушающих веществ расчетный уровень потребления гидрофторуглеродов на 2024 год, указанный в абзаце втором подпункта 1.2 пункта 1 постановления № 170, достигнут.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (приложение № 20 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»), Минприроды прекращает согласование выдачи лицензий на импорт озоноразрушающих веществ в 2024 году.
Одновременно информируем, что в соответствии с абзацем вторым части девятой статьи 16 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя» и подпункта 1.3 пункта 1 постановления № 170 согласование выдачи лицензий на импорт озоноразрушающих веществ в 2025 году будет осуществляться с учетом количественных ограничений на ввоз озоноразрушающих веществ в Республику Беларусь, установленных в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления № 170, которые будут распределяться в соответствии с Положением о порядке распределения количественных ограничений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ, утвержденным в соответствии с пунктом 11 постановления № 170.
О формах запроса о распределении количественных ограничений на 2025 год и представления необходимой для осуществления распределения количественных ограничений информации будет сообщено дополнительно.
По сообщению
официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
Новый порядок направления на оказание медпомощи. Как это работает
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации
БЕЛТА
Более 1 млн граждан и юрлиц приняли участие в мероприятиях по благоустройству в Беларуси с начала года
В Беларуси с начала года участие в мероприятиях по благоустройству приняли более 1 млн граждан и юридических лиц. Об этом рассказала начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова, сообщили корреспонденту
БЕЛТА в пресс-службе Минприроды.
«С начала года участие в мероприятиях по благоустройству приняли свыше 1 млн граждан и юридических лиц», – отметила Татьяна Железнова.
Кроме того, в 2025 году реализуется 90 гражданских инициатив, которые направлены в том числе на озеленение придомовых территорий, обустройство детских и спортивных площадок.
В Беларуси 2025 год объявлен Годом благоустройства. За Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды закреплены девять мероприятий. Среди них – озеленение населенных пунктов, а также территорий вдоль автомобильных и местных дорог. В эти мероприятия также входит регулирование распространения борщевика Сосновского и канадского золотарника. Кроме того, каждая область имеет свои планы с учетом территориальных особенностей и потребностей.
По информации
БЕЛТА
Что предусмотрено стратегией по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в
БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации
БЕЛТА
Ирина Костевич: защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям
Защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям, отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам, заместитель представителя Беларуси в Комиссии по правам человека СНГ Ирина Костевич, выступая в формате видеоконференцсвязи на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Бесспорно, защита прав человека в цифровую эпоху требует комплексного подхода», – сказала Ирина Костевич, остановившись на четырех направлениях.
Во-первых, совершенствование правовой базы. По словам председателя комиссии, законодательство должно учитывать специфику информационных технологий, которые давали бы гражданам реальный контроль над их информацией.
«Требуется законодательное регулирование использования искусственного интеллекта, включая принципы прозрачности, объяснимости и недискриминации. Эффективное регулирование также должно учитывать не только сбор информации, но и последующее использование аналитических моделей и автоматическую обработку», – отметила Ирина Костевич.
Во-вторых, необходимо развитие цифровой грамотности. Граждане должны понимать ценность своих данных, уметь распознавать манипуляции и киберугрозы. Образование в этой сфере – это такая же необходимость, как и традиционная грамотность.
В-третьих, технологические решения для защиты. Шифрование, аутентификация, системы, построенные на принципах конфиденциальности по умолчанию, должны стать стандартом, а не экзотикой.
В-четвертых, международное сотрудничество. «Цифровое пространство не знает границ, поэтому и защита прав в нем должна быть глобальной. Необходимы международные конвенции и договоры, устанавливающие единые этические и правовые стандарты для цифровой среды», – отметила Ирина Костевич.
Беларусь активно стремится адаптировать свое законодательство к новым вызовам цифровой эры, предоставляя правовую базу для защиты прав и интересов граждан, а также обеспечивая развитие цифровой экономики. В стране в целом созданы законодательные условия.
Так, статья 28 Конституции Беларуси предусматривает положение о том, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
Основные национальные интересы в информационной сфере определены в Концепции национальной безопасности. В Беларуси принят ряд законов, в частности, «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите персональных данных», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О платежных системах и платежных услугах».
По информации
БЕЛТА