Получить справку об одноразовой субсидии на строительство или покупку жилья можно онлайн
Получить справку об одноразовой субсидии на строительство или покупку жилья можно онлайн. Об этом БЕЛТА сообщили в Национальном центре электронных услуг.
С 1 июля на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга» доступна новая административная процедура 200.1.3.9 «Выдача справки о предоставлении (непредоставлении) одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения». Ее органом-регулятором является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Административная процедура доступна для заказа гражданам Республики Беларусь со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации БЕЛТА
Госпрограмма по строительству жилья на 2026–2030 годы скоро будет принята в Беларуси. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Совет Министров Беларуси постановил утвердить Концепцию государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года 13 марта этого года. По словам Инны Пинковской, один из соответствующих предписаний обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий по реализации концепции. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, добавила она. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты.
«В плане будут отражены нормативные правовые акты, которые необходимо будет принять в рамках реализации концепции, – рассказала Инна Пинковская. – Одним из документов будет Государственная программа «Строительство жилья» на следующую пятилетку. В ней уже будут определены конкретные цифры: сколько мы будем строить, какое жилье мы будем строить, для каких категорий граждан. То есть это детализированные направления».
По информации БЕЛТА
Минстройархитектуры вырабатывает критерии для реновации жилья на ближайшие пять лет. Об этом рассказала заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики – начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Концепция государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года утверждена Правительством 13 марта. «Если говорить о подходах, то на эту пятилетку у нас как таковой жилищной концепции не было. Была программа строительства жилья, а сейчас уже идет последний год пятилетки», – отметила Инна Пинковская.
Концепция, по сути, отражает основные направления в жилищной политике государства, которые потом уже подробно расписываются в соответствующих программах. Что касается основных направлений жилищной концепции до 2030 года, это в первую очередь уклон на реновацию существующего жилищного фонда. «Ни для кого не секрет, что со временем существующий жилищный фонд морально и физически устаревает и его нужно, естественно, обновлять. Речь идет о том, что на уже существующей инженерной инфраструктуре строятся новые жилые дома. Например, уже начата работа, в том числе профильными институтами Минстройархитектуры, по разработке концепции реновации жилфонда в следующие пять лет. Это одно из направлений таких глобальных», – обратила внимание замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
По российскому примеру под реновацией жилых домов подразумевается не просто капитальный ремонт, а снос и строительство нового здания. «Наши институты работают по поводу того, чтобы определить основные направления. Обсуждаются критерии, которые нужно выработать для сноса того или иного дома, а также источники финансирования. Нужно определиться с тем, как будут реализовываться имущественные права граждан, которые проживают в этом фонде», – пояснила Инна Пинковская.
Если говорить о самой Концепции жилищной политики, то один из соответствующих предписаний постановления обязывает Минстройархитектуры совместно с заинтересованными в двухмесячный срок утвердить детальный план мероприятий. Поэтому в течение двух месяцев план будет составлен, подчеркнула замначальника главного управления. В нем будет четко прописано, какие нормативные документы должны быть приняты в рамках реализации концепции.
По информации БЕЛТА
Интернет-магазины будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Нововведения вступают в силу с 11 июля 2025 года. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
«С 11 июля 2025 года устанавливается ряд обязательств для интернет-площадок. Это, во-первых, обеспечение заключения договора путем заполнения покупателем электронной формы заказа. Почему для нас это важно с точки зрения защиты прав потребителей? Потому что фиксируется юридически значимое действие. И обратите внимание – должна быть возможность проверки заказа и исправления ошибок до завершения оформления. А то могло получиться так – оформили заказ, поторопились, нажали кнопку, а там какая-то ошибка была небольшая и приходит не тот товар. Попробуй потом доказать, что ты хотел не это. А если это еще товар, который не подлежит обмену и возврату, то потребитель понес необоснованные затраты», – сказала Инна Гаврильчик.
Также с 11 июля должна быть обеспечена техническая возможность подачи покупателем обращений в электронной форме о нарушении его прав и получения ответа на них. «На сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, для иных организаций нет. А если офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, то неудобно поехать оставить претензию. Поэтому субъекты обязаны будут рассматривать и электронное обращение», – отметила представитель МАРТ.
Также владелец интернет-площадки будет обязан предоставлять покупателю подтверждение заключения договора. Он должен будет принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о торговле и защите прав потребителей, защите информации, в том числе персональных данных, пресекать реализацию на интернет-площадке товаров, ограниченных в обороте, а также не соответствующих требованиям законодательства. Необходимо будет и оказывать содействие потребителям в защите прав, предусмотренных законодательством.
По информации БЕЛТА
В январе Президент подписал Указ № 38, которым внесены изменения в условия предоставления и использования арендного жилья. Документ существенно расширит возможности получения такого жилья наиболее востребованными специалистами, а организациям позволит удержать ценные кадры за счет решения жилищного вопроса. Разбираемся, кто сможет претендовать на квадратные метры и какие еще новации предусмотрены документом.
Право на квадратные метры
Квалифицированные специалисты нужны в любом регионе, не только в Минске. Именно поэтому новый указ направлен на то, чтобы поддержать кадровую составляющую путем решения жилищного вопроса, объясняет начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ольга Герман:
– Указом расширяются компетенции местных органов власти на принятие решений о предоставлении арендного жилья работникам наиболее востребованных профессий. Фактически документ расширяет категории лиц, которые будут иметь право на получение арендного жилья при возведении многоквартирных жилых домов типовых потребительских качеств. Допустим, где-то требуется врач-нейрохирург – такому специалисту смогут предоставить арендное жилье, если он войдет в перечень востребованных профессий. Данные перечни будут утверждаться местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома, других структурных подразделений.
Важный нюанс – долю строящегося арендного фонда будут определять облисполкомы и Минский горисполком, на спецсчетах которых аккумулируются средства, поступающие от населения за найм арендного жилья, замечает Ольга Герман:
– Что касается заселения освобождающегося жилья, то в данной ситуации действуют нормы статьи 111 Жилищного кодекса: 40 процентов фонда распределяется среди лиц, которые имеют первоочередное право на заселение в связи с характером трудовых или служебных отношений, оставшиеся 60 процентов распределяются местными исполнительными и распорядительными органами в общеустановленном порядке, то есть среди граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Одно из условий предоставления арендного жилья – отсутствие у работников в собственности, а также во владении и пользовании иного жилья по месту работы.
Ремонт на свой вкус
Второй блок указа предусматривает возможность предоставления арендного жилья гражданам в общеустановленном порядке (не на период трудовых отношений) с возможностью выполнения ремонта за счет собственных средств. Соответственно, в таком случае исполком принимает решение об освобождении нанимателя от платы за пользование соразмерно внесенным средствам, поясняет Ольга Герман:
– Данные положения перешли в 38-й из 112-го Указа, который, как показала практика, стал довольно популярен. Граждане готовы на такие меры. Тем более что преимуществ масса: человек делает ремонт так, как ему нравится. Конечно, есть смета. Она утверждается государственной организацией, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение. По согласованию с этой организацией наниматель вправе сделать ремонт с учетом своих вкусовых предпочтений: например, положить ламинат, заменить двери и окна, а не просто их покрасить.
СПЛОШНАЯ ВЫГОДА
На наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с получением и использованием арендного жилья, попросили ответить заместителя директора по правовым и жилищным вопросам КУП «Минские городские общежития» Алексея Котенёва.
– Где можно получить информацию о наличии арендного жилья?
– Информация о наличии арендного жилья (адрес, характеристика жилого помещения, ориентировочный размер платы за пользование, общая стоимость ремонта согласно смете) размещается на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения квартир.
– Куда обращаться за предоставлением такого жилья?
– В службу «Одно окно» местного исполкома. При себе необходимо иметь паспорт.
– На какой срок заключается договор об арендном жилье?
– В зависимости от способа предоставления арендного жилья договор заключается на период работы (службы) или на срок до пяти лет. Во втором случае, если наниматель должным образом исполняет свои обязанности (исправно оплачивает аренду жилья, не имеет задолженности за жилищно-коммунальные услуги, не нарушает правила проживания), то договор может продлеваться на новый, в основном пятилетний, срок неограниченное количество раз. Более того, член семьи нанимателя, проживающий совместно с ним, вправе написать заявление о признании его нанимателем жилого помещения. Получается, населению выгодно не строить собственное жилье, а пользоваться арендным, которое находится в государственной собственности.
– За что могут выселить из арендного жилья?
– Например, за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и (или) платы за пользование арендным жильем либо за нарушение правил проживания. Они такие же, как и для других жителей многоквартирных домов: не шуметь после 23:00, содержать квартиру в надлежащем санитарном состоянии, не мусорить в подъезде. Если жилье предоставлено в связи с характером трудовых (служебных) отношений, то в случае их прекращения гражданин подлежит выселению. Также наниматель обязан освободить арендное жилье, предоставленное в связи с характером трудовых (служебных) отношений, в случае, если он или члены его семьи получили во владение и пользование либо приобрели в собственность в данном населенном пункте жилое помещение общей площадью 15 квадратных метров и более на одного человека (в Минске – 10 квадратных метров и более, в населенном пункте Минского района – 15 квадратных метров и более).
– Как рассчитывается плата за пользование арендным жильем?
– Она рассчитывается по формуле: общая площадь квартиры × 0,2 от базовой величины × коэффициент экономико-планировочной зоны (определяются в зависимости от места нахождения жилья, в Минске таких зон пять: в центре города он наиболее высокий – 1,5, в спальном районе – 0,5). Если жилье предоставляется в связи с характером трудовых отношений, может применяться понижающий коэффициент: в Минске – 0,2, в других населенных пунктах – 0,1.
– Если наниматель делает ремонт за счет собственных средств, компенсируются ли ему затраты?
– Чтобы граждане получали арендное жилье в максимально короткие сроки, руководством города было принято решение распределять большую часть такого жилья без проведения ремонта. Соответственно, он выполняется нанимателем, а затраченные средства компенсируются за счет невзимания в определенный период времени арендной платы. Эта практика оправдала себя. Люди стремятся воспользоваться такой возможностью. Смету на ремонт утверждает организация, на балансе которой находится квартира.
Виктория Держанович, « Знамя юности», 14 марта 2025 г.
Традиционно в преддверии Дня Конституции, 14 марта, сотрудники Национального кадастрового агентства с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону: +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости осуществления административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации БЕЛТА