09.07.2024
МНС о налоге на профессиональный доход для ремесленников и субъектов агроэкотуризма
Плательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, осуществляющие виды деятельности по перечню, определенному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 2022 г.
№ 851, и начавшие применение налога на профессиональный доход в порядке, установленном статьей 381 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Указанный перечень включает в себя, в частности:
-
ремесленную деятельность;
-
деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности», определен Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности (далее – Перечень № 457), который вступает в силу с 1 октября 2024 года.
Справочно
Перечень № 457 не включает в себя ремесленную деятельность и деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, поскольку такие виды деятельности в силу норм статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции, действующей с 1 октября 2024 года, являются отдельными видами индивидуальной предпринимательской деятельности, условия осуществления которой определяются Президентом Республики Беларусь.
Порядок налогообложения самостоятельной профессиональной деятельности физических лиц, а также ремесленной деятельности и деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма регулируется нормами НК и статьей 13
Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».
Справочно
Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З физические лица, осуществляющие самостоятельную профессиональную деятельность, с 1 октября 2024 года вправе применять налог на профессиональный доход в порядке, предусмотренном главой 40 НК.
В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 378 НК физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность и (или) деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, в отношении такой деятельности обязаны применять налог на профессиональный доход при отсутствии соответствующих решений местных исполнительных и распорядительных органов о праве применять иной режим налогообложения.
Учитывая вышеизложенное, физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность и (или) деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, как в настоящее время, так и после 1 октября 2024 года в отношении такой деятельности обязаны применять налог на профессиональный доход при отсутствии соответствующих решений местных исполнительных и распорядительных органов о праве применять иной режим налогообложения (уплату соответствующих сборов).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МНС об учете при налогообложении прибыли расходов на мероприятия в рамках Года благоустройства
Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими вопросами, связанными с включением в 2025 году расходов на мероприятия в рамках Года благоустройства, в состав затрат, учитываемых при налогообложении, разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) расходы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест, расходы по поддержанию санитарного состояния земель общего пользования включаются в состав прочих затрат независимо от того связаны они с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав или нет.
В совокупности с другими прочими затратами их размер не может превышать 1 % выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов с учетом налога на добавленную стоимость (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК ко внереализационным доходам).
Порядок благоустройства и содержания населенных пунктов определены:
-
Правилами благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087;
-
Правилами благоустройства и содержания города Минска, утвержденными решением Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 г. № 252.
Кроме этого, согласно Указу Президента Республики Беларусь «Об объявлении 2025 года Годом благоустройства» от 3 января 2025 г. № 1 (далее – Указ № 1) в Республике Беларусь 2025 год объявлен Годом благоустройства и под благоустройством для целей Указа № 1 понимается комплекс мероприятий, осуществляемых государством совместно с организациями и гражданами, направленный на создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среды жизнедеятельности людей.
На основании подпункта 5.1 пункта 5 Указа № 1 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2025 г. № 97 «О проведении Года благоустройства» утвержден республиканский план мероприятий по проведению в 2025 году Года благоустройства, который содержит детальный перечень работ, подлежащих выполнению в течение текущего года (конкретные наименования мероприятий, источники их финансирования, возможные исполнители).
Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2025 г. № 74 «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов» (далее – Указ № 74) установлено, что в целях дальнейшего повышения эффективности деятельности органов местного управления, реализации мероприятий в рамках Года благоустройства в 2025 году предоставлено право председателям исполнительных комитетов базового уровня привлекать, в частности, юридических лиц к выполнению собственными силами и (или) за счет собственных средств работ по поддержанию надлежащего санитарного состояния, благоустройству и содержанию территорий земель общего пользования населенных пунктов, в том числе территорий, прилегающих к предоставленным им (находящимся у них) земельным участкам (абзац третий подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 74).
Таким образом, Указом № 1, Указом № 74 регламентируются отдельные вопросы реализации мероприятий в рамках Года благоустройства и не регулируются вопросы учета расходов, связанных с реализацией таких мероприятий, при налогообложении прибыли.
С учетом изложенного, организации, привлекаемые в рамках Указа № 1, Указа № 74, к выполнению и (или) финансированию мероприятий в рамках Года благоустройства, вправе включать в 2025 году расходы на выполнение и (или) финансирование таких мероприятий, удовлетворяющие положениям подпункта 2.2 пункта 2 статьи 171 НК, в состав прочих затрат и учитывать их при налогообложении с учетом ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МНС – об отдельных вопросах, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости
В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования ввиду вступления в силу со 2 апреля 2025 г. постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 марта 2025 г. № 11 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5» (далее – постановление № 11) Министерство по налогам и сборам сообщает.
Постановлением № 11 изложен в новой редакции Классификатор дополнительной таможенной информации (приложение 4-1 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования», далее – классификатор).
В отношении товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь в настоящее время (холодильники и морозильники бытовые, шины и покрышки пневматические резиновые новые, велосипеды и велосипедные рамы), включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, далее – перечень) классификатором введены новые дополнительные четырехзначные коды в отношении шины и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
В соответствии с примечанием к перечню товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД и дополнительным четырехзначным кодом по классификатору. Краткое наименование приведено только для удобства пользования.
В отношении товаров классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 в перечне указан дополнительный четырехзначный код 0000, который исключен из классификатора.
Учитывая изложенное, с 02.04.2025 шины и покрышки пневматические резиновых новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, прослеживаемости не подлежат.
Одновременно обращаем внимание, что приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О подлежащих маркировке товарах» определен перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который также включены шины новые, классифицируемые вышеуказанными кодами ТН ВЭД. В соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты (далее – незащищенное СИ), обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
Таким образом, оборот маркируемых незащищенными СИ шин, классифицируемых кодами ТН ВЭД 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0, должен осуществляться с обязательным использованием электронных накладных с указанием информации о нанесенных средствах идентификации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Госстандарт назвал главные приоритеты в сотрудничестве с бизнесом
Инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств и внедрению бережливого менеджмента, должны лежать в основе сотрудничества Госстандарта и бизнеса. На этом во время круглого стола в Молодечненском центре стандартизации, метрологии и сертификации сделал акцент первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили
БЕЛТА в комитете.
Знать потребности регионов, слышать друг друга, открыто говорить о проблемах и решать их сообща, видеть перспективу – основные задачи круглых столов, которые проводятся Госстандартом. Очередное такое мероприятие прошло на площадке Молодечненского центра стандартизации, метрологии и сертификации и собрало более 60 представителей организаций промышленности и бизнеса региона.
«Госстандарт чутко реагирует на запросы предприятий, совершенствуя техническую нормативную базу, которая затрагивает сферы технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, аккредитации, и готов к активному диалогу с промышленностью для работы на результат», – подчеркнул Александр Бурак.
Так, уже утверждена дорожная карта по стандартизации, направленная на разработку новых современных требований к продукции, услугам, инструментам стандартизации в целях содействия экспорту и обеспечению импортозамещения до 2030 года, и завершена разработка программы стратегического развития технического регулирования Беларуси до 2030 года, где отражены приоритеты развития инфраструктуры качества по всем направлениям. В прошлом году были, кроме того, утверждены концепции развития государственной метрологической службы и эталонной базы Беларуси до 2030-го. Эти концептуальные документы в сфере метрологического обеспечения разработаны с учетом текущих вызовов и потребностей экономики.
Вместе с тем одна из глобальных задач, которая поставлена перед Госстандартом в рамках пятилетки качества, – организация подготовки проекта программы «Качество» до 2030 года. В этой связи важный посыл первого заместителя председателя Госстандарта бизнесу – инициативность и тесное взаимодействие, будь то работа в технических комитетах по стандартизации с отстаиванием своих интересов или по созданию новых эффективных производств, внедрению бережливого менеджмента.
При этом Александр Бурак отметил достойную инфраструктуру испытательных и измерительных возможностей Молодечненского ЦСМС, подчеркнув ее значимость для региона с учетом его экспортно ориентированного и инновационного развития.
По информации
БЕЛТА
О продлении срока реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 21 февраля 2025 г. принято решение № 17 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 2» (решение № 17), в соответствии с которым срок реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза продлен до 30 июня 2025 г.
Также решением № 17 ЕЭК совместно с уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза поручается подготовить и представить на рассмотрение:
Евразийского межправительственного совета (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения о начале функционирования механизма прослеживаемости на постоянной основе;
Совета ЕЭК (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения об утверждении перечня товаров, по которым будет осуществляться прослеживаемость.
Решение № 17 вступило в силу 29.03.2025.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
НАИП: проекты в сфере туризма в Беларуси получат поддержку наравне с производственными
Туризм в Беларуси – одно из приоритетных направлений для инвестирования. Такие проекты получат поддержку наравне с производственными. Об этом заявил журналистам директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский на пресс-конференции, приуроченной к проведению III Белорусско-российского туристического конгресса, передает корреспондент
БЕЛТА.
Дмитрий Красовский рассказал, что Национальное агентство инвестиций и приватизации можно назвать «одним окном для инвестора». Здесь в том числе работают с потенциальными финансовыми партнерами на стадии бизнес-идеи. «Сегодня на сопровождении находятся 74 инвестора из 21 страны с потенциалом инвестирования в полмиллиарда долларов и созданием 2 тыс. рабочих мест. Туризм для нас является одним из приоритетных направлений деятельности», – подчеркнул он.
Вместе с тем пока количество проектов, которые касаются индустрии гостеприимства, незначительное. В их числе руководитель НАИП назвал строительство многофункционального отеля и установку смотровых биноклей в Минске, создание спа-комплекса и площадки для размещения палаточного городка.
Дмитрий Красовский подчеркнул, что в республике готовы поддержать региональные инициативы в рамках программы Банка развития. «Туризм, по сути, по важности приравнен к промышленному производству в регионах, – отметил он. – Уже несколько проектов отобраны. Это небольшие гостиницы, комплексы, парк-отели».
По информации
БЕЛТА